-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Людмила_Постникова

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

артбукинг. люблю читать книги и смотреть интересны вышивка дети... йога рукоделие разное; вязание шитье

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.11.2009
Записей: 16789
Комментариев: 1159
Написано: 20416


Развитие произвольного внимания у детей школьного возраста

Пятница, 19 Сентября 2014 г. 09:13 + в цитатник
Цитата сообщения the_swan
Развитие произвольного внимания у детей школьного возраста

В школьном возрасте различия между произвольным и непроизвольным вниманием ребёнка становятся весьма ощутимыми. Произвольное внимание развивается в процессе обучения и воспитания. Огромное влияние имеет формирование интересов и приучение к систематизации труда. Особая роль принадлежит школе. В процессе обучения формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение, ребёнок приучается к дисциплине.

В школьном возрасте произвольное внимание проходит через несколько стадий.

В первых классах у ребёнка преобладает ещё непроизвольное внимание. Он не может полностью контролировать своё поведение. В старших классах произвольное внимание достигает более высокого уровня. Ребёнок уже может продолжительное время заниматься определённой деятельностью, контролировать своё поведение. В связи с расширением круга интересов и приучением ребёнка к систематическому труду произвольное внимание продолжает активно развиваться. Увеличение объёма, концентрации и устойчивости происходит тогда, когда увеличивается темп роста в умственном развитии детей, к 10-12 годам.

В образовании произвольного внимания присутствует три периода:

1. Влияние воспитателя распространяется только на простейшие чувства: чувство страха, эгоистические стремления, врождённую любознательность и т.д.

2. Внимание поддерживается чувствами вторичного образования: самолюбием, чувством долга, соревнованием и т.д.

3. Внимание поддерживается привычкой.

Человек, не поддающийся воспитанию, никогда не достигнет третьего периода. У таких людей произвольное внимание появляется редко и урывками, оно не может стать привычным.

Развитию целенаправленного внимания способствуют:

- чёткая постановка задач и создание отчётливого представления о результате, к которому надо стремиться;

- развитие наблюдательности;

- воспитание ответственного отношения к учёбе и качеству выполняемой работы;

- постепенное повышение объёма, продолжительности и трудности учебных занятий;

- задания должны быть трудны, но в то же время посильны;

- воспитание устойчивых и серьёзных интересов.

Таким образом, развитие внимания ребёнка имеет прямую взаимосвязь с развитием его полноценной познавательной и интеллектуальной деятельности, мотивации и воли. На развитие этих качеств уходят годы, для этого необходимо приложить много усилий и терпения.

Увеличить качественные и количественные показатели внимания помогут специальные упражнения и занятия. Их лучше предлагать в форме игры и проводить не только в специально отведённое время, но, и, например, во время прогулки, выполнения домашних дел. Самое главное в этих занятиях – высокая мотивация – заинтересованность взрослых, внимание к успехам и достижениям ребёнка. При достаточной последовательности и настойчивости у ребёнка появится способность всё чаще и чаще работать без отвлечений, его внимание станет привычным, будет возникать сразу и без усилий. Вместе с тем у него сформируется общая способность удерживать внимание на том, на чём требуется, то есть разовьётся внимательность, как одна из черт личности.

Стоит отметить, что на качественные характеристики внимания оказывают влияние также физиологические изменения в детском организме. В 13-15 лет наблюдается повышенная утомляемость и раздражительность, что приводит к снижению характеристик внимания. Причиной плохого внимания могут стать ухудшение здоровья, недостаток сна, плохое питание. Благоприятно на воспитание внимания влияют регулярные занятия спортом. Помимо того, что физические упражнения укрепляют здоровье и нервную систему, они ещё способствуют выработке умения сосредотачиваться.

Нельзя не сказать о существовании индивидуальных различий, причём весьма существенных. У каждого ребёнка процесс развития внимания протекает по-разному. Требуется индивидуальный подход. Следует понимать, что свойства внимания можно и нужно развивать. Главная роль, несомненно, принадлежит взрослым, которые находятся в окружении ребёнка.

Растите здоровыми!


© Кристина Осипова (efamily.ru).

 

Рубрики:  для детей
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку