-Рубрики

 -Я - фотограф

КАРТЫ К НОВОМУ, 2010, ГОДУ

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Вьюгитта

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.05.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 70836


Дворцы вельмож Петербурга: Литейный дом княгини Юсуповой

Среда, 11 Августа 2021 г. 08:45 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова

Петербург
 

Литейный дом княгини Юсуповой в Санкт-Петербурге был построен для Зинаиды Ивановны Юсуповой (1810—1893), урождённой Нарышкиной. Первоначальный проект здания разработал архитектор Гаральд Боссе, затем завершал работу над проектом и руководил строительством Людвиг Бонштедт. Современный адрес: Литейный проспект, д. 42

В середине XIX века новый особняк княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой (урожденной Нарышкиной) на Литейном, 42, производил сильное впечатление на петербуржцев. Сегодня фасад, покрытый патиной времени, впечатляет только, если в него пристально вглядеться и постараться не замечать ядовито-синих рекламных щитов, уродующих первый этаж.

Князья Юсуповы были очень состоятельными людьми. Они владели множеством домов и дворцов, в которых содержались ценнейшие коллекции предметов искусства. Дворцы их и поныне считаются гордостью архитектуры Петербурга, а художественные шедевры украшают прославленные музеи России

 

«Особняк графини З. И. Юсуповой». Рис. В. С. Садовникова, 1866

Создатели дворца

«Проект дворца З.И.Юсуповой разработал архитектор Г.А.Боссе, но затем проектирование перешло к другому зодчему – Л. Бонштедту, завершившему работу над проектом и руководившему строительством дворца.

 

Поставив перед собой задачу – сказать новое слово в архитектуре Петербурга, Бонштедт применил для облицовки фасада естественный камень – бременский песчаник, доставленный из Германии. Из этого же камня исполнены и декоративные детали фасада: колонны и пилястры, кариатиды по сторонам главного входа, вазы, теламоны между оконными проемами второго этажа и фигурные аттики над главным карнизом здания, украшенные скульптурой…

Облицовку фасада тесаным камнем (песчаником) выполнила мастерская Трискорни… Работами по сооружению мраморной лестницы руководил каменотесного дела мастер Г.А.Балушкин… Значительную часть работ по внутренней отделке выполнил талантливый мастер-лепщик Т.П.Дылев. Медальоны для Розовой гостиной и галереи писал художник К.И.Поль. Живописные плафоны и десюдепорты принадлежат к числу лучших работ известного русского живописца первой половины ХIХ века Н.А.Майкова. Среди помещений дворца выделялась библиотека, стены которой украшали панно работы Г. Робера…»

Строительство началось в 1852 году и закончилось в 1858. Двухэтажное здание выполнено в формах архитектуры итальянского Возрождения с использованием элементов барокко. Здание полностью облицовано камнем — песчаником: местным, гатчинским, и бременским, из Германии. Кариатиды у парадного входа, выделенного порталом, сделаны из того же камня. Фасад украшают колонны и пилястры.

 

  Этот особняк сразу же привлёк внимание петербуржцев. Жуковский писал о нём:

«В Петербурге с Симеоновского моста на Фонтанке, по направлению к Литейной, представляется глазам зрителя перспектива улицы, которая замыкается роскошно обделанным фасадом, грандиозные формы и пропорции частей и целого и сами части, или детали постройки в новейшем вкусе старинного стиля возрождения производят на зрителя приятное впечатление, нравятся артисту и профану, мужчине и женщине. Матовый, беловатый цвет здания, игра теней и света в солнечное время и художественное выполнение всех архитектурных подробностей довершает полноту величественной композиции…»

На возведение и отделку особняка понадобилось семь лет — с 1852 по 1858 год, а прожила в нем княгиня всего чуть больше трех лет. Две причины заставили светскую львицу и звезду высшего петербургского общества 43-летнюю княгиню Юсупову отказаться от роскошного особняка на Мойке в пользу сына, Николая Борисовича Юсупова: его женитьба и смерть мужа, князя Бориса Николаевича Юсупова.

