-Метки

9 мая Крещение Господне анна кирьянова богородица вера декоративно - прикладное искусство день победы дети духовные стихи духовный мир елена ваенга елена ваенга шансон женский образ живопись живопись художники животные здоровье икона икона божией матери иконы индейка истории из жизни исторические личности история история россии картины ксения петербургская кулинария кулинарные советы молитва молитвы монастырь мужчина и женщина музыка народные обычаи народные традиции национальная одежда национальный костюм николай чудотворец николин день память пасха пейзажи поздравительные открытки поздравление полезная информация полезная информация для дневника полезные продукты поминовение поминовение усопших поучение поэзия православие православие иконы православие иконы праздник притча проповедь просьба о помощи психология психология жизни психология отношений рамочка родительская суббота рождество романовы святитель николай святые советы стихи страстная неделя традиции упражнения уход за лицом фарфор фитнес храмы храмы архитектура художники церковный праздник шансон ювелирное искусство юмор

 -Рубрики

 -

Быстрый переход по страницам блога Алефтина_Рыжкова:

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Алефтина_Рыжкова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 24.06.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 11866


Свято-Успенский Княгинин женский монастырь. Крестный путь обители.

Понедельник, 25 Июня 2012 г. 16:15 + в цитатник

 

Владимир. Успенский Княгинин монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Фотография.

Успенский собор Успенского Княгинина монастыря во Владимире.

 

Свято-Успенский Княгинин женский монастырь.
 Крестный путь обители.

Основанный великой княгиней Успенский монастырь и его главный храм были тщательно и благолепно устроены и украшены, но летопись, к сожалению, не сохранила нам об этом никаких сведений. Есть только позднейшее косвенное свидетельство об этом: Великая княгиня Евдокия (супруга благоверного князя Димитрия Донского) поставила на Москве церковь камену, зело чудну и украси ю сосуды златыми и серебряными... и сотвори паче всех княгинь, разве точию Мария, княгиня Всеволода, внука Мономахова, иже во Владимире.

Но не прошло и сорока лет со времени основания обители, как она подверглась страшному разорению. В 1238 году несметные татарские полчища под предводительством Батыя осадили город Владимир и взяли его приступом. Несмотря на отчаянное сопротивление горожан, разграбили и сожгли его. Княгинин монастырь находился по соседству с Золотыми воротами, где происходила ужасная сеча, и прежде других подвергся разграблению разъяренных кочевников.

В 1411 году Владимир, а с ним и все его храмы и обители были снова разорены; по словам летописца, приидоша татарове изгоном ко Владимирю, и граду много зла твориша, и церковь соборную разграбиша и икону чудотворную одраша, а град пожгоша, и от того огня колокола разлияшася.

Итак, в продолжение двух столетий над святою обителью проносился время от времени ураган страшных бедствий, разрушавший и уничтожавший все, что было дорого от лет древних. В этот продолжительный период тяжелых испытаний обитель находилась в таком печальном положении, что до XVI века о ней нет упоминания в исторических памятниках. В актах XVI века в первый раз упоминается о монастыре Пресвятой Богородицы, но там он назван «Новодевичьим». Первоначальное наименование «Княгинин» было забыто.

 

Икона Успения Божией матери


Икона Успения Божией матери. XVII в. Вклад в обитель патриарха Иосифа. Успенский храм Княгинина монастыря.

С XVI века начинается возрождение и развитие Успенской обители, она получает жалованные грамоты от великих князей и государей Российских. Обстоятельства благоприятствуют; обитель благоукрашается; забываются скорби и печали, и скромные труженицы в спокойствии духа совершают иноческие подвиги поста и молитвы.

На фундаменте разрушенного Успенского собора воз двигается новый храм. Для его росписи приглашаются лучшие мастера - артель под руководством государева жалованного иконописца Марка Матвеева. К тому же времени относятся и первые упоминания о теплом храме во имя святителя Иоанна Златоуста. Позднее, в XIX веке к нему был пристроен придел в честь Казанской иконы Божией Матери. Затем в результате неоднократных перестроек храм приобрел свой современный вид и был переосвящен в честь Казанской иконы Божией Матери, приделы были посвящены святителю Иоанну Златоуст и мученику Авраамию Болгарскому.

