-Метки

777 секунд beit shalom shaveitzion_org toraart.com а.болотников а.борель а.огиенко алекс бленд алекс ковнатор алик гольдберг антисемитизм аншей дерех - с.мовшович археология арье цукерман аудио б.грисенко бейт халэл библия брит хадаша вебинар виталий олийник война вопрос-ответ газета гафтара дети джим стэйли дима лютаревич евреи еврейские корни емо маим зормим заветы зов сиона иврит израиль ислам история исход-2 иудаизм йешуа йом киппур йона левин йосиф шулям кемо книга колена израиля кухаровский леон мазин лжерождество лжецерковь машиах мессианский иудаизм михаэль цин молитва муслимы недельная глава торы новомесячие новости обращение к христианам обращения одесса пасха пейсах плейлист полонский послание к римлянам послание коринфянам последнее время праздники господни праздники израиля пророки пророчества прославление пурим радио разрушение лжи рецепт рош ашана - йом труа сайты свидетельства скиния стив окунола страсть к истине суббота суккот танах тикун олам толкование тора фильм хайфа ханука холокост храм церковь шаббат шавуот эд эфраим калиш эстер сегаль язычество

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Александра_Пипикина

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 6) Уголок_Святой_Земли Abortam-NET Сама_овца uucyc Вкусно_Быстро_Недорого Israel
Читатель сообществ (Всего в списке: 2) _Все_для_Вас_ ИУДАИЗМ

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.08.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 15045


Ки теце - Дварим (Второзаконие) 21:10-25:19

Пятница, 31 Августа 2012 г. 20:03 + в цитатник

"И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима"
Список форумов l Бейт-мидраш (дом учения) |Священные тексты в подлинике
2 (700x91, 17Kb)

Справедливые законы. Александр Болотников


Ки теце - Дварим (Второзаконие) 21:10-25:19

от Shimon

Читать Тору

Ки теце - «Когда выйдешь»

Краткое содержание:

В Торе описан единственный законный способ обращения с захваченной в сражении женщиной.

Также установлен закон, защищающий наследственные права первенца в случае, если у мужчины две жены и одну из ниx, мать первенца, он ненавидит: даже если отец захочет передать право получения двойной доли наследства сыну любимой жены, это будет незаконно.
Определено суровое наказание для буйного и непокорного сына — смерть через побиение камнями.
Запрещено оставлять тело повешенного до утра, так как тем самым предается поруганию 'образ Б-га', по которому сотворен человек.
Нашедшему заблудившуюся скотину или какую-либо вещь предписано разыскать владельца и вернуть найденное.
Мужчинам запрещено носить женскую одежду, а женщинам — мужскую.
Сказано, что нельзя забирать из гнезда птицу-мать вместе с птенцами или яйцами — прежде следует дать ей улететь.
На крыше дома следует построить ограждение, чтобы кто-нибудь не упал с нее.
Запрещено засевать поле семенами разных видов растений, а также паxать на быке и осле одновременно; нельзя также надевать одежду из смешанной ткани — шерсти и льна вместе.
На четырех углах одежды должны иметься кисти (цицит).
Подробно описаны законы относительно сексуальных нарушений.
Во время военного похода Израиль должен сохранять ритуальную чистоту своего лагеря.
Если в результате военных действий убежит раб, то он должен быть освобожден, а не возвращен своему хозяину.
Запрещена как мужская, так и женская проституция.
Запрещено брать ростовщические проценты за одолженные еврею деньги.
Сыны Израиля не должны давать безответственные обеты, даже с лучшими намерениями.
Работнику позволено есть плоды, которые он выращивает, но не забирать их с собой.
Узаконены процедуры развода и нового брака.
Установлено, что молодой муж освобождается от армии в первый год брака, чтобы сделать свою жену счастливой и укрепить семью.
Орудия труда запрещено брать в качестве залога за долг, так как это может помешать должнику прокормиться и заработать себе на жизнь.
Похищение людей с целью получения прибыли карается смертью.
Еще раз предписано ревностно соблюдать все законы относительно проказы.
Даже если долг просрочен, кредитор обязан по первому требованию вернуть залог, если должник без него не может существовать.
Запрещено задерживать плату наемным работникам.
Установлен принцип, по которому родителей нельзя наказывать за преступления детей, а детей — за преступления родителей.
Моше особо предостерег сынов Израиля от притеснения пришельцев, сирот и вдов, напомнив о том, что они сами были в свое время пришельцами в Египте.
Часть урожая предписано оставлять бедным.
Суд наделен правом налагать телесное наказание — не более 40 ударов плетьми.
Нельзя лишать быка еды во время работы.
Установлен закон о левиратном браке — мужчина обязан жениться на вдове своего брата, если у нее не было детей.
Гири и весы должны быть правильными.



Недельный раздел завершается заповедью об уничтожении Амалека, напавшего на евреев из засады после Исхода из Египта

«Ло тухаль леитъалэм»

Необыкновенное количество заповедей, данных в нашей главе, часто повергает изучающего в недоумение: трудно понять связь между законами и причину, по которой они были сгруппированы так, а не иначе.

Но, как и в предыдущей главе «Шофтим», стоит нам найти единый лейтмотив, и вокруг него сразу выстроятся все законы главы в сверхъестественно точном порядке.

Лейтмотивом может послужить заповедь с необыкновенной формулировкой:

«Ты не имеешь права делать вид» (22:3)

Как еще перевести «ло тухаль леитъалэм» ?

«Не вздумай игнорировать проблему»?
«Не закрывай глаза на правду»?


Русские переводы Торы, вышедшие в издательствах «Шамир» и «Швут-Ами» переводят это как «Не проходи мимо»; русский синодальный «нельзя тебе уклоняться».

Мы часто закрываем глаза на проблему и надеемся, что она перестанет существовать сама.

Проблемы в нас самих, в нашей семье, в нашем ближайшем кругу.

Забрел соседский бычок али барашек в наше поле? Как забрел, так и вернется. Нет, говорит наша недельная глава: «Если увидишь... верни их брату твоему»(22:1).

Я обещал что-то сделать?
Что ж, либо оно само сообразуется, либо все забудут.


Нет! - говорит наша недельная глава: «Что вышло из уст твоих, то соблюдешь и сделаешь» (23:24)

Я связал свою жизнь с другим человеком?
Ну, как-нибудь найдем общий язык: я на своей работе, она на своей, у меня друзья, у нее подруги, но живем-то, чай, в одном доме!


Нет! - говорит наша недельная глава: когда возьмет мужчина новую жену - пусть не идет в армию и не берет на себя никаких обязательств: пусть посвятит себя только своему дому в течение одного года, и приносит радость своей жене, которую он взял (24:5). Заметим, что заповедь обоюдоострая, она запрещает и мужу брать на себя обязательства, и государству их на него возлагать!

Все многочисленнейшие заповеди нашей главы «Ки тецэ» нанизываются на эту фразу, как на единую ось. Вся глава оказывается посвящённой проекциям этого принципа – «Не закрывай глаза на правду» - на разные сферы жизни: военную, семейную, юридическую, социальную, даже гигиеническую.

Ничего не делается «само по себе».

Осознание проблемы - еще не решение проблемы; даже осознание пути к решению - еще не решение.

Известен анекдот о математике, проснувшемся от криков «пожар! пожар!»: он вспомнил, что у него дома есть огнетушитель, пробормотал «что ж, проблема разрешима тривиально», и... снова лег спать.
Как печально, когда люди поступают так в реальной жизни!

Многими примерами наша недельная глава учит нас: нельзя зарывать голову в песок. Нельзя перекладывать ответственность на окружающий мир, на ближних, на Б-га.
Нельзя надеяться на счастливый случай, когда есть возможность исправить ситуацию своими силами.
Более того: мы знаем, что одним из важнейших принципов еврейского мироощущения - личное присутствие Всевышнего в жизни каждого из нас. Если меня столкнули с ситуацией, - какой бы безнадежной она не казалась - значит, Творец рассчитывает на то, чтобы я решил ее своими силами: я, и никто другой. Даже если мне кажется, что другим легче, что другие находятся в похожей ситуации и выпутываются сами. Мы не знаем, что делают они, какие проблемы предложено решить им.

Открывая глаза на происходящее, мы можем ощутить взаимосвязанность всех вещей.

Хасидская легенда говорит о том, как рабби Элимелех из Лиженска трижды пролил на пол тарелку с драгоценным супом, но хозяйка его простила; в это время (из-за этого?) трижды опрокидывалась чернильница на столе у Павла I, после чего император решил не подписывать указ против евреев. Думаю, что заслуга хозяйки, обуздавшей свой гнев, в этой истории не меньше, чем заслуга самого рабби Элимелеха.

Кто знает, что на самом деле мы исправляем в мире, когда мы достойно справляемся с ситуацией, предложенной нам небесами?
Исправление - Тиккун - одно из важнейших понятий в иудаизме. В наших силах внести тиккун во Вселенную, улучшить её - не оттого, что она сотворена плохо, а оттого, что мы можем быть соавторами Творца в ЕГО творении. Вот только начинать надо не с великих и могучих свершений, а с себя; со своей семьи; с ближайшего окружения.

Смотри вокруг себя открытыми глазами, говорит нам заповедь; не отводи взгляда от того, что требует твоего внимания; не сиди сложа руки; не будь бесчувственным; не будь заносчивым – «я и так делаю достаточно». Не игнорируй. Не имеешь права игнорировать.

«Ло тухаль леитъалэм».

Заповеди об «Общине Всевышнего» с трудом воспринимаются современным читателем; их актуальность в наши дни также непонятна. Казалось бы, эти заповеди перечисляют людей, которые, как бы они того ни хотели, не смогут стать «полноценными» евреями. Это - аммонитяне и моавитяне и все их потомки; непонятные мамзеры; египтяне и эдомитяне до второго поколения. Значит, неверно мы говорим, что любой человек может, приняв гиюр, стать евреем, кем бы он ни был рождён? И что говорят нам эти законы сейчас, когда ни Эдома, ни Египта (в том виде, в каком он был), ни Моава с Аммоном не существует более, и только Израиль остался и пронёс с собой Тору?

Некоторые толкования этих заповедей, зафиксированные в Талмуде и ставшие частью позднейшей традиции, действительно ставят под сомнение то, что мы воспринимаем как дух Торы. Согласно этим толкованиям, действительно потомка аммонитянина или моавитянина по мужской линии не допускали к еврейству, так же, как и мамзера и всех его потомков (традиционное определение мамзера: рождённый замужней женщиной не от своего мужа). Но со времён Ассирийского и Вавилонского пленений, мол, все те народы перемешались с другими, и этот закон более не имеет силы.

Однако, возможно, этот древний закон, понимаемый иносказательно, имеет и сегодня для нас определенный актуальный смысл.

Прежде, чем предложить свою версию понимания слов Торы, попробуем понять ещё одну из фундаментальных реалий древнего мира: происхождение человека считается не по его генетике, а по его самоидентификации.
Более того, согласно каббалистическим представлениям, заложенным в самой Торе, сама генетика человека может меняться вместе с его мировосприятием. И примером тому – праотец Авраам, Ривка – жена праотца Ицхака, Рахель и Лея – жены Яакова, которые были дочерьми Лавана-арамеянина, Итро и его потомки, включая Ципору – жену Моше.

Формула «происхождение определяется самоидентификацией, а не генетикой» была общепринятой в той мировой культуре, к которой принадлежал Моше и наши предки, вышедшие с ним из Египта. На ней был основан и общепринятый институт усыновления: приёмный сын повсеместно приравнивался к родному: сам Моше был приёмным сыном дочери фараона и обладал всеми привилегиями члена царствующей семьи, пока не убил египтянина, бившего еврея.

Всё это даёт возможность предположить следующее толкование заповеди об «Общине Всевышнего»:
в Общине Всевышнего нет места людям, которые гордятся своим происхождением от людей или народов, совершивших великое злодеяние. Но потомок таких людей, отказавшийся от самоидентификации со своими предками, войти в Общину Всевышнего может. Такое понимание сразу объединит в одну законы об аммонитянах и моавитянах (народы, совершившие зло) и мамзерах: в народном языке слово «мамзер», как и русское «выродок», «ублюдок», означало всегда не бастарда, а негодяя, подонка.

И десятое поколение от него тоже не войдёт в Общину Всевышнего: почему речь идёт о десяти поколениях?
Если человек сам считает поколения от злодея-предка до него самого, это означает, что он связан с ним эмоционально. Но далёкий предок, где-то в туманном прошлом, уже превращается из реального злодея в курьёз, факт истории: можно гордиться происхождением от него и вовсе не идентифицироваться с его поступками
.
Мы с лёгкостью сядем за один стол с немцем, гордящимся происхождением от крестоносцев, но не захотим пожать руку немцу, гордящемуся своим дедом-ССовцем.

Слишком недавно всё это было, ещё не установились грани между различными людьми и различными поступками. И нельзя это игнорировать - ло тухаль леhитъалэм!

Итак, потомок злодея-одиночки (мамзер) и потомок человека из злодейского воинства (аммонитянин/моавитянин) не может войти в Общину Всевышнего, пока он считает себя таковым. Эта заповедь актуальна во все времена - каждому времени свои аммонитяне.

Но если такой человек на индивидуальном уровне, пережив и переработав в своей душе историю своей семьи, оказывается способен по-настоящему отделить себя от поступка своих предков - такому человеку открывается дорога в Общину Всевышнего: как некоторым немцам, принявшим после 2-й Мировой войны гиюр; как Рут-моавитянке, сказавшей: твой народ - мой народ, и твой Б-г - мой Б-г.

Еврейский журнал
"Верю в Слово Творца, переданное нам через Моше рабейну и истолкованное нам Иешуа Машиахом!"
Рубрики:  А. Болотников
Недельная глава Торы
Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 1 пользователю

chajka47   обратиться по имени Пятница, 31 Августа 2012 г. 23:36 (ссылка)
дождалась
Ответить С цитатой В цитатник
Александра_Пипикина   обратиться по имени Пятница, 31 Августа 2012 г. 23:56 (ссылка)
chajka47, Шимон еще вчера сделал, взяла бы у него
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку