Я получил возможность для самовыражения себя, своих мыслей, желаний. И самое главное - место для выражения своего достоинства. Мы в большинстве разучились понимать и чувствовать собственное достоинство. Для любого молодого человека в Советском Союзе культивировался и внушался культ коллективизма. Вообще то это закон выживания волчьей стаи.
Закон жизни в животном мире. Распределение по рангам, получаемое по праву рождения. Такая модель, повторяющая природное устройство стаи копировалась архаичными, не цивилизованными государствами. Власть переходила наследованием управления от отца к сыну. Цари и короли всё передавалось по мужской линии. Наследование женщинами было исключением для сохранения непрерывности царствующей династии.
В Советском Союзе воспитание и становление подрастающего поколения проводилось командными методами. Основой был конвейерный переход от одной ступени к другой
Сначала все становились октябрятами. В классе тебе без проволочек прикрепляли на куртку пяти конечную звёздочку с изображением кудрявого ребёнка Ленина. И объявляли, что теперь ты стал Октябрёнком. Далее через год самых достойных принимали в пионеры. Каким было определение достоинства для пионера точного определения тогда ещё не придумали. Всё ограничивалось определением первопроходцев на основе пионеров покорителей Американского континента. Такое сокрытое предназначение где-то чего-то покорять и присоединять. В качестве исторического примера уже фигурировал неизвестный, лохматый и бородатый Свирепого вида Ермак. Зачем-то покоряющий неведомую Сибирь. Во всей дальнейшей жизни Сибирь становилась понятием. Чего-то страшного, далёкого и холодного. Это визуально закреплялось картиной Сурикова, где в зимних санях ссылают боярину Морозову в Сибирь. И декабристов, поднявших восстание против царского произвола повесили не всех. Из милости с семьями сослали туда же в Сибирь.
Следовало брать с них пример и всегда во всём быть первыми. Довольно не определённое и размытое в направлении движения напутствие.
Сейчас можно сказать об этом "Нужно бежать впереди паровоза". Меня в третьем классе в первую партию приёма пионеров не включили. Их принимали на территории шефов школы Хлопкопрядильной фабрики у памятника В. И. Ленина. Торжественность происходящего усиливало звучание Гимна СССР. Помню, меня это огорчило и расстроило. Возможно, поэтому для меня дальнейшая ступень вступления в комсомол стала совершенно не впечатляющей и не интересной. На классном собрании коллектив учеников решил, что я не достоин вступления в эти ряды строителей коммунизма. Дело было в 9 классе. Ну, не достоин и ладно. Повторные собрания для рекомендации вступления и представления кандидата на обсуждение в Райкоме Комсомола уже я игнорировал и не поддался на уговоры. Не испугала опасность не поступить в ВУЗ, не будучи комсомольцем. Тогда никуда поступать я не планировал. Примерно в то время, тогда появился, если не ошибаюсь "Кодекс строителя Коммунизма". Его надо было знать наизусть и выполнять. Качество оценки выполнения отдавалось на самотёк каждому. Получилась обычная лозунговая болтовня. Её последовательно меняли на "Выполнить пятилетку за два года". Далее всю ускоренно выполненную халтуру стали аттестовать "Знаком качества". Заграничные изделия, не имеющие таких знаков всегда имели приоритет для приобретения. И доступны были в магазинах "Берёзка", торгующих за валюту. Или у неизвестно где их берущих спекулянтов уже дороже.
У меня было другое увлечение. В пятом классе в домашней библиотеке нашёл Справочник Юного пионера. За достоверность названия ручаться не могу, больше 60 лет прошло. Книга содержала информацию для умелых рук. Меня заинтересовал раздел радиотехники. С детекторного приёмника всё и началось. Чем всё продолжится в следующей заметке.