Новая гроза разразилась над святой обителью в начале XVII века: то было польско-литовское нашествие. В челобитной, поданной царю Алексею Михайловичу, настоятельница монастыря игумения Таисия с сестрами жаловалась, что Литва, как в Володимире была, и у них в Успенском девичьем монастыре стояли, монастырь без остатку разорили.

 

Собор Владимирских святых


Собор Владимирских святых. Икона XX века.

Десятки лет обитель святая не могла оправиться от разгрома. На помощь пришел патриарх Московский и всея Руси Иосиф. Он все ветхое исправил, недостающее все восполнил собственным иждивением. Из описи 1665 года видно, что за счет патриарха Иосифа в Успенском храме устроен иконостас, написаны местные иконы, приобретены серебряные богослужебные сосуды, священные одежды; стены храма покрыты художественной росписью, вновь перекрыты крыши на храмах, построена колокольня, приобретены два благовестных колокола, вокруг монастыря сооружена ограда, даже выкопан новый колодезь.

В то время в монастыре была заведена школа золотого шитья, которым славилась обитель вплоть до закрытия в начале XX века. Во многом способствовала развитию золотошвейного искусства пребывавшая в обители инокиня Параскева - царица Пелагия Михайловна (вторая супруга сына Ивана Грозного - Ивана). С 1606 года в обители проживала оставшаяся сиротой после кончины отца и убиения матери и брата дочь царя Бориса Годунова - Ксения, в иночестве Ольга.

В XVIII веке реформы Петра I и введение Екатериной II «монастырских штатов» изменили положение монастыря. Обитель лишилась угодий, получила штатное содержание и надел и была причислена к разряду второклассных штатных (особножительных) монастырей.

В середине XIX столетия обитель почти вся была истреблена пожаром. Но несмотря на все сии несчастья, по благодати Божией, по молитвам основательницы сей обители благоверной княгини Марии и угодника Божия святого мученика Авраамия женский Княгинин монастырь не только не пришел в упадок, но к концу века достиг своего наивысшего расцвета. Особенно значительный рост и развитие обители как во внутреннем, так и внешнем благоустройстве замечается благодаря стараниям последних (вторая половина XIX века) трех игумений: Марии, Аглаиды и Маргариты. Игуменией Марией устроена монастырская больница, Аглаидой - общая трапеза, Маргаритой - одноклассная церковно-приходская женская школа.

В 1900 году, в связи с 700-летием со дня основания обители, по Указу Святейшего Синода монастырь был причислен к разряду первоклассных с присоединением к нему прежнего названия «Княгинин».

Настоятельницы Свято-Успенского Княгинина монастыря.

В середине XIX века, когда в обители случился сильнейший пожар, основная тяжесть трудов по восстановлению обители пришлась на долю игумений Марии (в миру Магдалины Ивановны Белаго), управлявшей обителью в 1864-1878 годах. Игумения Мария заботилась прежде всего о внутренней жизни обители. Она входила во все нужды сестер, стремилась быть им матерью, наставницей, часто собирала у себя старших и младших сестер. Во время русско-турецкой войны (1877-1878) матушка игумения почти ежедневно приглашала к себе сестер и поручала им различные работы для военных лазаретов, при этом она сама или трудилась вместе с ними, или читала им что-нибудь назидательное. Игумения Мария по благословению святителя Феофана, Затворника Вьшенского, в то время управлявшего Владимирской епархией, стала попечительницей основанного им женского Епархиального училища. Она ввела в обители чтение Псалтири (по чину Троице-Сергиевой Лавры), также установила порядок в выпекании просфор.

Много потрудилась для благоукрашения обители и для устройств внутренней жизни сестер игуменяи Аглаида (в миру Вышеславцева Варвара Петровна), управлявшая обителью в 1878-1888 годах. Сама она вела высокую подвижническую жизнь. По свидетельству современника, ей хотелось, чтобы монастырь представлял собою образец тех древних обителей, которые проникнуты были духом строгого аскетизма. В этом стремлении ее поддерживал епископ Феофан, к которому она питала глубокое уважение и с которым находилась в переписке. Игумения Аглаида своим примером подвигала сестер решительно шествовать тернистым путем монашеской жизни, поддерживала слабых, ободряла падающих, всем готова была служить, примиряла враждующих. Матушка Аглаида проливала в долгих ночных молитвах горячие слезы покаяния и совсем ослепла от непрестанных слез. Вскоре игумения отказалась от настоятельства и осталась на покое своей обители.

В 1889 году при монастыре стараниями игумений Маргариты (в миру Рипсимии Ивановны Лавровой), управлявшей обителью в 1888-1914 годах, была открыта церковно-приходская школа для бедных девочек. Современники писали, что школа имела большое нравственное, воспитательное значение как для детей, так и для их родителей, в условиях города того времен. В школе более ста бедных малолетних девочек обучались Закону Божию, русскому и славянскому чтения, письму, арифметике, церковному пению и рукоделию. За ранними обеднями, в воскресные и праздничные дни, воспитанницы школы пели на клиросе. Преподавали в школе сестры монастыря.

В обители занимались рукоделием, льнопрядением, вышивкой, содержанием больницы для престарелых и больных насельниц.

В 1913 году в монастыре подвизались 27 монахинь, 85 послушниц и 38 проживавших на испытании белиц.

Незримый подвиг.

В январе 1918 года Княгинин монастырь был объявлен собственностью государства. В октябре того же года начались обыски и реквизиции, изъятие продуктов и келейного имущества настоятельницы и сестер монастыря. 1919 году власти превратили монастырское кладбище детскую площадку, а больницу, трапезную и келлию настоятельницы - в детский сад и приют.

Некоторое время верующим удавалось сохранять собой Успенский храм и келлии, но в 1923 году монастырь был закрыт окончательно. Началось разрушение и осквернение древней обители. Монастырскую ограду снесли, сломали колокольню, Успенский храм передали музею, в Казанской церкви устроили городской архив. Более чем на семь десятилетий на святом месте воцарилась мерзость запустения. Но не оскудел монашеский дух в сестрах обители. Не стены и здания, а человеческие сердца стали вместилищем и хранилищем святого монашеского подвига.

На первое время небольшая сестринская община прилепилась к Троицкой церкви, расположенной неподалеку от монастыря. Там сестры молились, пели на клиросе. Служил тогда в Троицком храме владыка Афанасий (Сахаров), который духовно окормлял общину. Особенно близка ему по духу была игумения Олимпиада. Ей владыка передал частицу мощей святого мученика Авраамия - Небесного покровителя Княгининой обители, которую изъял при попытке советских властей устроить в Успенском кафедральном соборе акт осквернения мощей. Мощи святых угодников Владимирских были вынуты из гробниц и без покровов выставлены напоказ в кафедральном Успенском соборе - безбожники хотели показать, что верующие поклоняются мертвым костям. Однако по вере народной это поругание обратилось в прославление угодников Божиих: владыка Афанасий дал начальный возглас, и был отслужен торжественный молебен Владимирским святым.

Игумения Олимпиада и сестры обители разделяли взгляды владыки Афанасия на положение Церкви в богоборческом государстве, были верными последовательницами его в борьбе с обновленцами. В газетах того времени имя игумений Олимпиады упоминалось сразу после имени владыки Афанасия, потому и аресты ее были часты.

Возраст и болезни усугубляли тяжесть пребывания тюрьмах. К тому же она заболела туберкулезом, этой изнуряющеи и отнимающей последние силы болезнью. Между арестами - жизнь в изгнании и скитаниях Много пришлось претерпеть матушке игумений: голод нужду, скитания по чужим углам. Наконец удалось устроиться на улице Володарского в полуподвальном помещении. С улицы виден был монастырский храм, до него - рукой подать, но как долог оказался путь к возрождению обители... Матушка была сильна духом и сохранила верность Православной Церкви и монашеству, укрепляя в этом духе близких к ней сестер.

По смерти игумений сестры рассеялись, но не забылы своих монашеских обетов, напротив, служили примером подвига, вселяли в сердца людей веру в Бога и уважение к монашескому чину. В поселке Петушки образовалась небольшая монашеская общинка из сестер разных монастырей. Среди них была и монахиня Княгинина монастыря Маргарита (Зуева). Жители поселка сохранили много теплых и светлых воспоминаний о матушке Маргарите. Она была очень близка к владыке Афанасию, помогала ему посылками, посещала его в инвалидном доме и организовала его переезд из города Тутаева Ярославской области в поселок Петушки.

Сохранились письма владыки к монахине Маргарите. В них отразилось и взаимопонимание подвижников Христовых, и взаимная благодарность, и истинное братство во Христе: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35). В личной своей жизни монахиня Маргарита являла пример истинно монашеского подвижничества. Она не имела ничего своего, жила в баньке. Местные жители рассказывают, что был у матушки и свой особый подвиг: часто ходила она на кладбище с тяжелыми сумками на плечах - в сумках были книги. Там она читала, отдыхала и снова читала. Она складывала в своей баньке печки: сложит одну, разберет и снова перекладывает - видимо, для того, чтобы избегать праздности.

Если ей давали деньги, она торопилась раздавать их нуждающимся, которых вокруг нее было много. Была она постницей, молитвенницей, труженицей. По смерти матушки Маргариты обнаружилось, что все имущество ее составляли постригальные одежды, в которых ее и похоронили на кладбище в Петушках. На этом же кладбище покоится и инокиня Варвара, бывшая келейницей игумений Олимпиады. Жила она во Владимире, но похоронить себя завещала в Петушках.

Свет веры этих сестер отразился и в том, что люди, их окружавшие, сохранили светлую память о них. Все, кто рассказывает о монахинях монастыря, отмечают необыкновенную доброту, которая всегда лучилась из их глаз. Многие из их окружения девушки впоследствии принимали монашество.

Один только Господь ведает о том незримом подвиге, который сестры монастыря понесли по Его святой воле, лишившись земного пристанища, но сохранивших святую веру и верность Ему и Его Церкви. Верим, что Господь за эти подвиги и скорби не лишил их Небесного Царства Своего. Их святые молитвы помогают сейчас сестрам обители строить свою монашескую жизнь на фундаменте их святого подвига.

Возрождение обители.

В 1992 году по благословению правящего архиерея Владимирской и Суздальской епархии архиепископа Евлогия был открыт Свято-Успенский Княгинин женский монастырь и началось возрождение монашеской жизни.

Сохранилось предание, что святитель Афанасий, nредвидя возрождение монастыря, говорил: «Сначала придет в монастырь Матерь Божия, затем мученик Авраамий, и после этого откроется монастырь».

В 1992 году, в Великую Среду, по ходатайству архиепископа Евлогия была принесена из Владимирского краеведческого музея в Благовещенский придел Успенского собора монастыря чудотворная Боголюбская икона Божией Матери, написанная по повелению святого благоверного князя Андрея Боголюбского в память о явлении ему Пресвятой Богородицы. Еженедельно перед образом Царицы Небесной совершались молебны.

В декабре 1992 года приехали из Успенского монастыря города Александрова первые насельницы: будущая настоятельница - монахиня Антония (Шаховцева) с послушницей. На Лазареву субботу, 10 апреля 1991 года, состоялось торжественное освящение Успенского собора монастыря. Из кафедрального Успенского собора крестным ходом был перенесен мощевик с частицей мощей святого мученика Авраамия Болгарского, Небесного покровителя обители.

 

Собор Владимирских святых


Интерьер Успенского собора обители. Фото конца XX века.

После десятилетий запустения порог храма переступили настоятельница монастыря и первые сестры, под сводами монастырского Успенского собора опять зазвучали слова церковных молитв, пение монашеского хора. Во вновь открытый монастырь под благодатный покров Царицы Небесной потянулись жаждущие спасения души.

Первые монастырские богослужения совершал священник Иаков Яковлев (ныне архимандрит Иннокентий, настоятель Александровского монастыря в Суздале). Батюшка самоотверженно помогал молодому и малочисленному тогда еще сестричеству. Его тонкий художественный вкус очень пригодился при реставрации Успенского собора, им был создан проект иконостаса главного храма.

23 мая 1993 года, в Неделю о слепом, чудотворная Боголюбивая икона Божией Матери была перенесена из Благовещенского придела в главный храм и поставлена в северной части иконостаса.

14 апреля 1995 года, в день памяти святого мученика Авраамия, настоятельница монастыря монахиня Антония была возведена в сан игумений.

Матушка Антония (в миру Антонина Матвеевна Шаховцева) родилась в 1951 году в городе Ефремове Тульской области, в православной семь В январе 1986 года по благословению духовного наставника и по своему искреннему желанию поступила в Рижский Свято-Троицкий Сергиев женский монастырь, 30 августа 1988 года митрополитом Рижским и всея Латвии Леонидом была пострижена в мантию с наречением имени в честь преподобного Антония Великого. Восприемницей в постриге была игумения Магдалина (Жегалова), ныне почившая. В январе 1992 года, по ходатайству настоятельницы Успенского женского монастыря в Александрове монахиня Антония была переведена ей в помощь по восстановлению Александровской Успенской обители, откуда и прибыла во Владимир для создания новой монашеской общины.

 

Интерьер Успенского собора обители


Интерьер Успенского собора обители. Фото 2007 года.

Княгинин монастырь постепенно возрождался к новой жизни. Первые насельницы становились послушницами, инокинями, навыкали послушанию, молитве, обучались монашескому жительству. Отрадно было совершение первого, после 73-летнего перерыва, мантийного монашеского пострига. Вновь под сводами собора зазвучали столь любимое всеми монашествующими песнопение «Объятия Отча...» и слова монашеских обетов из уст воспитанной в монастыре инокини.

Жизнь в обители идет своим чередом. Пусть подчас тяжелы уроки в школе спасения, но есть и отрадные минуты совместного труда, молитвы, праздников. Несомненны помощь Божия и Покров Царицы Небесной, молитвенная помощь Небесных покровителей обители и ее почивших сестер.

Главное место в иноческой жизни занимает, конечно, храм. Богослужения совершаются по полному церковному кругу. Перед чудотворной Боголюбской иконой Божией Матери и мощами мученика Авраамия читаются акафисты. Совершается чтение Неусыпаемой псалтири.

 

Собор Владимирских святых


Фрески алтарной апсиды Успенского собора. XVII век. Фото конца XX века.

Сестры с любовью и тщанием украшают храм, особенно в Богородичные праздники. Облачения для святого престола и жертвенника, для священнослужителей и для других нужд храма шьют сами сестры. Возрождается искусство церковной вышивки, которой так славилась обитель до революции. Сестры вышивают покровцы, иконы, детали к Плащаницам Спасителя и Божией Матери.

В 2007 году в монастыре открылась иконописная мастерская.

Неленостно трудятся сестры над реставрацией храмов и других зданий на территории монастыря.

Пастырское послушание в обители несут три священника. Старейший из них - митрофорный протоиерей Владимир Ведерников, настоятель Успенского собора и всех храмов обители. На протяжении многих лет он несет послушание епархиального духовника, является в ней старейшим клириком: в 2007 году исполнилось 50 лет его пастырского служения и 75 лет со дня рождения. В служении он является образцом благоговейного, трепетного, молитвенного предстояния пред престолом Божиим.

Духовником монастыря является священник Валерий Дубовик. Его священническая хиротония была совершена в Успенском соборе, в мае 1997 года, в день памяти мученика Авраамия - Небесного покровителя обители. С 2002 года по благословению владыки Евлогия он является и заведующим Епархиальной регентской школы при монастыре.

 

Икона «Страшный суд»


Икона «Страшный суд».

Многие годы служит в монастырских храмах и священник Михаил Морычев, с 2003 года он заведует детским приютом, устроенном при монастыре.

В 2007 году исполнилось десять лет Владимирской епархиальной регентской школе при Княгинином монастыре. За эти годы школа выпустила более семидесяти регентов и псаломщиц. Многие из выпускниц несут послушания на приходах Владимирской и других епархий Русской Православной Церкви. Восемь из них остались в монастыре. Сейчас в школе обучается около сорока учениц. Они не только изучают богословские и музыкальные дисциплины, но и поют на клиросе за монастырскими богослужениями, несут трудовые послушания в монастыре.

В июне 2000 года обитель торжественно праздновала свое 800-летие. Торжества возглавлял Высокопреосвященнейший Евлогий, архиепископ Владимирский и Суздальский. Гостями праздника были архиепископ Ярославский Михей и викарный епископ Тульской епархии Кирилл, наместник Свято-Данилова монастыря в Москве архимандрит Алексий (Поликарпов) и настоятель Афонского подворья в Москве игумен Никон (Смирнов).

К 800-летию обители составлено житие, написана икона, тропарь, кондак и стихиры благоверной княгине Марии.

В 2003 году праздновалось десятилетие возобновления монашеской жизни в стенах Успенского Княгинина монастыря. За праздничной Литургией правящим архиереем владыкой Евлогием матушка игумения Антония была награждена наперсным крестом с украшениями.

После Литургии владыка Евлогий возглавил торжества, на которых присутствовали глава Администрации области, мэр г. Владимира, попечители и гости обители. С докладами по истории Княгинина монастыря выступили директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника А.И. Аксенова и настоятельница обители игумения Антония. Праздничные духовные песнопения исполнили учащиеся Регентской школы и девочки из монастырского приюта.

В 2006 году в обители праздновалось 800-летие со дня кончины великой княгини Марии Шварновны. В Епархиальной библиотеке состоялись Чтения, посвященные истории Свято-Успенского Княгинина монастыря и Владимирской земли. Игумения Антония рассказала о житии основательницы монастыря великой княгини Марии. Сестры обители с ученицами регентской школы и детьми монастырского приюта представили литературно-музыкальную композицию.

В заключение со словами поздравления и назидания к присутствовавшим обратился владыка Евлогий.

3 ноября 2007 года в нашей обители состоялось освящение второго храма и его центрального придела в честь Казанской иконы Божией Матери. На праздничном богослужении присутствовали гости из администрации города и благодетели обители. Перед началом Литургии владыка Евлогий наградил благотворителей, участвующих в восстановлении храма, архиерейскими грамотами. На следующий день, 4 ноября, в престольный праздник, во вновь освященном храме Казанской иконы Божией Матери впервые после многих лет запустения была торжественно отслужена Божественная литургия.

Историческая справка о Казанском храме Свято – Успенского Княгинина монастыря.
История Казанского храма берет начало с придела во имя святителя Иоанна Златоуста, который впервые упоминается в монастырской описи 1665 года как храм; более ранних сведений о нем нет. В то время был только один престол (теперь северный придел), и в том же здании была трапеза,

В 1747 году, на средства проживавшей в монастыре вдовы прапорщика Феклы Андреевны Пашковой, в монастыре была построена церковь в два этажа - в честь Казанской иконы Божией Матери и святого царевича Димитрия. Но не прошло и пятидесяти лет, как церковь за ветхостью была разобрана, а кирпич ее употреблен на устройство монастырской ограды (1788 г.).

В 1789 году, по ходатайству игумений монастыря, к храму святителя Иоанна Златоуста был пристроен придел в честь Казанской иконы Божией Матери. А спустя 60 лет к храму был еще пристроен южный придел и освящен во имя святого мученика Авраамия Болгарского. В 1916 году в приделе была устроена рака с гранитной сенью (частично сохранившейся до сего дня), где почивали его мощи.

 

Интерьер Казанского храма


Интерьер Казанского храма. Современный вид.

Так храм получил правильное архитектурное строение трех приделов (северный - святителя Иоанна Златоуста, южный - мученика Авраамия Болгарского, и центральный - Казанской иконы Божией Матери), и в таком облике сохранился до наших дней. После революции в нем размещался городской архив, а с возобновлением монашеской жизни в обители храм был передан монастырю.

http://www.vidania.ru/bookknyaginin4.html

 

Серия сообщений "монахи и монахини":
Часть 1 - Монахиня Адриана.
Часть 2 - Матушка Адриана.
...
Часть 9 - Официальный сайт книги архим. Тихона "Несвятые святые" и другие рассказы".
Часть 10 - Мария Скобцова.
Часть 11 - Свято-Успенский Княгинин женский монастырь. Крестный путь обители.
Часть 12 - Митрополит МАНУИЛ (Лемешевский).
Часть 13 - Иеромонах Роман.
Часть 14 - Иеромонах Роман.
Часть 15 - Мичуринская старица схимонахиня Серафима (Белоусова).
Часть 16 - Жизнь и подвиг Мичуринской старицы схимонахини Серафимы (Белоусовой).

Рубрики:  Православие/храмы соборы монастыри
Православие/иконы
Метки: