Суббота, 04 Июня 2022 г. 15:13
+ в цитатник
Константин Маковский (1839–1915)
Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой, графини Сумароковой-Эльстон (1861–1939)
мецената, светской красавицы
Написан не позднее 1895 года, холст, масло.
Собрание Государственного исторического музея
Зинаида Юсупова была одной из самых богатых и известных женщин начала XX века. На портрете она изображена не в светском платье, а в традиционном русском наряде, потому что княгиня была любительницей старинных традиций и стилизаций — в духе ставшего популярным в конце XIX — начале XX века так называемого псевдорусского стиля.
В 1903 году в Зимнем дворце прошел костюмированный бал, приуроченный к 290-летию дома Романовых. Приглашенные должны были одеться по моде второй половины XVII века, и столичные аристократы подошли к подготовке со всей ответственностью: привлекали к работе над костюмами лучших портных, проводили архивные исследования, чтобы создать достоверные образы.
Сам Николай II выбрал для себя образ царя Алексея Михайловича и для создания наряда заказал огромное количество тканей, золотой парчи, несколько видов бархата. Из Оружейной палаты Московского Кремля были отобраны и выписаны 16 подлинных предметов царских костюмов XVII века. Например, жемчужные запястья Федора Иоанновича, кафтан и жезл царя Алексея Михайловича, старинные пуговицы, нашивки и многое другое.
Зинаида Юсупова же на балу предстала в образе русской боярыни. Перед тем как начались общие вальсы, кадрили, мазурки, состоялось три специально подготовленных и отрепетированных танца: хороводный, плясовой и русский. Юсупова, которая обожала русские танцы, солировала. Великий князь Александр Михайлович вспоминал: «Княгиня танцевала этот танец лучше любой заправской балерины».
Так что, возможно, Константин Маковский выбором платья отсылал зрителя именно к этому блистательному светскому выходу княгини Юсуповой.
Процитировано 1 раз
Понравилось: 6 пользователям
-
6
Запись понравилась
-
1
Процитировали
-
0
Сохранили
-