«Звуки шофара. Трепет и пророчество. Йом Кипур» — Автор: Эфраим Калиш |
Звуки шофара. Трепет и пророчество. Йом Кипур
Миновал Праздник Воспоминания о Гласе Шофара (другое его название в Торе — Праздник Трубления Шофара), но звуки шофара продолжают звучать в синангогах в продолжении всех десяти дней до Йом Кипур. В еврейской традиции эти дни имеют специальное название «ЙОМИМ НОРАИМ» (ивр. – дни трепета), время, предваряющее и связывающее Праздник Воспоминания Гласа Шофара с Праздником Йом Кипур. Время, когда мы можем размышлять. Что значат для нас эти звуки, какое действие Бог приготовил, какой реакции Он ожидает от нашего сердца?
По Сончино звук шофара ассоциируется с глубокими внутренними переживаниями и непосредственным обращением к самой душе человека.
Пророк Амос очень эмоционально, поэтически образно говорит о том неожиданном действии, которое вызывает шофар.
/
Два совершенно разных действия вызывает шофар:
1. С одной стороны, вот это слово (если обратиться к номерам Стронга), «испугался», с иврита «ХАРАД» — трепетать, содрогаться. То есть при звучании шофара народ содрогается и трепещет. И от Бога исходит всякое дело.дело.
2. Дальше пророк соотносит рев шофара с рыканьем льва. И действие его иное: «Господь Бог сказал, — кто не будет пророчествовать?».
То есть вот две вещи интересные мы можем здесь видеть. С одной стороны, пророк Амос сравнивает шофар с рыканьем льва, глас шофара вызывает трепет. Но с другой стороны, он (глас шофара) вызывает пророческое действие.
Дальше я хотел бы посмотреть на три вида трубления шофара, которые мы слышали на протяжении праздника, и на то основание, которое имеют названия этих видов трубления в Писании.
Для размышления о трублении ТКИА, в качестве вступления обратимся к тексту из Н.Завета — Посланию к Евреям.
Евр. 4:12 «Ибо Слово Божье живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого. Оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные». Слово Божье сравнивается с пронзающим мечом, который способен проникнуть в глубины. Я не случайно избрал именно это место. Автор послания к евреям, я думаю, как образ, имел действие шофара.
Итак, мы говорим о первом трублении шофара – ТКИА. Вообще, когда на иврите говорят «трубить в шофар», употребляют именно это слово «литкоа башофар».
Если сделать поиск по номерам Стронга, введя одновременно номер 07782 шофара и номер 08628 трубления ТКИА, нами рассматриваемого, получим целый список. Имеет смысл посмотреть все эти случаи — о том, как Иисус Навин разрушает стены Иерихона, там используется вот это слово «ТКИА». Гидеон спасает Израиля, там написано, что он исполняется духа, для того чтобы трубить в шофар. Тоже это слово «ТКИА». «Великая труба вострубит на Сионе», — это уже пророк Исаия. «И возвратит избранных на Сион». Это тоже действие шофара ТКИА.
Здесь я бы хотел посмотреть пророка Иоиля гл. 2:1
«Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей; да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо он близок». Я избрал вот это место, потому что в преддверии праздника Йом Кипур, Судного дня; в преддверии великих ожиданий, дней трепета, я думаю, что эти стихи созвучны для этого времени. И вот здесь написано «трубите трубою», понятно, что на иврите другие слова употреблены «ТАК-У ШОФАР БАЦИОН».
Значение «ТКИА» — вонзать, втыкать. Смысл этого глагола – «проходить насквозь, пронзать». Суть в том, что это не просто нечто проходящее сквозь что-то другое, но это преодоление, как меч преодолевает сопротивление плоти.
«ТАК-У ШОФАР» — о великих опустошениях говорит здесь Господь, о великих бедах и воинах. И вот смысл «ЛИТКОА БАШОФАР» (трубления в шофар) – то, что требует преодоления, усилий, радикального изменения. В этом же тексте, в 15-й стихе, вновь Бог обращается этими же словами «ТАК-У ШОФАР БА-ЦИОН»:
«15. Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание».
Пост здесь как параллельное действие этому трублению шофара. Пост как преодоление, пост как смирение своей плоти.
И еще одно место я хотел бы посмотреть из пророка Захарии (9:14): «И явится над ними Господь, и как молния вылетит стрела Его, и возгремит Господь Бог трубою, и шествовать будет в бурях полуденных».
Вы уже догадались, здесь, конечно, Бог будет греметь не трубой, а шофаром: «БЭШОФАР ИТКА». Интересно, что здесь трубление шофара самим Богом сравнивается с Его же стрелой, подобной молнии «как молния стрела Его». То есть нечто, что подобно стреле пронзает, подобным будет и гром шофара, которым возгремит Господь.
Что же скажем? ТКИА – значит пронзать насквозь, преодолевая, как Слово Божье , которое «проникает до составов и мозгов, до разделения души и духа, и судит намерения и помышления сердечные»
—————————————————————————
Рубрики: | Община "Возвращенные на Сион"/Эд Эфраим Калиш |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |