-Метки

lesley keeble love ziegfeld girls актеры актрисы ах бисер бисерные украшения блог блоги бонсай брюггское кружево букеты венеция восточные танцы времена года выставки вышивка лентами вязание вязание крючком вязанные украшения вязаные цветы гороскоп декор декупаж день рождения дневник дни рождений еда женские судьбы женский портрет женский портрет в живописи здоровье игольницы из бумаги из картона имя с открытки кабачок календари календарь памятных дат карл фаберже квилинг квиллинг китайская живопись китайщина (шинуазри) клипы комментарии композиторы конфетные букеты костюм куклы кулоны лабиринт лепка лепка. интересные фактуры терри хогана мк мода музыка музыка из кинофильмов оригами орхидеи открытки пасхальное певицы пианисты пластика портрет птицы резьба по камню ретро-открытки розы романовы романс роспись рукоделие русская живопись русский балет салфетки светильники серебро танго танец украшения украшения .сутажная техника украшения из бисера украшения из бумаги упаковка фактуры терри хогана фарфор филигрань флаконы для духов фотонатюрморты французская живопись цвет цветочные натюрморты цветочные фотонатюрморты цветы цветы из бумаги цветы от фотохудожника шкатулка шкатулки шляпки шторы

 -Рубрики

 -Цитатник

Про всякие лаки немножко, с любовью - (0)

Про всякие лаки немножко, с любовью   Про всякие лаки немножко, с любовью   ...

Состаренное зеркальное стекло или Mercury Glass. Мастер-Классы - (0)

Состаренное зеркальное стекло или Mercury Glass. Мастер-Классы Совершенно простые стеклянные изде...

Лепка. Интересные фактуры Терри Хогана - (0)

Лепка. Интересные фактуры Терри Хогана. Вдохновляемся!!!

Andre Rieu - My Way (Live at Radio City Music Hall, New York) - (0)

Andre Rieu - My Way (Live at Radio City Music Hall, New York) Весь концерт можно посмотр...

Украшения армянских женщин - (0)

Украшения армянских женщин.   1.  2.  ...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Студия_ТНС

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.06.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 14487


Китайщина (шинуазри)

Воскресенье, 07 Февраля 2010 г. 22:41 + в цитатник
Цитата сообщения gold-a Китайщина (шинуазри)



Шинуазри, шинуазери (от фр. chinois — китайский), или китайщина — использование мотивов и стилистических приёмов средневекового китайского искусства в европейской живописи, декоративно-прикладном искусстве, костюме, в оформлении садово-парковых ансамблей XVIII века.

Шинуазри является стилевым направлением, получившем своё развитие как ветвь стиля рококо. Шинуази — один из видов ориентализма, и, в более широком смысле, экзотизма.

           Китайский чайный домик в Сан-Суси Потсдам

 

  Китайская деревня в Царском Селе

 Причина появления шинуазри

Чаепитие. Работа Ж.Шардена.


Утреннее чаепитие. Работа Ф.Буше.

Хрупкий фарфор, в котором подавали чай, подчеркивал благосостоятельность семьи, прибавляя особое значение к церемонии. Это было также возможностью для дамы показать ее бледную кожу и утонченную структуру кости, на фоне прозрачной чистоты китайского фарфора.

Ваза. Китай. Гуанчероу. Вторая половина XIX века.
Фарфор, роспись цветными эмалями.
 

В конце XVII века аристократическую Европу охватило увлечение китайским фарфором. Золотая и серебряная посуда продолжала считаться признаком роскоши и богатства, однако, она уже не могла конкурировать с тонкими и лёгкими фарфоровыми изделиями. Более того, посуда из фарфора была более гигиенична: не представляло никакого труда отмыть её гладкую поверхность. Китайские декоративные вазы также заняли почётное место в королевских дворцах.

 

 

(Европейский фарфор был изобретён в Саксонии в 1708 году, а первая фарфоровая фабрика открылась уже в 1710 году, в Мейсене. Саксонские мастера на тот момент не пытались создать нечто своё, они поначалу лишь копировали «китайский стиль»).

На фоне этого увлечения фарфором, возник интерес к китайской изобразительной традиции. Однако этот интерес был крайне поверхностным, без проникновения в восточную философию, в глубинный смысл древнего искусства. Знания о Китае у европейцев были тогда крайне скудными, поэтому мастерам XVIII века приходилось домысливать и фантазировать, используя собственные представления.

Примерно в это же время в Европе возникает культура чаепития.

Чайный столик с подносом из спальни Д.М. Меншиковой (Эрмитаж) Первая четверть 18 в.
 

 Распространение шинуазри


 В изобразительном искусстве



Виньетка в стиле шинуазри


«Китайский сад» Ф.Буше

«Китайский стиль», или, по-французски, шинуазри, получил своё развитие, как «ветвь» стиля рококо. Художники, работавшие в этом направлении, создавали изящные и несерьёзные пасторальные картины. Персонажами подобных «китайских» сюжетов были императоры, их наложницы, танцоры и воины.

Художники рококо не преследовали цель показать жизнь в её реальном воплощении: их мир был достаточно иллюзорен и имел с действительностью мало общего. Китай на полотнах Франсуа Буше, скорее, похож на Версаль Людовика XV — главного заказчика подобных картин.

Спонсором фарфорового производства во Франции была фаворитка Людовика XV — маркиза де Помпадур. Она же была большой поклонницей шинуазри в живописи: по её заказу Франсуа Буше создал серию картин на «китайскую тему».

В оформлении дворцово-парковых ансамблей

Китайский домик в потсдамском дворце Сан-СусиС возникновением интереса к чаепитию, в дворцово-парковых ансамблях стали появляться уникальные сооружения под названием «чайные домики» или китайские павильоны. Едва ли не первым опытом такого рода была выстроенная в XVII веке Китайская деревня при Дроттнингхолмском королевском дворце в окрестностях Стокгольма. Подобные сооружения захотели иметь и другие государи Европы, включая французского короля и саксонского курфюрста (Пильниц).

 

В 1762 году британский архитектор Уильям Чэмберс возвёл ради развлечения публики грациозную 50-метровую Большую пагоду в Королевском ботаническом саду (Кью Гарденс близ Лондона).

Одним из ярчайших образцов «чайного домика» является павильон в Сан-Суси, резиденции Фридриха Великого (архитектор И. Г. Бюринг, скульптор И. П. Бенкерт). Круглый в плане, китайский домик «населён» позолоченными «китайцами». Они встречают посетителя прямо у входа, как бы приглашая выпить с ними чаю. Изваяния выполнены в полный рост, одеты в фантазийную восточную одежду и имеют вполне европейские черты лица. «Китайцы» живут своей «жизнью»: мы застаём их во время трапезы. Внутреннее пространство павильона также изобилует сценами из восточной жизни — живописные композиции украшают стены и потолок. Особенно удивительны «китаянки» — полнотелые и массивные, они больше напоминают придворных дам, нежели стройных китайских танцовщиц.


Китайский мостик в Царском Селе.

В России увлечение китайским стилем воплотилось в создании Китайского Дворца в Ораниенбауме. Китайский дворец создавался в 1762—1768 годах под руководством архитектора Антонио Ринальди. В 16 залах из 17 до сих пор остались подлинные паркеты XVIII века. Уникальность дворца состоит в том, что в нём сохранились подлинные интерьеры.

    

 Ринальди вообще слыл мастером псевдокитайского стиля. Для размещения гостей императорской резиденции в Царском селе он срисовал с принадлежавшей императрице гравюры и построил целую Китайскую деревню, в состав которой вошли, помимо самих домиков, ряд причудливых мостиков в восточном духе и даже шутливая имитация пагоды.

Неподалёку был расположен Китайский театр, в котором давал для русского двора премьеры своих новых опер прославленный композитор Джованни Паизиелло. Театр сгорел во время Великой Отечественной войны и с тех пор не восстанавливался.

В декоративно-прикладном искусстве



Шпалера в китайском стиле по рисунку Ф.Буше

 
Дама с китайским зонтиком

Параллельно с произведениями живописи, возникают изящно выполненные шпалеры и ширмы в стиле шинуазри. По композиции и колориту эти произведения декоративно-прикладного искусства полностью повторяют аналогичные картины. Китайские узоры нашли применение и в обойном производстве.

"Общество в парке"" Работа Ж.Ф де Труа

Изобразительные приёмы шинуазри широко использовались при создании вееров и зонтиков от солнца. Пришедшие из Китая, эти аксессуары стали незаменимы в аристократическом и буржуазном быте XVIII столетия.


На заднем плане — ширма в стиле шинуазри

Фарфоровая посуда, табакерки, вазы также украшались узорами «под Китай». Возникшая в первой половине XVIII века мода на фарфоровые статуэтки, породила особый их тип — «китайская пастушка».

Интересны и так называемые «китайские болванчики» — фигурки пожилого китайца, покачивающего головой.

Именно в это время возникает мода на «китайские фонарики».

В костюме

                                     

Соломенная шляпа в китайском стиле              Рукав а-ля пагода  Фрагменты картин XVIII века


Рукава a-la pagodeМода всегда является отражением общих тенденций в искусстве. Увлечение стилистикой шинуазри выразилось, прежде всего, в орнаменте тканей (в особенности, шёлка, также пришедшего из Китая). Это были яркие, сочные узоры, резко отличавшиеся от общих тендеций рококо, как известно, тяготевшего к пастельным тонам.

   Mary , Countess Howe Гейнсборо
 

"A Tender Moment in the Garden" Federico Andreotti
 

Lavery Sir John. Boating On The Thames
 

В женском костюме рококо также проявился интерес к далёкой экзотической культуре. В 1730—1760 в моде был рукав «а-ля пагода»: ряды кружев, особым образом спускавшиеся ниже локтя.

В Англии существовала мода на соломенные шляпы, похожие на конусообразный китайский головной убор.

Дама в туфельках-мюли 

В употребление вошли также неудобные крохотные туфельки — мюли, имитирущие китайскую обувь.

 В литературе, драматургии, балете.


«Китайская тема» была востребована и в других областях искусства. Ярчайшим воплощением стиля шинуазри в драматургии являются пьесы: Карло Гоцци «Турандот»

и Вольтера — «Китайский сирота». Сказка Гоцци происходит в несуществующем, фантазийном Китае. Вольтеровский «Сирота» основан на реальном повествовании: основой пьесы послужил переведённый в середине 1730 гг. «Сирота из дома Чжао» Цзи Цзюньсяня. В начале XVIII века на европейские языки переводится древнейший китайский трактат — «Книга Перемен».

В «галантном», придворном балете также используется китайская тема. Возникают изящные балеты-однодневки «Галантный Китай», «Китайская пастушка», «Мандарин». К китайской действительности они не имеют никакого отношения — это всего лишь экзотическая мишура, дань увлечения Востоком.

 Шинуазри в XX веке



Китайские фонарики, как символ Галантного Века


Плакат, рекламирующий отдых на курорте Виши.

1920 гг.В начале XX века возник интерес к эстетике рококо. Особым образом это выразилось в творчестве Константина Сомова. В его «галантном мире» оживают не только дамы и кавалеры ушедшей эпохи, но и стиль шинуазри — китайские фонарики, ширмы, яркие ткани.

Афиша к спектаклю «Турандот»


В эпоху ар-деко шинуазри вновь пользовался спросом. Особенно это заметно в декоративно-прикладном искусстве 1920—1930 годов: в форме пепельниц, ламповых плафонов, чернильниц, а также в оформлении фарфоровой посуды. Лидером фарфоровой индустрии, использовавшем эстетику шинуазри в 1920—1930 годы была венгерская фирма Herend.

В тоталитарной сценографии с её избыточной декоративностью часто эксплуатировались наработки мастеров рококо. В немецком фильме «Девушка моей мечты» (1944) были использованы стилистические приёмы шинуазри XVIII столетия.

В настоящее время, на волне общеевропейского увлечения китайскими философскими учениями, боевыми искусствами и традициями фэн-шуй вновь возникает интерес к шинуазри.

 Ипользованы материалы из Википедии

Еще о шинуазри:

Серия постов Парашутова

 

Рубрики:  ЖИВОПИСЬ
Пусть Живопись нас приютит, Мои терзанья прекратит. Единственная, кто дала Не знать мне и не делать зла,— Мы не расписывали холст, Не знаем — тонок он иль толст. Но — слава Живописи! — В ней Спасались мы от тёмных дней! Новелла Матвеева, 1992
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку