-Я - фотограф

КАРТЫ К НОВОМУ, 2010, ГОДУ

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Вьюгитта

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.05.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 70837


Искусство первой буквы

Среда, 17 Апреля 2024 г. 11:24 + в цитатник

ИСТОЧНИК

https://sun9-15.userapi.com/impg/9fWoDM9IxZvYFj9O4MfynIMCjG4aEpx3oIK4Kg/t8csJ9gvVPU.jpg?size=1424x2160&quality=95&sign=fa9b91187c996976655037a3570a2930&type=album

Миссал Штаммгейма. Буквица А. (Нижняя Саксония, вер. Хильдесхайм, ок. 1170 г., темпера, сусальное золото, сусальное серебро, тушь, 28.2 × 18.9 см.)

Книжный термин «инициал» происходит от латинского слова «initialis», что в переводе означает «начальный». Так называют заглавную букву увеличенного размера, с которой начинается текст книги, главы или отдельный абзац. В русской традиции инициал чаще всего именуют буквицей. Буквица может быть шрифтовой или декорированной, одноцветной или красочной, но, как бы она ни была исполнена, первое и главное её назначение — привлечь внимание читателя к началу текста. Графически буквица напоминает птичье гнездо в кроне дерева весенней порой — даже издалека глаз легко различает его в сплетении ветвей. И как гнездо украшает и оживляет дерево, так и инициальная буква украшает и оживляет собой начальную страницу. Это второе и, пожалуй, не менее важное свойство инициала: выполненный со вкусом и тактом, он радует глаз.
История украшения начальных букв насчитывает более полутора тысяч лет. Самые древние инициалы обнаружены в античной рукописи сочинений Вергилия конца IV — начала V века, от которой сохранились считанные листы. Большие красочные литеры в начале каждой страницы художник составил из геометрических фигур наподобие мозаики.

https://sun9-74.userapi.com/impg/183tfbZ6N5Wn1kYRHXrkx6vpEfFDQVdv7_6B8w/EULQTJCz8cM.jpg?size=1390x2160&quality=95&sign=9cba0d66ac4d27ebcd984ac23913a048&type=album

Миссал Штаммгейма. Буквица В. (Нижняя Саксония, вер. Хильдесхайм, ок. 1170 г., темпера, сусальное золото, сусальное серебро, тушь, 28.2 × 18.9 см.)


Едва ли до нас дошёл первый опыт подобного рода. В названные века, видимо, уже бытовала традиция выделять начало текста, создавая торжественное вступление в книгу. Однако листать календарь назад, отодвигая дату рождения инициала в глубь веков, особой причины нет. Он появился в книге именно тогда, когда и следовало ему появиться — на излёте античности, в преддверии грядущего Средневековья.
В те годы книга уже приняла форму кодекса — стопки сшитых друг с другом тетрадей. Их изготавливали из тщательно выделанной кожи — пергамена, который пришёл на смену ломкому папирусу. Он и служил много дольше папируса, и краски впитывал хорошо, а допущенную в слове или рисунке ошибку легко было исправить, соскоблив её ножичком.
Дойдя до последней страницы, скриптор (лат. scriptor — писец) возвращался в начало рукописи, окунал тростниковое перо в рожок с цветными чернилами и «с любовью и тщанием» вносил в начало текстовых столбцов пропущенные им заглавные буквы. Их начертание он копировал с книги, служившей ему образцом, или полагался на собственный талант каллиграфа. Позднее эту работу — прорисовку и расцвечивание инициалов и вписывание заголовков (рубрик) — в книжных мастерских стали выполнять особые художники: иллюминатор (от лат. illumino — украшаю) и рубрикатор (от лат. ruber — красный).

https://sun9-45.userapi.com/impg/_nxuYyRe6g60_Fn1lWf8dARwymUZJQSRbmli6w/hyCSq9D5i3c.jpg?size=1570x2160&quality=95&sign=d267014982862719e5d59f638f2d5fc0&type=album

Страница 12 с буквицей Р. Библия (1150–1200 гг.)
Чаще других для украшения чёрного текста употреблялись именно красные чернила, так называемый миний (латинское название сурика). Это несложное сочетание цветов нередко используется и ныне. «В малом количестве красное, противоположенное большей массе чёрного и тесно сопоставленное с ним, выигрывает в ценности и яркости, — писал швейцарский типограф Эмиль Рудер. — Оно, как точно заметил Аугусто Джакометти, "воскресенье в череде серых будней, праздник"».
С красным цветом, кстати, связано и раннее название инициала —миниатюра, переводимое как «рисованный минием». Пройдут столетия, прежде чем это слово станет обозначать любое живописное изображение малого размера и тонкой работы.
Помимо красной в обиходе античных и средневековых писцов имелись синяя, жёлтая и зелёная краски, богатые оттенками. Для письма по цветному фону применялись белила. В роскошных манускриптах на исполнение инициалов шло творёное (растёртое в порошок) золото, реже — серебро. С благой целью сделать книгу дешевле сочинялись многочисленные рецепты для замены драгоценных металлов: толкли мелко-намелко хрусталь, ртуть смешивали с уксусом, рыбьим клеем и тальком... Однако со временем такой суррогат обесцвечивался или, что ещё печальней, проедал пергаменную страницу насквозь.

https://sun9-7.userapi.com/impg/8s0E0WU0g6NLEuvz6kd36N-ILTNgvrmPX6Z2dQ/EoJh5g43lT4.jpg?size=1422x2160&quality=95&sign=aff1620e84ed9a7f7550b4bfc6b5d2f6&type=album

Миссал Штаммгейма. Инициал D. (Нижняя Саксония, вер. Хильдесхайм, ок. 1170 г., темпера, сусальное золото, сусальное серебро, тушь, 28.2 × 18.9 см.)
 

В целом же краски дошедших до нас инициалов и по сей день полны нежности и света, словно нанесены они не столетия назад. Завидная их сохранность объясняется тем, что большую часть времени книги пребывали в закрытом и даже застёгнутом виде, страницы были недоступны солнечным лучам и пыли, а чтобы пергамен не грызли мыши, писцы добавляли в чернила полынную настойку.
Заглавные буквы в начале текста, на первых порах просто выделяемые цветом, от книги к книге росли в размерах, выступали за край строки, украшались плетением и фигурками животных. Неискушённому взгляду может показаться, что персонажи этих рисунков случайны и внесены художником в текст для забавы — настолько они порой далеки от его содержания. Но на деле средневековый мастер уделял смыслу нисколько не меньше внимания, чем, скажем, цветовому равновесию или композиционной завершённости своей работы.
Книга в Средние века служила своего рода храмом — она и переписывалась, и расцвечивалась столь же добросовестно, как строился и украшался храм. Для убранства ранних европейских книг характерно обилие христианских символов, ныне достаточно подзабытых. Многие ли из современных читателей соотнесут изображённую на странице рыбу, виноградную лозу или пеликана с Иисусом Христом, лань, поспешающую к источнику, — с жаждущей Бога душой, а корабль в бушующем море — с Церковью?
Для читателя средневекового, напротив, это привычные, повседневные знаки. Обращённые больше к разуму, чем к чувствам, они были своеобразной знакописью, живым наследием первых веков христианства, выработавшего свой изобразительный язык в мозаиках и фресках катакомб. Язык, в котором за внешне простыми рисунками скрывалась более глубокая реальность, и, чтобы проникнуть в неё, необходимо быть посвящённым.

https://sun9-63.userapi.com/impg/nYdocxnzpmCHEnp24CdxX1l0_N9Tm0f63aUi0w/uJeD5CJ7e4o.jpg?size=1389x2160&quality=95&sign=b80d7442bda6c5b94f5f7cac71d9a975&type=album

Миссал Штаммгейма. Буквица С. (Нижняя Саксония, вер. Хильдесхайм, ок. 1170 г., темпера, сусальное золото, сусальное серебро, тушь, 28.2 × 18.9 см.)


Средневековые мастера книги любили составлять буквы из послушных их перу фигурок. Так, «А» они получали из двух рыб, соприкоснувшихся головами и плавниками, или изображали в виде птицы, клюющей змею; буква «I» принимала у них очертания рыбы, устремлённой вверх, а «Т» — птицы с распростёртыми крыльями. Стихия рыбы — вода, поэтому образ этот связывался также с обрядом крещения: «Мы же, рыбки, вслед за «рыбой» нашей, Иисусом Христом, рождаемся в воде», — писал знаменитый христианский богослов Тертуллиан. Любимым мотивом украшения начальных букв были птицы — близкие небу и ангелам существа, олицетворявшие собой свободную от плоти человеческую душу.
Во всём этом помимо сакрального значения, присущего каждому знаку в отдельности, можно усмотреть и дополнительный символический пласт, общий для инициалов такого рода. Средневековые схоласты видели в Божьем творении раскрытую книгу. Разглядывая, в свою очередь, книгу — творение рук человеческих, — легко заподозрить её создателей в подражании «письменам Бога». Буква-рыба и буква-птица, буква-заяц и буква-гончая — эти «атомы» текста являются одновременно запечатлёнными на пергамене «атомами» мироздания.
К XIII столетию европейская рукописная книга сложилась в законченный, цельный и совершенный организм. Поколениями мастеров всё в ней было выверено, посчитано и соблюдено: поля, колонки, строки, буквы и не в последнюю очередь — художественное убранство, просто немыслимое без инициалов.

https://sun9-22.userapi.com/impg/ks-88EZQB67AfbPI_tr5-UnfdQI_nQ4JXhMgSg/Iog8Ob7vrf4.jpg?size=1349x1910&quality=95&sign=55d07bc577e932c56e63c47bff9ec13b&type=album

Иницал Р. Жития святых (Vitae sanctorum) (XI-XII вв., пергамент, 28.5 х 20 см,)


Текст писали вытянутым, угловатым, суровым с виду, но очень ёмким письмом. Оно плотной массой ложилось на пергаменные страницы, до отказа заполняя очерченные при разметке прямоугольники колонок. Чтобы не нарушать монолитности письма, писцы растягивали, сжимали или сокращали буквы в строке, выравнивая её правый край. В короткой строке пробел заполняли орнаментом, а в короткой колонке, чтобы избежать пустоты, повторяли последний кусок текста, пометив на поле, что читать его не нужно.
Такая строгая упорядоченность чёрных форм оживлялась большими и красочными заглавными буквами. Они разделяли текст подобно караульным заставам — строчки рубрик струились над ними алыми стягами. Вряд ли когда-нибудь ещё появятся инициалы такой величины, такой ювелирной отделки, такая сложная, продуманная до мелочей многоступенчатая их иерархия.

https://sun9-39.userapi.com/impg/1pMUchyBueXyZJO2ohkTGHCkc_5cSkXOkgLSaw/Fe8_GiodcaE.jpg?size=1374x2160&quality=95&sign=343d7b51d442c6f3f0ad764144446864&type=album

Рождение Богородицы. (Нижняя Саксония, вер. Хильдесхайм, ок. 1170 г., темпера, сусальное золото, сусальное серебро, тушь, 28.2 × 18.9 см.)


Текст латинской Библии — Вульгаты — начинался, как правило, вытянутой по высоте страницы заглавной буквой «I»: «In principio creavit Deus...» — «В начале сотворил Бог...» (Быт. 1,1). Размеры инициала были таковы, что художник-иллюминатор умудрялся не только вписать в его медальоны все семь дней творения, но зачастую изображал и последующие эпизоды Книги Бытия: грехопадение человека, изгнание Адама и Евы из рая, убийство Каином брата Авеля. Для средневекового мастера, видимо, иначе и быть не могло: начало времён, великие события — начало рукописи, величественное исполнение... В некоторых скрипториях к нижней части буквы «I» дополнительно пририсовывали Распятие, напоминая о грядущем искуплении первородного греха и первого братоубийства.
Инициалы остальных книг Священного Писания выполнялись в пять-шесть раз меньше исходной «I», но каждый из них также включал в себя иллюстрацию из Ветхого и Нового Заветов: Моисей получал скрижали (Книга Исхода), Юдифь отрубала голову Олоферну (Книга Юдифи), Иона выходил из чрева кита (Книга пророка Ионы), Иоанн лицезрел Господа во славе (Откровение Иоанна Богослова)...
Тексты Вульгаты предварялись прологами — отрывками из писем и сочинений блаженного Иеронима, который в IV веке перевёл Писание на латинский язык. Прологи начинались инициалами ещё меньшего размера, а вместо иллюстраций их украшал орнамент.
Мельче всех писец-каллиграф либо рубрикатор выводил минием и лазурью начальные буквы глав. Эти инициалы получили название филигранных: алая основа буквы окружалась множественными голубыми прочерками, лёгкими петлями, ажурными завитками — почти иллюзорными следами изящных движений тонко заточенного пера. В равной степени бывало и наоборот: основа буквы делалась синей, а филиграни — красными.

https://sun9-74.userapi.com/impg/INVnxC_y1VBOJL0gmSvujiAk4pF08ot48OeFQg/tAI1zFvExcQ.jpg?size=1345x2160&quality=95&sign=c9dfe8bbdb147c941b0251b7dca62622&type=album

Инициал В. Литании (1201-1300 гг., пергамент, 27.5 × 16.8 см.).
 

Как это ни парадоксально, но при помощи одних лишь начальных букв достигались весьма разветвлённая логическая артикуляция мысли и строгое соподчинение частей книги друг другу, на которые не раз обращали внимание исследователи готических рукописей.

Подробнее см.: https://www.nkj.ru/archive/articles/13574/?phrase_id=.. (Наука и жизнь, Искусство первой буквы. Автор - А. Домбровский (г. Тула))

https://sun9-64.userapi.com/impg/uy21eDe5EaS0RFUEg65sTfS6mAXXtM5Quco3rA/NAZbsqL4Qqc.jpg?size=1361x2160&quality=95&sign=0075a43205b27266b2fc5c4eeb3746dd&type=album

Миссал Штаммгейма. Инициал R. Грифон и виноградная лоза. (Нижняя Саксония, вер. Хильдесхайм, ок. 1170 г., темпера, сусальное золото, сусальное серебро, тушь, 28.2 × 18.9 см.)

https://sun9-36.userapi.com/impg/nyhK5cTz7QLBPtEJSWr-ef3ZXBuDQp4Km7js3A/WAV9NRZP5yc.jpg?size=1620x2160&quality=95&sign=5844cf8dd9bbe730cf4be12afc718afe&type=album

Билия Вульгата (Энгельберг, 1143-1178 гг., пергамент, 38 х28 см.).

https://sun9-4.userapi.com/impg/AzaXkVd0sAsDdVyL3i5AQsOElUoKxWD0x7qy4Q/jOlLkYm619I.jpg?size=938x1280&quality=95&sign=6443db4545bd570fdaed0e8489cf41bb&type=album

Иоанн Лествичник. Лествица
Москва (?) Вторая четверть XVI в.
Полуустав. Выполненные акварелью золотофонная заставка и инициал нововизантийского орнамента. Киноварные вязь и малые инициалы простого рисунка.
Из книги Е.М. Юхименко "Древности и духовные святыни старообрядчества", 2005.

Рубрики:  ВсякоРазно/читающие...

Понравилось: 2 пользователям