-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Алёна77

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.10.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 187





Без заголовка

Суббота, 19 Июля 2014 г. 18:58 + в цитатник
Это цитата сообщения rosinka7304 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Большой набор бумажных кукол с нарядами.

roiw42 (517x700, 36Kb)

roiw41 (517x700, 33Kb)

1 (493x700, 192Kb)



1.
110 (493x700, 275Kb)

2.
111 (493x700, 272Kb)

3.
112 (493x700, 283Kb)

4.
113 (493x700, 209Kb)



1.
114 (493x700, 252Kb)

2.
115 (493x700, 259Kb)

3.
116 (493x700, 195Kb)

4.
117 (493x700, 258Kb)



1.
118 (493x700, 293Kb)

2.
119 (493x700, 301Kb)

3.
120 (493x700, 282Kb)

4.
122 (493x700, 232Kb)



 

123 (493x700, 175Kb)



1.
124 (493x700, 208Kb)

2.
roiw28 (486x700, 166Kb)

3.
roiw29 (514x700, 157Kb)

4.
roiw30 (514x700, 158Kb)



 

roiw31 (508x700, 36Kb)



 

roiw32 (491x700, 34Kb)



1.
40 (493x700, 282Kb)

2.
roiw33 (516x700, 177Kb)



1.
roiw34 (514x700, 185Kb)

2.
roiw35 (535x700, 169Kb)

3.
roiw36 (535x700, 172Kb)

4.
roiw37 (535x700, 166Kb)



1.
roiw38 (535x700, 179Kb)

2.
roiw39 (493x700, 315Kb)

3.
selena justin (545x700, 174Kb)


Без заголовка

Понедельник, 14 Апреля 2014 г. 23:28 + в цитатник
Это цитата сообщения Тюльпанчик28 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Деревья-коллажи для детей и с детьми


!rF53pbcFRiE (503x604, 56Kb)


1Lg88kIgf9g (483x604, 42Kb)

***

Без заголовка

Понедельник, 14 Апреля 2014 г. 23:05 + в цитатник
Это цитата сообщения Russian-Handmade [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Весенний букет полевых цветов в технике оригами. Мастер-класс

Весенний букет полевых цветов в технике оригами. Мастер-класс от oliasok 
 
весенний букет цветов в технике оригами (6) (520x390, 142Kb)
весенний букет цветов в технике оригами (3) (520x390, 122Kb)
весенний букет цветов в технике оригами (1) (520x390, 96Kb)весенний букет цветов в технике оригами (2) (520x390, 108Kb)

весенний букет цветов в технике оригами (4) (520x390, 82Kb)весенний букет цветов в технике оригами (5) (520x390, 105Kb)
Читать далее...

Метки:  

ВЫТИНАНКА

Среда, 03 Июля 2013 г. 18:33 + в цитатник
Это цитата сообщения Арасланова_Ольга [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

БЕЛОРУССКИЕ ПРАЗДНИКИ.

автор Арасланова Ольга

ВВЕДЕНИЕ
"Понеже от прирождения звери, ходящие в пустыни, знают ямы своя; птицы, летающие по воздуху, ведают гнезда своя; рыбы, плывущие по морю и в реках, чуют виры своя; пчелы и тым подобная боронять ульев своих. Того ж и люди, игде зародилися и ускормлены суть по бозе, к тому месту великую ласку имають." Ф.Скарына.
Национально-культурное возрождение на Белоруси побуждает общество заинтересоваться историей, культурой, искусством. Каждому хочется знать, на чем основываются художественные достижения нашей республики, как развивается современное национальное искусство. Богатый материал дает традиционная народная культура: фольклор, праздники, обряды, промыслы, ремесла и т.д.
Один из самых важных разделов традиционной художественной культуры Беларуси - народные художественные промыслы и ремесла. Одни уже остались лишь следом в истории, а другие активно развиваются и сегодня.
«Выцінанка» "вытинанка" - это вид народного творчества, который начинает новую жизнь, возрождая старые традиции и разрабатывая новые способы работы в этой технике. В дипломной работе хотелось передать ту красоту техники, которая дышит и наделяет зрителя чувством добра и спокойствия. Для достижения замысла, была предложена тема «Белорусские праздники». Мотивы праздников, которые были созданы народом в языческие времена, являются неиссякаемым источником для творчества.
Чтобы подчеркнуть праздничное настроение, показать возможности техники «выцінанка» была использована техника многослойной «выцінанкі».

1. БЕЛОРУССКИЕ ПРАЗДНИКИ

1.1. Белорусские праздники в календарном году.
У каждого народа испокон веков велся свой календарь, в котором из поколения в поколение передавались мудрость, знания, опыт жизненных наблюдений. Такой календарь имели и белорусы. Богатый духовный мир наших предков, их необыкновенный талант, яркая фантазия, юмор оставили след в обрядах и традициях, играх и песнях, поверьях и приметах, которыми заполнен почти каждый день в годовом цикле. Основываясь на традиции и веру предков, белорусы хорошо знали, когда можно веселиться, а когда воздержаться от веселья, когда можно браться ту или иную работу, а когда, наоборот, отложить ее, чтобы не навредить себе и близким.
Календарь охватывает день за днем весь год, содержит в себе многочисленные обряды, традиции, примеры, поверья, сказки, легенды, присказки, через которые глубоко раскрывается внутренний мир человека, его каждодневные хлопоты и способы разгадать тайны окружающей природы. Многовековой опыт, запасенный многими поколениями предшественников, был для человека азбукой и грамотой всей его жизни.
Определенные дни года и даже целые периоды воспринимались крестьянином, как своеобразный пересказыватель для принятия тех или иных мер в хозяйственных делах. Многие из этих дней окружались волшебной, магической значимостью, рядом требований, нарушением которых могло принести много вреда. Поэтому так настойчиво врастали в сознание людей корни разных примет, верований и примет. Известно, что сегодня, взятые из народного календаря сведения, мало кем берутся как неизменные правила и рекомендации.
Белорусский народ находится в наше время в критическом переломе в своем историческом существовании - утверждение и возрождение старины, неповторимость и самобытность своей национальной культуры. Сделает он вклад в сокровищницу народной
культуры и тем самым, на самом деле, займет «свой почетный пост между народами» или зависит в большей степени от работы на ниве образования и культуры.
В этих условиях возрастает роль традиционной культуры, которая таит в своих глубоко-старинных формах наибольшие самобытные национально-художественные явления, обряды, праздники: «Гуканне вясны», «Вялікдзень», «Пахаванне стралы», «Вадженне куста», «Жаніцьба каміна», «Дзяды» и т.д.
Эти праздники - естественные главные веки в жизни белорусов. В них освещены наиболее важные точки солнечного равноденствия («Вялікдзень») и солнцеворота (Коляда, Купала). Последние, солнцеворотные, хорошо разработанные в художественном отношении и во времени двухнедельных зимних и зеленых праздников.
Таким образом, календарные праздники и обряды белорусов выразительно подчинены и упорядочены годовому витку Земли вокруг Солнца, когда последнее дает весной расцвет природе, а осенью замораживает, чтобы возродить для нового круга жизни следующей весной (табл. 1.1).
Имеют права на существование и заслуживают поддержки остальные интерпритации праздников, среди которых наиболее популярным стало перенесение праздников на сцену, в радио- и телепередачи. В таких случаях не допустимы упрощения, искажение, пародирование, фальсификация национальной самобытности.
Возрождение национальной культуры всколыхнуло интерес общественности к фольклору, народным праздникам и обрядам. «Праздник» - это совокупность традиций и обрядов, которые выражают и укрепляют основные взгляды, ощущения, отношение людей к природе и между собой.

1.2. Белорусские праздники. Краткий исторический очерк.
Праздники возникли еще в первобытном обществе. Они были связаны с календарным или земледельческим циклом. В процессе исторического развития праздники изменялись, отмирали, возникали новые.
Праздники разделяются на религиозные, синкретивные и нерелигиозные. Религиозные - это церковные, в основном христианские (Рождество, Пасха); синкретивные - это традиционные календарные праздники, которые имели религиозные и нерелигиозные элементы (Коляды, Масленица); нерелигиозные - к ним относятся многочисленные игрового характера празднования, корни которых уходят в далекие языческие времен (Коляды, Купала).
В нашей работе мы рассмотрим три праздника, которые относятся к традиционным языческим календарным праздникам белорусов - это Купала, Великдень, Деды.
Каждый праздник имеет свои особенности: семантические элементы, фольклорные элементы, особенности празднования и т.д.

1.2.1. Великдень
Великдень, «вятканне» древний весенний праздник славян в честь Солнца, пробуждения природы и приходу "вягаюх дзён" палявых работ. Прихода весны ждали всю долгую зиму, и многие зимние праздники уже включают обряды, связанные с будущим уражаем.
Великдень был одним из самых радостных праздников в жизни земледельца, различные традиции, песни, обряды, магические действа обуславливали приближение праздника Великдень, наступлению весны.
В основе праздника лежит идея жизни, возрождения, победа над смертью.
Великдень наиважнейший календарный праздник, который подчеркивает самобытность белорусского обрядо-праздничного календаря. Он служит ориентиром определения этничных границ расселения белорусов на западе, востоке, юге и севере. Основной национально-самобытный праздник встречи Нового года по солнечному календарю.
Существуют легенды посвященные этому празднику которые обьясняют происхождение и назначение праздника Великдня:

Весна-Веснянка и Гром Перунович

Встретил как-то Гром Перунович Весну-Веснянку: «Добрый день дорогая Веснянка, моя первая возлюбленная! Я тебя давно ищу, покоя не знаю». Поклонилась Веснянка, усмехнулась и полетела к Солнцу. Разгневался Перун, гремит, молнии раскидывает, грозами стреляет, стрелами бьет. Испугалась Весна-Веснянка, повиновалась Грому Перуновичу звучному, поклонилась до сырой земли, усмехнулась зарей ясною, девкой красною. Вот так стали мужем и женой Гром Перунович и Весна-Веснянка, с того времени у них согласие и любовь. Усмехнется Веснянка ясным солнышком - наступает весна и начинает греметь Гром Перунович грозами да молниями. От этой любви расцветают сады, леса зеленые, зацветают луга.

Весна-Красна и Яр-Ярило

У теплого Солнышка и Матушки Земли были дети - Весна- Красна и Яр-Ярило. Как только юная Весна набрала силы, прогнала она зиму, растопила снега, согрела землю своим теплом. Расцвели сады, леса, луга и поляны. Следом за Весной и Ярило взялся за работу. Засеял пшеницей да рожью нивы, выгнал на погост стада, накормил молоком старых людей и малых деток.
Вот и радуются люди делам добрым весны красны и брата ее Ян-Ярило, благодарят песнями звучными.

Весна-Веснянка.

Полюбило светлое солнце мать сырую Землю, согрело Землицу теплыми лучами, очистило от злого мороза и снега. Родила мать Землица веселую красавицу Весну-Весницу. Взяла Весна в руки цветы и пошла гулять на полянку. «Ребята и девчата, ко мне идите, семьи крепкие заводите, деточек малых рожайте, друг друга любите, Весну добрым словом вспоминайте».
Отмечали его очень торжественно, встречали солнце, которое по народным приметам «играет» на рассвете, готовили много мясных блюд - заканчивался пост. Устраивали игры, пели песни, желали друг другу добра, водили весенние хороводы. Самая красивая часть этого праздника у белорусов - волочебничество -магический обряд обхода мужской группой волочебников хозяйств - хат в своей и соседних деревнях, с пение торжественно-праздничных песен хозяину, хозяйке, детям и старикам. Во главе группы был мужчина запевала с сильным голосом, который пел основной текст песен. «Подхватчики» вторили ему магическими припевами «Вясна красна на ўвесь свет», «А зялёны явар кудравы» и т. д. В группе была «троистая музыка» - дудка, скрипка, бубен, а позже и гармошка. Замыкал группу «механоша», который собирал пожертвования Солнцу, Новому году. Торба ходока пополнялась различными подарками и обязательно крашенными яйцами.
Припевы-заклинания после каждой строки должны были способствовать на протяжении года приумножению сказочного богатства, которые желали людям волочебные песни. С утра и до позднего вечера на всей территории Беларуси слышались мажорные мелодии и гимны Весне и Солнцу.

Не обходилось и без гадания. Чтобы узнать, выйдут ли в это году замуж, девушки пробовали перепрыгнуть через сани. Хозяева, у которых должна была отелться корова, ждали кто первый на Великдень переступит порог дома, чтобы узнать кто родится -телка или бычок.
Категорически запрещалось в эти дни биться и драться, так как за драку грозился всей деревне градобой.
На Великдень ходили на кладбище поминать умерших родственников, «угощали» их яйцами, дарили яйца встречным людям для поминания об умерших. Из вышесказанного следует, что одним из основных атрибутов праздника является крашеное яйцо. У древних
славян и многих народов Европы яйцо символизировало будущую жизнь, возрождение природы после зимнего сна, потому и относится к этому весеннему празднику. Яйцо - символ весны, жизни. В нем хранится зародыш солнечной птицы Петуха, будившего утро. С ним связано множество магических действ и обрядов. А чтобы усилить символичность роли
крашенного яйца, его красили преимущественно в красный цвет (крашенка), или разрисовывали разными узорами (писанка). Красный цвет выбирался не случайно. В древности он обозначал оберег. Старые люди на Великдень дарили друг другу деревянные яйца, которые расписывали и красили в красный цвет. Считалось, что в течении всего года до следующего праздника это яйцо в самые темные ночи оберегало дом и его жителей.
Яйцо закапывали в зернах пшеницы и ржи, для того чтобы они «ожили». Существовало поверие, что яйца имеют волшебную силу оживлять и пробуждать семена, что способствует хорошему урожаю.
С Величка - «Красного яичка» начинались красочные действа: весенние хороводы, которые у родимичей приобрели смысл защитной магии против Перуна Громовержца в виде обряда «Вождение стрелы», которую хоронили через 10 дней после праздника.
Мотив великодного яйца встречается во многих изделиях декоративно-прикладного искусства Беларуси: ткачества вышивки, соломоплетения и т. д. Существовали ритуалы и обычаи связанные с крашенными яйцами, которые со временем трансформировались, и некоторые из них дошли и до наших дней. Например, традиционное битье яиц, которое называлось «біткі».
Главными богами, которых почитали в этот день были светлое Солнце, Мать-Земля-Кормилица. От них пошла вся жизнь на земле. Их дети - Ярило, Купалинка и Житняя Баба, которые следят за урожаем злаковых укрепляют состояние пашни. У Ярилы и Житней Бабы были свои дети - Урожай Житень, Урожай Спарыш, Урожай Рай и Урожай Богач.
Главные боги Солнышко и Мамочка-Землица сырая родили всех людей и всю природу. Они дают людям все: еду и одежду. А так как у всех людей один бог Солнце, то белорусский народ считал, что воевать с разными народами, это значит убивать своих братьев, поэтому белорусский народ считался самым миролюбивым. Но злые люди, чтобы корыстно использовать дары богов начинают разжигать войны.
В старые времена к солнцу как к богу обращались за помощью. Приносили жертвоприношения. Однако, к сожалению, символ Великого Солнца забыт, и никто не может дать точного значения, но известно, что предмет с этим символом использовался для лечения болезней и в магии.
Символ Дерева Жизни присутствует почти во всех праздниках. Оно символизирует вечность, бесконечность жизни. У славян многие деревья уважали и поклонялись им. Особым вниманием был окружен дуб, как символ мощи, непокорности. Священные дубы были центрами языческих капищ, им приносились жертвы. Ствол и ветки украшали жертвенными рушниками. До сих пор в народе существует поверье, что нельзя рубить и беспокоить старинные дубы, что бы не накликать несчастье.
Мотив дерева встречается во многих изделиях декоративно-прикладного искусства. Очень часто символ Дерева Жизни соединяют с символом Матери-Родительницы, так как мастера не видят большой разницы между значениями символов.
Символ Дерева Жизни присутствует почти во всех праздниках. Оно символизирует вечность, бесконечность жизни. У славян многие деревья уважали и поклонялись им. Особым вниманием был окружен дуб, как символ мощи, непокорности. Священные дубы были центрами языческих капищ, им приносились жертвы. Ствол и ветки украшали жертвенными рушниками. До сих пор в народе существует поверье, что нельзя рубить и беспокоить старинные дубы, что бы не накликать несчастье.
Мотив дерева встречается во многих изделиях декоративно-прикладного искусства. Очень часто символ Дерева Жизни соединяют с символом Матери-Родительницы, так как мастера не видят большой разницы между значениями символов.
Свечи, птицы, рушники - это знаки жертвоприношения богам Солнцу и Матери-Земле, прошение о помощи и защите.

1.2.2. Купала

Купала - древнее земледельческое празднование расцвета жизненных сил природы. Это красочный, насыщенный красивыми языческими обрядами праздник, значение и процесс празднования которого сохранился до наших времен. Воспоминание о праздновании праздника Купала встречается в летописях 12 в., в старобелорусских грамотах 13-14 вв.
Многие ученые расходятся во мнениях о сути празднования праздника. Одни считают, что это праздник в честь языческого бога (богини) Купалы (Купальский дед); другие - праздник Солнца, символа жизни, воплощением которого были купальские костры, купание в реке или озере (Купала от слова купать, купаться, «купаецца сонейка»).
Считалось, что на Купалу на купальскую зарю солнце «играет» -оно двоится, троится и переливается разными цветами. Говорят, что оно разделяется на множество разноцветных кругов, которые сходятся и расходятся, образуя при этом чудесную игру цвета. Чтобы увидеть эту красоту, просыпались рано утром, до восхода солнца.
Считалось, что день Купалы - это день календарного пика расцвета природы, так как уже скоро «придет Пятрок, упадет листок».
Всю ночь возле купальского огня звучали песни, водились хороводы, проводились игры. Парни и девчата прыгали через огонь по одному, парами и накрест, купались в воде чтобы очиститься и пред остеречься от злых сил, сжигали ее антропоморфное изображение - ведьму. В честь солнца, дающего жизнь, на высоких шестах или спуская с горы поджигали просмаленные колеса. Возле огня угощались обрядовыми блюдами (обязательна была яичница), гадали, плели венки. В хороводах молодые обязательно выбирали Купалинку...
Купала, Купалинка в старославянских мифах главный персонаж праздника Купалы. Купала имеет трех дочек - Купалинок. О них имеется большое количество сложенных народом песен и сказаний. Купалу представляли в купальских игрищах в виде куклы или чучела мужчины или женщины.
Во время праздника чучело топят в воде или сжигают, так как первоначально образ Купалы сравнивался с образом Мары.
Мужской образ - Купальский дед. Это персонаж с родни с Лесовиком, Лешим и другими лесными жителями.
«Папараць кветку» только он может без препятствий собирать в Купальскую ночь. Ходит с лукошком и наполняет его цветами, из-за чего лукошко будто горит, как огонь. Купальский дед очень добрый. Если с ним встретишься и постелишь перед ним рушник, то он кинет на него один цветок. Тогда нужно быстро его взять и, разрезав ладонь, правой руки, положить под кровлю: от туда нечистый дух не достанет душу доброго человека.
Мара (Марэна, Марня, Маруха, Мора, Кикимара) - в славянской мифологии злой хух, первоначально, как богиня Марэна, образ смерти, ведьмы, мору. Позже Марэна утратила связь со смертью, но ассоциации зла у народа сохранился да сих пор. У белорусов Мара -название нечисти чучело, которой в праздничную ночь сжигали или топили в воде. Это большое страшное существо на коротких лапах, обязательно черное, которое дети очень боятся. Когда Мара двигается, от нее отходит металлический звук, как в чугунный кател. На Купалу Мара (приведение, призрак, дух) преследует тех, кто сделал очень плохой поступок или преступление. Для этого она принимает образ того человека, которого преследует и не дает ему покоя, пока тот не упадет в изнемождении.
Название праздника в наше время относят к поклонению «дарителю жизни» природы - солнцу, воплощением которого были очищающие купальские костры, очеловеченный еще в матриархальном обществе образ женщины Купалы и ее дочки Купалинки. Правда, в более поздних купальских забавах молодежи появляется стилизованный образ Купалиша (древнее солярное изображение).
С праздником Купалы связана одна из самых романтичных легенд белорусского народа про «Папараць кветку». Верили, что в купальскую ночь на папоротник опускается с неба огонь Перуна, и папоротник вспыхивает ярким цветком, цветет в полночь несколько мгновений, и требуется успеть сорвать этот цветок. «Хто тэту кветку Здабудзе, будзе мець усё, чаго толькі яго душа пажадае, ... можа тады ведаць усе, што на свеце робіцца». А так же, где какие клады лежат и как их достать, какие заговоры и заклятия положенные на них и как расколдовать.
Недосигаемость «Папараць кветкі» у бедного человека ассоциировалась с богатством, с закопанными кладами, которые в эту ночь выходят на поверхность просушиться. Также считалось, что нашедший цветок получает счастье. Найти «Папараць кветку» может только смелый и умный человек. Волшебный цветок охраняют, окружают различные существа и страшилы, т.е. своеобразные темные силы.
Клады, которые охраняются волшебными силами, могут попасть в руки только владелице цветка папоротника. В преданиях рассказывалось, что в купальскую ночь растения разговаривают между собой, деревья переходят с места на место, а реки светятся призрачным светом. Среди чудес купальской ночи называли гуляния разных волшебников и ведьм, которые по-разному мешали людям. Чтобы не допустить «нечистую силу», над порогами хлевов и хат вешали разные предметы, которыми ведьма могла поколоться, порезаться или обжечься, - серпы, иголки, крапива. На страх ведьмам вешали и убитую сороку. Так же в преданиях говорилось о танцах русалок на полях ржи и пшеницы - это ночью на Купалу души умерших просыпаются от долгого сна и «купаются». После, когда взойдет солнце, они будто сушатся при его тепле и свете. Когда солнце как бы в тумане. То русалки, закрыли его.
В купальскую ночь очень широко была распространена ворожба, поэтому в купальскую ночь собирали «зелки», веря в их магическую силу, на них клялись в любви до могилы, договаривались о свадьбе. После праздника «зелки» сушили и клали за иконы, веря в их способность оберегать дом от нечисти. Засушенные «зелки» использовались знахарями для лечения тяжелых болезней.
В белорусском фольклоре говорится, что «зелки» подразделяются на три вида волшебных трав и цветов, которые отражаются в мотивах трех змей, трех дочек Купалы. Мотив купальских трав встречается также и в вышивке, вязании, ткачестве и т.д. И он всегда решен в виде трех веточек, каждая из которых заканчивается цветком. Есть объяснение числу «три» - траву собирали на три конкретные цели: на венки, для гадания, как лекарственные травы.
Девушки для гадания собирали не распустившееся цветы -приносили домой, всовывали их в щели стен. Если один из цветков зацветал, то девушка выйдет замуж в этом году.
Собиранием «зелак» на Купалу был веселым, радостным занятием и никто не смел запретить его.
Очень широко праздновался праздник Купалы. Как поется в одной песне купальской, на Купалу от песен и танцев дрожала земля, звенели леса. Центром купальского обряда был огонь, костер. Его зажигали на берегу озера или речки. Пламя костра, которое разводили с вечера и, на котором сжигалось чучело ведьмы на огромном шесте, было символом горячего июньского солнца, символ очищения. Купальский огонь имел магическую силу. Так, когда на нем девушка сжигала волос любимого, тот отвечал ей взаимностью. Купальский огонь считали наиболее чудодейственным, чем огонь «грамнічнай свечкі». Уголек из праздничного костра прятали, считали, что он лечит, охраняет от черных сил.
Для зажигания костра использовали своеобразный огонь - самые старые люди поселения получали его трением из дерева, и пока продолжалась эта работа - народ стоял вокруг молча, но как только огонь загорался, сразу молодежь оживала и начинала петь песни. Девушки и парни в праздничных одеждах с венками на головах брались за руки и прыгали через костер. Так как огонь очищает, то считалось, что прыгнуть через костер, значит, очиститься от злых духов и приготовиться к уборке урожая.
Важным купальским атрибутом считался венок. Венки дарили друг другу в эту ночь парни и девушки, как символ симпатии, уважения человека. Его одевали на голову Купалинке-девушке, выбранной как самой красивой, доброй, хозяйственной, учтивой, хорошо поющей и танцующей, которая в поселении славилась своим нравом и ласковым отношением к старым людям.
Венок охраняет владельца от нечисти и создает ауру добра и счастья, любви вокруг человека, который носит его. В основном венки делали из травы, веточек, луговых цветов. Носили их девушки в течение всего праздника, а потом кидали его в воду и смотрели, куда поплывет венок: по нему судили, во время гадания, выйдет ли девушка замуж. Или эти брошенные венки ловили парни. Если рядом не было воды, то кидали в траву или в кусты.
Бывало, что девушка кинет венок, а никто не спешит его достать.
Девушки кидали свои венки в огонь, а тот из парней, кто ее любит, и хотел бы с ней жениться, старался выхватить венок из огня. Мог сильно обжечься, но этим он демонстрировал силу своей любви.
А мотив елки объясняется так, что Купала обычно проводится на поляне или возле леса, где живет Лесовик. Часто о елках поят девушки в купальских песнях. Это дерево в славянской мифологии занимает одно из ведущих мест - это символ Купальского деда, Лесовика. Поэтому и старались празднование провести возле елки. Ее украшали, водили вокруг нее хороводы и пели купальские песни, посвященные Лесовику, чтобы тот не мешал их празднику, чтобы он знал, что люди относятся к нему с уважением.
Сам праздник проводился по следующему сценарию, который в разных местечках немного изменился. За день до Купалы молодежь договаривалась, что брать собой в лес. Молодые обычно несли пиво и закуску. Вечером собирали хворост, разжигали костры, рассаживались кругом и распевали песни в честь Купалы. Девушки гадали, а самые смелые искали «Папараць кветку».
Бывало, что праздничное гуляние шло в соседнюю деревню. Налаживали большое совместное гуляние, которое имело символичное значение. Считалось, что если девушка или парень положит в хороводе венок или платок с головы, то это знак сильной любви. Застилали праздничными рушниками поляну, где проходило гуляние, с вышитыми «Папараць кветкамі», так как считали, вышитый символ имел наибольшую силу, чем найденный цветок.
На первом месте в праздновании была любовь. И не зря говорят, что Купала стимулировало созданию новых семей.
Этимологическое значение слова Купала - от слова «купа», «сбор», «группа», «купиться» - собираться в одно место, соединятся, вместе, что подтверждает выше сказанное. Вместе, «всем миром» праздновали наши предки солнечный праздник Купала.

1.2.3 «Деды»

Народ, который уважает своих предков, выделяется особенной жизненной устойчивостью в перипетиях истории. Ни войны ни эпидемии его не одолеют. Свойственно это и белорусам, у которых уважение к предкам издавна было святым чувством. Каждую субботу белорусы считали особенным днем - днем поминания предков. Каждую субботу люди старались посетить могилки, либо вспомнить тех, кто наделил его через поколения своими лучшими качествами.
Основой передачи духовного опыта является семейно-календарный обычай предков, уникальность и мудрость которого глубоко понял и передал Адам Мицкевич в поэме «Дзяды».
Деды ведут свой родовод от начала рода человеческого. Природные стихии человек сравнивал с человеческими образами и наделял из определенными качествами, давал имена: Перун. Велеса, Лесовик, Русалки и т. д. Вступая с ними в магические контакты, превозносил и боготворил их через обряды и ритуалы. Так, по представлениям наших далеких предков, умершие не уходят в небытие, а переходят в другое состояние существования, откуда могут влиять на жизнь кровных родных. Поэтому живые наследники почитали память умерших родных, а предки помогали им в добрых делах на земле, и даже появлялись воочию в разных образах. Белорусская идея о переселении душ - неоднократная жизнь души человека на земле основана на старинной вере о связи мира видимого и невидимого. Не говорили в народе «умер» , а говорили «пошел на тот свет», « ушел к предкам». Поэтому и сложился такой обычай отдавать поклон уважения умершим родным, получить от них благословение на лучшие дела будущей недели.
Со временем среди «Дедовских» суббот выделились важные календарные: мясоедовская - начало нового витка расцвета жизни; троицкая - наибольши уровень расцвета природы; «Змитровская» -главная поминальная суббота, подведение итогов. Таким образом было четыре основных субботы, по одной в каждую пору года: весенние, летние, зимние, осенние. Всего крупных поминальных суббот в году было десять.
Змитровы деды -один из самых основных поминальных праздников на Беларуси. Он всегда попадает в субботу перед Дмитрием. Беларуси всегда считали эту субботу заключительной, главной, итоговой, поэтому и отмечалась она всем родом. В эту субботу все родные великого рода вспоминали самое лучшее о своих «кровных» (не менее чем до десятого колена): «Отец был умный человек», «Дед Иван был знаменитым пчеловодом», и т. д. - со всеми подробностями каждый год и передавалось каждому новому члену рода. Молодой человек принимался в род тогда, когда он не только мог переплыть быструю реку и убить тура, но и вспомнить, назвать лучшие качества своих дедов до пятого колена.
На деды все домашние собирались за большим столом. Хозяйка весь день готовит еду, что бы блюда были разные и количество обязательно нечетное (не менее 5-ти блюд). К ужину приглашали всех умерших родных поименно. Вначале - последний умерший и т.д. («Василь, Янка, Иван и т.д...приходите все к нашему столу». В доме открывались все двери и окна, чтобы души умерших могли войти в дом. Ставилась отдельная миска и бралась каждой ложкой еда, наливались кружки питьевой водой. Хозяйка обязательно пекла два каравая -родным-живым и предкам. Дедовский каравай ложили на отдельный стол рядом с миской и зажигалась свеча. После ужина этот каравай отдавался птицам (жаворонкам), так как считали, что птицы это души умерших.
Когда приглашали поименно всех предков, то имена говорили скорочено. Тех, кто отличился за время жизни на земле добрыми делами и прожил долгую жизнь, отмечали гонорливой интонацией, в знак почета и уважения. После ужина хозяин брал великий деревянный кубок, наполнял водой и клал поверх дедовский каравай, покрывал поминальным рушником, открывал браму и провожал всех предков -выливал кубок в сторону могил со словами: «Идите, до следующих дедов».
Все родные одевались в праздничные одежды. Блюда готовились в достатке, так как надо было 7 раз поесть, чтобы щеки вспухли.
Тема предков очень развита в декоративно-прикладном искусстве, где сохранились образы-символыпредков. Причем они были не одним общим символом, а несколько.
Родной дед - изображение креста из четырех квадратов. Общий предок, крест (крест в круге) староязыческий знак солнца. Он используется во многих видах народного искусства, это своеобразный оберег от злых сил, болезней и зла.
Волот - символ добрых и сильных предков. Они охраняли и защищали людей от колдовства и магии.
Радоница - добрый дух, весенний день поминания умерших предков, который имеет древние языческие корни. Всегда изображался как женская фигурка с цветами в руках (от древнего символа солнца, предка волота)
Святое дерево (имеет то же значение, что и Дерево Жизни) - со звездами по сторонам символизирует близких родственников, обращение к богам за защитой от колдовства и зла.
Душа - имеет вид мотылька или птицы. На Деды она прилетает к дому и наведывает родных. В ткачестве душа обозначается восьмиконечной розеткой, звездой с «глазками», как на крыльях мотылька.
Свеча - символ памяти, связь «того» и «этого» света, знак очищения (сродни знаку огня). Свечи использовали во время похорон, поминок и на поминальные субботы. Свеча - источник энергии, которая помогает душе вознестись, перейти в иной мир, очищает душу от проступков, помогает общаться родным с душой предков. В Беларуси такая свеча называется поминальной.

2. ВЫРЕЗКИ ИЗ БУМАГИ - «ВЫТИНАНКА»
2.1. ИСТОРИЯ ВЫРЕЗОК ИЗ БУМАГИ И «ВЫТИНАНКИ»
Вырезание из бумаги получило свое развитие лишь в 16 веке, когда из Китая, бумага попала в Европу. Вырезанием из бумаги занимались многие художники, скульпторы, народные мастера. В конце 18 века и первой половин 15 развивается искусство черного силуэта, которое использовалось для украшения домов. Техника изображения была различной.
В первой половине 19 века крупнейшим мастером вырезания из бумаги в технике силуэта можно считать художника Ф. П. Толстого (рис.) Большой популярностью пользовались вырезки Е. Крутиковой, художник-самородок Капитон-Акакий Воробьев (рис.).
На территории Беларуси наиболее широко вырезки были распространены в виде «фіранаік» и вырезанок которыми украшался интерьер жилого помещения. Это один из забытых видов народного декоративного творчества, который в свое время в 19 веке имел яркий но короткий расцвет, в наши дни переживает свое второе рождение. Это «выцінанка» (вырезанка, выстреганка, витинянка, выклеянка)
В 18-19 веках «выцінанка» распространяется по всей территории Беларуси. Первой причиной такой популярности можно считать широкое использование бумаги в бытовых целях.
Второй причиной распространения «выцінанак» явилась смена характера интерьера белорусского жилья. С переходом от "черной" (задымленной) избы к "чистой" интерьер ее заполняется художественными тканями, вышивкой, изделиями из дерева и т.п. Не последнюю роль в формировании внутреннего убранства жилища играли и «выцінанкі»; они были тесно связаны с жизнью народа, его верованиями и представлениями, являлись наиболее доступной формой художественного творчества белорусов.
Третьей причиной являются культурные взаимовлияния белорусов с другими народами. Важно отметить, что в каждой местности складывались свои художественные особенности этого вида народного творчества. Украинские вырезки - веселые, пестрые, излишне яркие и отличаются дробностью мотива. Для Прибалтийских «выцінанак» характерны строгие линии узора, сдержанность, часто встречаются натуралистические композиции. Белорусские и польские «выцінанкі» - решатся в спокойных и сдержанных тонах. В них достаточно и умиления, и житейской практичности. Узоры приближены к орнаменту вышивки, ткачества, росписи, резьбы по дереву и т. д. Например в элементах « фіранкі » встречаются элементы гардинных тканей.
По установившемуся обычаю «выцінанкамй» украшали интерьер жилища каждый год перед народными праздниками, особенно перед Пасхой (Великий день) и к Рождеству. Их вешали на потолочные балки, на стены избы. Даже двери были украшены резной бумагой, не говоря уже про "кут", где молились, где висели иконы. «Выцінанкі» с геоме-трическим орнаментом использовались в качестве занавесок на окнах, салфеток на полках и столах. Узорами из бумаги украшали не только избу, но и культовые постройки черными или полихромными «выцінанкамй».
Для белорусских «выпинанок» характерны сдержанные, простые по композиции геометрические и растительные мотивы. Редко встречаются образа зверей и человека. Зато птицы - самые излюбленные мотивы для «выцінанак». Это имело символический и особый магический смысл. В «выцінанках» наиболее часто встречаются изо-бражения "Дрэва жыцця" и Петуха. Мотив "Дрэва" олицетворял связь земли и неба. Образы птиц - души умерших. Однако теперь эти мотивы сохранились только как традиционные художественные формы.
«Выцінанка»—ажурный узор, вырезанный из белой, черной или цветной бумаги.
Термин «выцінанка» употреблялся в основном в западной Беларуси. В восточных, центральных и южных территориях бытовали названия: «выразкі» и «выразанкі». Встречается термин и «выстрыганка». Наряду с такими понятиями широко бытовали и названия, которые указывали на конкретное назначение изделия. Так, круглую (розетковую) «выцинанку», которой украшали стены жилища, часто называли «кветкі». Бумажные узорные занавески из бумаги на окнах - " фіранкі "; треугольные салфетки - "вугольники". Несомненно, что в каждом районе существовали свои названия, которые забылись и исчезли вместе с работами.
Мотивы «выцінанак» разнообразны, в одном случае это переработка того, что давно используется в других видах народного творчества, в другое - вольная трактовка сюжета. Узоры«выцінанак» подразделяются на геометрические и изобразительные (растительные, зооморфные, предметные и т.п.) и представляют собой синтез символов, образов, понятий далекого прошлого, выраженных в условных и обобщенных формах.
Геометрические связаны с традиционными геометрическими мотивами ткачества, вышивки, резьбы по дереву и т.п.
Растительные перекликаются с появившимися в первой половине нашего столетия расписными сундуками и коврами, прорезной резьбой и т.д.
Зооморфные, связанные с языческой мифологией древних на-родов, у большинства работ - это "птушкі", символ счастья и добра.
Предметные - обогащенные узором, силуэтные изображения архитектурных (альтовых и гражданский) сооружений, предметов быта и т.д.
Традиционное для белорусских мастеров "дрэва жыцця" выпол-няется во многих вариантах. В одном случае оно выступает как самостоятельное законченное произведение, в другом - как центральный мотив декоративной композиции. Изображение "дрэва" состоит из двух частей: основы и кроны. В основании дерева обычно бывают вырезаны силуэты людей, птиц, животных, по одной фигуре с каждой стороны ствола или простой геометрический орнамент. Крона -прямоугольная, квадратная, круглая или овальная украшена мелкими вырезками. В центре кроны некоторых «выцінанак» изображено еще деревце. Оригинальное "дрэва жыцця", на ветках которых изображено множество "птушек".
Большое влияние на характер узора выцінанак оказал городской уклад жизни, распространившиеся в 19 веке расписные фабричные ткани, обои, посуда, альбомы для рукоделия и т.п. Так для большей имитации структуры ажурных гардинных тканей, техника вырезания бумажных занавесок ("фіранак") дополнялась круглой просечкой различных по диаметру отверстий, вырезанием ножом ячеистой сетки, на фоне которой изображали растительные узоры.
По способу оформления «выцінанкі» можно подразделить на оди¬нарные (однодетальные), многочастные и комбинированные. Одинар¬ные прорезные орнаментальные композиции изготовлялись из одного листа бумаги. Многочастные - из нескольких листов разноцветной бумаги. По технике изготовления и способу подачи изображения их подразделяют на "накладные" и "составные". Накладные «выцінанкі» ("выклеянкі") изготовлялись из нескольких листов бумаги и наклеивались друг на друга, чем достигалась своеобразная пластическая фактура /рельеф/ узора. Составные композиций обра¬зуются из многих отдельных элементов. Комбинированные «выцінанкі» имеют богатый художественно-образный язык и разное образное ком¬позиционное решение за счет использования нескольких техник вы¬резания и рельефного декора.
В настоящее время художники выполняют «выцінанкі» комбини-рованным способом, варьируя способы складывания и используя различные по цвету листы бумаги. Такие работы уже не наклеивают на белую стену избы, а используют как картина-панно, которые оформляются в рамку под стекло.
«Выцінанкі» вырезали большими пружинными ножницами, кото-рыми в деревне стригли овец. Опытные мастерицы считали их более удобными, чем обычные маленькие ножницы. Отсюда и характер узора и рисунок мотива - укрупненные, с большими и чаще всего прямолинейными вырезками. Внутренние контуры узора вырезали остро заточенным ножом. Для пробивания мелких отверстий использовали пробойники (высечки) - металлические трубочки различных диаметров с заточенной с одной стороны кромкой.
Вырезать ажурные узоры из бумаги специально никто не учился и делали это главным образом женщины, Когда в деревне собирались на посиделки, девушки наблюдали как вырезает наиболее искусная мастерица и старались ей подражать. Бумажные занавески вместе с рушниками, скатертями, покрывалами и т.д. входили в приданное девушки-невесты.
В Беларуси «выцінанкі» пережили недолгий, но бурный расцвет. 3 конце 19 в. и особенно в первой половине 20 столетия трудно было представить себе жилище белорусов без этих своеобразных украшений - кружевных картинок, удивляющих тонкой работой, безукоризненным вкусом и бесконечной фантазией. Однако под влиянием городской моды в большинстве деревень «выцінанкі» исчезают, сохраняясь только в некоторых отдаленных районах.
Новый кратковременньй расцвет «выцінанкі» пережили в послевоенные года, затем окончательно исчезли, оставаясь только в народной памяти. Большая коллекция «выцінанак» хранится в Музее древне-белорусской культуры института искусствоведения, Этнографии и Фольклора АН РБ. Еще в 50-е начало 60 годов во многих деревнях могилевской области можно было увидеть чудесные шторы (« фіранкі і») и «карунки» для украшения полочек.
Важный переломный момент для искусства ажурного вырезания из браги наступил в начале 80-х годов: наметились три направления в его развитии. Первое - творчество народных мастеров, работающих в традиционных центрах вырезания; второе - декоративная деятельность самодеятельных вырезальщиков, ориентированная на народное или профессиональное искусство; третье - творчество профессиональных художников в области художественного вырезания.


2.2. Роль «выцінанкі» в культуре современной Беларуси.
Ушли в прошлое чудесные узоры, забылись имена мастеров. Но сегодня, когда нас всех интересуют страницы нашей истории, искусство «выцінанкі» получает вторую жизнь. Какое поле деятельности для развития творчества мастеров и творческих объединений студенческой молодежи!
В следствии этого изменяется с 80 годов ассортимент «выцінанак». Например В. Дубинка впервые использовал вырезанные узоры из бумаги для оформления детских книг; художница Л. Валеева мотивами своих «выцінанак» украшала упаковки для сувениров. Множество работ в этой технике сегодня не наклеивают на стены, а оформляют как самостоятельные художественные произведения. Современная «выцінанка» многим напоминает графику. Один из первых кто начал возрождать эту технику еще в 70 года фотокорреспондент в. Дубинка, перенявший мастерство от матери. Сначала вырезал для забавы, потом пришла потребность показать себя. Первые его узоры были простыми, с растительными и геометрическими элементами. Затем появились люди, деревья, птицы, архитектура. Он первый провел выставку «выцінанкі» в минском Дворце Искусств которая дала начало расцвету этой техники. Первым шагом расцвета стала выставка «Беларуская «выцінанка» в которой приняло участие большое количество мастеров.
Композиционно устойчивые работы создает Нина Соколова-Кубай, Татьяна Маркевич и Лариса Лось.
Работает в этой технике М. Воронецкий и Ю. Малышевский из Ружан Пружанского района.
Совсем уникальный, даже экстравагантный способ применения нашла эта техника в декорациях. В 1994 году в Могилевском театре кукол прошла премьера спектакля «Піліпка і ведзьма», в оформлении были использованы работы Л. Микиной.
«Беларуская «выцінанка» в которой приняло участие большое количество мастеров.
Композиционно устойчивые работы создает Нина Соколова-Кубай, Татьяна Маркевич и Лариса Лось.
Работает в этой технике М. Воронецкий и Ю. Малыше веки й из Ружан Пружанского района.
Совсем уникальный, даже экстравагантный способ применения нашла эта техника в декорациях. В 1994 году в Могилевском театре кукол прошла премьера спектакля «Піліпка і ведзьма», в оформлении были использованы работы Л. Микиной.
Наиболее плодотворно и последовательно работает в этом направлении студия ДПИ «Фантазия» Гродненского педучилища.
В могилевском педагогическом колледже с 1990 года работает творческая группа «Майстар» на базе художественно-грфического отделения под руководством ведущего преподавателя Араслановой Т.А. Небольшие панно, праздничные конверты и сувениры, пригласительные билеты и праздничные плакаты, творческие работы дали возможно активно развиваться в Могилеве старой «вытинанке».
В конце 90-х годов на выставках «выцінанкі» появились объемные птицы, украшенные ажурным узором.
С недавнего времени в Могилевском культпросветучилище также развивается эта техника под руководством С. Адамович.
Были проведены городские и областные выставки, где активное участие принимают студенты, молодые мастера. Участники республиканских выставок показывают высокий уровень развития техники. Например, выпускница МПК художественно-графического отделения Н.Мундусова принимала участие в республиканской выставке к 110-летию рождения Янки Купалы и Якуба Коласа с полиптиком «Белорусские народные праздники».
Ольга Денисевич - молодой художник, член Союза мастеров народного творчества, работает в технике «выцінанкі». Принимала участие в различных выставках. Ее работами оформлены различные журналы.


3. МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ «ДЕДЫ».
3.1. Разработка композиции. Эскизирование.
В декоративно-прикладном искусстве используются общие законы композиции, которые, в этом случае, имеют свои особенности и специфику.
Первая и главная особенность декоративно-прикладного искусства содержится в самом названии - это искусство носит прикладной характер. В отличие от станковых произведений произведения декоративно-прикладного искусства, как правило, не утрачивают связи с утилитарной функцией и полностью выявляют свое художественно-образное содержание лишь во взаимодействии с окружающей средой.
Материальная основа декоративно-прикладного искусства накладывает отпечаток и на композицию. В нее включаются орнамент, различного рода узоры на предметах и т.д.
Термин «композиция» с латинского языка обозначает сопоставление, сложение, соединение частей в единое целое в определенном порядке, сочетание, соотношение сторон и поверхностей, которые, вместе взятые, составляют определенную форму. Сочетание частей, сложение элементов в определенном порядке, их взаимосвязь, переходящую гармонию целого, мы наблюдаем в растительном и животном мире. Например, каждое растение состоит из частей, вместе они образуют форму, которая представляет собой гармонически закономерную композицию.
Наиболее характерными композиционными закономерностями являются цельность, симметричность и ритм.
• Цельность проявляется в строении, соподчинении отдельных частей друг другу, конструкции предмета;
• Симметрия - равновесие, похожести левой и правой частей объекта;
• Ритм - повторяемость одного или нескольких элементов через определенные интервалы.
Для симметрии характерно относительное спокойствие, равновесие.частей, ритму свойственна большая или меньшая степень движения. Композиция организует как внутреннее построение произведения, его соотношение с окружающей средой и зрителем.
По характеру построения декоративной композиции на плоскости могут быть орнаментальными, орнаментально-тематическими и тематическими. Процесс построения имеет свои принципы, обусловленные, прежде всего, следующими особенностями:
1. Композиция строится на конкретной замкнутой плоскости, четко ограниченной заданными размерами, поэтому требуется
жесткая компоновка всех ее элементов;
2. Расположение всех элементов должно быть таким, чтобы создавалась замкнутая композиционная структура. При этом
замкнутость может быть четко выраженной или подозреваемой, зрительно угадываться.
Из принципов вытекают закономерности тематической композиции: закон цельности, закон типизации, закон контрастов форм и цветовых отношений, закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу.
Важную роль в создании замкнутой структуры декоративной тематической композиции играет общий характер силуэта всей композиции и силуэтов составных частей. Чтобы замысел воспринимался зрителем легко и доступно, силуэты должны иметь форму простых, лаконичных фигур.
Тематические композиции обычно состоят из значительного количества числа мотивов и образов которые следует сгруппировать и объединить через связующие элементы в единое целое; расположить определенным образом, чтобы акцентировать внимание на центральной (активной) части плоскости.
Сюжетная тематическая композиция в цвете имеет следующий план работы:
1. Разработка эскиза композиции к выбранной теме.
2. Работа над образами.
3. Тоновое решение.
4. Подбор цветной бумаги.
5. Изготовление пробных вырезок частей композиции.
6. вырезание деталей композиции.
7. Оформление композиции (определить размеры и пропорции основы композиции, расположение вырезок на основе по
слоям, монтаж деталей композиции на основу).
В такой последовательности мы и будем вести нашу работу на примере из серии «белорусские праздники» декоративной композиции «Деды».
Первый этап работы это первоначальное накопление, которое может начаться еще до выбора темы. Период первоначального накопления сопровождается композиционными упражнениями, которые позволяют создавать оригинальные композиции, а так же накоплению интересного материала. В период возникновения замысла ставится задача об осуществлении найденного мотива и его новизна. Богатый материал для аппликаций дают художественные произведения — рассказы, стихотворения, сказки. «Выцінанкі» могут служить иллюстрациями к отдельным литературным произведениям. В первоначальном замысле многие элементы композиции находятся еще в приблизительном состоянии, но уже включает решение технических и чисто творческих задач.
Эскизирование основывается на основных законах композиции цельности и контрастов. Ведутся поиски такой композиции которая позволит уже в черновом варианте, схематичном наброске увидеть цельность и выразительность - т. е. те основные качества которые являются определющими. (табл. 3.1)
Общий композиционный строй будущего произведения должен быть гармоничным, а переходы одних элементов изображения в другие пластически оправданными. При составлении эскиза важно определить композиционный центр аппликации.
3.2 Работа над образами.
Зарисовки с натуры — основной источник для выбора темы, сюжета, узора вырезанки. Материал для образов собирают повсюду, используя для этого все, что окружает нас и изучение научной стороны темы.
В основе работы над образами лежит их стилизация - творческая переработка форм природы ил предметного мира, обобщение образа путем выделения наиболее типичных черт. При стилизации отбрасываются второстепенные детали и сохраняются лишь некоторые общие его признаки.
В ажурных вырезках народных мастеров и художников профессионалов часто используются симметричные ажурные силуэты птиц, животных, растений, бабочек, архитектурных сооружений и т. д. В некоторых композициях встречаются изображения несимметричных фигур - это двухфигурные симметричные композиции. Эти фигуры соединяются между собой в симметричные композиции носами, головами, хвостами или же с помощью промежуточных соединительных элементов - ветки дерева, листья и т. д.
Ажурный узор в силуэтах составляется из метра-ритмически повторяющихся геометрических мотивов (таб. 3.2), которые обычно группируются в более крупные пятна с выделением центра композиции. Для сравнения пластики силуэта фигура повторяется в трех вариантах: В основе декора прямая линия; В основе декора кривая линия; В основе декора сочетание прямой и кривой линий. При разработке пластики силуэта и его частей учитываются все закономерности стилизации.
В композиции «Деды» используется 5 основных образов-символов: Дерево Жизни, Птицы, Свеча, поминальный рушник, женские фигуры (табл. 3.2.)
3.3: Цветовая разработка композиции «Деды».
3.3.1. Тоновое решение
Тоновое решение и выполнение тоновых эскизов необходимо для того, чтобы решить композицию в тональных пятнах, проанализировать массу объектов, которая зависит не только от их размеров но и от тональной насыщенности. Тональное решение выполняется быстро и поэтому обладает необходимой гибкостью и не требует много времени и средств. На основании этого были разработаны тональные варианты решения композиции «Деды» с приведением тональной шкалы, которая может помочь с подбором цветной бумаги для выполнения готовой работы (таб. 3.1).
3.3.2. Цветовые разработки
Самая широкая сфера, где используется цвет,— это религиозные и магические обряды. Ведущий обряда и его участники одеваются в одежду определенных, строго предписанных цветов (у белорусов праздничные и ритуальные одежды белого цвета, украшенные вышивкой красного и черного цветов). При этом «палитра» магии неширока. На Беларуси она ограничивается тремя цветами — белым, красным и черным (иногда применяется также желтый, охра, коричневый, оранжевый и синий). Каждому цвету приписывается определенное смысловое значение и магическая сила.
Белый — это цвет добра, исцеления, удачи, победы над злыми духами, цвет приумножения, очищения, приобщения к миру добрых духов и богов. Считается, что «это цвет символизирует состояние доброго согласия и взаимного благожелательства между живыми и мертвыми. Белый — это цвет, угодный добрым духам и вместе с красным означающий жизнь. Поэтому там, где обращаются к силам жизни, употребляют белое или красное, или то и другое вместе. Белый цвет означает также и чистоту, поэтому все обряды очищения сопровождаются окрашиванием в белое или ношением белых одежд, талисманов и пр. Белые животные или птицы у всех народов считаются особыми, священными и используются для жертвоприношений добрым духам или для освятительных обрядов.
Не менее почетное место красному цвету. Он символизирует такие важнейшие для человека понятия, как жизнь, сила, энергия; он отмечает все выдающееся, возвышающееся над обыденным,— это цвет богов. Вместе с белым он образует «жизнеутверждающую» пару, противостоящую черному как цвету отрицания, зла и смерти. Сам человек, согласно мифам, был «сделан» из «земли» — красный. Красный цвет сопровождает человека от рождения до смерти, помогая ему бороться с болезнями и несчастьями, воодушевляя на большие свершения и войны, отмечая важнейшие события его жизни.
Новорожденных детей мазали красной краской, надевали на руку красную повязку, чтобы защитить от злых духов.
В медицинской магии красный — самый употребительный цвет. Почти от всех болезней применяются красные амулеты, повязки, шнурки, привязываемые к больному месту, контакты с красными птицами или животными и т. д.
Он — даритель жизни, пищи, благоденствия и здоровья, главный воин и охранитель от зла, это символ ума и зрелости, мудрости.
Белому и красному в сочетании — позитивным жизнеутверждающим цветам — противостоит черный изображающий зло, темноту, страдание, несчастье, болезнь, смерть. Белые и черные полосы - символизируют «жизнь и смерть».
Некоторые черные краски обладали лекарственным действием. В другом случае, черный цвет выступает в магических обрядах «управления дождем».
Цвета желтый, оранжевый, охра - цвета главного бога Солнца, цвета Матери-Земли. В различных районах Беларуси мастера специально окрашивали различные предметы быта в «солнечные» и «земельные» цвета, придавая этому магическое значение. Самым распространенным таким цветом был коричневый.
При выполнении композиции в технике «выцінанка» поиск гармоничных и выразительных сочетаний цветовых пятен — одна из главных задач. Цвет должен создавать настроение, соответствующее содержанию. Он может быть реальным, условным или чисто декоративным.
«Выцінанкі» могут быть монохромными (одноцветными) и полихромными (многоцветными). Одноцветные композиции отличаются графичностью, многоцветные — красочностью. И те и другие художественны. Для фона надо брать более плотную бумагу, чем для вырезывания изображений. Если нет бумаги нужного цвета, можно протонировать ее самим.
На основании выше сказанного и принципа композиции контраста цветовых отношений, была выполнена задуманная композиция. Ажурная вырезка особенно красиво выгладит если удачно найдена цветовая гамма всей композиции. Используя цвет для уселения образного решения, необходимо помнить, что прекрасную по рисунку композицию может раздробить случайное распределение цвета.
Итак, цвета, используемые в композиции, основаны на народном цветовосприятии (табл. 3.2.2.). Для верного восприятия выбранных цветов разрабатываются шкалы, по которым можно в последствии подобрать нужную бумагу. Для традиционной «выцінанкі» характерно небольшое количество цветов, как это было сказано раннее, поэтому и было использовано только 5 близких по цветовому тону цветов.

3.4 Последовательность выполнения декоративной композиции в материале
Работа над композицией в технике «выцінанка» выполняется в определенной последовательности, о которой необходимо всегда помнить и которую следует соблюдать как обязательные правила. Любая работа над композицией, помимо выбора сюжета, составления эскиза композиции, подбора бумаги, вырезывание деталей изображения и т.д. требует завершения: раскладывание деталей на фоне, наклеивание и высушивание. Хорошо продуманная композиция, т. е. размещение того, что надо изобразить, — залог успеха.
В приложении (таб. 3.4) показана последовательность выполнения работы по монтажу композиции «Деды» в материале.
Заготовленные детали изображения располагаются на наклеи-ваемой поверхности, т. е. на фоне, так, чтобы получилась задуманная композиция. Если получившаяся композиция не нравится, располагают детали иначе.
Такая работа над композицией дает возможность познакомиться с композиционным построением на листе бумаги. Передвигая формы по листу, находят наиболее удачные композиционные решения, нужные сочетания цветов.
Прежде чем приступить к наклеиванию, следует еще и еще раз проверить, все ли удачно в композиции. Делается это так: готовую композицию из выкроек прикрыть сверху бумагой. Через несколько часов бумагу осторожно снять, и композиционные ошибки станут очевидными. Исправив их, можно приступить к наклеиванию.
В соответствии с выбранной композицией работа может быть оформлена следующим способом:
1. Накладной - детали узора или композиции наклеивают (накладывают) друг на друга или на цветной фон.
2. Составной - вся композиция «выцінанкі» вырезают из отдельных деталей, которые затем приклеивают на основу.
3. Комбинированный - сочетание накладного и составного способов.
Чтобы при наклеивании было легче ориентироваться в размеще-нии той или иной детали, надо наметить карандашом места их расположения. При наклеивании очень сложных композиций, с большим количеством мелких деталей, весь эскиз переводится на фон. Не следует использовать для этой цели копировальную бумагу, так как при переводе рисунка на фоне остаются следы краски от копировальной бумаги.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были рассмотрены основные белорусские праздники «Великдень», «Купала», «Деды» и были выполнены декоративные панно в технике «выцінанка». Задача, которая стояла в начале работы создать праздничное состояние и передать красоту самого праздника при помощи данной техники, выполнена. Также была разработана методическая часть по последовательности работы над многоцветной «выцінанкай» на примере декоративного панно «Деды». Остальные декоративные композиции выполнялись по такому же принципу, поэтому в приложении приводятся и разработки ними.

ЛИТЕРАТУРА
1. «Народное творчество» №2 1996
2. Арасланава Т. Магілеўская даўнгіна., 1993 г. Магілеў. Бумажные
кружева.
3. Беларуская энцыклапедыя ў 18 тамах. -Мн., БелЭн; 2000
4. Беларускі арнамент і яго ужыванне ў народным мастацтве;
вучэбна-метадычнае пасобіе. МАПН. 1996г. г. Магілеў.
5. Беларускі нацыянальны каляндар 1991. -Мн., БелЭн; 1990
6. Беларускі нацыянальны каляндар 1992. -Мн., БелЭн; 1991
7. Беларускі нацыянальны каляндар 1993. -Мн., БелЭн; 1992
8. Васілевіч У. А. Міфы бацькаўшчыны /Бел. энцыклапедыя, рэд - Мн.,
БелЭн. 1994.
9. Русакова М.А. Аппликация. -М., «Просвещение» 1977
10. Жабинская М.П. Выцінанка. Методическое пособие. -Мн., Полымя.
1996
11. Зізіка Л. карповіч А. Беларускія уборы. Кніжка размалеўка. -Мн.,
ВВП «Маладзічок», 1994.
12. Кацар М. С. Беларускі арнамент. Ткацтва, вышыўка.. - Мн.; БелЭн,
1996
13. Коваленко В. И. Ажурные узоры из бумаги. ВГУ, г. Витебск, 1996
14. Краткая белорусская энциклопедия. Т.4. -Мн., БелЭн; 1998
15. іцьвінка В. «Беларусь» № 1-12 1999., Нашы святы і абрады.
16. Сахута ЯМ. Народныя мастацкія рамествы Беларусі. -Мн.,
Беларусь. 1996
17. Таланцава В. Ф. Мастацтва бачыць свет. - Мн., «Беларусь» 1998
18. Шорохов Е.В. Основы композиции. -М., «Просвещение». 1979
19. Энцыклапедыя літаратуры і мастацтва Беларусі. -Мн.,1984

Превью Без имени-16 (700x498, 158Kb)Превью Без имени-17 (700x498, 185Kb)Превью Без имени-18 (700x498, 224Kb)Превью Без имени-19 (700x498, 250Kb)Превью Без имени-20 (497x700, 225Kb)Превью Без имени-21 (497x700, 214Kb)Превью Без имени-22 (497x700, 224Kb)Превью Без имени-23 (497x700, 220Kb)Превью Без имени-24 (497x700, 214Kb)Превью Без имени-25 (700x498, 150Kb)Превью Без имени-26 (700x498, 222Kb)Превью Без имени-27 (700x498, 194Kb)Превью Без имени-28 (700x498, 232Kb)


схемы-шаблоны для вырезания вытинанки по теме "Купалле"

Превью Без имени-14 (468x493, 155Kb)Превью Без имени-15 (468x493, 122Kb)Превью Без имени-4 (388x693, 281Kb)Превью Без имени-5 (388x694, 312Kb)Превью Без имени-6 (416x693, 310Kb)Превью Без имени-7 (416x694, 271Kb)Превью Без имени-8 (460x700, 250Kb)Превью Без имени-9 (596x694, 353Kb)Превью Без имени-10 (468x693, 291Kb)Превью Без имени-11 (496x693, 325Kb)Превью Без имени-12 (496x693, 238Kb)Превью Без имени-13 (496x693, 223Kb)Превью купалле русалочьи песни-1 (700x672, 415Kb)Превью Без имени-2 (470x700, 287Kb)
Рубрики:  рукоделие

Метки:  

Без заголовка

Суббота, 02 Марта 2013 г. 11:04 + в цитатник
Это цитата сообщения Иримед [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Как превратить рулончик от туалетной бумаги в произведение искусства

http://www.booooooom.com/2009/02/13/yuken-teruya/


Метки:  

Без заголовка

Суббота, 02 Марта 2013 г. 10:45 + в цитатник
Это цитата сообщения Иримед [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

К лету: шляпа крючком с большими полями

http://kru4ok.ru/azhurnaya-shlyapa-s-shirokimi-polyami/

Читать далее...

Метки:  

маски для детей

Воскресенье, 24 Февраля 2013 г. 01:24 + в цитатник
Это цитата сообщения Yulyannaa [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

МАСКИ ИЗ КАРТОНА ДЛЯ ДЕТЕЙ

Фотографии в альбоме «МАСКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ» yulyannaa на Яндекс.Фотках



Серия сообщений "ДЕТИ":

Часть 1 - РАЗВЛЕКАЛКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Часть 2 - МАСКИ ИЗ КАРТОНА ДЛЯ ДЕТЕЙ
Часть 3 - Лебедь из бумаги (оригами)
Часть 4 - Поделки из фольги



Метки:  

вытинанка

Четверг, 20 Декабря 2012 г. 12:05 + в цитатник
Это цитата сообщения ann_ann [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Вытинанки мандалы



1.
img000 (440x512, 51Kb)

2.
img004 (447x512, 40Kb)

3.
img005 (441x512, 51Kb)

4.
img006 (441x512, 50Kb)

5.
img007 (441x512, 29Kb)

6.
img008 (433x512, 33Kb)

7.
img009 (428x512, 29Kb)

8.
img010 (430x512, 33Kb)

9.
img011 (445x512, 38Kb)

10.
img012 (437x512, 38Kb)

11.
img013 (438x512, 30Kb)

12.
img014 (436x512, 47Kb)

13.
img015 (436x512, 32Kb)

14.
img016 (382x512, 31Kb)

15.
img017 (436x512, 39Kb)

16.
img018 (438x512, 40Kb)

17.
img019 (431x512, 39Kb)

18.
img020 (436x512, 35Kb)

19.
img021 (434x512, 35Kb)

20.
img022 (436x512, 48Kb)

21.
img023 (441x512, 33Kb)

22.
img024 (436x512, 41Kb)

23.
img025 (433x512, 31Kb)

24.
img026 (440x512, 44Kb)

25.
img027 (436x512, 30Kb)

26.
img028 (436x512, 41Kb)

27.
img029 (382x512, 33Kb)

28.
img031 (436x512, 45Kb)

29.
img032 (437x512, 55Kb)

30.
img033 (436x512, 32Kb)

31.
img034 (436x512, 47Kb)

32.
img035 (441x512, 54Kb)

33.
img038 (427x512, 48Kb)

34.
img039 (438x512, 48Kb)

35.
img042 (438x512, 43Kb)

36.
img043 (451x512, 53Kb)

37.
img044 (442x512, 48Kb)

38.
img045 (491x512, 51Kb)

39.
img046 (442x512, 40Kb)

40.
img047 (442x512, 50Kb)

41.
img048 (443x512, 44Kb)

42.
img049 (432x512, 45Kb)

43.
img050 (431x512, 43Kb)

44.
img051 (466x512, 37Kb)

45.
img052 (468x512, 43Kb)

46.
img053 (445x512, 41Kb)

47.
img054 (463x512, 46Kb)

48.
img055 (453x512, 47Kb)

Метки:  

книги

Четверг, 20 Декабря 2012 г. 11:57 + в цитатник
Это цитата сообщения Irina_Orsini [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Сайты, где можно скачать книги в электронном виде

Объединила ваши ссылки в отдельный пост. Может кому-нибудь тоже пригодится :)

Сайты с бесплатными электронными книгами:

Рубрики:  полезное

таблица полезных качеств фруктов

Четверг, 20 Декабря 2012 г. 11:55 + в цитатник
Это цитата сообщения Волшебник_555 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

ПОТРЯСАЮЩАЯ ТАБЛИЦА !

  Яблоки
Защищают ваше сердце
Предотвращают запоры
Останавливают поносы
Улучшают объем легких
Защищают суставы
Абрикосы
Борются с раком
Регулируют кровяное давление
Сохраняют зрение
Защищают от Альцгеймера
Замедляют процесс старения
Артишок
Способствует пищеварению
Понижают холестерол
Защищают ваше сердце
Стабилизируют сахар в крови
Защищают от заболеваний печени
Авокадо
Борется с диабетом
Понижают холестерол
Помогают остановить инсульт
Регулируют кровяное давление
Разглаживают кожу
Бананы
Защищают ваше сердце
Успокаивает кашель
Укрепляет кости
Регулируют кровяное давление
Останавливают поносы
Фасоль
Предотвращают запоры
Помогают при геморрое
Понижают холестерол
Борется с раком 
Стабилизируют сахар в крови
Свекла
Регулируют кровяное давление
Борется с раком 
Укрепляет кости
Защищают ваше сердце
Помогают снижению веса
Черника
Борется с раком 
Защищают ваше сердце
Стабилизируют сахар в крови
Улучшают память
Предотвращают запоры
Брокколи
Укрепляет кости
Сохраняют зрение
Борются с раком 
Защищают ваше сердце
Регулируют кровяное давление
Капуста
Борется с раком 
Предотвращают запоры
Способствует снижению веса
Защищают ваше сердце
Помогают при геморрое
Мускусная дыня
Сохраняют зрение
Регулируют кровяное давление
Понижают холестерол
Борется с раком 
Поддерживают иммунную систему
Морковь
Сохраняют зрение
Защищают ваше сердце
Предотвращают запоры
Борется с раком 
Способствует снижению веса
Цветная капуста
Защищают от рака простаты
Борется с раком груди
Укрепляет кости
Устраняют синяки
Защищают от болезней сердца
Вишня
Защищают ваше сердце
Борется с раком 
Прекращает бессонницу
Замедляют процесс старения
Защищают от Альцгеймера
Каштан
Способствует снижению веса
Защищают ваше сердце
Понижают холестерол
Борется с раком 
Регулируют кровяное давление
Перец чили
Способствует пищеварению
Облегчает боли в горле
Очищает синусы
Борется с раком 
Поддерживают иммунную систему
Инжир
Способствует снижению веса
Помогают остановить инсульт
Понижают холестерол
Борется с раком 
Регулируют кровяное давление
Рыба
Защищают ваше сердце
Улучшают память
Защищают ваше сердце
Борется с раком 
Поддерживают иммунную систему
Лен
Способствует пищеварению
Борется с диабетом
Защищают ваше сердце
Improves mental health
Поддерживают иммунную систему
Чеснок
Понижают холестерол
Регулируют кровяное давление
Борется с раком 
Убивают бактерии
Борется с грибком
Грейпфрут
Защищают от инфаркта
Способствует снижению веса
Помогают остановить инсульт
Борется с раком простаты
Понижают холестерол
Виноград
Сохраняют зрение
Предотвращают камни в почках
Борется с раком 
Усиливают кровоток
Защищают ваше сердце
Зеленый чай
Борется с раком 
Защищают ваше сердце
Помогают остановить инсульт
Способствует снижению веса
Убивают бактерии
Мед
Заживляет раны
Способствует пищеварению
Защищает от язв
Увеличивает энергию
Борется с аллергией
Лимон
Борется с раком 
Защищают ваше сердце
Регулируют кровяное давление
Разглаживают кожу
Останавливает цингу
Лайм
Борется с раком 
Защищают ваше сердце
Регулируют кровяное давление
Разглаживают кожу
Останавливает цингу
Манго
Борется с раком 
Улучшают память
Регулирует щитовидную железу
Способствует пищеварению
Защищают от Альцгеймера
Грибы
Регулируют кровяное давление
Понижают холестерол
Убивают бактерии
Борются с раком 
Укрепляет кости
Овсянка
Понижают холестерол
Борется с раком 
Борется с диабетом
Предотвращают запоры
Разглаживают кожу
Оливковое масло
Защищают ваше сердце
Способствует снижению веса
Борется с раком 
Борется с диабетом
Разглаживают кожу
Лук
Понижает риск инфаркта
Борется с раком 
Убивают бактерии
Понижают холестерол
Борется с грибком
Апельсины
Поддерживают имунную систему
Борются с раком 
Защищают ваше сердце
Straightens respiration
 
Персики
Предотвращают запоры
Борются с раком 
Помогают остановить инсульт
Способствует пищеварению
Помогают при геморрое
Арахис
Защищают от болезней сердца
Способствует снижению веса
Борется с раком простаты
 
 
 
 

 

Рубрики:  полезное

фарфоровфй дом в Китае

Четверг, 20 Декабря 2012 г. 11:24 + в цитатник
Это цитата сообщения Борис_Кузнецов [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

КИТАЙСКОЕ ФАРФОРОВОЕ ЧУДО...





В 2007 году в Тяньцзине, на улице Chifeng Street появился необычный дом, известный как «китайский дом» или Yuebao House. Принадлежит он Zhang Lianzhi, успешному бизнесмену и президенту группы Yueweixian. Помимо бизнеса, Zhang Lianzhi увлекается китайской культурой и искусством и уже много-много лет коллекционирует фарфор. Поэтому свой новый дом он решил превратить в своеобразный гимн своему хобби и выставку антиквариата – старинный особняк во французском стиле украшен огромным количеством фарфоровых изделий.



В сентябре 2002 года коллекционер выкупает дом в старой части города. Когда-то этот особняк, площадь которого 3000 кв. м, принадлежал министерству финансов династии Цин, затем в нем размещался банк, а потом прекрасное здание довольно долго простояло пустым. Словно ждало своего звездного часа. И он наступил.







Потратив 1 000 000 юаней ($ 125000), Zhang Lianzhi в течение пяти лет украшал его фарфором.
Сотни тысяч фрагментов и изделий из фарфора начиная от эпохи династии Тан (618-907 г. н. э.) и заканчивая династией Цин (1644-1911 гг.) были использованы для этой оригинальной и дорогостоящей отделки.







Считается, что стены Yuebao House украшают 400 млн. фрагментов древнего фарфора, 10 000 античных ваз, 5000 старинных фарфоровых чаш, 500 фарфоровых кошек, 300 каменных львов и столько же статуй Будды, сделанных из белого мрамора. Более 80% фарфора – это поврежденные или разбитые изделия. Но этот изъян становился совершенно незаметным – настолько филигранно вплетены они в причудливый фарфоровый орнамент, сложенный из «перепутанных» фрагментов разных предметов. Кроме этого здание «играет» 20 тоннами натуральных кристаллов.







Но наиболее впечатляющей деталью этого уникального дома являются драконы – символ власти в древнем Китае и одна из доминирующих черт древнекитайской архитектуры. Четыре китайских дракона из фарфоровой мозаики обвили снаружи Yuebao House. Их размеры — поразительны: длина — 768 м, а ширина каждого фарфорового дракона – 80 см.








По самым скромным подсчетам, стоимость «фарфорового дома» составляет от 500 до 1,5 млрд. юаней. А вот оценочная стоимость гонконгских инвесторов — 2,5 млрд. юаней. Однако сам владелец этого удивительного дома о деньгах совсем не думает. Для него дом из фарфора – это способ сохранить и показать всему миру чудесный китайский фарфор – неотъемлемую часть культуры Поднебесной.

Источник: turj.ru

Материал подготовлен для сайта turj.ru
При перепечатке материалов активная и прямая ссылка на источник обязательна.











Рубрики:  интересное

Без заголовка

Воскресенье, 11 Ноября 2012 г. 16:49 + в цитатник
Это цитата сообщения gelexxx [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Fensterbilden filigran 4

image host
Читать далее...
Рубрики:  рукоделие

Метки:  

цвет

Среда, 27 Июня 2012 г. 14:16 + в цитатник
Это цитата сообщения Mages_Queen [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Результат теста «Цвет и характер»: Желтый

 
 
Интересный пост: Краски осени
 

Метки:  

букашка

Среда, 27 Июня 2012 г. 14:01 + в цитатник
Это цитата сообщения Mages_Queen [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Кто вы в мире насекомых: пчела


 
 
 

Метки:  

осень?

Среда, 27 Июня 2012 г. 13:52 + в цитатник
Это цитата сообщения Mages_Queen [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]


Метки:  

Без заголовка

Среда, 27 Июня 2012 г. 13:31 + в цитатник
Это цитата сообщения Mages_Queen [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]


Метки:  

любопыно мне)))

Среда, 27 Июня 2012 г. 13:16 + в цитатник
Это цитата сообщения Mages_Queen [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Ваш подарок на Новый год: мудрость

Ваш подарок на Новый год via nataly-lenskaya & nika-lj-diz


Метки:  

ананас

Вторник, 26 Июня 2012 г. 23:30 + в цитатник
Это цитата сообщения zetta8 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Как вырастить ананас

Как вырастить ананас







 (177x176, 63Kb)

 

 

Как вырастить ананас на подоконнике? Особенности ухода за ананасом







Декоративные ананасы

 

 

 

>>>>>>>

Метки:  

черепашки

Вторник, 26 Июня 2012 г. 23:20 + в цитатник
Это цитата сообщения ar_56 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

подвигать черепашек курсором

..и покормить..



Метки:  

кот

Вторник, 26 Июня 2012 г. 23:14 + в цитатник
Это цитата сообщения Жагуара [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Поймай кошку

Окружите кошку темными кружками, чтобы она не смогла выйти за пределы поля.


Жагуара


Метки:  

планеты

Вторник, 26 Июня 2012 г. 23:11 + в цитатник
Это цитата сообщения Жагуара [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Солнечная система

В правом верхнем углу можно выбрать дату и посмотреть расположение планет на конкретное число.


 

Жагуара


Метки:  

Поиск сообщений в Алёна77
Страницы: [9] 8 7 ..
.. 1 Календарь