-Цитатник

Чудо-бродилка по открыточкам на все случаи жизни!!! - (1)

Чудо-бродилка по открыточкам на все случаи жизни!!! Девочки! Посмотрите, какую чудо-бродилку п...

Деревенчук Владимир - украинский художник - (2)

Деревенчук Владимир - украинский художник Художник Деревенчук Владимир (Derevenchuk Vladimir) ...

Распакованный скрап-набор "Ви - (0)

Распакованный скрап-набор "Винтажная шкатулка" Распакованный скрап-набор "Винтажная шкату...

Русский костюм, часть 4. - (0)

Нет, дорогие мои! Я ничего не забыла и честно продолжу серию очерков по истории русского кос...

Учим деток рисовать. - (0)

Учим деток рисовать. Учим деток рисовать. 1.  2.  3.  4.&nbs...

 -Метки

100 великих украинцев 1787г.крым. екатерина вторая.путешествие в крым 18 век ****маккензи crimea hand made natalie ukraine автобусные туры по европе автобусные туры по европе. автобусные туры по европе.англия автобусные туры по европе.германия автобусные туры по европе.италия автобусные туры по европе.франция английский . английский язык тексты для чтения анимэ бесплатный английский для детей блога ботанический рисунок... бразильский карнавал веселые картинки викторианская англия галантный век 18 век германия гостям севастополя.памятники севастополя. дневника италия как научиться как научиться рисовать как научиться рисовать в 3-4 года как научиться рисовать* уроки рисования как продвинуть сайт самостоятельно крым. лионтур. экскурсии лион-тур моей сестре о простой жизни обычаи нравы быт обычаи нравы быт*русский костюм*сарафан оформление оформление сайта памятники севастополя памятники севастополя.экскурсии. фирма «лион-тур» памятники севстополя скачать книгу схемы украинский костюм украинский язык культура украины франция экскурсии крым лионтур экскурсии крым лионтур- экскурсии по крыму

 -Рубрики

 -Музыка

 -ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

Делюсь моими файлами
    Жду окончания закачки

      Показать все (1)

       -Всегда под рукой

      Быстрый переход по страницам блога:

      50 49 48 47 46 45 44

       -Фотоальбом

      Фотоальбом закрыт всем, кроме хозяина дневника.

       -Поиск по дневнику

      Поиск сообщений в НАТАЛИЯ_ПОЛТАВСКАЯ

       -Подписка по e-mail

       

       -Статистика

      Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
      Создан: 03.07.2009
      Записей: 8491
      Комментариев: 1566
      Написано: 10735


      КРЫМ В ЕГО ПРОШЛОМ...Статья из путеводителя "КРЫМ", под общ. редакцией д-ра И.М.Саркизова-Серазини. 1925 год., cc. 35-54

      Суббота, 04 Июня 2011 г. 11:04 + в цитатник

      Статья из путеводителя "КРЫМ", под общ. редакцией д-ра И.М.Саркизова-Серазини. 1925 год., cc. 35-54

       

      Проф. А. С. Башкиров

       

      КРЫМ В ЕГО ПРОШЛОМ

       

      Древнейший человек в Крыму

            Слово Крым - Кырым (ров, окоп) собственное имя города, перешедшее в название страны. В древности он назывался Таврида - Таврический, и это наименование сохранилось и до сего дня. Последнее название произошло от народа "тавры", древнейших жителей полуострова, которых история застает еще на территории Крыма. Первый правитель тавров, по Геродоту, Tax, существование которого относится к XIII в. до Р.X.
            До тавров, а может быть, отчасти и с ними, на полуострове жили "киммерийцы", по Гомеру ("Одиссея") легендарный народ, живущий на краю земли, у океана, куда даже лучи солнца не проникают, в вечном мраке, около Аида жилища мертвых. В эпоху, близкую к историческим временам, киммерийцы, вероятно, жили и в Тавриде, но тавры их оттеснили в восточную часть полуострова, где сохранилось их имя в так называемом "Киммерийском Боспоре" (Керченский пролив). Около VIII в. до Р.X. киммерийцев вытеснили "скифы", пришедшие с востока.
            Таврида была известна культурным народам Передней Азии: финикияне и карийцы хорошо знают берега Черного моря и их блага. Следы человеческой жизни сохранились на полуострове и от более древнего времени, от эпохи так называемого каменного века. Антрополог К.С.Мережковский, исследуя пещеры Крыма, крымоведы Н.Н.Клепенин и А.С.Моисеев на склонах Яйлы нашли стоянки первобытного человека, с каменными орудиями (ножички, стрелочки, скребочки и др.) при остатках очага.
            Но это памятники периода поздней стадии каменной эпохи неолита; памятники же более древней каменной эпохи палеолита только намечаются в работах последнего времени. За неолитической культурой человека нужно поставить культуру медной эпохи, которая выразилась в Крыму, как и на всем юге России, отчасти в погребениях со скорченными или окрашенными костяками. Погребения со скорченными костяками называются так потому, что при расследовании могилы костяк находится положенным на боку, с подогнутыми ногами.
            Коллекции доисторических древностей человека в Крыму можно видеть в музеях Симферополя, Ялты и др.

       

