-Рубрики

 -Метки

777 секунд beit shalom shaveitzion_org toraart.com а.болотников а.борель а.огиенко алекс бленд алекс ковнатор алик гольдберг антисемитизм аншей дерех - с.мовшович археология арье цукерман аудио б.грисенко бейт халэл библия брит хадаша вебинар виталий олийник война вопрос-ответ газета гафтара дети джим стэйли дима лютаревич евреи еврейские корни емо маим зормим заветы зов сиона иврит израиль ислам история исход-2 иудаизм йешуа йом киппур йона левин йосиф шулям кемо книга колена израиля кухаровский леон мазин лжерождество лжецерковь машиах мессианский иудаизм михаэль цин молитва муслимы недельная глава торы новомесячие новости обращение к христианам обращения одесса пасха пейсах плейлист полонский послание к римлянам послание коринфянам последнее время праздники господни праздники израиля пророки пророчества прославление пурим радио разрушение лжи рецепт рош ашана - йом труа сайты свидетельства скиния стив окунола страсть к истине суббота суккот танах тикун олам толкование тора фильм хайфа ханука холокост храм церковь шаббат шавуот эд эфраим калиш эстер сегаль язычество

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Александра_Пипикина

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 6) Уголок_Святой_Земли Abortam-NET Сама_овца uucyc Вкусно_Быстро_Недорого Israel
Читатель сообществ (Всего в списке: 2) _Все_для_Вас_ ИУДАИЗМ

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.08.2009
Записей: 6564
Комментариев: 3636
Написано: 15047


Красота святого языка — `Величие и значимость` | `Смысловая наполненность букв`~ Рав Лейб Нахман Злотник

Среда, 24 Июня 2015 г. 14:16 + в цитатник

       | Главная | 


Красота святого языка — Величие и значимость

Рав Лейб Нахман Злотник



Часть первая. Введение

Одно из великих чудес, которыми нас одарил Творец – это лашон а-кодеш, святой язык. Язык, на котором нам была дана Тора. Рамбан в комментариях к Торе (Шмот, 30:13) пишет, что поскольку для ряда заповедей необходимо пользоваться монетой шекель, она в писании называется шекель а-кодеш – святой шекель. По той же причине и язык Торы наши мудрецы называют лашон а-кодеш – святой язык (как, например, в трактате Сота, 35а), так как слова Торы и все пророчества были переданы на этом языке. Всевышний, да возвеличится Имя Его, говорит на нем со своими пророками и с общиной своей: «Я – Г-сподь, Б-г твой, выведший тебя из Египта из дома рабства. Да не будет у тебя божеств, кроме Меня» и остальные речения Торы и пророчеств. На этом языке произносят Его святые имена. Им Он творил мир и давал названия всему, что его наполняет. На этом языке были даны имена ангелам и всему воинству небесному, а так же имена нашим праотцам.
Автор великой книги «Шней Лухот а-Брит» отвел теме величия святого языка очень важное место. Среди прочего он пишет, что буквы и слова этого языка отличаются тем, что источник, питающий их – Небеса. Они не являются плодом человеческого творчества, как это обстоит с другими языками. Хатам Софер (Драшот, глава 1-ая, лист 100б) объясняет: Всевышний отнял у поколения раздора – дор а-палага (Берешит, 11) – святой язык и заменил его на 70 различных языков потому, что нечестивые люди не имеют права им пользоваться.
Разговорный язык любого народа весьма подвержен изменениям, обусловленным переменами, происходящими вокруг: социальными, политическими, экономическими. Часть слов уходит в небытие. Вместе с этим, возникают новые слова, которые отражают дух времени. Языки заимствуют слова и выражения друг у друга. Зачастую язык видоизменяется настолько, что уже невозможно понять, что говорили и писали представители того же народа несколько сот лет назад. Меняются и интонация, и грамматика, и смысл слов, а иногда даже правила письма и внешний вид букв. Современному англичанину трудно понять Шекспира. Сегодняшний русский вряд ли поймет речь эпохи Киевской Руси. Во многом это верно и в отношении современного разговорного иврита. В современном иврите присутствует масса слов, заимствованных из других языков: арамейского, персидского, греческого, латыни и других. Значение и форма многих слов и выражений претерпели изменения. Причем, помимо естественного процесса изменения разговорного языка наших предков, на него пытались влиять искусственно. Ведь известно: чем выше степень святости и значимости чего-либо, тем с большим рвением силы зла стремятся внести дисгармонию, осквернить, сломать и уничтожить это.

В книге «Биньян Шалем» приводятся тысячи слов святого языка, которые имеют совершено иное значение на современном иврите. В качестве примера упомянем некоторые из них. Значения слов на лашон а-кодеш приведены на основании комментариев величайших знатоков Писания и Талмуда, признанных авторитетов в знании святого языка – РаДаКа (великий комментатор рав Давид Кимхи), рава Шимшона Рафаэля Гирша и некоторых других:

Адив – «доставляющий боль» (лашон а-кодеш), «воспитанный человек, владеющий правилами приличия» (современный иврит)

От-каин – «защитный знак» (лашон а-кодеш), «позорный знак» (современный иврит).

Эзор – «пояс» (лашон а-кодеш), «район города» или «часть тела» (современный иврит).

Билуй – «износ» (лашон а-кодеш), «развлечение» (современный иврит).

Хазон – «пророчество» (лашон а-кодеш), «дальновидность» (современный иврит).

Существует множество особо принципиальных расхождений. Каббалистическое понятие, приведенное в пророчестве Йехезкеля и выражающее высшую, скрытую от всего живого святость — хашмаль – на современном иврите означает «электричество». Слово агада – «повествование» реалий, достоверность которых жизненно важна, порой критична для понимания, в современном иврите – «сказка», «легенда». Лухот а-Брит– «Скрижали Завета» – на святом языке это союз Всевышнего с народом Израиля, незыблемый и вечный, непоколебимая основа всего бытия. На современном иврителуах – «школьная доска», с которой, постоянно стирают написанное с тем, чтобы освободить место для нового текста, а другое значение этого слова – «календарь».

Поэтому, говоря о чудесных особенностях святого языка, необходимо обратиться именно к оригиналу, в котором внутренняя и внешняя структура, грамматика и значение находятся в полном соответствии с Б-жественным замыслом. Этот язык существовал всегда и будет существовать вечно. Он незыблем в силу своего совершенства. Это тот язык, которым говорит Всевышний.

Тайнам лашон а-кодеш посвящено великое множество книг, исследований, статей, начиная с древних времен (например, книга «Отиет де-Рабби Акива», написанная около двух тысяч лет назад) и до наших дней. Попытаемся весьма кратко и поверхностно коснуться некоторых граней языка – истинного, настоящего, святого. Языка, буквами которого были созданы миры и все населяющее их, как это приводит автор книги «Шомер Эмуним» от имени великого каббалиста, рава Йосефа Гектилия. Он говорит, что в каждом, даже самом мелком элементе буквы сокрыты тайны невероятной глубины, которые не дано увидеть глазом. В одном из самых древних каббалистических трудов – «Сефер а-Йецира» – приводится, что создание всех душ, которые были, есть и будут на земле, происходит с помощью 22-ух букв святого языка. Рав Моше Хаим Луцатто (Рамхаль) пишет в книге «Дерех Эц а-Хаим», что эти буквы являются отображением Высшего духовного Светила. Чем больше человек погружается в изучение Торы, тем более полно ему открывается бесконечный свет неземной мудрости и святости.

Этим языком Всевышний творит мир, оживляя и обновляя его каждое мгновение. На этом языке дарована Тора, и на нем Творец обращался к народу Израиля во время Синайского откровения. На этом языке пророки получали и передавали слово Б-га. Этот язык Творец в великой милости своей даровал каждому из нас, для того чтобы мы могли наиболее полно обращаться к Нему в молитвах, постигать слова Торы, благословлять друг друга.

