Цитата сообщения -ЛизКа
"Зачем ходить в церковь, если Бог у меня в Душе?"...

...Последнее время все чаще натыкаюсь на подобное мнение, причем оное произносят люди, отождествляющие себя скорее с православной верой, нежели с какой-то другой.
Так как мнение сие выражается в весьма расхожей, не видоизменяющейся фразе: "для общения с Богом мне не нужны никакие посредники", то начинает казаться, что эти слова людям потихонечку кто-то внушает.
Ясно, что православная церковь подобное утверждать не станет. Стало быть, фразочка сея просочилась из вне.
Поэтому весьма удивительно, что некоторые православные люди в этом вопросе поддерживают не церковь, а это чуждое и постороннее суждение.
Что ж, раз это явление имеет место быть, то одними удивлениями тут не обойдешься. Попробую, приведя различные статьи, сие утверждение развенчать, дабы в следующий раз не объяснять каждому по отдельности, а сразу давать ссылку на сей пост...
Строго не судить - "музыканты играют, как умеют" (с) =)))
Правы ли те, кто утверждает, что Бог уже находится в их Душе и Церковь им не нужна?
Состояние, когда Бог находится в Душе человеческой - это, несомненно, высший идеал духовной жизни. Этого для нас желал еще апостол Павел: "Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!" (гал. 4,19); "да даст вам /.../ крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши" (Еф. 3,16-17).
Если бы пустынник сказал, что он приучил себя к непрестанной внутренней молитве, и потому отдаленность храма, который он посещает лишь изредка, для него не чувствительна - в таких устах лова тоже были бы оправданны.
Но когда мы слышим такие слова от обывателей... Тогда у нас есть полное право поинтересоваться: в результате каких же именно духовных подвигов вы достигли такого успеха?
Бог у вас в душе? Поясните, каким же был путь вашей молитвы? Как часто вы читаете молитву Господню?...
Как именно вы переживаете присутствие Бога в вашей душе? Какие плоды даров Духа вы в себе ощущаете? Вот вам подсказка: "Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал. 5, 22-23).
Есть в вас эти чувства? Нет, не свойства характера, а дары. Дар - это то, чего в нас прежде не было, но при духовном рождении вошло в нашу жизнь, обновило ее. Не помните вы такого обновления?
Вы можете отличить в вашем душевном опыте: вот это - "присутствие Бога", а вот это - проявление обычных человеческих качеств: ощущение гармонии, совестное чувство, человеческая приязнь?.. Не можете?
Значит, вы не заметили того момента, когда Бог, Творец вселенной, вошел в вашу жизнь и в ващу душу?
Разве можно такое не заметить? Так, может, Он и не входил?
Так, может, вы спутали - и отождествили веру в Бога с присутствием Самого Бога?
Впрочем, подождите, а вера-то в вас есть?...
Вера ведь не просто пассивное согласие: "Ну ладно, я согласна, что Что-то там такое есть..."
Вера - это стремление к тому, чтобы оказалось правдой то, что решилась полюбить душа...
Вера – это действие. Это стремление к тому, что уже предчувствуется, но еще не стало очевидностью. Стремление к тому, что уже прикоснулось к нашей жизни, бросило в нее свой отблеск, но еще не вошло в нее всецело...
Вера – это желание нового опыта.
Но те, кто говорит: "У меня моя вера, и она в душе", – часто произносят это с такими тусклыми глазами, что бывает трудно поверить, будто они хотя бы когда-то испытывали стремление к Богу.
Нельзя любить, не проявляя своей любви, не делая хоть каких-то движений к любимому человеку. Также нельзя верить, никак не проявляя своей веры во внешних действиях.
Если человек утверждает, что он любит кого-то, но ничего не делает во имя своей любви: не ищет встреч, ничего не дарит, не уделяет времени для общения, ничем не жертвует, – значит, он просто хвастается перед своими уже влюбленными друзьями: "Мол, и я ничем не хуже, и у меня уже есть возлюбленная!"
Поэтому человеку, утверждающему, что Бог у него в душе, стоит спросить себя, что он сделал, чтобы очистить свою душу для столь дивного Посещения. Как и каким именем он позвал Его? Как он хранит Его в себе? Что изменилось в нем от этой Встречи? Полюбил ли он Того, Кого встретил? И что он делает ради этой любви?
Если эти вопросы вызывают у вас недоумение – так хотя бы не надо считать себя превзошедшим тех, кто хоть что-то делает для того, чтобы пребывать с Богом! Не презирайте идущих, даже если те спотыкаются! Диакон А.Кураев
Сама по себе фраза "Зачем ходить в церковь, если Бог у меня в Душе?" равнозначна тому, что спросить: "Зачем ходить в больницу, может сам вылечусь?" =)
"- Можно ли считать христианином человека, не посещающего церковь?
- Можно, конечно. Как может называться филантропом, человек, который любит все человечество, но не сделал ни одного доброго дела." Протоиерей Александр Мень
Что такое Церковь?
Господь сошел с небеснаго престола, пришел на землю, чтобы открыть для нас путь в Царство Небесное. И этот путь проходит через Церковь, Которая есть Тело Христово(Кол.1:24).
"Церковь – не административный институт и даже не просто собрание единоверцев. Это двухтысячелетняя духовная традиция, построенная на реальном опыте духовно-нравственной жизни." Отец Дмитрий (Сысоев).
"Церковь – это собрание людей, которые расслышали, что их зовут. Хотя Господь обращается ко всем людям, но не все слышат." Диакон А.Кураев.
Как без школы не научится правильно писать и считать, без учебы в институте не получить образования, так и без Церкви нельзя научится вере.
В Церкви совершаются все таинства, здесь Господь - наш Отец и Учитель - принимает общую молитву и покаяние каждого. Начиная с таинства Крещения, человек здесь проходит всей жизнью и отправляется в вечность. Церковь - это школа, которая готовит граждан для Неба.
"Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец" – из глубокой древности учит св. Киприан Карфагенский.
Да, Господь - Творец всех людей. Действительно, Он хочет быть Отцом всех, но правда и то, что неверующие Его своим Отцом не считают. Если бы каждый человек без каких-либо нравственных ограничений мог назваться сыном Божиим, почему же тогда Господь сказал: "Блаженны миротворцы, ибо сынами Божиими нарекутся" (Ср.: Мф. 5, 9)? А в Евангелии от Иоанна сказано: "Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими" (Ин. 1, 11–12). А тем, которые не приняли, отцовство Его было не нужно. В притче о блудном сыне повествуется о том, как человек, потеряв право быть сыном Божиим, покаянием может вернуть себе сыновнее достоинство. Апостол Павел говорит: "когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!". Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа" (Гал. 4, 4–7). Из сказанного ясно, что поскольку сыновство приобретается в крещении, покаянии и во всем, что преподает и чему учит Церковь Божия, то "кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец". Такому Бог – Создатель, Господин и Судья, а не Отец; Он тем Отец, которые пожелают быть Его – в Господе нашем Иисусе Христе. Святитель Николай Сербский.
Против Бога те, кто поверит наговорам на Его Единую Святую Соборную и Апостольскую Православную церковь.
Бывает, что некоторые люди утверждают, что храмы - это выдумки попов для их наживы. Это весьма неразумная фраза. Тогда печи - вывдумки пекарей, гостиницы - их хозяев, вода же - изобретение дельцов для добывания денег.
Но если бы не было у нас необходимости в еде, питье, сне, то не пользовались бы мы пекарнями, колодцами и гостиницами. Если бы не было у нас необходимости ходить в храм, не строили бы люди церквей. Для удовлетворения нашей первой потребности и служат церкви. Архимандрит Харлампий Василопулос
Христос сказал: "Я - Лоза, а вы - рождие. Если пребудете на Мне, то мног плод принесете, а если не пребудете, то не принесете никакого плода" (Ин. 15,5). Ветви, отломившиеся от Единой Лозы, - засыхают, их отсекают и в вечный огонь бросают.
Сказал Христос: "Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее." (Мф. 16, 18) - бескровная жертва Тела и Крови Господних не прекратится до самого второго Его Пришествия. Протоиерей Анатолий Правдолюбов.
Церковь выросла из Литургии. В первые годы после Воскресения Христова, когда еще не было написано ни одно Евангелие, не был сформулирован ни один догмат, ни одно дисциплинарное правило, Литургия уже существовала и именно она объединяла последователей Христа в Церковь - Его мистическое тело.
Наша вера называется "православной", что значит правильно славящая Бога. Правильность эта бережно охраняется от чужеродных влияний, от попыток примешать к Истине хотя бы капельку лжи. Твердое стояние в нашей вере досталось нам от предков, а они-то знали, что значит благодарить Бога, потому что сами ели от этих плодов и потомкам завещали.
Чтить надо пастырей Христовых. Про это сказано так в Писании: "Повинуйтеся наставникам вашим и покаряйтеся, ибо они бодрствуют о ваших душах, яко слово воздати хотяще (им хочется преподать вам слово Божие, на что они и посланы, они любят вас, желая каждому из вас спастись)." Протоиерей Анатолий Правдолюбов.
"Как врачи медицинские, так и врачи духовные не одинаково поступают. Одни больному все позволяют и пить и есть, а другие велят строгую диету наблюдать; так и духовники: одни все прощают и разрешают, а другие за все истязуют и связуют, а цель у всех одна, чтоб исцелить." Преподобный Антоний Оптинский
Есть и такие, кто не ходит в церковь, потому что им не нравятся священники, чтецы, прихожане и др. Но для чего ты приходишь в церковь? Чтобы на людей посмотреть или Богу помолиться? Хороши или плохи другие – это не твое дело. Твоя задача видеть собственные грехи, чтобы получить прощение от Бога.
А священников, плохие они или хорошие, будет Судить Бог. Но даже если они и плохи, они – слуги Божий и совершители Таинств. Они поставлены Богом, чтобы подавать прощение, освящение и благословение. Если царь призывает тебя в чертоги, чтобы дать то, что ты хочешь, откажешься ли ты прийти только потому, что распорядитель дворца недостаточно хорош? Ты ходишь, любезнейший, не ради священника и не ради дьячка, а ради Христа, чтобы получить то, что даст тебе Бог через священника. Роза, держит ли ее рука невинного ребенка или преступная рука убийцы, источает тот же аромат. И благодать, которая преподается тебе добродетельным священником или недостойным, исходит прямо от Христа, Который и есть наш Тайноводитель. Архимандрит Харлампий Василопулос
Почему людям надо ходить в храм?
"...шесть дней делай, и сотвори в них вся дела твоя. День же седьмой - Господу Богу твоему" (Исх. 20, 8-10)
День воскресный - еженедельное воспоминание нам о Пасхе, маленькая Пасха. Его нужно, по заповеди, Господу Богу отдать, то есть провести весь день в благоговении, в делах Божиих.
Заповедая святить день седьмый, Бог не сказал: делай свои дела, а Мне отдай шесть. И не сказал также: раздели неделю пополам, полнедели тебе, полнедели Мне. Господь знает наши затруднения земные, нашу немощь и те тернии, которые, хоть и по нашим грехам, а все-таки растут и делают труды наши тяжкими. И по милосердию Своему отдал нам шесть дней и только седьмой велит посвятить Ему. Протоиерей Анатолий Правдолюбов
Богу не нужны жертвы от нас - Он сам Себя принес людям в жертву.
Люди должны научиться хотя бы часть своей жизни, своего имущества и своего времени уметь оставлять от себя и предлагать пред лице Господне. Не потому, что Богу нужна эта уделенная Ему часть. А потому, что люди тем самым учатся жертвенной любви.
Из чего состоят молитвы многих? Из одного простого слова: "Дай!". Если и молятся, то чаще всего просят что-то, чуть ли не требуют. А самим лень и небольшую часть времени уделить Господу... Почему многие не умеют и не хотят быть Ему благодарными?
"Должно о всем благодарить Господа, праведно налагающего на нас труды к терпению, которое для нас выгоднее утешения, возвышающего душу." Преп. Моисей Оптинский
А минимальная благодарность Богу - это уделение части своего времени хотя бы на молитвы утром и вечером и воскресное посещение церкви.
"В воскресенье – церковь. На службе боишься ослушаться начальника своего. А Бога не боишься? Если пропустишь работу, потеряешь дневной заработок. Не подумал, что ты теряешь, удаляясь от церкви и от Бога?" Архимандрит Харлампий Василопулос
Церковь для Бога. Мы ходим туда, чтобы поклониться Ему.
Когда люди приходят в храм, то они становятся соучастниками общественной молитвы, когда
все собравшиеся "единым усты" и "единым сердцем" славят Бога и умоляют его о снабжении всем необходимым - небесным и земным. /.../ Конечно, нужно и дома молится, но это всяко не лучше, чем молитва общественная в храме, про которую Христос сказал: "Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18, 20). Кто-то из старцев говорил: "Одно лишь церковное "Господи помилуй" сильнее и дороже Богу, чем тысячи твоих домашних молитв и поклонов." Протоиерей Анатолий Правдолюбов
"О церковной молитве знайте, что она выше домашней молитвы, ибо оная возносится от целого собора людей, в числе коих, может, много есть чистейших молитв, от смиренных сердец к Богу приносимых, кои Он приемлет, яко кадило благовонное, с коими и наши, хотя немощные и ничтожные, приемлются." Преподобный Макарий Оптинский
Зачем людям надо ходить в храм?
Что-то сделать там для Бога? Но "Он ничего не просит у тебя - Он ни в чем не нуждается." (Слово Мелитона Философа пред Антонином Кесарем).
Что ж, можно послушать проповедь по радио. Можно молиться и вне храма, когда и где угодно. Передать поминальную записку можно через знакомого, а свечу зажечь дома в красном углу.
Лишь на десятую или сотую часть религия состоит из того, что в нее вносят люди. Главное в религии - то, что привносит в нее Бог. Главное не то, что люди делают ради Бога, но то, что Бог делает ради людей.
Христиане - не хозяева своей Церкви и своей веры. Уже об апостолах сказано: "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал". Христиане не владеют никакой истиной. Если бы мы были гностиками или оккультистами, которые своими усилиями и своей аскезой создают свои космогонические системы, мы могли бы сказать о себе, что мы нашли знание и мы овладели им. Но в том-то и дело, что не мы нашли - мы были найдены. Истина вторглась в жизнь апостолов и сказала: не идите против рожна (Деян. 9, 5). Верующий человек не "владеет истиной" - он служит Ей. Диакон А.Кураев
Главное в религии не то, что люди приносят в храм, а то, что они износят из храма.
То, что мы можем принести Богу, мы можем принести Ему в любом месте. Все, что есть в мире, и так принадлежит Ему.
Но есть такая частичка бытия, в которой Бог позволил царствовать не Себе, а другому. Это моя душа.
И от нас зависит, на службу чему мы поставим свою свободу, дарованную нам Богом. Будем ли мы служить Богу или себе самим и своим прихотям и похотям.
Но в религии есть не только то, что мы даем. Важнее то, что мы получаем. Важно не то, зачем мы ищем Бога. Важнее то, зачем Он ищет нас.
"Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии и Я успокою вас... найдете покой душам вашим" (Мф. 11, 28-29).
Итак, Бог зовет нас к себе, не для того, чтобы забрать что-то у нас, но для того, чтобы что-то вручить нам. Это то, чего нет в наших домах. Диакон А.Кураев
Что же это?
Конечно же Таинства - спасительная "живая вода" - благодать Христова, исповедь, Святое Причастие.
А что сказал Иисус Христос о Своем Святом Причастии? "Кто не ест Плоти Сына Человеческого и не пьет Его Крови, тот не будет иметь в себе жизни. Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь - во Мне пребывает и Аз в нем, и Аз воскрешу его в последний день" (Ин. 6, 53, 54)
Креститься самим в ванной у вас, конечное дело, не выйдет =) Так же, как и освятить батон хлеба и вино в домашних условиях и своими силами вы не сможете.
В Священном Писании сказано "Кто не родится водою и Духом, не может войти в Царствие Небесное". Крещение – есть таинство, в котором человек умирает, для жизни плотской, греховной, и рождается для жизни вечной, духовной. Крещение необходимо, некрещеных ожидает вечная мука.
В Причастии мы приобщаемся Пасхальной, Воскресшей плоти Христа. Это "иного бытия начало". Частицы нового космоса, того космоса, в котором уже нет отравы смерти, в котором побеждена энтропия и смертный распад, вторгаются в нас - чтобы ослабить давление плоти греха на нашу личностную свободу. Через причастие мы вновь оказываемся в состоянии как бы Эдема: прошлое греха не давит на нашу личностную волю, и мы в состоянии свободы делаем свой выбор, не испытывая чрезмерного давления греховного собственного прошлого и привычек нашей природы, искривленной грехом.
Путь исцеления состоит в том, что Христос в Себе, в Своей Божественной Личности исцелил воспринятую Им человеческую природу и ее, уже исцеленную, подает нам в Причастии, чтобы чрез исцеление природы исцелить личность каждого из нас. "Итак, чтобы не любовью только, но и самим делом сделаться членами плоти Христовой, мы должны соединиться с этой плотью... Кто отдал вам Своего сына здесь, Тот тем более сделает для вас там - в будущем.
"Я восхотел быть вашим братом; Я ради вас приобщился плоти и крови, и эту плоть и кровь, через которые Я сделался сокровным с вами, Я опять преподаю вам"(св. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна, 46). Бог взял нашу плоть, чтобы вернуть ее нам исцеленною и пропитанною Духом Жизни, бессмертием.
Там, где эта новая человеческая природа живет - там Тело Христа, там Церковь. Именно бытие Церкви как Тела Христова Павел называет "тайной, сокрытой от веков и родов, ныне же открытой святым его", тайной - "которая есть Христос в вас" (Колос. 1, 26 - 27). Диакон А.Кураев
Поскольку Причастие - дар Христов нам, то мы сами не можем его изготовить. А потому стоит пойти туда, где Христос дает Свое, не требуя нашего.
Храм – это стены, выстроенные вокруг Таинства Причастия. Нам дано право стать соучастниками Тайной Вечери.
Каждый из нас имеет возможность стать "причастником Божеского естества".
Нам дана возможность прикоснуться к той Энергии, которую не в силах выработать ни одна электростанция в мире.
Те, кто говорят, что им храмы и посредники не нужны, вряд ли считают авторитетным для себя слово Евангелия.
Храм - то место, где человека находит Бог.
Нам же просто надо пойти и встать в то место, где Бог ближе всего подходит к людям, туда, где Он самые небывалые Дары раздает людям.
Если Чашу с Причастием Христос подает нам через Царские врата храма, стоит ли отворачивать нос и твердить: "Бог у меня и так в душе"?
Христос сказал, где Он нас ждет и что желает нам дать. Он, Вечный, желает с нами встретиться и соединиться в этой жизни, чтобы в будущей, вечной нашей жизни мы не стали непоправимо одинокими.
Те, кто говорит, что им не нужны посредники в их отношениях с Богом, не понимают, что в храме их ждет тот Посредник, вместо них принес жертву и освободил людей от необходимости что-то разрушать в мире.
Неужели же так невыносимо трудно раскрыть свои руки для того, чтобы в них можно было вложить Дары? Диакон А.Кураев
Пы.Сы...
Проблемы и сомнения...
Кроме того, существует много различных вещей, которые люди ставят себе в оправдание того, что они не ходят в церковь...
Сложно молиться, когда вокруг много людей? Возможна ли "индивидуальная церковь"?
Да.
Каждый человек - это индивидуальная церковь; трудно тебе, встань в уголке храма, затвори двери своей души и никого, кроме Господа, не впускай, ни на кого внимания не обращай, помни, ты пришел к Богу, а не к людям...
"Посещайте чаще храм Божий. Хорошо встать в каком-нибудь темном уголке, помолиться и поплакать от души. И утешит Господь, непременно утешит. И скажешь: "Господи, а я-то думал, что и выхода нет из моего тяжелого положения, но Ты, Господи, помог мне!" Преподобный Варсонофий Оптинский
Не понятен церковно-славянский язык?
Поверьте, это только поначалу! Потом, со временем, смысл молитв будет раскрываться. Где-то вы поймете его интуитивно, где-то отыщете объяснение. И увидите, какой это красивый язык... Мы же не просим переписать классику или научную литературу на современный пАдонкАвско-смс-очный язык. "Одни слова - для кухонь, другие - для улиц", пел Бутусов. Вот так и тут =)
И еще раз прошу: не впускайте в себя соблазн - это может быть, и скорее всего, есть сеть, расставленная на душу вашу лукавым. Так, например, многие "новоначальные" соблазняются непонятностью для них церковно-славянского языка.
Но почему же тогда, пожив несколько лет церковной жизнью, те же люди, как правило, становятся убежденными защитниками сохранения этого богослужебного языка? Да потому, что со временем открывается то, что не видно с первого взгляда, - чудная красота и духовная насыщенность этого чистого, созданного Святыми отцами духоносного языка.
Ну а что вы пока не все понимаете из церковных молитв - не скорбите; "Ты не понимаешь, зато бесы все понимают", - говорил преподобный Амвросий Оптинский. Душа способна "впитывать" благодать богослужения и молитвы и без участия в этом разума (поэтому, кстати, так важно верующим родителям читать вслух молитвы при своих младенцах и приносить их в Церковь на службы). Ну, а время придет, проявите терпение и настойчивость на пути к Богу - и все станет на свои места, и засияет бесконечной глубиной и красотой премудрость православного богослужения. Священник М.Шполянский
Боитесь шипения старушек и осуждения, если вы что-то сделаете не так?
Первое - ничего не бойтесь и не смущайтесь. Ваше незнание церковных обрядов не является препятствием в ваших отношениях с Богом. Он Сам видит, зачем и как вы к Нему пришли, и, несомненно, принимает вашу безыскусную молитву. Даже если вы поначалу что-то сделаете "не как положено", если вам сделают замечание или даже обругают, - не смущайтесь, знайте, что это попущено Господом, чтобы проверить вашу веру и смирение: пришли ли вы к Богу или пришли себя показать. Отсюда вытекает и второе: имейте терпение, не торопите события духовной жизни по принципу "все или ничего"; все придет, но только со временем... "терпением вашим спасайте души ваши", - сказал Господь (Лк. 21,19). Третье - имейте доверие к Богу, к святым отцам, к 2000-летнему опыту Церкви Христовой, спасающей и спасшей уже миллионы душ. Без доверия нет веры. Не соблазняйтесь вам непонятным, неубедительным и, возможно даже, неприятным - не судите сходу, вручите суд весь Богу, а сами откройте свое сердце тому, что вам уже сейчас близко, и примите в себя этот дар Божий. Об остальном говорите себе: "Если мне это сейчас непонятно, значит, мне это пока не нужно". Священник М.Шполянский
Словом, все неприятные эмоции от замечаний проистекают чаще всего от гордыни (которая является грехом) - вот, мол, как этот так, почему меня поправляют, я и сам все знаю. Лучшее средство от шипения - дать понять, что вы новичок, ничегошеньки не разумеете и будете рады всем объяснениям. Упрекающий сразу смягчится (ведь и осуждение - грех, это ли не знать церковным людям!) и постарается вам что-то рассказать-показать. Проверено на себе =)
Но тут тоже надо фильтровать советы. Старушки хоть и подольше в церковь ходят, но полны всяческих суеверий. Но это уже отдельный вопрос...
Боитесь исповедоваться батюшке?
"Если кто искренно и от всей души ищет спасения, того Бог и приведет к истинному наставнику. Не беспокойтесь - свой своего всегда найдет." Преподобный Лев Оптинский
Батюшка - это не тот человек, который приставлен вас осудить, но тот свидетель, в присутствии которого вы исповедуетесь Самому Христу. Зачем же нужен батюшка? Для того, чтобы молиться о том, чобы Господь принял ваше покаяние и простил, для того, чтобы свидетельствовать Спасителю об искренности вашего покаяния. Батюшка стоит рядом с вами и переживает ваши грехи так, как будто это его собственные пригрешения. Вам страшно, вам тяжело, стыдно - а батюшка тот человек, который мысленно держит вас за руку, который сострадает вам.
"Многие ищут, как необходимого, духовника высокой жизни и, не находя такого, унывают, и потому редко, как бы нехотя, приходят на исповедь. Это большая ошибка. Надо веровать в самое Таинство исповеди, в его силу, а не в исполнителя Таинства. Необходимо лишь, чтобы духовник был православный и законный. Не надо спорить, что личные качества духовника много значат, но надо веровать и знать, что Господь, действующий во всяком Таинстве Своею благодатью, действует по Своему всемогуществу независимо от этих качеств." Преподобный Никон Оптинский
Священник - врач, к которому пришел человек с больной душой, желающий излечиться... И он чувствует радость от того, что еще один человек решил обрести духовное здоровье...
И не будет он вас осуждать. За что? Разве можно осуждать человека за то, что он искренне решил исправиться?
"Не удивительно падать, но постыдно и тяжко пребывать в грехе." Преподобный Амвросий Оптинский
И не бойтесь рассказывать обо всех своих грехах. Список грехов весьма стандартен, ничего нового уже придумать нельзя. И, поверьте, всё, что вы можете поведать батюшке, он уже слышал много раз от других людей, и ничего нового вы ему не откроете, ничем не удивите, какой бы великий и тяжкий грех не рассказали...
"Никогда не надо смущаться тяжестью своих грехов, ибо нет грехов не прощаемых, кроме не исповеданных, нераскаянных." Священник М.Шполянский
"Покаяние тогда истинно, когда после него все усиленно будешь стараться уже жить как должно, а без этого оно мало действительно, если каешься лишь бы проговорить о грехах, а жить по-старому." Преподобный Иосиф Оптинский
"Бояться срама при исповеди - тоже от гордости; обличив себя пред Богом при свидетеле, получают успокоение и прощение." Преподобный Макарий Оптинский
Обычный человек, услышав что-то неприятное о другом человеке, злое, страшное и т.д, скорей всего его осудит, тем более, если этот человек ему малознаком... Но не так поведет себя священник!
Священник никогда не соблазнится услышанным, исповедь даже самых тяжких и отвратительных грехов не вызовет у него дурного чувства к исповедующемуся: зрелище очищающейся души всегда вызывает чувство любви и радости. Нужно знать также, что священнослужители обязаны хранить тайну исповеди под страхом извержения из сана. Священник Михаил Шполянский
Да. И еще. Католикам, например, легче грешить - они исповедуются в темной кабинке, в пустоту (и не просыпается у них стыд перед человеком (священником), который для многих начинающих верующих является более тяжелым переживанием, нежели стыд перед Богом).
А мы - человеку. Переборов себя однажды, пойдешь на первую исповедь, расскажешь какой-нибудь страшный грех - и не захочется больше его повторять, чтоб снова не переживать тот стыд и страх на исповеди.
К вопросу о брезгливости. Причащение таинств Христовых у нас происходит одной ложкой. Почему я должен отвлекаться на такие мысли как: здоровый или больной человек причащается передо мной?
Это нехорошо, это невоспитанные мысли. Они спровоцированы тем же, кто спровоцировал Иуду. Двенадцать апостолов не из ложечки причащались, а вообще из одной и той же чаши пили. Представьте, что вы 13-й апостол, вошли на Тайную вечерю и говорите: "Ой, тут вот эти мужики грязные, провинциалы-галилеяне. Давно ли они мылись? Не болеют ли они чем-нибудь? Не буду я после них губами общей чаши касаться!". Литургия ведь и есть Тайная вечеря.
Ладно, не хотите по-богословски, скажу по-медицински. Я дьякон. После того, как все прихожане причастились, то, что осталось в чаше, должен выпить я. Потом должен вымыть чашу и даже эту воду я не могу вылить – опять должен выпить ее. С точки зрения гигиены вся зараза, которая есть в моем приходе, а значит, вся зараза, которая есть в Москве, – моя.
Могу вас уверить, что за 15 лет моего служения дьяконом я ни разу не болел инфекционными болезнями. А когда я был просто студентом в Университете и в семинарии, то каждую зиму с какой-нибудь гадостью – ОРЗ или грипп – дней десять валялся. В общем – во что веришь, то и получаешь. Диакон А.Кураев
Добавлю еще, что во время эпидемии чумы в Москве в восьмидесяте годы XVIII в., батюшки причащали умирающих от этой болезни. И после больного они обязаны были облизать ложечку, чтобы ни капли святых даров не было попрано. По всем земным законам они должны были заразиться. Но! Во время причастия Дух Святой сходит на хлеб и вино и они становятся Плотью и Кровью Христовой. Это - невидимое глазу Чудо. И никакие земные законы тут не действуют. Поэтому ни один священник, причащающий умирающих не заразился!
Может ли Церковь сказать, что под ее сводами не гнездятся пороки?
Всякий грех в Церкви не есть грех Церкви, но грех против Церкви . Желание видеть в жизни церковных людей лишь грехи понятно: оно порождается стремлением к психологической самозащите. Человеку свойственно защищать свое болото. Если признать для себя Православие, придется подгонять свою житуху под заповеди Христа. Обыватель ощущает угрозу со стороны Церкви: "Если я соглашусь с Евангелием, значит, нужно будет что-то менять в моей жизни!"...
Поскольку этого, ой, как не хочется – то человек и городит турусы на колесах, рисует для себя карикатуры на церковную жизнь. Диакон А.Кураев
Как Вы относитесь к тому, что Церковь активно занимается бизнесом?
Есть священники совершенно разных складов – более традиционные, для которых, кроме их прихода и службы, ничего нет. Но о таких сразу начинают говорить, что они не от мира сего и безнадежно отстали от жизни и современной цивилизации. С другой стороны, когда встречается священник, способный жить и работать в современном мире и обеспечивать финансовое выживание прихода, его сразу начинают обвинять в том, что он не батюшка, а бизнесмен. Ну, отчего буквально все превращается в повод для осуждения?
В общем – "пуля дырочку найдет".
Отец Андрей, насколько сложившийся в народе образ священника, разъезжающего на "Мерседесе" с сотовым телефоном соответствует действительности?
Ну что я могу сказать? Только одно: вашими бы устами да мед пить!
Конечно, было бы здорово, если бы у всех нас были дачи и “Мерседесы”. А на самом деле во все века слухи о богатстве священников были сильно преувеличены. Большинство священников – это сельские батюшки. И уровень их жизни – не выше крестьянского быта, то есть порой просто на грани нищеты. Так было и в XIX и в ХХ веках. И сейчас так же. Есть приходы, где у прихожан задерживают пенсии, зарплаты, так там денег не видят, и батюшкам яички и картошку носят.
А что касается городов, то там – да, действительно есть такой типаж – отнюдь не многочисленный, но, к сожалению, весьма заметный. Типаж новорусских священников. Это батюшки богатых прихожан, банкиров, предпринимателей. Они, соответственно, и дарят священнику машину, квартиру, и прочее. Бывает, что такой священник даже экономический интерес к своим прихожанам теряет. Так как у него и так все есть.
А бывает богатство от бескорыстия: священник просто когда-то по-доброму к кому-то отнесся, ну, например, не мог человек заплатить за освящение квартиры, или за крещение своего ребеночка, или за свое венчание – а священник не обиделся и не отказал. А потом колесо фортуны перевернулось и этот человек стал преуспевающим предпринимателем. И он вспоминает про то добро, которое он от священника получил. И возвращается к нему уже не с пустыми руками.
И наконец просто есть место для обыкновенного чуда. Вот у меня была такая история в Москве: выхожу из метро, иду к себе домой. На пути продовольственный рынок. Смотрю - у входа стоит женщина, и при ней коляска с двойняшками. Малышам по полгодика где-то. Но женщина не просит никакого подаяния, такое ощущение, что муж пошел на рынок за продуктами, а она просто малышей не стала в грязь завозить. Я прохожу, а сердце как-то кольнуло: "ведь трудно двоих малышей сразу поднимать. Какие нужны затраты, силы!". И уже прошел метров пятьдесят и думаю: "надо все же им чем-то помочь". Как раз день зарплаты в храме был – деньги в кармане были. Ну, опять думаю: "по 10 рублей им дать – мало. Уж хотя бы по сотне дам". Подошел, минутку поговорил... Запомнил, что одного из малышей Олег зовут. И что вы думаете? Вечером того же дня звонит мне человек совершенно незнакомый. Представляется Олегом, говорит: "Здравствуйте, я работаю в российском представительстве компании "Philips". Отец Андрей, я давно знаю ваши книги, ваши лекции. Я давно думал – чем бы вам помочь. Скажите, может я вам чего-нибудь завезу. Какую-нибудь технику нашей фирмы, подарю вам?" И в итоге более чем на 4 тысячи долларов привозит: компьютер, телевизор, видеокамеру.
Так что я теперь знаю курс рубля в банке Святого Духа. Если в наших обменных пунктах за 30 рублей один доллар дают, то у Господа – наоборот: один рубль, поданный в качестве милостыни, может вернуться как 30 долларов.
Это известная формула. Она есть еще в Псалтири. По-славянски она звучит "Милуяй нища, взаим дает Богови". – "Тот кто милует нищего, взаймы одалживает Богу". Поэтому не каждый раз, когда мы видим богатого священника, нужно заключать, что с его душой что-то не так.
Многие в миру вообще считают службу священника, особенно в Москве, доходным бизнесом...
Я бы не стал говорить в таком стиле обо всем духовенстве. Я знаю тысячи священников. Конечно, они разные.
Что касается иномарок, то это у московского духовенства. Но Москва вообще город иномарок. Священники всюду относятся к среднему классу. На селе священник в XIX веке жил как крестьянин-середняк. В Москве же XXI века иномарки доступны среднему классу москвичей, а, значит, и заметному числу священников. В моем храме из пяти священников машины есть у двух (старшего и младшего). Да, еще одному батюшке, что раньше служил именно у нас, человеку совершенно бескорыстному, прихожанин просто подарил иномарку за его доброе, любящее отношение к людям.
Главное – не знаки престижа, а отношение к ним. Пользуйся, но не прикипай. Вот буквально вчера один из священников нашего храма подходит ко мне и предлагает отдать те деньги, что он копил на покупку машины (у моей матери в тот день была тяжелая и дорогостоящая операция на сердце).
В общем – не надо в каждом человеке (в том числе и священнике), который выходит из машины, видеть негодяя.
Очень легко найти аргументы против "попа-в-мерседесе" – они понятны и ясны. Я преподаю курс миссиологии в семинарии. И недавно спросил своих студентов, как с миссионерской точки зрения смотрится священник на иномарке.
Они ответили, что нехорошо. Я же пояснил, что – по-разному. Да, большинство людей смущаются, видя священника, выходящего из дорогой машины. Но есть и такие люди, которые эту картинку возьмут себе на заметку с совершенно другим комментарием.
Ведь есть такие люди, что сторонятся Православия потому, что на наших прихожанах, по их мнению, лежит отпечаток маргинальности. И если такие люди увидят, что у батюшки современная машина, ноутбук, мобильный телефон, то кто-то сможет отсюда сделать вывод не осуждающий, а удивленный: оказывается, можно быть современным и социально преуспевающим и одновременно православным. Можно сочетать успех в жизни и веру. Такой человек еще не готов ради незнакомой ему веры жертвовать своим социальным статусом (уже имеющимся или только возмечтанным). Да и кто может принести такую жертву, если он еще не познал действия Христа в своем сердце? Но хотя бы не закрыть для себя возможность дальнейшего знакомства с миром Церкви – это уже важное решение.
"Священник-из-иномарки" снимает с сознания такого человека один барьерчик: оказывается, Церковь – не для "неудачников". А, значит, можно попробовать... Потом этот человек может сам выпустить из своих рук свое социальное или финансовое богатство. Но это будет уже его выбором, его решением, а не требованием Церкви. Для начала же сам вид современного священника снимет психологический барьер отторжения – и сможет состояться разговор по существу.
То есть Вы призвали ваших учеников пересесть на мерседесы?
Нет, я их призвал не торопиться с осуждением. Если Церковь открыта для всех – значит, в том числе и для социально успешных людей. Мы слишком привыкли к собственной маргинальности и забитости за годы советской власти. И эта привычка уже уродует нас самих. Вот рассказ еще об одном юноше. Он был классе в десятом, когда его мама привела его ко мне и сказала: "Я хочу, чтобы мой Алеша был православным христианином!". Ну, тут уместно вспомнить анекдот, который говорит, что разница между еврейской мамой и террористом состоит в том, что с террористом можно договориться... Алеша исполняет мамино настояние, встречается со мной, беседует. Умный парень, быстро все схватывает. Соглашается в теории, но не крестится. Поступает в университет, время от времени продолжаем видеться. Перемен в его религиозной жизни нет. Наконец, он совсем пропадает с моего горизонта на несколько лет. И вдруг звонит: "Отец Андрей, поздравьте меня. Я крестился!". Я, конечно, перемежаю поздравления с упреками: почему, мол, меня на крестины не позвал, я, наверно, тоже имею к этому какое-никакое отношение... - "Конечно, но, понимаете, я в Германии крестился!" - ????!!!
Тебе что, в Москве храмов было мало? – "Но я в Германии в аспирантуре учился. Конечно, была ностальгия по России. Нашел русский храм, стал туда ходить. И тут меня поразило различие прихожан и их лиц. Понимаете, в России мне было трудно стать на колени рядом с бабушками. Мне было трудно сказать "мы" вместе с ними. Уж больно усталыми и безнадежными были их лица. А здесь, в Германии, из кого стоят православные общины – это студенты, аспиранты, ученые, работающие по грантам, семьи российских бизнесменов, увезенные подальше от рэкета... В общем - социально успешные люди. И вот от них у меня не было чувства психологической отчужденности. Вместе с ними оказалось легко и перекреститься, и поклониться".
Не слишком ли богаты золоченые православные храмы на фоне бедности общей народной жизни?
А Вы не задавали подобного вопроса профессиональным спортсменам? Содержание одного профессионального клуба обходится городу много дороже, чем строительство нового храма. Бюджет хоккейного клуба ЦСКА в 2004 году составил 20 миллионов долларов. Раньше бояре гордились тем, кто какой монастырь поддерживает. Сегодняшние бояре содержат спортивных гладиаторов. Диакон А.Кураев
P.S. Сей опус составлен из следующих материалов:
"Зачем ходить в храм, если Бог у меня в Душе" - глава из книги диакона А.Кураева "Дары и анафемы".
"Церковь в мире людей" - Диакон А.Кураев.
Cвященник Михаил Шполянский - "Как приготовиться к исповеди".
Диакон А.Кураев - "Можно ли спастись вне церкви?"
"Духовные поучения старцев Оптинских"
Святитель Николай Сербский - Миссионерские письма - Письмо 288, о святом Киприане.
Церковь - "Практика веры".
Архимандрит Харлампий Василопулос - "Почему ты не в церкви?"
"Западно-европейский вестник" - Рожденственское послание Архиепископа Варнавы.
Храм сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище - "История Храма"
Протоиерей Анатолий Правдолюбов - "В чем каяться на исповеди. Пособие для самостоятельной подготовки."
Обзор городской печати "Сызрань инфо" - "Зачем мы ходим в Церковь?"
Переписка на форуме сайта "Счастливые ангелы" - "Зачем ходить в церковь? Обязательно ли это?"
P.P.S. Цитаты выделены курсивом.
Комментарии, советы (по улучшению текста) и вопросы принимаются =)