      Греко-Римская эпоха в Крыму

            В сферу исторической жизни Таврида вступает в то время, когда у берегов ее появляются два основных племени эллинов-колонистов ионяне и доряне, которые в особенности колонизуют берега Черного моря с конца VIII в. до Р. X. Ионяне особенно сильны колонизаторской деятельностью, и их малоазийский город Милет основал наибольшее количество городов Черноморья, из них Пантикапея (н. Керчь) и Феодосия являются центрами ионийской колонизации в Тавриде. Доряне своим городом Мегарой основали на южном берегу Черного моря г. Гераклею (ок. н. Синопа), а последняя Херсонес.
            Придя в Тавриду, эллины столкнулись с туземцами, ревниво смотревшими на то, как эллины укреплялись и занимали выгодные экономические пункты, ведя почти постоянно борьбу с ними, с небольшими интервалами мирного сожительства.
            Мирные или враждебные столкновения эллинов происходят сначала с туземными племенами тавров, затем с пришельцами с С. и С.-В. скифами, а позднее с их сородичами сарматами.
            Главные пункты эллинской колонизации в Тавриде Херсонес, Пантикапея и Феодосия были выбраны с чрезвычайным пониманием их экономических выгод; через них эллины получали все то сырье, которое производилось в Тавриде и в странах на С. и С.-В. от нее, и в свою очередь могли сбывать разнообразные предметы эллинской промышленности в огромном количестве.
            Херсонес. - Памятники, обнаруженные археологическими раскопками, говорят о существовании города уже в VI в. до Р. X. Первоначально он назывался Гераклеей в честь города, основавшего Херсонес, и даже Мегарикой в честь общей метрополии, а надписи называют его: "славный город дорян".
            Мифический период Херсонеса окутан легендой, связывающей его с походом греков на Трою.
            В продолжение многих веков своего существования Херсонес с древней поры ведет с коренными жителями полуострова борьбу за свое спокойствие: сначала с киммерийцами, а затем с таврами и скифами.
            Нередко херсонесцам в тяжелой борьбе приходилось обращаться к другим племенам народов, живущих вне Тавриды, и искать у них помощи. Так, по словам Полифена (II в. до Р.X.), Амага, царица сарматов, громит таврических скифов за то, что они тревожат набегами Херсонес.
            В борьбе с тавроскифами Херсонес находится постоянно в дружбе с метрополией, Гераклеей, и взаимно они помогают друг другу.
            В III веке Херсонес процветает. Он имеет прекрасные стены, хорошие постройки внутри города и красивые вещи в быту и искусстве.
            В IV и III вв. до Р, X. Херсонес владеет большой береговой полосой. Под охраной сильного города интенсивно развиваются и торговля и сельское хозяйство: хлебопашество, садоводство, виноградарство и др.
            Херсонесский государственный строй был по типу греческого "города-государства", со строгим демократическим характером древности.
            Верховная власть принадлежала народу и выборному совету.
            Религия Херсонеса сохранила немного данных, но и они любопытны: стихии природы прежде всего были предметом почитания.
            Любопытна здесь местная богиня Дева. Геродот говорит, что туземцы-тавры приносили ей в жертву потерпевших кораблекрушение и всех эллинов, кого захватят в открытом море. Сильно был развит здесь и культ мертвых. Умершие при погребении снабжались иногда в большом количестве разнообразными предметами быта, а иногда и искусства.
            Чем торговал Херсонес. Хлебом, соленой рыбой, лесом, кожей, мехами, шерстью, рабами и др., направляя их в Малую Азию и эллинские города и взаимно приобретая фабрикаты малоазийских и эллинских городов (ткани, посуда, масла, вино и разнообразнейшие предметы быта и искусства) для того, чтобы перепродать их полуварварскому и варварскому населению Тавриды и народам, населяющим северное и северо-восточное Черноморье.
            Новые политические и социальные условия Эллады III и II вв. до Р.X., перестраивающие ее жизнь и поставившие в, неблагоприятное положение ее прежние культурные центры, ставят к концу II века и Херсонес в положение экономического ослабления, которое отражается печально на силе Херсонеса.
            В западной и северной части полуострова поднимаются и крепнут старые враги Херсонеса скифы.
            Херсонес не в силах справиться со скифами. Он ищет помощи на противоположном берегу Черного моря и находит союзника в лице понтийского вождя Фарнака.
            Сохранилась договорная клятва Фарнака в том, что он будет защищать Херсонес.
            Но договор с Фарнаком мало помог Херсонесу, а скифы теснят Херсонес и с суши и с моря.
            При натиске скифского вождя Палака, Херсонес снова обращается в Малую Азию за помощью к понтийскому царю Мифрадату VI Великому; последний присылает с войсками полководца Диофанта, разбившего скифов в три похода. Но... после этого в Херсонесе постоянный понтийский гарнизон на содержании Херсонеса, и Херсонес платит Мифрадату дань.
            (Царство Мифрадата в 66 г. до Р.X. под властью Рима.)
            Притесняют Херсонес и пантикапейские цари. После жалоб Херсонеса в Риме он "освобождается" от разных посягательств на его самостоятельность, но еще теснее связывается с Римом, поставленный под надзор наместника Мезии, получая одновременно и свободу самоуправления, насколько она желательна Риму (25 г. по Р. X.); Римская сила и культура растут в Херсонесе, появляются римский гарнизон и римский флот, а на территории близлежащего ныне Ай-Тодора основывается крепость Xаракс.
            С 60-х гг. снова таврические и северные варвары (скифы и аланы) грозят существованию Херсонеса. Римские войска отбивают нападение, а свобода Херсонеса все более и более становится призрачной.
            В силу ослабления Рима в центре, его войска постепенно уходят из Тавриды, а между тем надвигаются новые враги греческих колоний в Тавриде германцы готы. С приходом их начинается средневековый период Тавриды; но прежде, чем перейти к нему, обрисуем жизнь других эллинских центров в Тавриде: Пантикапеи столицы Боспорского царства, и Феодосии.
            Пантикапея. У Пантикапеи с Херсонесом много общего в культурной жизни, в связи с Элладой и в борьбе с северными варварами, но много своего, интересного и своеобразного.
            Пантикапея стояла на территории нынешней Керчи, у Керченского пролива, или, так называемого в древности, "Киммерийского Боспора" (в отличие от "Фракийского Боспора" Дарданелл").
            Город Пантикапея основан около начала VI века до Р. X. эллинами - ионийцами из Милета. Колонисты прочно обосновались на этом месте.
            В середке V века, в эпоху расцвета Афин, Пантикапея играла крупную роль в экономическом благосостоянии Эллады. Благосостояние Афин тесно было связано с пантикапейскими греческими колонистами.
            Пантикапея была столицей Боспорского государства. Пределы Боспора весьма колебались в разное время, они достигали и до Херсонеса, а иногда ограничивались только территорией города.
            Государственный строй в Пантикапее был иной, чем в Херсонесе.
            Во 2-й половине V века до Р.X. здесь утверждается типичная для древности тирания в лице династии Спартокидов.
            Но с разрывом постоянных связей с Элладой, в III и II веках, как и Херсонес, ослабевает и Пантикапея. Она также страдает от скифских вождей Скилура и Палака; Пантикапея также избавляется от скифов Диофантом, полководцем Мифрадата, и также подпадает под власть Мифрадата, и даже больше сам Мифрадат становится царем Боспора.
            Боспор, втягиваясь в борьбу Мифрадата С Римом, как и Херсонес, после падения Мифрадата подпадает под протекторат Рима, а неоднократно и в полную зависимость от последняго, несмотря на то, что правители Пантикапеи носят титул царя.
            Боспор и Рим - в постоянной связи со странами северного Черноморья и Приазовья; сношения эти касаются тех народов, которые в это время безнаказанно двигаются в южно-русских степях.
            Боспор в роли дозорного пункта Рима. По поручению Рима он зорко следит за положением дел в Прикубаньи, Придоньи, Приднепровьи и Прибужьи, но дряхлеющий Рим, в силу своего тяжелого положения в других делах, уводит свои войска из Тавриды, и Пантикапея, как и Херсонес, подпадает под власть упомянутых германцев-готов.
            Необходимо сказать хотя бы несколько слов и о третьем греческом городе в Тавриде Феодосии.
            Феодосия на юго-восточном берегу Черного моря, при прекрасной бухте, основана была также милетцами.
            По государственному строю Феодосия была типичным "городом - государством", выродившимся из коммерческой фактории.
            Боспор долго покушается на независимость Феодосии, пока в IV в. не завладел городом "спартокид" Левкон I (около 355 г.), который устроил здесь новый торговый порт не хуже пантикапейского и дал ему права порто-франко.
            Феодосия ведет огромную торговлю с Элладой и Малой Азией, с черноморскими и другими городами. Но жизнь Феодосии, расцвета IV и III вв., постепенно ослабевает во II и I вв. до Р.X. от тех же причин, от которых утратил силу Херсонес.
            Заглушили греко-римскую культуру в Крыму, как мы уже говорили, готы, и с их приходом начинается средневековый период.

       

      Средневековая эпоха в Крыму

            В середине III века готы проникли в Тавриду и быстро и легко здесь обосновались, чему благоприятствовало ослабление скифов, разбитых еще Диофантом и римскими войсками, и смуты в ослабевших Херсонесе и Пантикапее.
            Рим к тому времени увел свои последние войска, оставив на произвол судьбы слабую Тавриду. Готы заняли главным образом юго-восточную половину Крыма и прошли к южному его берегу.
            Вся Таврида в руках готов, и Боспор с Пантикапеей и Херсонес - покорные их слуги. Феодосия ослабла, а Харакс (н. Ай-Тодор), бывшая римская крепость, замолк навсегда.
            Около 378 г. центр готов в Приднепровьи разрушен гуннами. Гунны незначительной частью проникли и в Крым. После краткой борьбы с готами в Крыму, они осели в степях его, что вполне соответствовало и их характеру и кочевому образу жизни.
            В начале VI века Таврида находится в близких отношениях с Византийской империей.
            Готия, как страна, считалась в районе Горного Крыма, в юго-восточной половине, между Балаклавой и Судаком. Здесь готы и сохранили свой физический тип от смешений с многочисленными пришельцами.
            Тавриде вообще, а потом и в частности, приходится считаться все с новыми и новыми степняками; сначала с аварами, в незначительном количестве затронувшими полуостров, затем с турками, прорвавшимися ок. 580 г. и. причинившими много беспокойств Тавриде, а в середине VII века Тавриду пытаются подчинить хазары.
            Хазары в Пантикапее ставят своего тудуна (наместника) хазарского кагана, а отсюда их власть распространяется над Сугдеею (н.Судак) и по Горному Крыму.
            Особенно роль хазар в Крыму расширяется при византийском императоре Юстиниане II.
            В это время Херсонес, получив вольности самоуправления, под контролем хазар, сохраняет их до X века. Освободившись от главенства Византии, он делается вольным городом. Готией управляют хазары. В крепости ее Доросе (н. Мангуп-Кале) хазарский гарнизон, хазарский наместник, но князь готский сохранил свой пост.
            В хазарский же период поднимается Сугдея (Солдайя, Сурож древней Руси, ныне г. Судак), основанная еще в 212 г., город с прекрасной гаванью.
            2-я половина VIII в. была полна борьбы в христ. мире между иконопочитателями и иконоборцами. Во время гонения на иконопочитателей многие из них бежали в Тавриду и здесь, спасаясь от преследования, в горах основали, благодаря поддержке готов, ряд монастырей, вырубив в скалах Горного Крыма свои камеры-кельи и церкви. Эти забытые ныне уголки жизни сохранили много любопытного, и на их территории встречается много памятников быта и искусства; среди них: Шулдан, Мармара (ок. д. Шулю), Качи-Кален, Тепе-Кермен, Мангуп-Кале, Инкерман, Успенский скит, Бакла и др. Начало некоторых из них нужно отнести еще к началу христианства в Крыму.
            Неурядицы в южно-русских степях и в Приволжьи, где был центр государственной жизни хазар, ослабили хазар и в Крыму. В середине IX в. Таврида постепенно от хазар освобождается, но в то же время снова подпадает под протекторат Византии.
            К этому времени относится появление в Тавриде варяжских дружин, грабивших ее берега под начальством вождя, по имени Бравлин.
            Нам известны связи молодой древней Руси, в это время, с культурными центрами Тавриды Херсонесом и старой Пантикапеей. В это время обосновывается на Тамани Тмутараканское княжество и в Тавриде, на месте старой Пантикапеи, в Корчеве ныне Керчь.
            Возникновение русского княжества на Тамани и на берегах Керченского пролива говорит о том, что хазары потеряли значение в южнорусских степях. Остальная Таврида в ведении Византии до начала XIII века.
            В середине XII века в Тавриде появляется новая колонизаторская волна из итальянских, коммерческих городов-республик; до 1200 г. она ничтожна, но после 1204 г. (взятие Константинополя крестоносцами) Таврида подпадает под сильное экономическое влияние, а затем и политическое итальянских коммерсантов - колонистов. Первыми явились венецианцы, а с 1261 г. (падение Латинской империи) и генуэзцы. Венецианцы организовались в Сугдее, а генуэзцы приобрели город Феодосия - Кафу от татар, которые к этому времени держали восточную Тавриду в своих твердых руках.
            Херсонес и Готия, оберегая себя от жадных до наживы итальянцев и от пропаганды католических миссионеров, пользующихся для успеха пропаганды не только словом, но огнем и мечом, отдают себя под номинальный протекторат Трапезундской империи.
            В 20-х и 30-х гг. XIII в. в южно - русских степях господствующее положение заняли монголо-татары. Они, разгромив алан, половцев и русских, после битвы при Калке проникли около 1224 г. в Тавриду и победоносной волной прошли до юго-восточного берега полуострова; но затем, создав на восточном берегу в Солдайе (Судак) морскую базу, отхлынули в степную полосу Крыма. В южной же, горной полосе, по словам путешественника 1253 г. Рубрука, между Судаком и Херсонесом 40 замков, и почти в каждом из них особый язык; Среди них было много готов, язык которых немецкий.
            Татары, видя в италийцах-колонистах опасных соперников, пользуются каждым случаем, чтобы стеснить их экономический рост. После договоров 1380, 1381 и 1387 гг. с татарами, генуэзцы являются господами по всему южному берегу от Феодосии до Балаклавы - "со всей Готией".
            Одновременно над Тавридой нависли новые беды, их несут турки.
            Разорявшие берега ее и ранее, турки, после взятия Константинополя, заставляют трепетать в смертельной агонии итальянские колонии.
            В отчаянии италийцы ищут помощи и на родине, и в самой Тавриде, и даже у готов, но в 1475 г. Кафа (Феодосия) пала под об'единенными ударами турок и татар.
            Генуэзцы изгоняются из Тавриды, а их союзник Исайко, князь мангупской гото-греческой династии, был взят в плен и казнен.
            Готы потеряли свою политическую физиономию и с тех пор являются лишь этнографическою особью среди народов Крыма.
            Вся прибрежная полоса Тавриды отошла под власть турок, а в степной правили татары.

      Развалины Мангупской крепости

            Незначительные остатки генуэзцев слились с горными племенами, христиане же православного толка, благодаря веротерпимости и безразличию к вероисповедным делам татар, сохранили свою веру и свою обособленность. Языком религии становится греческий, а общежитейским татарский.
            Необходимо остановиться на исторических и бытовых чертах жизни татар в Крыму.
            С момента проникновения их в Крым они политически и культурно связаны с Золотой Ордой (с 1224 г. по 1457), от которой они постепенно откалываются, и в золотоордынский период жизнь их весьма отлична от позднейшей, с особо оригинальными чертами и в государственно-общественном строе и в культурно-бытовом.
            Татары, особенно на севере Крыма, ведут полукочевой образ жизни; государственные и общественные формы жизни просты и несложны; религия преимущественно языческая с придатками шаманизма; правители крымского юрта, в моменты близости силы "Великой Орды" наместники великого хана; определенной династии нет; народность по преимуществу турко-монгольская. Положение главной орды обусловливает спокойствие или смуту крымского ханства. Внешние враги его туземцы Крыма: греки, готы, италийцы.
            Столица этого времени Солхат (н. Эски-Крым, Старый Крым), в котором и доныне сохранились памятники древности.
            Во главе сначала наместник Золотой Орды, а потом независимый хан. Он верховный судья, вождь народа; оглак его помощник в военном деле, туман начальник 10.000 дивизии, минник тысячник, юз-башы сотник. Были и гражданские чины.
            При дворе штаты конюших, стольников, охотников и т. п. Военные, гражданские чины и придворные штаты хана требовали содержания, и разнообразные подати и дани тяжело обременяли народ и подчиненные племена. Особые чины баскаки (даватели), таможенники, раскладчики, заставщики, мостовщики и т.п. выжимали средства из народа.
            Судопроизводство было примитивное. Судья старший по роду, по религии, по положению. Суд словесный с господствующим "око за око", заменяемым постепенно штрафом.
            Сословное деление таково: высшая земельная знать, духовенство, народ (татары) и рабы. Народ был бесправен, но юридически свободен; рабы, как вещь, собственность владельца; но татарин никогда не был рабом.
            Со средины XV века до падения Крымского ханства определенная оседлая культура со сложным государственным и социальным строем, с определенной идейной религией Магомета исламом.
            Крымский юрт становится государством с ханом, юридически самодержавным волею Аллаха, а фактически конституционным, ограниченным организованной феодальной аристократией и нередко ставленником турецкого султана.
            Хан верховный вождь и судья, но он не может сделать ни одного шага без согласия "совета пяти" (дивана). Беки, эмиры, мирзы в своих "уделах" часто независимы, нередко с правом иметь свои войска, сношения с другими странами, суды и расправы, сборы пошлин и т. п. Такой строй для масс был тяжелым гнетом и приводил к обнищанию их.
            Внешние враги турки, поскольку они претендуют на господство в Крыму; а затем Польша и Москва.
            Столица в Бахчи-Сарае.
            В основе суда коран, а часто на практике произвол.
            Быт татар сложен и полон обрядности, но брак простой договор, с калымом от мужа и приданым от жены. Язык и философия арабов пользуются особым уважением среди татар.
            Весьма развиты литература, поэзия и изобразительные искусства.
            Но политическое, социальное и экономическое неравенство классов, бесправие угнетенных масс в общей жизни народа, эксплоатация народа высшими классами, развращающая политика султанов и высших сословий, изжитость старых культурных форм жизни все это привело государство к упадку.
            9 апреля 1787 г. Крым был официально присоединен к России.
            Необходимо несколько слов сказать об евреях и караимах, армянях и грузинах в Крыму.
            Семитизм сыграл свою роль в культурной жизни Тавриды. Еще в древнейшую пору он забросил сюда культурные семена: финикияне достигли берегов Тавриды; за ними проникли карийцы, египтяне. Есть данные о том, что евреи были здесь еще в эллинскую эпоху. Они основали религиозные общины и братства из язычников, признававших одного бога Иегову. Как говорят надписи, они жили в Анапе, Керчи, Феодосии, Херсонесе и др. местах. Надписи же говорят об освобождении рабов и рабынь по данному богу обету и с одобрения общины. Число евреев увеличилось после разгрома Палестины и разрушения Иерусалима в 70-х годах новой эры. Во времена Византийской империи они часто спасаются в Тавриду от гонений. Они чувствуют себя особенно хорошо, когда в Тавриде господствуют хазары, что об'ясняется тем, что двор хазарского кагана принял иудейство. Из русских летописей мы знаем, что евреи прошли с религиозной проповедью и на Русь в Киев к князю Владимиру.
            Самостоятельного государства они в Тавриде, не создавали.
            Занятия евреев, по преимуществу, ремесла и торговля. Большею частью они живут в городах, образовывая часто особые кварталы. В Генуе нередко отмечали их полезность, а татарские ханы неоднократно издавали ярлыки (указы) о защите их от корыстных беков и эмиров.
            В XVI в. Мартин Броневский видит их в Инкермане, Балаклаве, Мангупе, Феодосии и др.
            В конце XVI века евреи Крыма увеличились беглецами из Литвы и Украины. С переходом Крыма к России положение евреев ухудшилось.
            В заключение, об евреях нужно сказать, что в Крыму сохранились потомки древних евреев, так называемые крымчаки (в Симферополе, Карасу-Базаре и др.); по внешности, обычаям, нравам, быту крымчаки близки горным татарам.
            Еще в 1061 г. в количестве 20.000 человек выселились в пределы теперешних русских владений армяне. В Крыму оседлость их распространилась сначала в восточной части его; в большом количестве они осели в Солдайе, в Солхате и др. местах.
            В Тавриде в небольшом количестве грузины, проникшие сюда в весьма древнее время. В Херсонесе, при раскопках христианского кладбищенского храма были обнаружены грузинские надписи, относящиеся к V в. по Р.X.
            О близких связях Тавриды с Грузией говорят грузинские летописи, где упоминаются многие события и выдающиеся люди Тавриды, и мало того в Херсонесе были даже жители Грузии.
            Грузия нам особенно отмечает деятельность Иоанна Готского.
            Нам думается, что во времена тяжелой жизни у себя на родине армяне и грузины часто эмигрировали в единоверные области Тавриды.

      Публикуется по изданию: КРЫМ. Путеводитель. Под общ. редакцией д-ра И.М.Саркизова-Серазини. - Москва-Ленинград.: Издательство "Земля и Фабрика", 1925. - 416 с..

       На главную страницу Дру

      Рубрики:  Э кскурсии Лионтур/ЭКСКУРСИИ КРЫМ ЛИОНТУР-
      http://www.liontour.com.ua/ua.экскурсии по Крыму из Севастополя.фирма Лионтур
      Метки:  

      Процитировано 2 раз
      Понравилось: 1 пользователю

       

      Добавить комментарий:
      Текст комментария: смайлики

      Проверка орфографии: (найти ошибки)

      Прикрепить картинку:

       Переводить URL в ссылку
       Подписаться на комментарии
       Подписать картинку