Возможности святого языка

Принципиальное отличие языка Торы заключается в его возможности выразить сущность того явления, которое он описывает, дать максимально точную информацию о нем. כסא — кисе – это не химическая формула древесины, а отображение того, что делает стул стулом. Или אדם – адам – определение, состоящее из трех элементов: א(алеф), ד (далет) и מ (мем), которое характеризует, что такое на самом деле человек. В качестве элементов Б-жественный язык использует всего 22 символа, и выразить ими можно абсолютно все.

Впрочем, термин «символ» не совсем верен для выражения роли буквы в святом языкеВ письменной Торе слово «буква» (אות – от) встречается многократно. Всякий раз оно обозначает духовное влияние, которое проявляется через некие материальные явления. Еще одно значение слова от – «чудо». А что есть чудо? Это некое явление, которое происходит вопреки законам природы. Чудо свидетельствует о силе, неподвластной природе. И обязывает нас понять, что материальное – это только верхушка айсберга, основная часть которого скрыта от глаза. У всего материального есть некая духовная причина, которая порождает материю и поддерживает в ней жизнь.

В святом языке каждая буква что-либо означает. Соединяясь в слова, буквы становятся отражением некой общей идеи, составные части которой заложены в каждую из этих букв. Создается картина, в которой сливаются в неповторимую гармонию оттенки смысла, наполняющие каждую букву. При этом чрезвычайно важен порядок, в котором отдельные части складываются в одно общее понятие, то есть очередность букв в каждом слове. Поэтому два слова, состоящие из одних и тех же букв, но в разном порядке, могут разительно отличаться друг от друга по смыслу.

Форма написания и название буквы

 

Помимо того, что каждая буква несет свойственную только ей идею, графическое отображение каждой буквы имеет индивидуальный глубокий смысл. Когда говорится о том, как выглядят буквы святого языка, имеется в виду написание, используемое при написании свитков Торы, тфилин и мезузот, то есть вид письма, который называетсяашурит. (Название шрифта ашурит не связано напрямую с ассирийцами, которые писали иероглифами. Ашурит происходит от слова ишур – соответствие – и подразумевается соответствие между формой написания и внутренним смыслом буквы.) При написании свитка Торы, мезузот и тфилин необходимо учитывать особые правила, несоблюдение многих из них делает свиток некошерным – непригодным для соблюдения заповеди. Неверное написание хотя бы одной из букв в свитке Торы делает весь свиток некошерным.

Рассмотрим несколько примеров. Букву מ (мем) должны обязательно составлять две другие букв:     כ(каф) и  ו(вав). Буква  ה(эй) состоит из ד (далет) и перевернутой י (йуд),а буква צ (цади) представляет собой נ (нун), на которой сверху находится буква י (йуд).На некоторых буквах должны быть тагим – штрихи в виде короны (например, на приведенных выше буквах נ и צ), которые пишут таким образом, чтобы они были присоединены к букве, но не дотрагивались друг до друга и до других букв.

В любом языке название буквы может случайным образом нести некий смысл, выражать некий предмет. Как, например, русская «и» – это не только буква, но и соединительный союз. А название английской буквы q – кью – означает «очередь» –queue. Однако данная аналогия случайна, и связи между названием буквы и одинаково с ним звучащим словом обычно не прослеживается. Также и названия букв арабского языка, алфавит которого схож с еврейским: алиф, ба, джим, дал и другие – не несут смысловой нагрузки.

В лашон а-кодеш каждая буква имеет название с ясным значением. א – алеф – от словаалуф, обозначает силу, власть, а также учение. ב – бет – это байт, дом; ג – гимел – гомэль – воздавать, ד – далет – делет – дверь. Слово эй (название буквы ה) мы встречаем в рассказе о том, как Йосеф предлагает одолжить египтянам зерно, чтобы тем было что сеять, и с помощью этого его они смогли бы выйти из голодного кризиса:эй лахем зера – «Возьмите себе зерно» (Берешит, 47:23). Эй – это «возьмите». И так – все буквы без исключения, вплоть до последней буквы ת – тав, которая означает «знак», «обозначение».

В этой связи хотелось бы привести отрывок из Вавилонского Талмуда (Шаббат, 104а). Гемара объясняет название некоторых букв. א – алеф – изучать,ב – бет – бина – мудрость. Это значит, что самое первое и самое главное – это постижение мудрости Торы, понять, каково твое предназначение в мире, в чем смысл жизни, что хорошо, а что плохо. ג – гимел – лигмоль – «давать», «помогать». Причем ножка буквы гимелнаправлена вперед – ג. Тот, кто хочет по-настоящему помочь, торопится сделать это.Далет это даль – «неимущий», «обездоленный». Он стыдится принять помощь, поэтому верхушка буквы далет отвернута от гимел –ג ד . (В трактате Санедрин, 98б спросили у рабби Элазара его ученики: «Что должен сделать человек для того, чтобы спастись во время страшных событий, которые произойдут перед приходом Машиаха?» Ответил им великий учитель: «Нужно изучать Тору и помогать ближним».)

ה – эй, ו – вав – Имя Творца. Изучая Тору и помогая ближним, человек поднимается на тот уровень, когда он может служить Всевышнему, находясь в полной гармонии с собой и с миром. Того, кто поступает так, ждут: ז – зайн – зан – пропитание, ח – хет – хен – милость, ט – тет – тов – добро, י – йуд – йеруша – наследиеа так же כ – каф и ל ламед – корона в будущем мире (кетэр ле-олам а-ба). Талмуд продолжает и дальше открывать чудеса, сокрытые в последовательности и в форме написания каждый из букв святого языка, но мы ограничимся пока этим.



Поиск смысловой наполненности букв

Все, что связано с буквой и словом в святом языке, неслучайно. Для постижения идеи, заложенной в той или иной букве, необходимо учесть и ее звучание, и числовое значение, но в рамках данной статьи остановимся на трех определяющих. Два из них – форма написания и название буквы – уже были упомянуты выше. Третье определяющее идею буквы – это ее первоисточник, текст Торы. Оказывается, что для выяснения значения буквы можно найти слово, начинающееся с данной буквы, которое встречается в Писании впервые, и постараться понять, что это слово означает. Например, буква ט – тет. Впервые мы встречаем слово, начинающееся с этой буквы, в четвертой фразе Торы: «И увидел Всевышний свет, что он хорош». «Хорош» – на языке Торы – тов. Первая буква этого слова – тет. Значит, суть этой буквы – быть хорошим. Остается лишь дать определение, что такое хорошо, и мы поймем, что должна выражать эта буква. Для этого нужно рассмотреть корни, начинающиеся с этой буквы, и найти общую идею, которая все их объединяет. После чего, учитывая ее название и образ написания, мы получим о ней достаточно полное и объемное представление. Так называемое трехмерное постижение буквы.

Следует подчеркнуть, что когда речь идет о поиске значения букв в Писании, имеются в виду корневые буквы, а не соединительные союзы, определительные артикли и другие орфографические элементы, не являющиеся основой слова.

Уже в первой главе Торы, повествующей о сотворении мира, фигурируют слова, начинающиеся почти со всех букв алфавита, тем самым давая возможность постичь смысл каждой из них. Исключение составляет лишь буква ו – вав. Интересно, что единственное слово в Торе, которое начинается с этой буквы, – это слово вавей (Шмот, 26:32), множественное число от слова вав, являющегося названием буквы вавВавей а-амудим – это предметы, на которые в переносном Храме прикрепляли парохет – занавесь, отделяющую Святая Святых. (Слова вилон – «занавесь» и веред – «роза», начинающиеся с буквы вав – не исконно еврейские. Первое заимствовано из персидского языка, а второе – родом из латыни.) Буква вав используется в качестве соединительного союза, а согласно Каббале, выражает связь между высшими мирами и материальным бытием.

Корень слова

Даже тот, кто лишь поверхностно знаком с ивритом, знает, что основой слов является их корень. Принцип этот иврит «позаимствовал» из лашон а-кодеш, языка Торы. Каждый корень, как правило, состоит из трех букв. Построение корня происходит следующим образом. Две буквы составляют ядро – сердцевину слова, а при добавлении третьей буквы образуется корень. Для примера возьмем ядро ד –ג  гимел – далет. Если к этому ядру прибавить букву ל – ламед, то получится корень ל –  דג  – гадал, от которого образованы слова гидуль – «нарост», итгадель – «возвеличился», гдула – «величие».

Определение того, что является ядром корня, важно, поскольку именно соединение этих двух букв придает особенный смысл корню, который сохраняется и в других корнях с тем же ядром. Функция третьей буквы, образующей корень, – создать ту или иную вариацию.

Иногда можно встретить слова с четырехбуквенным или даже пятибуквенным корнем. Но все такие сложные корни, без исключения, состоят из двух ядер. Они образованы либо посредством удвоения того же самого ядра, как, например, литалтел –«переносить», либо – с помощью соединения двух разных ядер, придающих слову значение, обусловленное обоими. Раши, комментируя стих из книги пророка Ирмияу (16:5), пишет, что слово марзеах означает либо «пиршество», либо «траур». Тот, кто знаком с лашон а-кодеш, без труда сможет объяснить связь между столь разными, можно сказать, даже противоречивыми понятиями. Корень ח – ז – ר –מ  – мем-рейш-зайн-хет – двуядерный: мар – «горький» и зах – «изменить месторасположение» (Шмот, 28:28, и комментарии к этому стиху). Теперь связь понятна: пиршество – это когда двигается, то есть льется горькое питье, которое помогает человеку отодвинуть в сторону горькое настроение, сменив его на веселое, иногда подвигая при этом человека к горькой зависимости. Значение слова марзеах как «траур» также вполне оправдано: либо из-за горечи потери человек не находит себе места и постояннодвигается, либо он пытается вывести себя из состояния скорби, изгоняя из сердцагоречь потери (комментарий Маарша к трактату Ктубот, 69б).

Рассмотрим ядро, состоящее из букв פ – пей и צ – цадипей означает «выход наружу», а цади – «сила», «противостояние». Вот слова, образованные с помощью этого ядра: ה– צ –פ  – пей-цади-эй – «с трудом открыть рот»; ח –צ  –פ  – пей-цади-хет – «колоть»; «дробить»; ע – צ –פ  – пей-цади-айн – «рана»;  צ– צ – פ – пей-цади-цади –«разбивать».

Буква ל – ламед – это «стремление», «постижение», «поиск». С помощью этой буквы задают направление к чему-либо или к кому-либо. Соединившись, пей и ламедсоставляют ядро  לפ , означающее выход к некой цели: ג – ל –פ  – пей-ламед-гимел – «раздел», «размежевание»; ט – ל –פ  – пей-ламед-тет – «выброс наружу»; ל –  ל– פ– пей-ламед-ламед – «вынесение приговора».

Ядро, состоящее из ק – коф и צ – цади, несет в себе идею завершения, конца. ק – коф– выражает некое пространство – экеф, а צ – цади – «противостояние» – цад ше-кенегедר –  צ– ק  – кацар – «короткий»; ץ – צ – ק – кацац – «размельчал». Кстати, удвоение второй буквы – это всегда привносит оттенок усиления, как, в данном случае размельчать – это резать много раз. Аналогично этому, происходит усиление и в корнях ץ – צ –פ  – пей-цади-цади – «разбивать» и ל – ל –פ   – пей-ламед-ламед – «вынесение приговора».

ד – נ – нун-далет – «отдаление». ה –ד  –נ  – нун-далетй – нидуй – «отстранение от общины»; ח –ד  – נ  – нун-далет-хет – «отверженный»; ר –ד  –נ   – нун-далет-рейш – «обет», «отказ от чего-либо»; ד –ד  –נ  – нун-далет-далет – «кочующий».

Поскольку смысл слова во многом определяется двумя из трех букв, между словами, в корнях которых есть две одинаковые буквы, существует явное родство. Причем, как в том случае, когда у этих слов одинаковыми являются первая и вторая буквы (ядро), так и в том, когда у них одинаковые первая и третья или вторая и третья буквы. Рассмотрим несколько таких корней: ל – ש –נ  – нун-шин-ламедר – ש –נ  – нун-шин-рейш (отличается последняя буква), ל – ז –נ   – нун-зайн-ламед (отличается средняя буква), ל –ש  –ק   – коф-шин-ламед (изменилась первая буква), ח –  לש  – шин-ламед-хэт (отличается последняя буква, а также порядок первых двух). Слова, образованные от данных корней, довольно схожи по смыслу: «опал», «упал», «вытек», «споткнулся», «отправил».

Ядро ק –ד  – далет – коф – означает «тонкость», «точность». Слова дикдук – «грамматика» – нет в ТаНаХе, его создали мудрецы Торы, которые досконально владели тайнами святого языка. Это слово образовано путем удвоения корневого ядра, что, как было сказано выше, привносит усиление. Разумеется, что если Тора – книга жизни, свод правил, законов, советов и пророчеств, то все в ней должно быть предельно вымерено, точно и конкретно. Поэтому ее грамматика невероятно тонка и точна.

Гимел

Рассмотрим букву ג – гимел. Значение этой буквы – «великий», «большой». Первый раз в Торе она встречается в словосочетании «великие светила» – а-меорот а-гдолим(Берешит, 1:16). Название буквы гимел – «давать», «воздать», а также гмила – «достижение зрелости», «независимость от других факторов». Все это и дает полное представление о сути данной буквы: величие в том, чтобы давать другим, отрешившись от собственной выгоды, то есть отдавать бескорыстно. Можно истолковать это также с другой стороны. Плод, взявший от дерева все необходимое, после своего созревания отрывается от него. Интересно, что практически каждый корень может выступать как в активном, так и в пассивном значении. Например, увеличиваться – увеличить. Буквы – это основа бытия, мира, души. А любая сила, данная Свыше, должна быть использована, как для собственного роста, так и для того, чтобы помогать расти другим.

Приведем несколько примеров корней, содержащих букву гимелר –מ  – ג  – гимел-мем-рейш – «завершение». Гамаль – «верблюд» – корень ל –מ  – ג   – гимел-мем-ламед. Запасы пищи, которые он отложил в горб, дают ему возможность не получать еду и питье извне в течение длительного времени, «отказ от внешних источников» – гмила.

ל –ד  – ג  – гимел-далет-ламед – «большой», «великий». Далет и ламед образуют ядроל –ד  – даль – «недостаточный», «нищий», «лишенный», «обездоленный». Прибавление буквы ג – гимел показывает на прогресс, рост от недостающего к более полному. Ведь гимел – это «давать». И если лишенному восполнить недостающее, то он перестает быть лишенным. А тот, кто сумеет сохранить и не растеряет то, что ему доверили, показывает, что он взрослый, большой – гадоль.

ל –מ  – мем-ламед – вторая и третья буквы названия буквы гимел, соединенные вместе, выражают «наполнение», и в то же время «отсечение»: мале – «полный», мила– «обрезание», то есть отсечение, которое приводит к полноте и гармонии. Объединивג – гимел, означающую стремление давать с буквами מ – мем и ל – ламед, мы получим корень ל –מ  –ג  – гимел-мем-ламед, который выражает гармонию того, кто дает, и наполнение того, кому дают. Дающий возносится духовно, совершив нравственный подвиг, а получивший становится более полным – материально или духовно – получив недостающие ему элементы. Это и есть суть буквы гимел – «воздавать», «помогать», и вместе с этим – «вырасти», «достичь независимости».

Сочетание букв ג – гимел и ז – зайн означает «отсечение». Корень ר –ז  –ג  – гимел-зайн-рэйш – «резать»; מ –ז  –ג  – гимел-зайн-мем – «обрезать ветви», ל –ז  –ג  гимел-зайн-ламед – «воровать», что является отсечением имущества другого человека. Интенсивная резка происходит при стрижке, поэтому ее наиболее удачно выражает кореньז  – ז  –ג  – гимел-зайн-зайн с удвоенной буквой зайн – «стрижка».

Алеф

Вернемся вновь к букве א – алеф, но уже более подробно. Как уже упоминалось, эта буква несет в себе выражение силы, власти. Алуф – «главенствующий», «первенствующий». В книге пророка Ирмияу (3:4) титулом алуф назван Творец, который Всемогущ, Всесилен, и по желанию Которого происходит все. Первое слово в Письменной Торе, начинающееся с буквы алеф – это Элоким – Б-г, Всесильный (Берешит, 1:1).

«Человек» на святом языке называется адам. Говорят мудрецы, что в создании человека участвуют трое: Всевышний, вдыхающий в него душу, мать и отец, дарующие ребенку плоть. Алеф – это «Творец», а далет и мем образуют слово дам – «кровь», являющуюся жизненной силой человека. Говоря о данном слове, невозможно не упомянуть о гиматрии, числовом значении буквы (слова или сочетания слов). Гиматрияраскрывает понимание многих вещей в Торе (на нее полагаются, если есть соответствующая устная традиция), выведении ее законов и взаимосвязи между вещами. Она является одним из важных принципов толкования многих мест ТаНаХа. В слове адам – «человек» – сочетание далет-мем, которое отражает материальную часть человека, имеет числовое значение 44: далет – 4, мем – 40. Числовое значение слова «отец» – ав – 3, и слова «мать» – эм – 41, в сумме дают то же число – 44. Дополнительный смысл, заложенный в слове адам – это домэ – «подобен». Человек подобен Всевышнему, как сказано: «По образу и подобию создал его» (Берешит, 1:27), хотя он и сотворен из праха земного – адама.

Буквы лашон а-кодеш, помимо своей основной функции, обозначают также и цифры. Оталеф до тет – единицы; от йод до цади – десятки; девять специальных букв, которые используют в конце слов: пей софит, цади софит и другие – сотни. Тысяча – это максимальная единица отсчета, и ее выражает также алеф, но уже не тем, что она первая в порядке букв, а своим названием; алеф элеф. После тысячи начинаются комбинации уже существующих чисел, что связано с каббалистическими понятиями о четырех мирах: ацилут, брия, йецира, асия. Очень символично, что буква алеф, идея которой «Творец» начинает и завершает перечень цифр и чисел, как сказано: «Ты – первый, и Ты последний». Все великое множество (тысяча) в реальности является единой системой. Точная слаженность, гармония и взаимосвязь поразительно сложных и невероятно многочисленных элементов, бесспорно свидетельствует о единстве и величии Создателя.

В качестве иллюстрации сказанного, приведем следующий пример. Художник отмерил нужные размеры холста, отрезал лишние части ткани и начал писать картину. На полотне возникало произведение искусства, а обрезками той же материи художник вытирал кисти. Чем отличается картина от лоскута, испачканного краской, ведь они являются частями одного куска ткани, и на них находится краска одного состава? В том, что картина является плодом замысла художника, а лоскут – хаотичное смешение случайных цветов. Точное сочетание красок и продуманная связь между различными элементами, продиктованные вдохновением мастера, делают картину картиной, и истинное произведение искусства отличается тем, что каждая, самая мелкая точка вписана в свое место. Всего одна точка из бессчетного множества других! И так действует каждая из около тысячи биллионов клеток тела человека и каждый из более триллиона нервных окончаний человеческого мозга – вовремя, в четкой последовательности и соответствии между собой. Согласно Каббале, число 1 выражает единство. Интересно, что гиматрия – числовое значение слова алеф – 111, если к этому числу прибавить 1000, то есть число, которое выражает название буквы алеф, то получится 1111, – как бы ни было велико множество элементов, все они свидетельствуют о единстве их источника.

Выше было упомянуто, что не только название буквы и ее смысловое наполнение, выведенное из Торы, помогает раскрытию смысла, заложенного в корнях слов, но и внешний вид буквы. Согласно правилам написания свитков Торы, тфилин и мезузот, буква א – алеф – представляет собой наклоненную букву вав, к которой с двух сторон примыкают два йодаЙод и вав входят в четырехбуквенное непроизносимое имя Творца, а сумма их числовых значений вместе равна 26 – числовому значению этого Имени!

Рубрики:  Изучаем Писание/чтобы понять Писание, смотрим на корни - Израиль
иврит
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку