Чудо-бродилка по открыточкам на все случаи жизни!!! Девочки! Посмотрите, какую чудо-бродилку п...
Деревенчук Владимир - украинский художник - (2)Деревенчук Владимир - украинский художник Художник Деревенчук Владимир (Derevenchuk Vladimir) ...
Распакованный скрап-набор "Ви - (0)Распакованный скрап-набор "Винтажная шкатулка" Распакованный скрап-набор "Винтажная шкату...
Русский костюм, часть 4. - (0)Нет, дорогие мои! Я ничего не забыла и честно продолжу серию очерков по истории русского кос...
Учим деток рисовать. - (0)Учим деток рисовать. Учим деток рисовать. 1. 2. 3. 4.&nbs...
Русский художник Алексеев Федор Яковлевич (1753-1824) |
Ф. Я. Алексеев - первый в русской живописи мастер городского пейзажа. В 1766- 73 гг. учился в Академии Художеств, сначала в классе "живописи цветов и плодов", затем в пейзажном. В 1773 г. за программный пейзаж получил золотую медаль и был отправлен на три года в Венецию заниматься живописью театральных декораций, хотя это и не соответствовало его склонностям. В Венеции Алексеев изучает ее знаменитых пейзажистов А. Канале, Ф. Гварди, увлекается видовыми и фантастическими гравюрами Д. Б. Пиранези, жившего в Риме. Этим молодой художник навлекает на себя недовольство академического начальства. По возвращении на родину Алексеева встретили весьма сдержанно, ему не только не предложили никакой программы на получение академического звания, но и принудили работать декоратором при театральном училище (1779-86). Оставить нелюбимую службу художнику удалось благодаря копированию пейзажей А.Канале, Б. Беллотто, Г.Робера и Ж.Берне из собрания Эрмитажа. Копии Алексеева, творчески воспроизводящие саму живописную систему оригиналов, имели невероятный успех. Они принесли художнику славу "российского Каналетто" и долгожданную возможность перейти к писанию оригинальных пейзажей. Среди его работ 1790-х гг. особенно известны "Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной" (1793) и "Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости" (1794). Алексеев создает возвышенный, отлитый в совершенную форму (в соответствии с законами классицизма) и одновременно живой образ большого, величественного, индивидуального в своей красоте города, в котором человек чувствует себя как житель золотого века. Идеальное и реальное находятся здесь в полном равновесии. За эти картины Алексеев получает в 1794 г. звание академика перспективной живописи. В следующем году художника посылают в Новороссию и Крым писать виды мест, которые в 1787 г. посетила Екатерина II. Так появляются пейзажи южных городов - Николаева, Херсона, Бахчисарая.
Красная площадь в Москве [1801]
Соборная площадь в Московском Кремле
Боярская площадка или Постельное крыльцо и Храм Спаса за золотой решеткой в Московском Кремле. 1810
Вид Казанского собора в Петербурге.
Вид Воскресенских ворот Китай-города, Никольских ворот Кремля и Неглинного моста. 1800
Вид Москвы около Иверских ворот Кремля. 1800
Приютская больница в Москве. 1800
В 1800 г. император Павел I дает Алексееву задание написать виды Москвы. Художник увлекся старой русской архитектурой. Он пробыл в Москве больше года и привез оттуда ряд картин и множество акварелей с видами московских улиц, монастырей, предместий, но главным образом - разнообразные изображения Кремля. Эти виды отличаются достоверностью, даже документальностью. Московские работы привлекли к Алексееву многочисленных заказчиков, среди которых оказались знатнейшие вельможи и члены императорской семьи.
Михайловский дворец в Петербурге. 1800
Троице-Сергиева лавра. 1800
В 1800-х гг. Алексеев - уже глава класса перспективной живописи в Академии Художеств (с 1802 г.) вновь вернулся к любимой им теме Петербурга. Но теперь пристрастие к гармонии целостного пространства картин у художника сменилось большим интересом к миру людей и их жизни на фоне тех же прекрасных дворцов и широкой Невы. В его работах словно появился шум города. Люди с их повседневными делами занимают теперь весь передний план полотен. Формы стали отчетливее, объемнее, тяжелее, колорит значительно потеплел, живопись приобрела особую плотность. Таковы "Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова", "Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса", "Вид Казанского собора в Петербурге", "Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости".
Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки. Около 1800
Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова.
Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса. 1810-е
Дворец Царицыно около Москвы. 1800
Соборная площадь в Московском Кремле.
Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста
Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля в Петербурге. Около 1800
Постепенно публика забывает стареющего художника. Умер этот замечательный живописец, многолетним и упорным трудом доказавший свое право быть пейзажистом, в превеликой бедности, оставив большое семейство. Академия вынуждена была выдать деньги на его похороны и пособие вдове и малым детям.
Вид Петропавловской препости и Дворцовой набережной. 1799
Вид Казанского собора в Петербурге. 1811г.
Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости. 1794г
Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Венеции. 1776г. Копия картины А. Канале (Каналетто)
Площадь в Херсоне. 1796
Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости [1794]
Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса [1810-1820]
Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости [1810]
"Взгляните ... на набережную, на сии огромные дворцы – один другого величественнее! На сии домы – один другого красивее! Посмотрите на Васильевский остров, образующий треугольник, украшенный биржею, ростральными колоннами и гранитною набережною, с прекрасными спусками и лестницами к воде. Как величественна и красива эта часть города!... Теперь от биржи с каким удовольствием взор мои следует вдоль берегов и теряется в отдалении между двух набережных, единственных в мире!" (К. И. Батюшков. Прогулка в Академию Художеств. 1814).Трудно не согласиться с современниками Федора Алексеева, глядя на его картину. Художник, действительно, выбрал один из красивейших видов Петербурга.Как в натуре Биржа и набережная, выстроенная Тома де Томоном, объединили огромное пространство, придав ему завершенность и стройность, так в картине Алексеева безупречно найденное композиционное равновесие, кажущаяся такой естественной, строгая соподчиненность планов, четкость членений объединили все компоненты в идеальное целое. А между тем какой многообразный и пестрый мир заключен в этом единстве. И над всем господствуют высокое голубое с белыми облаками небо и величественная архитектура, колоннада Биржи и идеально правильное полукружие облицованной гранитом насыпи.
Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля в Петербурге [ок. 1800]
Итальянский вид [ок. 1775]
Перспективная живопись (изображение архитектурных сооружений, реальных или воображаемых), по которой специализировался Алексеев в Академии художеств, считалась прикладной областью искусства, тесно связанной с театрально-декорационными работами. Именно в этой области и надлежало совершенствоваться Алексееву в Италии, к чему он, как скоро выяснилось, не имел ни малейшей склонности. Художника привлек городской пейзаж – тот вид изображения, где архитектура естественно слита с окружающей природной средой, разнообразной и полной жизни."Итальянский вид" и стал пока робкой попыткой создать полотно, в котором выражалось его собственное понимание задач пейзажной живописи. Алексеев не был в Неаполе, и картина, по мнению специалистов, написана по гравюре, а отчасти и по воображению. Но воображение художника тяготеет не к величественному и грандиозному, а скорее к идеализированной реальности. Большую часть холста занимают небо с "классическими", словно лепными, облаками и вода, испещренная белыми мазками, наивно изображающими легкое движение волн. Композиционных средств для передачи огромного, но ясно обозримого пространства – вот чего ищет Алексеев.
Рубрики: | Маккензи*Что я знаю о Мекензи Ф.Ф. ( Макензи *Tho/18 век Маккензи*Thomas Mасkenzie 1740*18 th centurhttp://www.liontour.com.ua/ua/18 th century history, Russia*1787г Путешествие Ек http://www.liontour.com.ua/ua/ |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |