-Рубрики

 -Я - фотограф

КАРТЫ К НОВОМУ, 2010, ГОДУ

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Вьюгитта

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.05.2009
Записей: 47384
Комментариев: 17016
Написано: 70869


Портретная галерея русской эмиграции. Часть II: 1927–1935

Вторник, 30 Июля 2019 г. 16:00 + в цитатник
Цитата сообщения Bo4kaMeda Портретная галерея русской эмиграции. Часть II: 1927–1935

Bo4kaMeda
ЧАСТЬ I
ЧАСТЬ III


Портрет князя Гавриила Константиновича




Тамара Лемпицка 1898−1980
Портрет великого князя Гавриила 1926
масло, холст
116 × 65 см
Частная коллекция, США


Болезненно вида Его Императорское Высочество Гавриил были вторым сыном великого князя Константина Константиновича и Елизаветы Маврикиевны (урождённой Елизаветы Августы Марии Агнесы, герцогини Саксен-Альтенбургской).

В былые времена его титулом бы был «великий князь», но отпрыски императоров плодились с такой большой скоростью, что их стало становиться слишком много и происходила инфляция величины титула. Решение было найдено в новом титуле 1885 года — князя крови императорской, выдававшегося дальним потомкам российских императоров.

Гавриил Константинович не был каким-то ужасным человеком, но в нашем списке он — олицетворение отжившей своё элиты. На портрете он выглядит ровно так, как и должен выглядеть согласно биографии. Нездорового вида, ибо сильно болел аж ещё с детства (в 3 года переболел брюшным тифом). Принадлежал к самым высоким рангам русского общества, но никакими достижениями не отличился. За душой Гавриила Константиновича тем не менее что-то было: он пошёл на фронт Первой мировой войны, вывел свою часть из окружения противника и даже был награждён. В эмиграции же покровительствовал эмигрантским организациям, но с финансами начались проблемы чуть ли не сразу после переезда в Париж.

То, что Гавриил Константинович не был шибко ненавидимым Романовым или просто невзрачным, говорит и тот факт, что ему удалось удачно выбраться из мясорубки — послереволюционного Петрограда 1919 года. Тут ему помогли жена и русская творческая интеллигенция — сам Горький спас этого отпрыска Романовых, чьи головы высоко ценились у новых российских ханов.

Яркий наряд и чересчур аристократический вид — одна из причин, по которой мне нравиться сей портрет. Это олицетворение понятного, но тем не менее несколько комичного нарциссизма некоторой части русской аристократии, которое, впрочем, касается и русских военных и политиков в эмиграции. Теперь, спустя сто лет после прошедших событий, ярко видно, что самыми успешными русскими на чужбине стали творческие люди — художники, писатели, актёры, предприниматели… Биография или книги каждого из них — увлекательная история, где герой добивается успеха в обеих странах, внутреннее развивается, иногда основывает даже династию.



Князь Гавриил Константинович и его супруга,
балерина Антонина Нестеровская подле Церкви
святого благоверного князя Александра Невского.
Германия, Потсдам, 1929 год.
Потомства сия пара не оставила.


Что же в это время делали Романовы? Прожигали жизнь и спорили о том, кто «настоящие» Романовы — Кирилловичи или Михайловичи? Когда единственный раз после революции им предлагалась единственная реальная попытка вернуться в Россию — через украинский трон на штыках нацистов, Романовы спасовали.

И если русскую аристократию можно понять (аристократы всегда просто хотят жить в своём собственном мирке), то вот русские военные и политики, продолжавшие жить только прошлым и своими бывшими партийными склоками, вызывают только сочувствие.



«Тамара в зелёном „Бугатти“» («Tamara im grünen Bugatti») — автопортрет Лемпицка 1929 года, выполненный в Париже для обложки немецкого журнала «Die Dame», считается самой известной работой художницы.


Автор портрета — Тамара де Лемпицка, польская еврейка из благородного варшавского семейства, выросшая в Москве и Питере. Это антипод Его Императорского Величества. С начала 1920-х она живёт в Париже, где берет уроки у кубиста Андре Лота, уже который раз встречавшегося нам как преподавателя живописи русским эмигрантам в цикле «Русский след в западном глянце». Уже к 1925 году Тамара становится успешной художницей, её картины зарабатывают сотни и тысячи франков, а сейчас уже миллионы долларов и фунтов! Среди поклонников её творчества — певица Мадонна, Джек Николсон и Барбара Стрейзанд. О Гаврииле же помнят только благодаря её портрету.



Портрет Сержа Оболенского




Сорин Савелий Абрамович (1878—1953)
Портрет князя Сергея Оболенского 1924


Русская церковь на этом портрете — фантазия Сорина, созданная для придания эффекта «русскости».


На фоне аристократов-вырожденцев Феликса Юсупова и Гавриила Константиновича, красавец-мужчина Сергей Оболенский-Нелединский-Мелецкий из рода Рюриковичей — это приятное исключение из правил. Сергей Платонович представляет собой хороший антипример русского аристократа, сумевшего неплохо приспособится и к новым реалиям, и к жизни на чужбине.

На портрете 1929 года русского еврея-художника Савелия Сорина может показаться, что мы видим какого-то даже не русского, а английского джентльмена. И это не случайно. Как и Феликс Юсупов, Оболенский был одним их тех, кто сделал необычный выбор и вместо Германии и Франции поехал учиться в начале XX века в Оксфорд. В 1910-х он повоевал и в мировую войну, и на фронтах Гражданской войны. К концу десятилетия он бежит за границу, где его ждут благоразумно размещённые ранее в швейцарских банках 200,000 долларов.

В начале 1920-х он живёт между Парижем и Лондоном, в итоге отдав предпочтение последнему. В 1924 году Оболенский разводится со своей первой супругой, светлейшей княжной Юрьевской (младшей дочерью Александра II), словно очерчивая границу двух периодов своей жизни — закончившегося русского и нового, яркого, англо-американского.



Супруги Оболенские Сергей и Ава
на свадьбе высшего английского общества
(семейства Райс-Дагган) в St Margarets,
Westminster, London. 19 мая 1927 года


В Лондоне он сначала устраивается по знакомству работать в английскую контору, занимавшуюся поставкой фермерского оборудования в Австралию, и в том же 1924 году, по ещё более удачному знакомству, женится на молоденькой двадцатилетней лондончанке Аве Алис Мюриел Астор из американского семейства магнатов, известных своих успехами в гостиничном бизнесе (сеть Astoria). Жизнь удалась! В браке у них рождается два ребенка: Иван, будущий американский военный и затем инвестбанкир, и дочь Сильвия, отметившаяся только парой браков с юношами из благородных семейств. В 1932 году Сергей опять разводится и уезжает за новой жизнью в Нью-Йорк, где родственники жены благодушно помогают устроиться на работу в гостиничный бизнес. К 1950-м Сергей прочно войдёт в высший свет Нью-Йорка, а в 1958 году его назначают вице-председателем совета директоров Hilton Hotels Corporation.



Князь Оболенский «на работе»
в ресторане отеля St. Regis, 1960-е, Нью-Йорк


В войну, как и других героев наших заметок Алексея Бродовича и Бориса Арцыбашева, Оболенского, как эксперта ратных дел и пропаганды, попросят поработать на армию США и даже на предка ЦРУ — Управление стратегических служб (Office of Strategic Services, OSS). Оболенский принимает непосредственное участие в высадке союзных войск в Италии в 1943 году.



Двадцатилетний потомок Рюриковичей Пол (Paul) Оболенский
на своей свадьбе в Лондоне, ноябрь 1984 года


После войны Оболенский — ветеран и уже десяток лет как гражданин США — окончательно оседает в Америке, где живет до самой смерти, наступившей в 1978 году. В 1950-е он открывает свой личный бизнес — нью-йоркское PR-агентство Serge Obolensky Associates, Inc. Успехи бизнеса были скромные, но в интервью для The New York Times Оболенский уверял, что у него есть как минимум три крупных клиента, названия которых он, правда, не может раскрыть.



Прижизненная статья The New York Times от сентября 1970 года,
посвященная 80-летию князя с основными вехами его биографии.




Портрет Николая Рёриха в тибетском одеянии



СвятославНиколаевич Рерих 1904−1993
Портрет Николая Рериха в тибетском костюме 1933
Темпера, Холст
152.4 × 124.5 см
Музей Николая Рериха, Нью-Йорк



Популярное в России выражение Йозефа Геббельса «всё гениальное просто (и всё простое гениально)» великолепно подходит к описанию творчества русского художника Николая Рёриха. Сам же Рёрих был настоящей глыбой, титаном, но только не простым человеком.

Рёрих был первоклассным художником мирового уровня. Его полотна оригинальны, просты по исполнению, но наполнены глубоким подтекстом. Хотя они выполнены в основном либо в русской, либо в восточной манерах, они интернационально прекрасны. В них найдет что-то своё и богемный сноб из Челси, и простой русский человек с бесчисленных улица Ленина. Что-то своё в них вероятно увидит и житель юго-восточной Азии, так как именно этот край был очень близок сердцу русского буддиста.



Русская пасха.
Художник Николай Рёрих, 1924 год


В России он добился признания в 1900-е, к 1910-м стал известен на Западе через выставки вместе с членами «Мира искусства». Уже в те годы картины Рёриха приобрели музей Люксембурга, Римский национальный музей, Лувр и другие европейские музеи.



Исса и Голова Великанова.
Художник Николай Рёрих, 1932 год


До революции, помимо участия во многих общественных организациях и творческих инициативах, Рёрих работал директором Школы Императорского общества поощрения художеств и был на короткой ноге с Николаем II, Львом Толстым и всем русским творческим и политическим бомондом.

В эмиграции Рёрих оказывается по случайности. Он по болезни переезжает в 1916 году из Питера за город, а в 1917 году этот «загород» становится уже Финляндией. В Гражданскую войну он поддерживает про-английских белых в лице сил генерала Юденича, пишет антибольшевистские статьи, а позже уезжает в Швецию и затем в Лондон, где его сын Святослав заканчивает Королевскую академию искусств. В 1919 Рёрихи переезжают в Нью-Йорк.



Помни.
Художник Николай Рёрих, 1924 год


Как у многих творческих людей, добившихся крупного успеха, Рёрих не был обделён экстравагантностью, гигантоманией, авантюризмом и даже немного сумасбродством. Ещё в Питере он участвует в спиритических сеансах вызывая духов, в Лондоне вступает в Теософское общество, в Нью-Йорке, по слухам, был принят в одну из масонских лож.

В 1920-х Рёрих то пытается заигрывать с большевиками, нахваливая Ленина, то ругает их. С 1923 по 1928 год он находится в проспонсированной американцами Центрально-Азиатской экспедиции. Её маршрут проходил через Сикким, Кашмир, Ладак, Синьцзян, Россию (Москва, Сибирь, Алтай), Монголию, Тибет.



Монголия (Кампания Чингиз Хана).
Художник Николай Рёрих, 1938 год


Сия экспедиция оставила не только тонны этнографического и археологического материала, не говоря о более чем 500 полотнах, посвящённых тем краям, но и содержала в себе даже элементы теории заговора. Например, англичане всячески препятствовали Рёриху и его команде в передвижении по британским колониальным владениям (в том числе Индии), потому что считали его сотрудником Коминтерна и ОГПУ, который якобы планировал большевистский переворот в Азии и свержение Далай-ламы. По другой из не менее «интересных» версий, Рёрих пытался создать паназиатскую державу на манер другого мистического русского немца — барона Унгерна в Монголии. И есть версия, что Рёрих на самом деле искал мифическую страну Шамбалу, упоминаемую в древних индийских текстах.



Слева: 28-этажный Master Building — самый амбициозный проект Рёриха, 1929 год.
Справа: Музей Рёриха в Нью-Йорке, располагающийся в викторианском коттедже, наше время.
Оба здания находятся на Манхэттене.


Присутствие Рёриха в Нью-Йорке тоже не обошлось без скандальности. Один из его поклонников и бизнес-партнёров, брокер Льюис Хорш начал на пару с художником масштабный проект. Он построил к 1929 году 28-этажный небоскрёб на Манхэттене, где находились Музей Рёриха, Мастер-Институт объединённых искусств (Master Institute of United Arts) и отель. К 1935 году Хорш и Рёрих рассорились из-за денег, не поделили имущество, но каков масштаб! Рёрих, правда, доигрался до того, что его ещё и признали должником американской казне кругленькой суммы в размере $48,000, и потому с 1934 года он больше не жил в Америке.

В 1935 году президент Рузвельт, лично знакомый с Рёрихом, подписал и отдал Конгрессу США на ратификацию «Пакт Рёриха», он же — Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Пакт позже лёг в основу международных законов по защите культурных объектов ЮНЕСКО в 1940–1950-е.

В середине 1930-х Рёрих опять возмущается большевиками, кличет их вандалами за отношение к памятникам, а между тем, через главу советской дипломатии Максима Литвинова, просится вернуться домой. Сталин не разрешает. Зато Рёрих осуществляет свою давнюю мечту и с середины 1930-х живёт преимущественно в Индии, где много творит и близко дружит с будущими политическими звёздами края, в том числе с семейством Ганди.



Тибет, Гималаи. Художник Николай Рёрих, 1933 год


Несмотря на все претензии к советской власти, Рёрих никогда не заигрывал с фашизмом, и после 22 июня 1941 года он и словом и рублём (точнее, долларом и фунтом) помогает советской державе. Он также создаёт несколько полотен в память древнерусским ратным сюжетам, посвящая их родине и победе России–СССР над иноземными супостатами.



Слово о Полку Игореве. # 136 [Поход Игоря].
Художник Николай Рёрих, 1942 год


До самого конца жизни он продолжает творить и умирает в 1947 году в возрасте 73 лет. Всего за годы своей жизни он создал 7 тысяч картин, 30 литературных томов. У него есть несколько музеев в России, и даже несколько за рубежом.



Княжна Наталья Павловна Палей с лилиями




Художник Оливер Мессель
Княжна Наталья Павловна Палей с лилиями,1935 год



C этого портрета работы британо-еврейского художника Оливера Месселя на нас напряжённо смотрит русская княжна из рода Романовых. Художник был мастером своего дела, и его полотно сумело передать дух увядания и грусти, сопутствующих биографии нашей героини.

Внучке русского императора Александра II не пристало быть второразрядной актрисой французского и американского кинематографов и пассией богемных гомосексуалистов. Но что делать, коли хочется жить полной жизнью и находиться в центре событий, а ты молодая красивая девушка из «бывших»?

Вероятно, судьбу Натальи Палей, которой пришлось самой зарабатывать на жизнь, а не прожигать народные деньги, многие пожелали бы прожить распутным и праздным дочерям современных элит. С период с 1917-го по 1920-й год Наталья при энергичном содействии ВЧК и партии большевиков лишается большинства семейных сбережений и всех близких родственников по мужской линии, ибо они не проходили в светлое будущее.



Русская модель межвоенного Парижа
Наталья Палей, конец 1920-х годов


В 1920 году 15-летняя девочка бежит с матерью сначала в Швецию, а потом в Париж, где у семейства Палей остался свой особняк. Мать Натальи продаёт особняк и оставшиеся драгоценности и на вырученные деньги покупает себе домик попроще, а дочь отправляет на учёбу в школу-пансионат в Швейцарии.

Жизнь в пансионате поначалу не очень задаётся, так как после пережитого ада Гражданской войны Наталья смотрит на мир совсем другими глазами, нежели её нежные одноклассницы из благополучных франко-швейцарских семей, выросших в мыльном пузыре тепла и спокойствия верхушки среднего класса. Впрочем, контакт у них налаживается, и Палей начинают уважать за её стойкость.

В 1926 году в возрасте 21 лет Наталья знакомится с преуспевающим парижским кутюрье Люсьеном Лелонгом (Lucien Lelong), который устраивает её на работу в свой собственный дом мод.



Наталья Палей и её супруг Люсьен Лелонг. Париж, конец 1920-х годов


Уже через год, наперекор матери, Палей выходит замуж за Лелонга. Казалось бы, родственники должны быть довольны, что Наталья нашла избранника из парижского высшего света? Дело в том, что Лелонг предпочитал мужчин и женился не в последнюю очередь из-за бренда Романовых. Однако он честно отработал брак — Наталья вошла в мир моды Парижа, её фотографии, сделанные лучшими фотографами эпохи (например, Георгием Гойнинген-Гюне), стали появляться в Vogue и других модных журналах Запада.

Буквально через пару лет после свадьбы брак Палей и Лелонга распадается, и Наталья заводит новые отношения… опять с любителями однополой любви. Сначала она крутит роман с художником и иллюстратором Жаном Кокто, а позже со своим соотечественником из мира балета — Сержем Лифарем. В 1933 году она начинает в Париже карьеру киноактрисы, сыграв второстепенную роль в фильме «Ястреб» («L'epervier», 1933), снятом кузеном Лелонга.





Сценка из фильма «Человек из „Фоли-Бержер“» («L'Homme des Folies-Bergère», 1935) с Натальей Палей, где можно послушать её французскую речь.


С 1933 по 1936 год она снимается ещё в пяти фильмах в США, Франции и Британии, но её карьера киноактрисы не задаётся. Помимо умеренной природной красоты Наталья мало что могла предложить режиссёрам. Крупного таланта у неё не было, и, как и Лелонг, режиссёры использовали Палей как просто «княгиню из Романовых, снявшуюся у них в фильме».



Киноактриса из рода Романовых Наталья Палей
на фоне фотографий киноактрисы Греты Гарбо.
США, 1930-е годы


В 1937 году Наталья навсегда переезжает в Нью-Йорк. На одной из местных светских тусовок она знакомится с американским театральным продюсером и режиссёром Джоном Уилсоном, за которого она в том же году выходит замуж. Наталья не изменяла своим привычкам — новый супруг был тоже гомосексуалист и носил гордое знамя бывшего любовника выдающегося британского драматурга и актёра Ноэля Кауарда. У Натальи с Джоном были отличные отношения, она своим статусом и знакомствами помогала в работе Уилсону, он же ей устроил неплохую богемную жизнь на Манхэттене.



Портрет русской манхэттанки и без пяти минут
(на самом деле года) американской гражданки Натальи Палей.
Художник Сесил Битон, 1940 год


Когда в 1962 году Уилсон умер, Палей, тронутая потерей мужа, оборвала все социальные связи и доживала свои оставшиеся 19 лет, находясь практически в полном одиночестве в своей квартире напротив Центрального парка. Её единственными близкими были домашние питомцы — собачки и телевизор. Умерла она в 1981 году в Нью-Йорке.

Автор: Климент Таралевич

Читать ПЕРВУЮ часть




vatnikstan.ru

.
Рубрики:  ЖЗЛ/Романовы
ДИНАСТИИ/Оболенские
РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку