Чудо-бродилка по открыточкам на все случаи жизни!!! Девочки! Посмотрите, какую чудо-бродилку п...
Деревенчук Владимир - украинский художник - (2)Деревенчук Владимир - украинский художник Художник Деревенчук Владимир (Derevenchuk Vladimir) ...
Распакованный скрап-набор "Ви - (0)Распакованный скрап-набор "Винтажная шкатулка" Распакованный скрап-набор "Винтажная шкату...
Русский костюм, часть 4. - (0)Нет, дорогие мои! Я ничего не забыла и честно продолжу серию очерков по истории русского кос...
Учим деток рисовать. - (0)Учим деток рисовать. Учим деток рисовать. 1. 2. 3. 4.&nbs...
КРЫМ.ЭКСКУРСИИ.С.СЕРГЕЕВ-ЦЕНСКИЙ И КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ, или О ЧЕМ НЕ РАССКАЖЕТ ЭКСКУРСОВОД*статья |
23 Янв 2009 | История и Краеведение
Сегодня не ведутся исследования по теме взаимодействия представителей русской культуры, осевших в конце XIX – начале XX веков в Алуште, с представителями местного коренного населения, и, к сожалению, источники по теме очень скупы. Но, благодаря сведениям, собранным бывшим заместителем директора Алуштинского дома-музея С. Сергеева-Ценского Т.Онищенко, нам удалось представить картину общения русского писателя с крымскими татарами.
Приехав в Алушту в 1905 г., С. Сергеев-Ценский приобрел участок земли на склоне горы, над живописным ущельем Баарь-Дере и по своему проекту построил писательскую мастерскую – дом из трех комнат и веранды, а позже посадил фруктовые деревья и кипарисовые аллеи.
В годы Второй мировой войны архив и часть библиотеки писателя были перевезены в Германию, дом был почти разрушен, деревья уничтожены. После освобождения Алушты, в августе 1944 г. писатель вернулся в город и занялся восстановлением дома, пристроив к нему две комнаты и две веранды. В течение двух лет были посажены новый сад и три кипарисовые аллеи, которые сохранились до наших дней. Здесь писатель прожил до своей смерти в 1958 году, здесь же, в своей усадьбе, похоронен.
В этом доме на Картал — кая (гора Орлиная) были написаны самые значительные произведения, вошедшие в сокровищницу советской литературы: эпопеи «Преображение России» и «Севастопольская страда» (за которую писатель в 1941 г. удостоен Государственной премии СССР), а также романы, повести, пьесы, очерки, литературно-критические и публицистические статьи, стихотворения и басни.
После смерти писателя в его доме был открыт мемориальный музей. В фондах музея насчитывается 20 тыс. музейных предметов: рукописи, документы, архивные материалы, книги, журналы, личные вещи писателя и его семьи. «Перечитывая произведения русского писателя С. Сергеева-Ценского, встречаешься с людьми многих национальностей. Его герои — русские, украинцы, белорусы, латыши, поляки, евреи, греки, крымские татары. Каждый говорит на своем языке, имеет свой национальный колорит. Все эти подробности писатель черпал в течение многих лет, живя в России, Латвии, Украине и потом с 1905 г. в Крыму. Настоящим гимном людям разных национальностей является стихотворение в прозе «Улыбки» (1909 г.). На небольшой яхте «Титания», плывущей из Карабаха в Партенит, Сергеев-Ценский собирает русских купцов и рабочих, барышень из Москвы, караима, перса, греков, крымских татар. Со свойственной писателю детализацией неспешно разворачивает перед читателем красоту каждого человека, которая лучше всего проявляется в улыбке на фоне ясного неба, переливистого моря и вездесущего солнца… и полного выдумок и преувеличений рассказа охотника Тимофея …» — рассказывает Т. Онищенко.
Исследуя крымскотатарскую тему в творчестве Сергеева-Ценского, выяснилось, что она представлена во многих произведениях писателя о Крыме. Наиболее выразительными являются литературные герои из романа «Валя», повести «Жестокость», рассказа «Прах Аджи-Османа». С явной симпатией описывает Сергей Николаевич в романе «Валя» городского старосту Умерова, который был одержим идеей благоустройства города в начале ХХ века. Именно он нанимает для постройки берегового шоссе случайно оказавшегося в этих краях инженера Алексея Дивеева. А по вечерам жители и приезжие могли наблюдать, как представители городской администрации обсуждали вынашиваемую Умеровым идею водопровода: «… гуляли по набережной: батюшка, пристав и городской староста татарин Умеров. Поджарый длинный Умеров, в шапке, расшитой золотом, балансировал слева, плотный пристав с урядничим лицом, изогнув шею, держался справа, и монументальный, величественный батюшка с посохом важно шествовал в середине…»
События 1917 г. и последующей гражданской войны нарушили привычный уклад жизни приморского городка. Из автобиографии Сергеева-Ценского и его эпистолярного наследия мы узнаем, как писателю пришлось скрываться в татарских деревнях от расправы ретивых исполнителей новых идей, новой власти. Об этом жестоком времени Сергеев-Ценский напишет повесть «Жестокость», впервые опубликованную в журнале «Новый мир» (1926 г.). В основу ее положено описание событий гражданской войны — отступление красных из Крыма в ночь на 21 июня 1919 г. и захват членов уездного ревкома в степном Крыму. Восставшие крестьяне, возмущенные неправильными действиями ревкома, жестоко расправились с комиссарами.
Следует отметить, что к теме недозволенности разрушать традиции и святыни Сергеев-Ценский обратился и позже в 1930-е гг. в рассказе «Прах Аджи-Османа». Рассказ написан в Крыму после землетрясения в 1927 г. Сюжет крайне прост и одновременно сложен — на крымском винограднике ночью сторожат урожай орловец Матвей и сын хозяина Амет, обсуждают тему своих святынь и святости. Утративший уважение к своим святыням Матвей похвалился тем, что у него на родине все храмы уже закрыты, а святых «пораскидали куда попало». Когда же «герой» решился потревожить могилу крымскотатарского святого Аджи-Османа, случилось землетрясение, унесшее жизни многих людей…
Сегодня в экспозиции рядом с книжкой Сергеева-Ценского «Гриф и Граф» на крымскотатарском языке (арабская графика) две фотографии, на которых писатель запечатлен вместе с председателем КрымЦИКа Вели Ибраимовым, с которым у писателя установились дружеские отношения. Как свидетельствовал бывший директор музея Г. Кундиренко, вдова С. Сергеева-Ценского Христина Михайловна рассказывала, что Сергей Николаевич очень переживал, когда Вели Ибраимова обвинили в национализме и расстреляли.
Сегодня, много лет спустя, у дома С. Сергеева-Ценского на Орлиной горе, вспоминаются слова писателя, написанные им в 1912 г. в христианский праздник Благовещения:
«Иду на бугор посмотреть: не скачет ли Володя с благой вестью…
Я и сам не знаю ясно, о чем должна быть эта благая весть….
И возникает в душе молитва, похожая на изречение из Корана:
«Нет мира, кроме земного мира, и человек да будет поэт его!»
Алиме КАЗАКОВА,
студентка 1 курса факультета журналистики ТНУ.
Автор благодарит Т. Онищенко за предоставленные материалы.
Рубрики: | ЭКСКУРСИИ по Крыму,Лион - турhttp://www.liontour.com.ua/ua.экскурсии.фирма ЛионтурЛицо героя |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |