-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Светояра

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.10.2009
Записей: 4731
Комментариев: 10613
Написано: 16778


Культ коня в деревянном зодчестве Руси и Северной Германии

Вторник, 22 Марта 2011 г. 22:52 + в цитатник
Культ коня в деревянном зодчестве Руси и Северной Германии
     Одним из элементов деревянного дома в традиционном русском зодчестве является так называемый охлупень – бревно, закрывающее верхний стык скатов крыши. Он всегда осмысливался как главенствующая деталь жилища, «голова» дома, и недаром его именовали «князь» («кнес»), «князек».
     Этнографы отмечают, что в скульптурном украшении охлупня проявляются наиболее архаичные черты в русском зодчестве. В севернорусских деревнях данный элемент испокон веков был предметом особой гордости хозяев и творческого соревнования.
     Подобное отношение к верхней части жилища, как и его декорирование фигурами различных животных или мифологических существ (драконы и проч.), в принципе, распространено среди европейских народов. Важно при этом, что украшение кровли дома имеет очевидную региональную и, судя по всему, этническую специфику.
     У русских, как правило, охлупень имеет декоративное скульптурное завершение в виде головы коня, и именно поэтому наиболее распространенным названием данной детали является «конек».
Культ коня в деревянном зодчестве Руси и Северной Германии
Культ коня в деревянном зодчестве Руси и Северной Германии
     Интересно, что на Русском Севере встречаются двуглавые коньки, смотрящие врозь, либо обращенные друг к другу.
     Помимо охлупня, традиционно украшались изображениями коней и повалы - выступы нескольких верхних бревен сруба.
     Также резные изображения конских голов могли располагаться на верхних концах причелин.

Культ коня в деревянном зодчестве Руси и Северной Германии


Культ коня в деревянном зодчестве Руси и Северной Германии
Из альбома "Мотивы русской архитектуры", 19в.


Культ коня в деревянном зодчестве Руси и Северной Германии
     В общем, для русского деревянного зодчества характерно использование изображений коней в оформлении верхней части дома. По мнению этнографов, данная традиция является одним из свидетельств существования в прошлом обычая размещать на высшей точке жилища конские черепа (недаром одним из древних названий охлупня было "черепное бревно").
     Читатели нашего сообщества, конечно, не удивятся, узнав, что ближайшие аналогии данной традиции находятся на территории современной Северной Германии, в федеральных землях Мекленбург-Передняя Померания, Нижняя Саксония (ранее называвшаяся Wendland - "земля вендов"), Шлезвиг-Гольштейн, а также в Прибалтике [1]:
Культ коня в деревянном зодчестве Руси и Северной Германии
Верхняя часть дома из Мекленбурга. Фото: Karl Heinz Kordt


Культ коня в деревянном зодчестве Руси и Северной Германии
Крестьянский дом в Танкенхагене, земля Мекленбург-Передняя Померания


Культ коня в деревянном зодчестве Руси и Северной Германии

Культ коня в деревянном зодчестве Руси и Северной Германии

Культ коня в деревянном зодчестве Руси и Северной Германии
Дом 1840-х гг. из деревни Эльдена. Фото экспедиции МАЭ РАН, №И-2197-347


Культ коня в деревянном зодчестве Руси и Северной Германии
Старый дом-двор мекленбургского типа. Постройка 1711г.
Деревня Хоэнвоос, 2000г. Фото экспедиции МАЭ РАН, №И-2197-63


Культ коня в деревянном зодчестве Руси и Северной Германии
Лаупин, Ябельхайде. Крестьянский дом-двор постройки 1654г.
    Важно, что в Германии "область распространения ... конских голов на коньках крыш практически совпадает с областью распространения образа белого коня в рождественском ряжении"[2]. Аналогичный обряд ряжения зафиксирован и у русских.
     Очевидно, перед нами проявления культа коня, отмечаемого этнографами как на Руси, так и на территории Северной Германии. Причем в данных регионах рассматриваемые проявления абсолютно идентичны.


1. Ю.В.Иванова-Бучатская. Plattes Land: Символы Северной Германии (славяно-германский этнокультурный синтез в междуречьи Эльбы и Одера). СПб, 2006. С.114.
2. Там же, с.115.
 

Серия сообщений "деревянное зодчество Руси":
Часть 1 - Искусство домовой резьбы
Часть 2 - Мир русской избы
...
Часть 8 - Резные наличники. Традиция русских мастеров
Часть 9 - Деревянное зодчество в Сибири
Часть 10 - Культ коня в деревянном зодчестве Руси и Северной Германии
Часть 11 - Русское деревянное зодчество и архитектура
Часть 12 - Русская архитектура: деревянное зодчество
...
Часть 33 - О чём рассказывают оконные наличники русских домов: символизм в деревянном зодчестве Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/300915/26502/
Часть 34 - Русский дом в буквальном смысле
Часть 35 - Сказочные старые дачи на фото Федора Савинцева

Рубрики:  в мире интересного
история славян
славянские символы, руны
славянские традиции
славянский след в истории
Метки:  

Процитировано 7 раз
Понравилось: 4 пользователям

Silberfuerst   обратиться по имени Вторник, 22 Марта 2011 г. 23:06 (ссылка)
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Светояра   обратиться по имени Вторник, 22 Марта 2011 г. 23:26 (ссылка)
Пожалуйста! А Вы в Германии встречали подобные дома?
Ответить С цитатой В цитатник
Freeman_Pilgrim   обратиться по имени Среда, 23 Марта 2011 г. 00:08 (ссылка)
благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Аноним   обратиться по имени Четверг, 24 Марта 2011 г. 17:17 (ссылка)
отседа и поговорка: конец - делу венец:)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 24 Марта 2011 г. 19:38ссылка
Ну да, если под словом "конец" подразумевается конёк.
Перейти к дневнику

Четверг, 24 Марта 2011 г. 21:05ссылка
Аноним
ну да, отседава и корень этого слова. Конец - делу венец - это про завершение строительства дома. Теперь стротели просто вешают венок:)
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку