-Метки

:) апокалиптическое архимандрит андрей конанос афон афонские старцы бог болезни вера воспитание вышивка вышивка бисером вышивка гладью вяз игрушки вяз сумки вяз цветы листья вязание вязание крючком вязание спицами грех дети детское вязание для женщин добродетели домашнее хозяйство духовная борьба духовная жизнь духовное возрастание духовное воспитание духовное очищение жаккард жизнь заготовки зверюшки здоровье игрушки игумен нектарий морозов из бумаги картона интересное интерьер история история россии корчевников борис кошки куклы кулинария лествица лирика любовь любовь божия милосердие митрополит антоний сурожский молитва монастыри монашество музыка новогоднее/рождественское отношения паисий святогорец пасхальное повседневная жизнь христианина покаяние полезное пост постные блюда похудение пресвятая богородица протоиерей андрей ткачев протоиерей игорь фомин размышления россия рукоделие рукодельное видео салфетки святые семья скорби смирение собаки современные духовные проблемы спасение стихи страдания стройные рецепты сумки тайна обретения веры узоры узоры крючком узоры спицами украшение одежды украшения украшения своими руками упражнения уход за собой филейки христос церковный календарь церковь чудеса шитые игрушки шитьё

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Оксана_Андрусенко

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.06.2009
Записей: 40354
Комментариев: 31725
Написано: 88863


О посте, скрипке и отбойном молотке.Валерий Духанин

Суббота, 19 Марта 2011 г. 11:00 + в цитатник

О посте, скрипке и отбойном молотке

 

 

 

Представьте, что с одной стороны от вас играет музыкант на скрипке, а с другой трудится рабочий с отбойным молотком. Разберете ли вы мелодию скрипки? Или увидите только движение смычка по струнам?

Мелодия скрипки – это то вдохновение, которое рождается в душе при мыслях о Боге, это те звуки духовного мира, которые пробуждают душу к чистой и целомудренной жизни, это те отблески райской красоты, наблюдаемые в природе, которые свидетельствуют о Небесном Отце. Отбойный молоток – шум внешнего мира и скрежет наших страстей, которые своим нестерпимым воем оглушают душу, на время лишают нас духовного слуха. Вся внешняя суета, спешка, впечатления, мирские удовольствия и собственная греховность не дают услышать в своей душе звуки духовной жизни, почувствовать райскую гармонию, вернуться к Небесному Отцу. 

Чтобы остановить отбойный молоток страстей и освободиться от шума ежедневной суеты, Церковь предлагает христианину пост – особое время, когда мы имеем возможность отвлечься от внешнего шума, попытаться преодолеть свои страсти, и в общении с Богом обрести гармонию личной жизни.

Иногда от людей, еще не воспринявших церковную жизнь, можно услышать, что они не постятся потому, что если они будут поститься, то этак «совсем дойдут» – упадет уровень гемоглобина в крови, голова будет кружиться, в теле появится слабость. То есть, сам пост они рассматривают с точки зрения его физиологической пользы. Понятно, что при таком подходе легко отыскиваются оправдания для отмены поста. Есть, конечно, и другие примеры, которые приводят батюшки. Это вполне реальные случаи, когда, допустим, человек страдал болезнью, исключающей пост, но все равно брал благословение, постился и в итоге становился абсолютно здоровым (подобный подвиг, конечно же, не для всех). Однако мы хотим сказать о другом. Пост – не диета и не временное уподобление вегетарианству. Пост – это, прежде всего, духовное делание, которому мы стараемся подчинить нашу душу и нашу плоть. Именно пост учит нас управлять своим естеством, господствовать над возникающими пожеланиями и через это достигать самой трудной победы – победы над самим собой.

Вспомним пример казаков из «Тараса Бульбы» Гоголя. Сечь, хотя и молилась в церкви и готова была защищать ее до последней капли крови, однако не хотела и слышать о посте и воздержании. В итоге, их внутренний дух оказался ослаблен, что выразилось в примере предательства и в конечном поражении казаков. А вот что говорил святитель Игнатий Брянчанинов: «Гордый человек! ты мечтаешь так много и так высоко о уме твоем, а он – в совершенной и непрерывной зависимости от желудка». Действительно, о чем будет думать человек, привыкший ублажать свое чрево, в минуту голода или скудного пропитания? Не научившись господствовать над своим телом, мы оказываемся в жалкой, рабской зависимости от него. Это относится не только к желудку, но и к половой сфере человека, в которой могут проявляться самые беспорядочные желания, и к нашему слуху и зрению, когда уже трудно отвлечься от бесконечных прослушиваний популярной музыки, просмотров сериалов и участия в компьютерных играх. Ведь пресыщение может быть не только едой, но и видеопродукцией, играми, бестолковым общением с приятелями, самым отдыхом. Может ли такая душа в самой себе обрести гармонию?

Пост – это время, когда мы получаем возможность достичь победы над своим естеством, упорядочить свою внутреннюю жизнь. Пост – это особый, более трезвенный, покаянный настрой души, воздержание от участия в мирских увеселениях, внимательное приготовление к исповеди, увеличение своего молитвенного правила. Как весеннее солнце, согревая землю, растапливает снег, так и пост согревает душу духовным теплом, убирая с нее лед грехов и пороков. Известны случаи, когда именно в пост некоторые люди смогли преодолеть свои дурные привычки, такие как курение, сквернословие, злоупотребление алкоголем. В богослужениях, молитвах, личных усилиях христианина погашается привязанность к чувственным удовольствиям, а сам он восходит к приобщению духовным истинам. Поэтому после терпеливо пройденного поприща поста, после регулярного присутствия на продолжительных богослужениях, после чистосердечной исповеди и частого участия в Таинствах душа испытывает облегчение, освобождение и утешение.

Постясь, христианин ограничивает себя в употреблении пищи животного происхождения, а также хранит меру в самом количестве еды. Зачем это нужно? Душа каждого из нас находится в тесной связи с телом, поэтому состояние тела напрямую влияет на состояние души. И если в Раю у человека душа господствовала над плотью, то теперь у нас плоть господствует над душой. Значит, надо научиться покорять плоть душе. «Когда царь собирается взять неприятельский город, – пояснял преподобный Иоанн Колов, – он прежде всего пресекает подвоз в него съестных припасов. Тогда граждане, будучи утеснены голодом, покоряются царю. То же бывает и с плотскими вожделениями: если человек будет проводить жизнь в посте и голоде, то беспорядочные желания изнемогут». С древности известно, что каждый вид пития и пищи имеет свое воздействие на организм. Пища способна не только поддерживать нашу деятельность, но и препятствовать ей. Все мы знаем блюда и напитки, которые услаждают и разгорячают, расслабляют и утяжеляют организм. Когда желудок пресыщен, ум становится ленив, сердце грубеет, разве способен в таком состоянии человек чисто и искренно молиться Богу?

Пресыщение влечет за собой в душу ожесточение, напыщенность, разные страстные пожелания. А пост смиряет душу. Ведь доставляемое постом чувство голода избавляет человека от самодовольства и самомнения, открывает человеку его немощь, заставляет чаще вспоминать про Бога. Молитва постящегося делается особенно сильной, произносится не поверхностно, а из самой души, из глубины сердца, направляет, возносит его к Богу. Продукты растительные оказывают более легкое действие на организм и не провоцируют в естестве движение низких, грубых страстей. Если выразиться образно, легкое судно скоро переплывет море, а обремененное лишним грузом затонет в морской пучине.

Вместе с тем, пост – не только телесное воздержание. Святитель Иоанн Златоуст призывал: «Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела. Пусть постятся руки, пребывая чистыми от хищения и любостяжания. Пусть постятся ноги, перестав ходить на противозаконные дела. Пусть постятся глаза – зрение есть пища очей. Всего нелепее было бы воздерживаться от пищи, а глазами пожирать то, что запрещено. Ты не ешь мяса? Не пожирай же глазами своими сладострастия. Пусть постится слух; а пост слуха в том, чтобы не внимать злословию и клевете. Пусть и язык постится от сквернословия и ругательства, ибо что пользы, если мы от птиц и рыб воздерживаемся, а братьев наших угрызаем и съедаем. Злословящий пожирает тело брата, угрызает плоть ближнего». И если говорить наиболее точно, пост есть воздержание от всего, что мешает нам быть с Богом и приземляет наши духовно-нравственные стремления. Именно такой пост возводит естество человека к райской гармонии, при которой все чувства и желания тела находятся в полном повиновении душе.

Тело человека можно сравнить с музыкальным инструментом, а душу с музыкантом, который должен умело обращаться со своим инструментом. Если музыкальный инструмент поврежден или его струны расстроены, музыкант не сможет достичь гармоничной мелодии. Но и если сам музыкант не достаточно обучен, успеха у него тем более не будет. Христианский пост есть воспитание души, обучение ее духовным навыкам, а также – врачевание тела от греховных страстей, дабы естество человека могло служить Богу гармоничной духовной жизнью.

Для того нам и дан пост, чтобы уподобить свою душу дивной скрипке, издающей прекрасную мелодию духовной жизни, а не превращаться в отбойный молоток, все время тупо грохочущий, вгрызаясь в пропитанный выхлопными газами асфальт. Дай Бог всем нам употребить время поста на преодоление в себе тех немощей, грехов и слабостей, которые более всего препятствуют нашей духовной жизни, и обрести ту райскую гармонию, при которой все чувства и желания тела находятся в полном повиновении душе.

 


 

 

http://www.pravoslavie.ru/put/45267.htm

 

Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку