-Метки

1-я мировая война 2-я мировая война авиамоделизм авиация авиация 1-й мировой войны авиация 2-й мировой войны авиация второй мировой войны авиация сша армия петра i асы второй мировой войны асы первой мировой войны битва за англию бомбардировщики британская авиация великая армия наполеона великая отечественная война война за независимость американских колоний войны 30-х гг. войны на американском континенте войны против индейцев вторая мировая война вторая мировая война в воздухе вторая мировая война на море вторая мировая война на средиземном море германские бомбардировщики германские истребители германские подлодки германский флот гражданская война в испании гражданская война в сша диверсанты абвера диверсанты великобритании диверсанты сс диверсии в тылу врага зенитки история сша истребители 2 мировой войны итальянский флот крейсеры линкоры люфтваффе наполеоновская эпоха наполеоновские войны немецкие самолеты немецкие спец-войска немецкий флот омсбон оружие 1-й мировой войны оружие великобритании оружие сша осназ офицерское оружие панцерваффе первая мировая война подводные лодки подводные лодки германии р-38 лайтнинг разведка револьвер наган револьверы российская регулярная армия российский флот русская армия 1805-1812 гг. русская армия xviii века русская кавалерия русский флот в 1-й мировой войне русско-японская война русско-японская война 1904-1905 гг самолеты второй мировой войны советская авиация советская разведка советские асы советские самолеты советские танки советский флот в войне танки гражданской войны в испании тяжелый танк кв флот флот в 1-й мировой войне флот во 2 мировой войне французская армия 1804-1815 гг. французские гусары черноморский флот эсминцы японский флот

 -Рубрики

 -Я - фотограф

Суровая красота ножевой стали

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ретрофан

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.07.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 4984


Сталь покоряет Дикий Запад (04.27). Гражданская война на море: «Ханли» - начало подводной войны

Среда, 29 Сентября 2021 г. 07:32 + в цитатник
01 заставка (559x382, 141Kb)

Во время гражданской войны в США флот южан значительно уступал в мощи флоту северян, и конфедераты лихорадочно искали способы нивелировать это превосходство. Необходимость противостоять с малыми силами мощному флоту стимулировала конструкторскую мысль южан, и у конфедератов появилась идея удара по противнику из-под воды. В этом случае огневая мощь федеральных кораблей должна была стать бесполезной как из-за внезапности удара, так и неуязвимости от их выстрелов судна, находящегося на глубине. Поэтому почти сразу после начала войны южане объявили конкурс на лучший проект подводного корабля. Наилучшим был признан проект лодки «Пионер» инженеров Бакстера Уотсона и Джеймса Мак-Клинтока. Ее построили в Новом Орлеане в конце 1861 — начале 1862 гг.

02 Пионер (626x267, 49Kb)
Подводная лодка южан «Пионер» так и не стала пионером подводной войны

Лодка имела корпус сигарообразной формы, водоизмещение около 4 тонн, длину 10,3 метра, наибольший диаметр 1,2 метра. Экипаж включал трех человек, двое из которых вращали руками коленчатый вал с гребным винтом на конце - единственно существовавший тогда двигатель (паровой) использовать в загерметизированной лодке было невозможно, поэтому для движения оставалось только применять физическую силу экипажа. Оружием подводного корабля должна была служить шестовая мина.
Лодка «Пионер» прошла успешные испытания на озере Пончартрейн в окрестностях Нового Орлеана. Предполагалось, что после этого она выйдет в море и начнет топить корабли федералов. Однако прежде чем это случилось, федералы взяли Новый Орлеан. Экипаж уничтожил «Пионера», чтобы предотвратить его захват противником.
Интересно, что федералы, несмотря на наличие мощного надводного флота, тоже пытались создать подводную лодку. Слухи о том, что южане разрабатывают экзотическое «чудо-оружие» заставили федералов проверить, действительно ли такое возможно? В 1862 году по проекту Оливера Холстеда на Бруклинской верфи в Нью-Йорке была построена подводная лодка «Умный кит» («Intelligent Whale»). Она представляла собой железную сигару длиной 9,4 метра и с максимальным диаметром 2,6 метра. Экипаж насчитывал 9 человек. Шестеро из них вращали ручной привод, на валу которого находился гребной винт (скорость движения составляла 3-4 узла). Для управления служили вертикальный руль и два горизонтальных руля в кормовой части. При сближении с противником двое водолазов должны были покидать лодку через люк в днище, чтобы прикреплять мины к днищу вражеского корабля. Предварительно лодку надо было ставить на якорь, опуская для этого на цепях два груза, находившихся в специальных выемках корпуса и регулируя ее плавучесть с помощью двух балластных цистерн.
03 Умный Кит (487x383, 77Kb)
Подводная лодка северян «Умный кит» так их же напугала, что федералы
надолго забыли о подводном кораблестроении

Однако испытания «Умного кита» сопровождались многочисленными авариями; в результате погибли три состава экипажа лодки. К счастью для остальных федеральных моряков, изобретателя застрелил муж его любовницы, после чего дальнейшие эксперименты в этой области во флоте северян прекратились. Причем «самозатопляемость» «Умного кита» так напугала чиновников морского ведомства, что они на протяжении последующих 30 лет и слышать не хотели о подводных кораблях…
Но вернемся к южанам, для которых постройка боеспособной лодки была более важна, чем для и так хорошо вооруженных северян. Еще во время постройки «Пионера» за его изготовлением и спуском на воду внимательно следила комиссия по приемке лодки, в состав которой входил капитан Хорас Ханли. Вот он-то после оставления Нового Орлеана и решил продолжить дело, создав свою подводную лодку.
Будучи полным дилетантом в области судостроения, Ханли построил одно из самых примитивных судов, которые только строились за многовековую историю военного кораблестроения. За основу своей конструкции он взял увиденного им «Пионера», но переработал корабль с учетом имевшихся в его распоряжении скудных средств.
Его «Америкен Дайвер» («Американский ныряльщик») представлял собой самый обыкновенный цилиндрический паровозный котел! Ханли разрезал его вдоль по центральной оси и приклепал между двумя половинами накладку шириной 30 см. Тем самым он придал корпусу овальное сечение. По концам котла добавили заостренные оконечности, сзади вывели вал винта и прикрепили рулевое перо. Длина лодки составила 10,5 метров, ширина — 1,2 метра, высота с наблюдательными башенками — 1,7 метра. Винт приводился в действие вручную сидевшей внутри корпуса командой из восьми человек. Разместившись на скамьях, матросы вращали коленчатый вал, сообщая «Дайверу» скорость в 3-4 узла. Погружение производилось с помощью двух балластных цистерн, встроенных по концам лодки. При открытии клапанов они заполнялись водой, а для всплытия продувались ручными помпами. Кроме того, к днищу судна был приделан железный балласт, который можно было отцепить и сбросить, если требовалось срочно всплыть на поверхность.
04 Ханли разрез (560x498, 179Kb)
Устройство подводной лодки «Американский ныряльщик»,
впоследствии получившей название «Ханли»

Несомненно, что самоделка капитана Ханли была менее совершенна, чем «Пионер» - детище профессиональных инженеров-судостроителей. Но по иронии судьбы в историю вошел именно «плавающий паровозный котел» капитана Ханли…
Первое тренировочное испытание «Дайвера» произошло весной 1863 года сразу после его спуска на воду. Лодка находилась в надводном положении с открытыми люками и как раз готовилась выйти из дока, когда ее накрыло волной. В считанные секунды «Ныряльщик» погрузился на дно вместе с восемью членами команды, и лишь командиру, лейтенанту Пейну, который стоял в переднем люке, удалось спастись. Но, несмотря на неудачу, секретарь флота Меллори загорелся идеей подводного корабля и распорядился доставить «Дайвер» в Чарльстон, где он мог бы попытаться снять блокаду с порта. Там конфедератам снова удалось набрать команду, с которой они попробовали еще раз спустить лодку на воду. Испытаниями командовал тот же лейтенант Пейн, и опять они закончились плачевно. Волна от проходившего мимо корабля захлестнула лодку с открытыми люками и отправила ее на дно Чарльстонской гавани. Из девяти человек выжили лишь трое, в том числе - опять Пейн, который тут же отказался от командования «плавучим убийцей моряков».
05 Ханли на берегу (595x378, 191Kb)
«Американский ныряльщик» после очередного затопления вновь оказался на берегу

Третьим испытанием командовал уже сам Хорас Ханли, конструктор «Дайвера». Поначалу все шло хорошо, и лодка даже совершила несколько удачных погружений. Как доносил позже шпион северян, «Дайвер» нырнул в воду и прошел под днищем корабля «Индиан Чиф», вынырнул, нырнул снова и опять показался на поверхности моря. Затем та же операция была проделана с кораблем «Чарльстон». Лодка погрузилась, не доходя 250 футов (71 м) до стоявшего на якоре судна, и вынырнула в 300 футах (90 м) за ним. Таким образом, «Дайвер» прошел в общей сложности около полумили под водой.
Но тут Ханли решил отработать быстрое погружение по тревоге; он резко направил лодку на глубину, и этот нырок оказался роковым. «Ныряльщик» погрузился и больше не показывался на поверхности. Как выяснилось позже, причиной катастрофы стал забортный клапан лодки, который Ханли так и не смог закрыть. На этот раз погибла вся команда «Дайвера», вместе с его создателем...
06 Ханли и Диксон (487x359, 86Kb)
Хорас Ханли и Джордж Диксон

Однако положение блокированного Чарльстона было столь тяжелым, что надежда оставалась только на затонувшего «Ныряльщика»; поэтому конфедераты не оставили своих попыток ввести лодку в боевой строй. Лишь через неделю южанам удалось поднять «Ныряльщика» со дна бухты и подготовить его к новому плаванию. С большим трудом они подыскали еще семерых моряков - «самоубийц», согласившихся на участие в смертельно опасном эксперименте с подводной лодкой. Их новым командиром стал лейтенант Джордж Диксон, которого инженер флота южан Дж. Томб характеризовал как храброго и хладнокровного человека.
Диксон намеревался атаковать вражеский флот на рейде и потопить хотя бы один корабль. Единственным оружием для нанесения такого удара могла быть шестовая мина, укрепленная на носу лодки. Сначала она устанавливалась на сосновом шесте, но после третьего испытания постоянно ломавшийся деревянный шест был заменен железным. На конце железного прута была укреплена остроконечная «торпеда» (так ее называли в то время моряки) - мина, содержавшая в себе 90-фунтовый пороховой заряд. Чтобы это устройство могло сработать, лодке предстояло протаранить вражеское судно ниже ватерлинии, а затем привести заряд в действие, дернув за спусковой шнур.
07 Ханли под водой (594x371, 157Kb)

Лейтенант Диксон планировал осуществить эту операцию в подводном положении, однако лучше его разбиравшийся в инженерном деле Томб отверг этот замысел. «Единственный способ использовать торпеду уже был продемонстрирован минным катером «Давид»; он заключается в том, чтобы нанести удар в надводном положении с торпедой, опущенной на 8 футов (2,5 м), — писал он в своем рапорте. — Если попытаться использовать торпеду так, как этого хочет лейтенант Диксон, т.е. погрузив лодку и тараня врага снизу, уровень погружения торпеды будет выше уровня погружения лодки. А поскольку у последней небольшой запас плавучести и нет механического двигателя, то велика вероятность того, что всасывание, которое всегда возникает при потоплении корабля, не позволит лодке всплыть на поверхность, не говоря уже о возможности повреждения ее взрывом».
Диксону пришлось согласиться с этими рекомендациями. Произведя ремонт лодки, и закончив обучение нового экипажа, он снова приступил к испытаниям подводного корабля, который в честь погибшего создателя был переименован в «Ханли». На сей раз они прошли успешно. Лодка могла не только нырять и выныривать, но и лежать на дне, хотя, как писал Томб, у экипажа «были проблемы с воздухом и светом в подводном положении».
08 Ханли перед рейдом (594x371, 244Kb)
Экипаж «Ханли» готовится к боевому выходу

Наконец настал день боевого крещения. С наступлением темноты 16 февраля 1864 года в период между отливом и приливом Диксон вывел лодку из гавани и, пройдя мимо форта Самтер, направился к стоявшему за проливом Мэффит федеральному флоту, блокировавшему Чарльстон. Несколько часов матросы «Ханли» обливались потом, вращая пропеллерный кривошип, приводивший в действие винт лодки, пока не приблизились к вражеским кораблям. Первую линию блокады осуществляли броненосцы, которые к тому же прикрыли свои борта сетями, сплетенными из цепей; поскольку эти закованные в броню суда не были подходящими мишенями, Диксон и его экипаж изменили курс, направившись к более уязвимым деревянным судам, стоявшим на якоре в 10-12 милях от берега.
До командования блокировавшей Чарльстон эскадры доходили неясные слухи о невиданном морском оружии конфедератов. Адмирал Дальгрен относился к ним вполне серьезно и даже отдал своим капитанам особые инструкции. Он предупредил их в специальном приказе, что опасность торпедной атаки особенно велика именно в период между приливом и отливом, когда прибрежные воды относительно спокойны. Однако для команды корвета «Хьюсатоника» эти адмиральские инструкции оказались бесполезными.
Около 20.45 вахтенный офицер Кросби заметил примерно в 100 ярдах от правого борта странный предмет, напоминавший бревно и двигавшийся прямо на шлюп. На «Хьюсатонике» немедленно пробили тревогу, стали поднимать якорь и разводить пары, а кто-то даже попытался пустить в дело вертлюжную пушку. Но «бревно» приближалось быстро и неуклонно, и орудие просто не успели подтащить к борту. Тогда стоявшие на палубе моряки открыли по лодке огонь из стрелкового оружия, которое, разумеется, не могло причинить ей вреда. Спустя три минуты после того, как Кросби заметил «Ханли», она нанесла в правый борт шлюпа свой таранный удар. Торпеда вонзилась в корпус «Хьюсатоника» в его кормовой части чуть впереди бизань-мачты. Затем Диксон дал задний ход, дернул за спусковой шнур и произвел взрыв порохового заряда.
09 Ханли атака (540x383, 161Kb)
«Ханли» атакует корвет северян «Хьюсатоник»

Рана, нанесенная в результате этого взрыва деревянному федеральному шлюпу, оказалась смертельной. Когда около 9.20 вечера находившийся поблизости корабль «Кэнандейгуа» прибыл к «Хьюсатонику» на помощь, тот уже почти затонул. Он погружался в воду кормой и одновременно заваливался на правый борт, так что спасти корабль уже не было никакой возможности. К счастью, команде шлюпа удалось избежать немедленной гибели: моряки взобрались на снасти, которые еще не успели скрыться под водой, и шлюпки, посланные с «Кэнандейгуа» сняли оттуда почти всех. В числе пропавших без вести числились всего 5 человек, спасены же были 21 офицер и 129 матросов.
А вот «Ханли» из рейда не вернулась… Долгое время считалось, что взрыв, уничтоживший «Хьюсатоник», отправил на дно и его «убийцу» — подводную лодку «Ханли», затянутую мощным потоком воды внутрь пробоины. Однако обследование затонувшего судна доказало, что это не так. К тому же световые сигналы с «Ханли» были замечены с берега в проливе Мэффита спустя 45 минут после взрыва. Из этого нетрудно заключить, что лодка благополучно завершила свою миссию и возвращалась в Чарльстон. Это было окончательно доказано в 1994 году, когда затонувшую лодку обнаружили именно там, где ее видели в последний раз - в проливе Мэффит. Видимо, чтобы подать условленный сигнал, Диксону пришлось открыть люк и зажечь газовый фонарь. В этот момент «Ханли», вероятней всего, захлестнула приливная волна, которая и отправила лодку на дно пролива.
10 Ханли подъем и реконструкция (508x700, 362Kb)

Таким образом, несмотря на всю свою неуклюжесть и допотопный способ передвижения, «Ханли» стала первой подводной лодкой, совершившей удачную атаку. Правда, потопление «Хьюсатоника» не оказало особого влияния на ход войны, однако оно сыграло важную роль в истории, доказав, что боевое применение подобного рода аппаратов в морской войне в принципе возможно. Впоследствии, когда были созданы бензиновые и электрические моторы, опыт «Ханли» вдохновил многих конструкторов на создание подлодок. В результате к началу Первой мировой войны подводные лодки стали неотъемлемой частью флотов всех ведущих морских держав мира, а сегодня они являются одним из самых устрашающих видов оружия, способным уничтожать не только самые крупные корабли, но и целые города.
11 Ханли в музее (594x371, 205Kb)
Лодка «Ханли» сегодня установлена в Чарльстонском музее


По книгам:
Ёланд Г. «Х.Л. Ханли» - секретное оружие Конфедерации»
Иванов С.В. «Субмарины и минные катера южан 1861-1865»
Маль К.М. «Гражданская война в США, 1861-1865»

Серия сообщений "02 Гражданская война в США":
Часть 1 - Сталь покоряет Дикий Запад (04.01) – причины гражданской войны в США
Часть 2 - Сталь покоряет Дикий Запад (04.02). Год 1861 – битвы дилетантов
...
Часть 26 - Сталь покоряет Дикий Запад (04.25). Гражданская война на море: новая сила - броненосцы
Часть 27 - Сталь покоряет Дикий Запад (04.26). Гражданская война на море: рейдер южан «Алабама»
Часть 28 - Сталь покоряет Дикий Запад (04.27). Гражданская война на море: «Ханли» - начало подводной войны
Часть 29 - Сталь покоряет Дикий Запад (04.28). Некоторые герои Конфедерации
Часть 30 - Сталь покоряет Дикий Запад (04.29). Герой Конфедерации - «Серый призрак» Мосби
...
Часть 35 - Сталь покоряет Дикий Запад (04.34). Секретные службы Севера и Юга, и их руководители
Часть 36 - Сталь покоряет Дикий Запад (04.35). Тимоти Вебстер - дважды повешенный…
Часть 37 - Сталь покоряет Дикий Запад (04.36). Роль женщин в разведке периода гражданской войны в США

Рубрики:  ФЛОТ И МОРСКАЯ ИСТОРИЯ/Знаменитые корабли
В ПЛАМЕНИ СРАЖЕНИЙ/Морские битвы
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

Сим_Никин   обратиться по имени Среда, 29 Сентября 2021 г. 09:49 (ссылка)
Иногда даже просто слухи могут стимулировать технический прогресс у противника :)
Ответить С цитатой В цитатник
Сим_Никин   обратиться по имени Среда, 29 Сентября 2021 г. 09:51 (ссылка)
Интересно, откуда в подлодке брался воздух для продувки ручными помпами балласта?)
Ответить С цитатой В цитатник
Ретрофан   обратиться по имени Среда, 29 Сентября 2021 г. 13:52 (ссылка)
"Интересно, откуда в подлодке брался воздух для продувки ручными помпами балласта?)"

Честно говоря, не задумывался. Скорее всего, из "жилого" отсека лодки. Жесть - самим дышать почти нечем, но чтобы всплыть, нужно вообще на время перестать дышать...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 29 Сентября 2021 г. 15:12ссылка
Ретрофан, все равно не понятно. Я не особый физик, но какой смысл перекачивать воздух из одного резервуара в другой? Таким способом можно разве что наклон менять. Понятно когда пользуются сжатым воздухом, который в уплотненном состоянии тяжелее воды.
Перейти к дневнику

Четверг, 30 Сентября 2021 г. 07:32ссылка
Я вообще не физик - до вашего комментария не знал даже, что сжатый воздух тяжелее воды.... Поэтому вообще ничего не понимаю (потому никогда и не задумывался над означенной вами проблемой). И насчет откачки воздуха "из жилого отсека" я просто дилетантски предположил, не имея представления, как же это можно сделать на самом деле...
Перейти к дневнику

Четверг, 30 Сентября 2021 г. 07:42ссылка
А меня теперь будет мучить этот вопрос))) Схожу сегодня на форум знатоков, спрошу) Если получу вразумительный ответ, сообщу)
Думаю, если бы в тевремена технологии позволяли пользоваться сжатым воздухом, то для продувки балласта не нужны были бы помпы. Логичнее было бы по типу воздушных шаров для всплытия отбрасывать какие-нить мешки с песком) Но это получилось бы одноразовое всплытие)
Сим_Никин   обратиться по имени Четверг, 30 Сентября 2021 г. 16:28 (ссылка)
Ретрофан, Вот такие ответы получил:
Предполагаю что воздух брался из внутреннего объема лодки. Погружались тогда на то ,что сейчас называется перископная глубина и возможно этого хватало, что бы всплыть. Или по крайней мере показалась рубка или что там было. Открывали люк и уже забортным воздухом продувались окончательно. По другому тогда было невозможно.
Может, и не "продувались", а просто откачивалась вода, оставляя в цистерне разреженный воздух (в зависимости от эффективности и конструкции насоса - вплоть до низкого вакуума). Плавучесть у "баллона с вакуумом" даже лучше, чем у баллона с воздухом, да и новый балласт быстрее набираться будет (если не выровнять давление после всплытия).

А еще посоветовали вот этот фильм об истории подводных лодок https://www.youtube.com/watch?v=URRSWYxjrgE&t=130s
Ответить С цитатой В цитатник
Сим_Никин   обратиться по имени Четверг, 30 Сентября 2021 г. 19:24 (ссылка)
И еще:
?

Технологии того времени позволяли использовать сжатый воздух. Французский "Плонже" 1863 года как раз ходил на сжатом воздухе, запасенном в баллонах, и его же использовал для продувки цистерн.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 01 Октября 2021 г. 15:43ссылка
В общем понятно; спасибо!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку