Шумеры — народ, заселявший Южное Междуречье (междуречье Евфрата и Тигра на юге современного Ирака) на заре исторического периода. Шумерам принадлежит изобретение клинописного письма, возможно — колеса, обожжённого кирпича, системы орошения и пива.
Шумерский пантеон богов функционировал как ассамблея во главе с богом-царём. Ассамблея состояла из групп, основная группа известная как «Великие Боги» состояла из 50-ти божеств и, по верованиям шумеров, вершила судьбу человечества.
Согласно шумерскому варианту космогонического мифа, первичной стихией мира являлся водный хаос, кишевший чудовищами. В его недрах зародилась твердь в виде огромной горы, вершиной которой был бог неба Ан (Ану), изображаемый с рогатой тиарой на голове. Плоское дискообразное основание же тверди мыслилось богиней земли Ки.
У неба и земли стали рождаться дети-боги, важнейшим из которых является Энлиль (аккадский Эллиль) – "господин", бог воздуха. Он разделил небо и землю и стал фактическим верховным божеством Шумера и Аккада (Ану представляли находящимся очень далеко и мало вмешивающимся в дела мира). Детьми Энлиля были Нанна (Син) – бог луны, Уту (Шамаш) – бог солнца, Нинурта/Нингирсу – бог войны, Нергал – подземное божество, обладающее губительными функциями.
Занимая верховное место в пантеоне, Энлиль, тем не менее, зависел от совета нескольких великих богов. Однажды, он увидел купающуюся юную Нинлиль и овладел ею. За это общим решением он был изгнан в преисподнюю. Но Нинлиль, которая в чреве своем уже носила ребенка – Нанну, последовала за Энлилем. Существовало незыблемое правило, согласно которому всякий, кто попадал в "страну без возврата", если и покидал ее, то обязан был оставить кого-то вместо себя. И тогда Энлиль, поочередно принимая обличье трех стражей подземного царства: "стража ворот", "человека подземной реки" и "перевозчика", соединяется с пробивающейся к нему Нинлиль. Они порождают трех подземных богов, которым суждено остаться в загробном мире вместо родителей и старшего брата.
Третьим после Ану и Энлиля великим богом был Энки (Эа в аккадской мифологии) – хозяин подземных вод, бог мудрости, хранитель табличек-ме. Его символом был крылатый рыбокозел, спутником – человеко-рыба Кулулу.
Вот 4 из них:
Иштар
Иштар (”богиня”, перс. Истар, ивр. Ашторет, греч. Астарта, Анунит, Нана), в аккадской мифологии центральное женское божество, богиня плодородия, плотской любви, богиня войны а также распри, астральное божество, олицетворение планеты Венера; ассоциируется день недели пятница. Иштар считалась покровительницей проституток. Дочь Эля а также жена Баала. Первостепенный миф об Иштар повествует О том, как будто богиня предложила свою любовь Гильгамешу, но тот отверг ее притязания а также напомнил об многих возлюбленных, погубленных ею - богах, людях а также животных.
Инанна
Инанна (”владычица небес”), в шумерской мифологии богиня любви, плодородия а также распри. Ее символ - пучок тростника; она зачастую изображалась вместе с сияющими солнечными лучами вокруг головы. Подобно Иштар, Инанна спустилась в подземное царство своей сестры Эрешкигаль. Стражам около ворот Инанна объяснила, к чему пришла: “Из-за моей сестры Эрешкигаль”. Затем она заявила, что именно безусловно хочет наблюдать погребение “небесного быка” Гугальанна. Около каждых из семи ворот подземного мира Инанна лишалась одного из элементов одеяния (или земных атрибутов, включающих ее духовный сан, женскую силу а также царственную сила), пока что отнюдь не осталась совершенно нагой. В итоге богиня погибает от “взгляда смерти” Эрешкигаль, которая вешает ее мертвое тело “на крюк”.
Мардук
Мардук, в шумеро-аккадской мифологии центральное божество вавилонского пантеона, основополагающий всевышний города Вавилона, сын Эйя (Энки) а также Домкины (Дамгальнуны). Письменные источники сообщают об мудрости Мардука, об его искусстве врачевания а также заклинательной силе; бога называют “судьей богов”, “владыкой богов” а также даже если “отцом богов”. Супругой Мардука считалась Царпаниту, же сыном Набу, всевышний писцового искусства, писец таблиц судеб. Мифы рассказывают О победе Мардука над войском Тиамат, воплощающей мировой хаос. Творец, вооруженный луком, дубинкой, сетью а также в сопровождении четырех небесных ветров а также семи бурь, созданных им ради борьбы вместе с одиннадцатью чудовищами Тиамат, вступил в бой. В разинутую пасть Тиамат он вогнал “злой ветер”, а также та отнюдь не смогла закрыть ее. Мардук здесь же прикончил Тиамат стрелой, расправился вместе с ее свитой а также отнял около убитого им чудовища Кингу (мужа Тиамат), таблицы судеб, какие дали ему мировое власть.
Зерван
Зерван, в древнеиранской мифологии высший господь, воплощение времени а также судьбы. Зерван мыслился как будто вечное время, существующее изначально. В соответствии мифам, Зерван был двуполым божеством; долгие века он совершал жертвоприношения, вымаливая себе сына Ахурамазду, призванного сотворить вселенная. Поскольку Зерван впредь до конца отнюдь не надеялся в пользу жертвоприношений, от этих сомнений дружно вместе с Ахурамаздой около него зародился а также Ахриман, верховное божество зла.
Сотворение мира
( по материалам сайтов http://www.mythology.webhost.ru/mesopotamia2.htm, http://www.antigods.ru/,http://ru.wikipedia.org/wiki/Шумер)
Сотворение человека