Юсупова Зинаида Ивановна (1809-1893) урожд. Нарышкина

Впрочем, ходили слухи, что к своему вдовству княгиня отнеслась довольно равнодушно и после смерти мужа на какое-то время покинула Россию.    По мнению Феликса Юсупова, это произошло из-за ссоры с императором. В конце 1850-х во Франции княгиня познакомилась с капитаном Генерального штаба национальной гвардии департамента Сена Луи Шарлем Оноре Шово (1829—1889), который был младше её на 20 лет

Оноре Шово

7 мая 1861 года состоялось их венчание в домовой церкви особняка на Литейном. В свадебное путешествие молодожёны отправились в Швейцарию. Российский двор был недоволен этим мезальянсом. И Юсупова решила проблему, приобретя для мужа титул графа Шово и маркиза де Серр. С 1860 года он занимал пост генерального советника департамента Финистер округа Конкарно в провинции Бретань.В 1889 году граф Шово скончался, завещав замок Кериоле, купленный в 1862 году Зинаидой Ивановной, своей сестре, и ей пришлось выкупать его за полтора миллиона франков.

 

Сначала проект дома разрабатывал художник и архитектор Гаральд-Юлиус Боссе. К началу 1850-х сорокалетний архитектор имел за плечами образование в Строительной школе Дрездена и Дармштадта, работу чертежником у знаменитого Брюллова, звание академика Российской академии художеств.

 

 

Список работ Гаральда Боссе впечатляет: это особняки, доходные дома, церкви. За свою карьеру зодчий возвел девять храмов в Петербурге, Хельсинки, Дрездене, Перми.

Но эскизы нового дома и сметы Зинаиде Юсуповой не понравились, и проект был поручен молодому архитектору Людвигу Бонштедту. Петербуржец немецкого происхождения после окончания знаменитой и по сей день школы "Петришуле" получил архитектурное образование в Берлине.

После он посещает Францию и Италию, а в 1843 году возвращается в Петербург. Знакомство с европейскими дворцами не могло не сказаться на стиле молодого зодчего, к 1851 году уже занимавшего должность старшего архитектора при дворе великой княгини Елены Павловны.

 

Литейный дом княгини Юсуповой выполнен в стиле необарокко. Правда, некоторые специалисты относят общую архитектурную стилистику здания к итальянскому Возрождению, с использованием элементов барокко. Фасад полностью облицован камнем — гатчинским песчаником, а декоративные элементы выполнены из песчаника бременского в известной в то время мастерской Трискорни. Здание декорировано скульптурами и лепными элементами, на верхней части фасада располагались гербы Юсуповых и Нарышкиных.

 

паркет

"В Петербурге с Симеоновского моста на Фонтанке, по направлению к Литейной, представляется глазам зрителя перспектива улицы, которая замыкается роскошно обделанным фасадом, грандиозные формы и пропорции частей и целого и сами части, или детали постройки в новейшем вкусе старинного стиля возрождения производят на зрителя приятное впечатление, нравятся артисту и профану, мужчине и женщине.

  

В Синей гостиной я не могу удержать вздоха разочарования. От ее былой отделки уцелели только некоторые элементы, достаточно традиционные для интерьеров аристократических особняков. На падугах потолка обращают на себя внимание овальные медальоны с мягкими по колориту живописными композициями. Путти, с присущими только им забавами и эмоциональной непосредственностью, как бы пробуждают элегические умонастроения, переносят в сказочный, эфемерный мир чувственного наслаждения. Стены, вероятно, ранее оформляли гобелены или панно. В сочетании с масляной живописью они тоже могли способствовать определенному ощущению при восприятии интерьера.

 

Белый зал. По некоторой информации, его также называют Танцевальным. Сразу же замечаю извивающиеся линии растительного декора, раковины, высокие зеркала… Приятно удивляюсь. Отделка помещения дошла в неплохой сохранности. Выразительная лепнина во вкусе «рококо» украшает стены и «прорывается своей мощной органической энергией» на падуги зеркального свода потолка. Трельяж с фигурами парящих амуров, архитектурная «ведута» с видом изящной аркады и крепостных стен, барельефы с пасторальными сценами, изображениями младенцев и купидонов в фигурных клеймах — все это как бы переносит в мир тонких чувств и переживаний, во «французскую атмосферу», навеянную картинами Ф. Буше и А. Ватто.

театр

вестибюль

Матовый, беловатый цвет здания, игра теней и света в солнечное время и художественное выполнение всех архитектурных подробностей довершает полноту величественной композиции", — так писал в своих воспоминаниях один из современников. По заказу Зинаиды Юсуповой художник Василий Садовников сделал серию из тридцати акварелей с интерьерами Литейного дома.


 

В особняке князей Юсуповых на Литейном проспекте был устроен лазарет.
Фото И. А. Оцупа. 1914-1917 годы.

Впрочем, архитектурное сообщество не удержалось от критики здания. "Дом княгини Юсуповой известен большинству  читателей. Он в натуре лучше, чем на чертежах..., но все-таки, несмотря на дорогой материал его фасада, сей последний нельзя назвать удачным. Бонштедт, как и все ему подобные таланты, трактовал все стили свободно и не стесняясь их особенностями и, если можно так сказать, их законами. Оттого, в данном случае, мягкий и пленяющий стиль французского ренессанса времен Людовика XV, вышел жестким и мертвым; много, конечно, виновато в том и самое исполнение, но главная вина, все-таки, в рисунке... Дворовые фасады стоят, в художественном отношении, выше лицевого"

("Зодчий", 1876, цит. по citywalls.ru).

Домовая церковь,не сохранилась

Имел особняк и еще одну важную особенность — собственную домовую церковь. Получить разрешение Святейшего Синода на пожизненное установление домового храма было не так легко — княгине "помогла" застарелая болезнь ног. Домовой храм располагался на третьем этаже южного служебного флигеля. Для стен были выбраны розовый и зеленый цвета с позолотой, резной золоченый иконостас выполнен по проекту художника и архитектора Алексея Горностаева. После Октябрьской революции деревянный купол был разобран, а убранство храма утрачено.

 

Николай На портрете В. Серова, 1903

Зинаида Ивановна Юсупова умерла в Париже 16 октября 1893 года, в возрасте 83 лет. Согласно завещанию княгини, Литейный дом перешел к ее правнуку, Феликсу Юсупову-младшему, впоследствии ставшему известным как участник убийства Григория Распутина.

Юсупова Зинаида Ивановна (1809-1893) урожд. Нарышкина

В 1908 году здание было отдано в аренду Театральному клубу и стало первым пристанищем легендарного театра пародии "Кривое зеркало". В 1909 в особняке прошла выставка, посвященная Льву Николаевичу Толстому, а в 1910-м — выставка "Сто лет французской живописи", организованная редакцией журнала "Аполлон". В Первую мировую войну и вплоть до 1918 года в доме размещался госпиталь.

Советский период истории особняка, к счастью, не принес зданию непоправимого ущерба. Сразу после революции дом отошел в ведение Польского дома просвещения, с 1934 года стал Домом политического просвещения, с 1949 года в особняке прочно обосновалось общество "Знание"Ещё раньше  дом окутывала история более мистическая, а некоторые городские легенды и вовсе приписывают этому дому связи с пушкинской «Пиковой дамой». Конечно литературные историки говорят, что данное звание по праву принадлежит княгини Голициной и ее дому на Малой Морской, но несогласные с теориями выдвигают на данный престол Юсупову с ее «Литейным домом».

В молодости уроженку семьи Нарышкиных за необыкновенную красоту называли «Московской Венерой», ее пристального внимания желал даже император нашей страны Николай I, мечтавший перевести красотку к себе в Петродворец, но та фыркала носом и на удивление многих всегда выбирала мужчин попроще, не желая становиться какой-то там фавориткой. Но к старости красотка стала терять свое очарование и ей уже стали приписывать прообраз героини пушкинской повести. Николай Агнивцев даже написал об этом строки в стихотворной форме и увековечил в памяти потомков:

 

Поэт Н.Агнивцев писал про этот дом:
"На Литейном, прямо, прямо,
Возле третьего угла,
Там, где Пиковая дама,
По преданию, жила."

Конечно, Пиковая дама не могла жить в этом доме, ведь он был построен в 1850-х годах, через 20 лет после смерти Пушкина, однако история жизни княгини З.И.Юсуповой (урожденной Нарышкиной) достойна романа. 

 Ну а если верить народным легендам, то оказывается если усердно всматриваться в окна этого особняка на Литейном проспекте, то можно разглядеть стройную старуху, которая иногда выглядывает из-за штор. А тем же кто встретится с ней взглядом, погрозит костлявым пальцем. Хотя послушай наших людей, то каких только призраков в городе не найдется. Думаю наговаривают на старушку, вот ее родной внук Феликс Юсупов, который устроил здесь во время Первой Мировой войны госпиталь, но более известный тем, что всадил несколько пуль в тело Распутина, рассказывал о своей бабке иначе.

 

Он не отрицал ее влияния на весь род, почитания при дворах, женственной красоты, но говорил что с годами она стала очень скупой. Не стесняясь на слова в собственных мемуарах Феликс отметил «В иных вещах проявляла она странную скупость. К примеру, угощала нас заплесневелыми шоколадными конфетами, какие хранила в бонбоньерке из горного хрусталя с инкрустацией. Я один их и ел. Думаю, потому она и любила меня особенно. Когда тянулся я к шоколадкам, которые никто не хотел, старушка гладила меня по голове и говорила: «Какое чудное дитя».

Там же он вспомнил и еще одну легенду, связанную с ее личной жизнью. После революции некогда частный домик стал национальным достоянием и его решили проверить на спрятанные за стенами клады. Начали простукивать стены и о чудо, раздался долгожданный глухой звук. Сладкие до наживы большевики стали ломать стену, но вместо золотых ложек с бриллиантами они нашли замурованный в стену скелет. Не такого клада ждали...

Вид лестничного зала (с акварели В.С.Садовникова из фондов Русского музея в Петербурге)

Историки тут же вспомнили о бурном романе Зинаиды Юсуповой с молодым революционером. Говорят его даже арестовали, а княгиня подкупила тюремщиков и те с уважением к ее особе отпускали хахаля к ней на ночь. Хотя более правдиво звучит легенда о том, что он просто сбежал, а она его прятала в доме, сделав потайную комнату.Но на мой взгляд ближе всего версия с поехавшей у особы кукушкой. Любовник и правда был, все о нем знали, а когда тот скончался, то от своей любви она решила с ним не расставаться и вместо христианской земли выбрала вариант с мумификацией и последующим заложением тела в стену.  

Библиотека во дворце (с акварели В.С.Садовникова из фондов Русского музея в Петербурге)

Многочисленные парадные апартаменты были оформлены в разнообразных стилях. В доме находился великолепный зимний сад, редкая коллекция декоративно-прикладного искусства и западноевропейской живописи. Многие плафоны и медальоны выполнены художником Н. А. Майковым. Особенно красивы Библиотека, Портретный и Концертный залы.

 »

Все так же кариатиды держат дом на своих плечах...  



http://kommersant.ru/doc/2562153

https://peterburg.guide/dvorcy/osobnjak-zinaidy-ju...-prospekte-v-sankt-peterburge/

https://vk.com/event50907758?z=photo-50907758_2999...album-50907758_171176187%2Frev

Сауткина Г. Н. Литейный дом княгини Юсуповой. — СПб.: Информационно-издательское агентство «ЛИК», 1997. — 96 с.
Евреинов Н.Н. В школе остроумия: Воспоминания о театре «Кривое зеркало». — М.: Искусство, 1998. — 366 с. 

Серия сообщений "Юсуповы":
Часть 1 - Культурное наследие Российской Федерации: Дворец Юсуповых на Мойке
Часть 2 - Династии России. Юсуповы.
...
Часть 13 - Бальные платья княгинь Юсуповых.Часть2
Часть 14 - Княгиня Татьяна Александровна Юсупова, урождённая графиня Рибопьер
Часть 15 - Дворцы вельмож Петербурга: Литейный дом княгини Юсуповой
Часть 16 - Дворцы вельмож Санкт-Петербурга: резиденция Юсуповых на Мойке.Часть 1
Часть 17 - Дворцы вельмож Санкт-Петербурга: резиденция Юсуповых на Мойке.Часть 2
Часть 18 - Дворцы вельмож Санкт-Петербурга: резиденция Юсуповых на Мойке.Часть 3.Элементы декорирования.
Рубрики:  проГородское/Прогулки по Петербургу
ДИНАСТИИ/Юсуповы