Амавата — ревматоидный артрит
Публикация в международном научно-практическом журнале "Традиционная медицина. Восток и Запад", № 2 (13) том 4, 2007, Новосибирск
Существует три основных типа мышечно-суставных болезней, описанных в Аюрведе — амавата, сандхивата и ваташонита. При проведении параллелей с современной номенклатурой болезней Амавата наиболее соответствует ревматоидному артриту, сандхивата — артрозу и остеоартриту, ваташонита — подагре. Амавата (आमवात) — это болезнь с хроническими болями в суставах и мышцах, иногда с отеками суставов. Эти симптомы обычно сопровождаются скованностью и ограннностью движений, снижением аппетита, потерей остроты восприятия, жаждой, несварением, потерей энтузиазма, чувством тяжести и повышением температуры тела. Если болезнь прогрессирует, боли становятся очень интенсивными, жгучими и начинают перемещаться. Мочеиспускание становится скудным и частым. Нарушается сон. Пищеварение продолжает ухудшаться, возникают кишечные спазмы, запоры, тошнота и рвота. Часто бывают головокружения с чрезмерным потоотделением, скованность в суставах усиливается. Все эти симптомы, описанные в древних источниках, наиболее схожи с теми, совокупность которых обычно диагностируется как ревматоидный артрит в современной медицине. Данная патология встречается у 0,3 — 1,5% популяции и в 2−3 раза чаще у женщин, чем у мужчин, чаще всего в возрасте от 30 до 60 лет, хотя этой болезни подвержены люди всех возрастов. Тяжесть проявления колеблется от олигоартикулярного варианта течения с отсутствием или очень незначительными повреждениями отдельных суставов до полиартрита с обширными и значительными повреждениями.
Причины ревматоидного артрита — открытая тема среди патологов, которые продолжают колебаться между аутоиммунной и инфекционной теориями или указывают обе эти причины. Соответственно лечение состоит из приема нестероидных противовоспалительных препаратов, кортикостероидов, иммуносупрессивных и симптоматических средств. К несчастью все эти препараты имеют множество неприятных и потенциально опасных эффектов, среди которых поражение ЖКТ, печени и почек, иммунодефицит и так далее. Кроме того, они не способны остановить развитие данной патологии. В отличие от современной медицины Аюрведа дает более ясную этиологическую и патологическую модель, позволяющую выработать наиболее правильную стратегию лечения и добиться реальных результатов. Эта модель проверена опытом тысячелетий. Лечение очень эффективно и не дает каких-либо побочных эффектов даже после длительного применения лекарственных средств, очистительных и физиотерапевтических мероприятий. По этим причинам интерес к Аюрведическим методам лечения ревматоидного артрита неуклонно растёт во всём мире.
Исторический экскурс
Два наиболее древних текста Аюрведы — Сушрута Самхита (XI век до РХ) и Чарака Самхита (VIII век до РХ) описывают симптомы, связанные с болью и отеками суставов, но не выделяют амавату как отдельную нозологию. Оба текста описывают эти симптомы как сопровождающие избытки Ватадоши и относят их к Ватавйадхи — болезням Ваты. В соответствии с Чаракой, когда Вата поражает астхи (кости), она вызывает болезненную припухлость и скованность суставов. Сушрута указывает также на возможность воспаления и деформации суставов. Гораздо позже в VI веке, Вагбхатта в своей Аштанга Хридайам Самхите описал другое схожее состояние, назвав его ваташонита. Но, несмотря на схожие симптомы, этиология этого заболевания отлична от этиологии амаваты. Симптомы и этиология ваташониты наиболее схожи с современным описанием подагры. Термин амавата, и подробное описание данной болезни мы впервые встречаем в Мадхава Нидане, написанной Мадхавакарой в восьмом веке.
Значение термина
Термин амавата состоит из двух санскритских слов: Вата и ама. Вата это одна из трех дош. Этимологически слово Вата означает «то, что передвигает». Ватадоша является движущей и мотивирующей силой в человеческом теле и отвечает за инициацию любого рода активности. Две другие доши (Питта и Капха) считаются неподвижными в отсутствие Ватадоши. Местом наиболее выраженного присутствия Ваты в теле является область ниже пупка — в основном толстый кишечник. Здесь Вата обеспечивает правильную и своевременную элиминацию отходов. Среди трех дош Вата наиболее тонкая и легко поражается. Дисбаланс Ваты всегда стоит за любой физиологической дисфункцией. Основными качествами Ваты являются холод (сита), легкость (лагху) и сухость (рукша). Ама в переводе с санскрита означает — «непереваренное». Когда пищеварительный огонь слаб, это влечет за собой накопление «недопереваренной пищи» — метаболических токсинов в ЖКТ, которые, благодаря движущей силе Ватадоши начинают циркулировать и затем откладываться в тканях, замедляя, ухудшая и препятствуя правильному метаболическому процессу. Ама имеет жирорастворимую природу. Ревматоидные патологические состояния всегда начинаются с избытка и соединения амы и Ваты.
Этиология (нидана)
Клиническое описание болезни и ее причины в Аюрведе называется нидана, что означает причина. На практике же нидана это не только наука о причине болезни, но также описание патогенеза и клинических методов обследования пациента. Кроме того, Аюрведа включает в этиологию духовные и психологические причины, а также уклад жизни, пищевые пристрастия, поведенческие факторы и т.д.
Мадхава Нидана описывает три основных причины амаваты:
1. Слабость пищеварения
Когда огонь пищеварения (джатарагни) слаб, накапливается ама, что в свою очередь влечет за собой неправильное всасывание питательных веществ, дисбаланс дош, еще большую слабость огня пищеварения, снижение оджаса — силы сдерживающей патологические тенденции. Ама разносится по телу и откладывается в тканях.
2. Неправильная диета
* пища, неподходящая по сезону или без учета биоклиматических условий
* вошедший в привычку несвоевременный приём пищи
* пища, не подходящая по конституции человека
* загрязненная или испорченная пища, рафинированные продукты, тяжелые и токсичные продукты
3. Отсутствие физических упражнений и малоподвижный образ жизни
Физические упражнения являются важным аспектом диначарйи — ежедневной деятельности, рекомендованной Аюрведой. В данном случае отсутствие физических упражнений ведет к плохому кровоснабжению и недостаточному удалению токсинов из периферических частей тела.
Патогенез (сампрапти)
Мадхава Нидана утверждает, что слабый пищеварительный огонь (мандагни) ведет к накоплению амы в ЖКТ. Затем ама абсорбируется через кишечную стенку и за счёт избыточной возбуждённой Ваты начинает двигаться к местам локализации Капхи в теле. Ама ищет подобие, чтобы локализоваться. Суставы соединяются с помощью Капхи, которая также питает и защищает суставные поверхности. Как и ама, Капха является тяжелой (гуру), влажной и жирной (снигдха), а также и холодной (сита) по природе. По причине этого подобия первой из дош смешивается с амой именно Капха. Вскоре циркуляторные каналы (дхамани), которые питают области Капхи, переполняются амой и нарушается нормальная циркуляция. Вслед за этим остальные доши подключаются к патологическому процессу. Для восстановления баланса тело инициирует воспаление (Питта) чтобы переварить накопленную аму. Вата также активно участвует в процессе, вызывая сухость и дегенерацию суставных поверхностей.
Хотя амавата является преимущественно болезнью Ватадоши, она дифференцируется на три основных подтипа — Вата, Питта и Капха. Подобная дифференциация дает врачу возможность более правильного и точного подхода к лечению. Когда Питта соучаствует в патологическом процессе возникает жгучая и острая боль, суставы краснеют и пациент чувствует в них жар. При Вата-типе боль также сильна, перемещается с места на место, но жжение не ощущается. Если Капха соучаствует в процессе боль тупая, но больше проявлена скованность, часто сочетающаяся с ощущением зуда. Также могут быть комбинации любых двух или всех трех дош. Если одна доша вовлечена в процесс, то болезнь лечится легко. Если две, ситуация более сложна, но разрешима. Если все три доши — болезнь считается неизлечимой. Также, если имеется мигрирующая боль и сильное сочетанное воспаление суставов кистей, стоп, пяток, головы, крестца, коленей и бедер амавата неизлечима.
Лечение (чикитса)
Существует четыре основных положения в лечении амаваты:
* Поддержка и усиление Агни
* Стабилизация Ваты
* Удаление амы из тела
* Восстановление поврежденных тканей и оджаса
Шамана чикитса — паллиативные меры
Монодиета
Для избавления тела от амы и усиления пищеварения используют монодиету. Она состоит только из вареного риса басмати и супа из лущеного мунг дала (фасоль золотистая — Phaseolus aureus), известного в Средней Азии под названием маш. В суп добавляют панчаколу, лекарственный состав, состоящий из плодов и корня пиппали (перец длинный — Piper longum), плодов чавйа (перец чаба — Piper chaba), корней читрака (свинцовка цейлонская — Plumbago zeylanica) и шунти (имбирь лекарственный — Zingiber officinalis), собранных в равных частях. Такой диете следуют в течение одного-двух месяцев. В то же время предписывают принимать очищенную камедь гуггула (мирт арабский — Commiphora mucul) или классические формулы на его основе для скорейшего очищения от амы, уменьшения воспаления суставов и утоления боли. Чаще всего используют Йогарадж гуггул. Если имеются сопутствующие патологии, применяются и другие составы на основе гуггула. Например, Гокшуради гуггул рекомендован для пациентов, которые также страдают от болезней почек, Пушкарамула гуггул — при сердечных болезнях, Канчанар гуггул — при лимфоаденопатиях и так далее.
После курса монодиеты пациента возвращают к нормальной диете, предписанной для его конституционального типа, но с некоторыми специфическими акцентами. Диета должна быть легкой и легко усваиваться. Больше горького и острого вкуса для стимуляции пищеварения и удаления амы. Имбирь, асафетида и другие острые специи должны использоваться в пищу, как специи. Из жиров и масел применяют только гхи — топленое коровье масло и тайлу — кунжутное масло. Много зелени и овощей. Тяжелая, сырая и холодная пища исключается, включая молоко и молочные продукты, рафинированную муку, мясо (особенно свинину) и любые вязкие и липкие продукты, вызывающие закупорки каналов. Во многих случаях запрещаются пасленовые (картофель, перцы, помидоры), кукурузная мука, пшеница и соя.
Матра басти
Для удаления жирорастворимых токсинов из кишечника и тканей, а также для контроля и стабилизации Ватадоши назначаются ежедневные клизмы с теплыми лекарственными маслами, называемые матра басти. Объем такой клизмы — 75 мл. Используются масла на основе кунжутного, сваренные особым способом с лекарственными травами, молоком и другими компонентами. Наряду с другими традиционными маслами, чаще всего для матра басти используют Дханвантарам тайлу. Можно использовать смесь кунжутного и касторового масел в пропорции 3:1. Пациент должен лежать на левом боку. Для клизмы традиционно используют специальные клистиры. Можно использовать шприц Жане и катетер. Важно чтобы при постановке клизмы в кишечник не попадал воздух, введение масла было плавным и медленным. Резиновые груши категорически не подходят для данной процедуры. Матра басти ставят через 15−30 минут после еды. Зимой и весной ранним утром, летом и осенью ранним вечером. Матра басти не требует предварительного масляного массажа и прогревания, хотя, если условия позволяют это будет не лишним.
Масляный массаж и прогревание
Масляный массаж абхьянга и различные виды локального и общего прогревания назначаются повторяющимися курсами, но их можно применять и постоянно. Классические масла, чаще всего используемые для массажа при амавате — Маханараяна тайла, Коттамчуккади тайла, Брихат саиндхавадйа тайла. Если очень выражена боль применяют Прабханджанам тайлу. Можно также использовать кунжутное или касторовое масло. Нужно втирать предписанное лекарственное масло в пораженные суставы, а лучше во все тело. После чего суставы или все тело нужно прогреть. Это нужно для того, чтобы ама, залегающая глубоко в тканях и суставах растворилась маслом, стала более текучей и подвижной от тепла, отделилась и пришла в движение. Это позволяет легко удалить ее из пораженных суставов и направить обратно в ЖКТ, для дальнейшей элиминации из тела.
Припарки — лепа
Для удаления амы применяются также припарки из трав, обладающих горьким и острым вкусами, а также противозастойным действием, такие как дхаттура (дурман вонючий — Datura stramonium), шунти (имбирь лекарственный — Zingiber officinalis), харитаки (миробалан кабульский — Terminalia chebula), куштха (горькуша лопуховая — Saussurea lappa), расна (ванда шахматная — Vanda tesselata), вача (аир болотный — Acorus calamus). Важно смешивать травы, используемые для припарок при амавате с кунжутным и касторовым маслами. Также в припарки добавляют каменную соль (саиндхава) и кислое молоко. В период обострения воспаления нужно применять припарки очень осторожно.
Физические упражнения — вьяяма
Регулярные физические упражнения — важный аспект в лечении амаваты. Они необходимы для усиления циркуляции в пораженных частях тела, что также способствует удалению амы. Вагбхатта во второй главе Сутрастханы Аштанга Хридайам рекомендует делать упражнения в половину силы зимой и весной и с еще меньшей силой летом и осенью, пока пот не выступит на лбу и подмышками. Обычно мягкие нагрузки, такие как ходьба или простые асаны хатха-йоги рекомендуются с начала лечения.
Травы, принимаемые внутрь для лечения амаваты
* Ашвагандха (витания снотворная — Withania sosmnifera)
* Бхаллатака (чернильное дерево — Semecarpus anacardium)
* Бхутала (куркулиго орхидный — Curculigo orchioides)
* Читрака (свинцовка цейлонская — Plumbago zeylanica)
* Эранда (клещевина обыкновенная — Ricinus communis)
* Горакша (прутняк китайский — Vitex negundo)
* Гуггул (мирт арабский — Commiphora mukul)
* Харитаки (миробалан кабульский — Terminalia chebula)
* Париджата (жасмин ночной — Nyctanthes arbor tristis)
* Каранджа (понгамия голая — Pongamia glabra)
* Каламегха (андрографис метельчатый — Andrographis paniculata)
* Купилу (орех рвотный — Strychnos nux-vomica)
* Мадхуяшти (солодка голая — Glycyrrhiza glabra)
* Пунарнава (берхавия раскидистая — Boerrhavia diffusa)
* Расна (ванда шахматная — Vanda tesselata)
* Расона (чеснок посевной — Allium sativum)
* Шунти (имбирь лекарственный — Zingiber officinalis)
* Ватсанабха (аконит свирепый — Aconitum ferox)
* Виданга (эмбелия смородиновая — Embelia ribes)
* Йавасака (верблюжья колючка — Alhagi pseudalhagi)
Шодхана чикитса — очистительная терапия
Панчакарма
Традиционно для радикального лечения амаваты применяют методы панчакармы. Панчакарма включает в себя очистительные процедуры, такие как лечебная рвота (вамана), послабление (виречана), клизмы (басти) и очищение через нос (насйа). Лечение следует проводить в клинических условиях, очень осторожно и под постоянным наблюдением опытного врача, во избежание осложнений. Из очистительных процедур в основном используются клизмы. Рвота и слабительные процедуры применяются редко, лишь в случаях крайней необходимости, когда есть значительные избытки Капхи и Питты. Чаще всего чередуются масляные и очистительные клизмы на основе отваров, либо только масляные. Клизмы очень важны в лечении амаваты, так как толстый кишечник — обитель Ваты и основное место через которое ама покидает тело.
Пурва карма — предварительные действия
Перед назначением очищения обязательно проводятся подготовительные процедуры (пурва карма). Они включают в себя стимуляцию пищеварения и метаболизма (дипана), начальное пережигание и элиминацию токсинов в пределах ЖКТ (пачана), что занимает обычно около недели. Традиционно при амавате для этих целей используют Вайшванара чурну по три-шесть грамм в сутки. Можно также использовать корень имбиря или Панчаколу, состав, описанный выше. Затем начинают глубокое внутреннее пропитывание лекарственными маслами на основе топлёного коровьего масла (антараснехана), внешнее умащение (бахйаснехана) и прогревание (сведана) в течение семи дней. Хотя пурва карма обычно предшествует основным очистительным процедурам панчакармы, промасливание и прогревание могут применяться отдельно, как уже говорилось выше.
Снеха и анувасана басти — масляные клизмы
Масляные клизмы, применяемые в контексте процедур панчакармы, называются снеха и анувасана басти. Зимой и весной масляные клизмы ставят ранним утром, летом и осенью ранним вечером. Снеха басти имеют объём 300 мл. и применяются для физически и психологически сильных пациентов и если болезнь требует сильного воздействия. Анувасана басти имеют объём 150 мл. и применяются для физически и психологически ослабленных пациентов и если болезнь не требует слишком сильного воздействия. Как и в случае с матра басти чаще всего используется Дханвантарам тайла. Можно использовать смесь кунжутного и касторового масел в пропорции 3:1. Непосредственно перед клизмой должны быть проведены масляный массаж абхьянга и башпасведана — общее паровое прогревание в специальной камере. В парогенератор добавляют Дасамула кватха чурну. Камера устроена так, что голова пациента остается снаружи. После умащения и прогревания пациента моют и кормят легкой пищей. Кишечник и мочевой пузырь должны быть опорожнены. Через 15−30 минут пациент должен лечь на процедурную кушетку на левый бок, вытянув левую ногу и согнув правую. Масло вводят плавно и медленно, во избежание осложнений. Масло должно быть теплым. Если нет специального клистира с таким объёмом, используется шприц Жане. Если объем шприца недостаточен, тогда после вливания первой порции катетер перекрывают зажимом и вновь набирают масло в шприц. Затем опять надевают катетер на наконечник шприца и продолжают введение. Важно следить за тем, чтобы воздух не попадал в кишечник. После постановки клизмы пациент должен лежать на левом боку 10 минут. При возникновении позывов к дефекации их нужно сдержать, после чего они обычно больше не появляются. Затем нужно повернуть пациента на спину, попросить подтянуть ноги, согнутые в коленях к животу и слегка побить ладонями по ягодицам. После чего пациента просят лечь на правый бок и полежать ещё 10 минут. Идеально если масло не выйдет не сразу, а в течение девяти часов после процедуры. Если масло вышло сразу же после введения, процедуру повторяют. Если масло не вышло через девять часов, но нет никаких осложнений, то никаких дополнительных действий не требуется. Чаще всего осложнений не происходит.
Нируха басти — очистительные клизмы
Рецептов очистительных клизм, применяемых при амавате, несколько десятков и они всегда подбираются строго индивидуально. Однако существует общий рецепт очистительной клизмы, применяемый в большинстве случаев и практически не вызывающий осложнений. Он называется Мадхутайлика басти:
* 600 мл. отвара эранда мулы (корень клещевины обыкновенной — Ricinus communis)
* 230 грамм меда
* 230 грамм кунжутного масла
* 15 грамм саиндхавы — каменной соли
* 30 грамм шатапушпа чурны (порошок плодов укропа огородного — Anethum graveolens)
Состав готовится только непосредственно перед процедурой. Ингредиенты смешиваются в посуде со сферическим дном. Во избежание расслоения состава и для предупреждения возможных осложнений ингредиенты смешивают в строгой последовательности. Сначала мед тщательно смешивается с солью, потом добавляется масло и смешивается с медом до образования плотной однородной массы. Затем добавляют порошок плодов укропа и также хорошо перемешивают. В полученную смесь вливается горячий отвар корня клещевины и размешивается специальной мутовкой до однородного состояния. Состав охлаждается до нужной температуры и используется. Очень важно использовать для очистительных клизм классический Аюрведический клистир для нируха басти. Объём вводимого состава большой, он густой и всегда содержит в себе порошок, который забивает обычные катетеры и наконечники. Поэтому кружка Эсмарха или шприц Жане не подходят для данной процедуры.
amavat11
Аюрведический инструмент для постановки клизм басти янтра состоит из специального металлического наконечника басти нетра с достаточно широким внутренним просветом, а также мешка для лекарственного состава, называемого басти путака. Размер наконечника выбирается в соответствии с возрастом пациента. В настоящее время в качестве материала для мешка чаще всего используют полиэтилен. В древности использовали специально выделанный мочевой пузырь различных животных. Условия для постановки очистительных клизм такие же, как и для масляных. Однако перед очистительной клизмой пациента не кормят, напротив его желудок должен быть пуст. Состав, вместе с амой и избыточными дошами, должен выйти не позднее чем через одну мухурту — 48 минут. Если состав вышел незамедлительно — нужно повторить процедуру. Лучшее время для очистительной клизмы с шести до восьми часов утра. Попросите пациента не зевать, не кашлять, не говорить, не смеяться и не двигаться в момент постановки клизмы. Вводить состав нужно уверенно, без рывков, не слишком быстро и не слишком медленно. Воздух не должен попасть в кишечник, поэтому, немного жидкости оставляют в мешке. После того как состав вышел, пациент должен отдохнуть, а затем принять тёплую ванну с отварами трав, успокаивающих Вату. Очистительная клизма никогда не ставится без предварительной и завершающей масляных клизм, которые применяются в предыдущий и последующий дни. Иногда завершающую масляную клизму ставят в тот же день вечером.
Объёмы масляных и очистительных клизм, в зависимости от возраста
Возраст
1 год
До 12 лет
12 лет
До 18 лет
18−70 лет
После 70 лет
Снеха басти
12 мл.
+12 мл. на каждый последующий
год
150 мл.
+25 мл. на каждый последующий
год
300 мл.
240 мл.
Нируха басти
50 мл.
+ 50 мл. на каждый последующий
год
600 мл.
+ 100 мл. на каждый последующий
год
1200
мл.
960 мл.
Классические схемы постановки клизм
Существует три традиционных схемы — йога, кала и карма басти.
Йога басти занимает восемь дней. В первый день ставят масляную клизму. На следующий день — очистительную. Процедуры чередуются шесть дней. Последние два дня — масляная клизма.
Кала басти занимает шестнадцать дней. Цикл также начинается с масляной клизмы. Процедуры чередуются двенадцать дней. Последние четыре дня — масляные клизмы.
Карма басти занимает тридцать дней. Цикл начинается с масляной клизмы. Процедуры чередуются двадцать четыре дня. Последние шесть дней — масляные клизмы.
Последующие действия
Обычно, если из очистительных мероприятий применяются только клизмы, никаких дополнительных восстановительных действий не требуется. Можно сразу переходить к расаяна карме — приему симптоматических и регенерирующих лекарственных средств.
Расаяна карма
После панчакармы для приёма внутрь рекомендуются различные лекарства. Начиная с простых, таких как травы, перечисленные выше, до очень сложных, включающих в себя неорганические и ядовитые компоненты. Общее между этими препаратами — их способность помогать удалению амы, поддерживать пищеварение и метаболизм на должном уровне, а также противовоспалительные, болеутоляющие и регенерирующие свойства.
Список некоторых из наиболее часто применяемых традиционных средств Аюрведы для лечения амаваты
Гуггулы — препараты на основе гуггула:
* Канчанар гуггул
* Гокшуради гуггул
* Трайдашанга гуггул
* Йогарадж гуггул
* Вйошади гуггул
* Ватари гуггул
* Симханади гуггул
* Пушкарамула гуггул
Расы — препараты, включающие соединения ртути:
* Раса парпати
* Ананда бхайрава раса
* Махалакшми вилас раса
* Сарванабхупати раса
* Брихат вата чинтамани раса
* Мритйунджайа раса
* Ватагаджанкуша раса
Кватхи — травяные сборы для приготовления отваров:
* Раснади кватх
* Маха раснади кватх
* Гудучи кватха
* Шунти гудучи кватха
Лехьи — лекарственные джемы:
* Дасамула харитаки
Чурны — порошки из трав:
* Аджамодади чурна
* Нимбади чурна
* Вайшванара чурна
Гхриты — препараты на основе коровьего топленого масла:
* Амрита гхрита
* Раснади гхрита
* Гуггултиктака гхрита
Тайлы — масла для наружного применения:
* Брихат саиндхавадйа тайла
* Коттамчуккади тайла
* Маханараяна тайла
* Прабханджанам тайла
Бати — пилюли:
* Чандрапрабха бати
Бхасмы — зольные препараты:
* Тамра бхасма
* Сварна бхасма
Список литературы:
* Amavata Vijnana : Rheumatology in Ayurveda — Ashwini Kumar Sharma. Varanasi, Chaukhambha Pub., 2005
* Understanding Rheumatoid Arthritis — Sanjeev Rastogi. Delhi, Pratibha, 2001
* Rheumatoid Arthritis, Osteoarthritis and Gout — Lakshmi Chandra Mishra, CRC Press LLC, 2000
Источник:
http://ayurveda.kz