Все наверняка видели хотя бы на видео греческую статую Венеры Милосской, которая теперь хранится в Лувре, в Париже , и является одним из украшений Лувра. Статуя великолепна.
Полуодетая или полураздетая женщина (кому как нравится) словно живая, чуть обернувшись, готовится сойти с невысокого пьедестала. Но у прекрасной статуи один недостаток: обе руки, увы,
отсутствуют. И хотя, по утверждению очевидцев, отсутствие рук совершенно не портит общего впечатления от статуи, тем не менее искусствоведы давно уже ведут безуспешные споры относительно судьбы потерянных фрагментов тела древнегреческой богини.
В южной части Эгейского моря лежит остров Мелос. Там греческий крестьянин, распахивая землю, в 1820 году раскопал каменную плиту. Он позвал своего сына и с его помощью откопал и остальную каменную нишу. Сдвинув плиту, они обнаружили тайник, в котором оказалась мраморная статуя обнаженной женщины, две небольшие статуи-гермы, а также несколько мраморных фрагментов. Смекнув, что это произведения эллинской культуры, которые не раз находили в этих местах, крестьяне решили выгодно продать находки. К тому же им не приходилось слышать, что где-то находили столь дивную скульптуру. И они решили предложить статую французскому консулу Бресту, который как раз находился в этих местах. Лично Бресту статуя понравилась, но его полномочия были ограничены и к тому же Греция тогда находилась под властью Турции. Он попросил крестьянина повременить с продажей статуи, а сам направил письмо к генеральному консулу Франции месье Давиду. Тот в свою очередь написал письмо французскому послу в Стамбул.
Пока то, да се, в гавань Мелоса вошло французское судно "Ла Шеврет", в экипаже которого состоял мичман Дюмон-Дюрвиль, будущий знаменитый океанограф. Узнав о находке, он упросил крестьянина показать ему статую и сделал ее зарисовку в своем блокноте. Вскоре судно снялось с якоря и взяло курс на Стамбул, где Дюмон-Дюрвиль сразу же поспешил в посольство, чтобы рассказать о чудесной статуе и показать рисунки. Посол маркиз де Ривьер поручил одному из секретарей виконту Марцеллюсу тотчас отправиться на остров и завладеть каменной Венерой любой ценой, однако не доводя дело до дипломатического скандала.
Между тем на Мелос с той же целью прибыл еще один искатель. Священник Верги был равнодушен к древностям, но имел склонность к финансовым аферам. Дабы добиться расположения влиятельного стамбульского чиновника Мурузи, он решил преподнести ему, как любителю и страстному собирателю старины, мраморную богиню, молва о которой уже перешагнула пределы Мелоса. Верги нанял корабль и вскоре оказался на Мелосе.
Поначалу Йоргос ни в какую не соглашался уступить ему находку. Опытный Верге то набавлял цену, то запугивал того политическими санкциями, если статуя достанется чужакам. Наконец, соглашение было достигнуто. Находки погрузили на повозки и отвезли в гавань. Оставалось уложить драгоценные приобретения в ящики, а те переправить на судно. В эту самую минуту в гавань вошло судно "Л*Эстафет", на котором был французский секретарь виконт Марцеллюс. Он мгновенно оценил ситуацию и приказал капитану собрать самых крепких матросов. Статуя досталась французам.
По одной из версий Верги добровольно подчинился силе, тем более что деньги за покупку ему вернули. Другие утверждают, что победитель определился лишь после яростной схватки. Один из моряков Меттерер - рассказывал позднее, что в ход пошли сабли, ножи и дубинки, при этом кому-то из турков отсекли ухо.
Сам факт драки вряд ли стал предметом жгучего интереса со стороны историков, если бы за ним не скрывалось чрезвычайно важное обстоятельство. Предполагается, что первоначально у мраморной Венеры были руки, но они якобы были отбиты, обломаны именно во время схватки на берегу, после чего исчезли неведомо куда.
1 марта 1823 года в Париже маркиз де Ривьер преподнес статую, получившую название "Венера Милосская", в дар королю Людовику ХViii (18). Вскоре античный шедевр стал украшением Лувра. Вскоре страсти вокруг статуи вспыхнули с новой силой, когда поползли упорные слухи, что руки богини были утрачены не в глубине веков, а во время схватки в гавани Мелоса.
Антонио, сын хозяина участка, будто бы утверждал, что, как минимум, у статуи была совершенно целой левая рука. То же самое по свидетельству Бреста-младшего, сына консула, говорил ему отец, который якобы лично принимал участие в стычке. Так же утверждали и Дюмон-Дюрвиль , Меттерер и другие участники событий.
Эти и другие сведения собрал парижский литератор Жан Экар, изложивший их в своей книге, вышедшей еще в 1874 году. Справедливости ради, следует заметить, что не все специалисты считают эти факты достоверными. Однако, не подлежит сомнению, что осенью 1820 года на Мелосе побывал маркиз де Ривьер. Зачем бы столь важной птице забираться в такую глухомань? Похоже сам маркиз верил, что руки были. Именно их поиском можно объяснить то обстоятельство, что статую, доставленную во Францию в мае 1820 года, преподнесли королю лишь в марте следующего года.
Существует еще одна версия, согласно которой руки богини были вместе с ней в тайнике и находились среди других обломков. Люди Верги вывезли их в гавань. Французы отбили у турков статую, но не догадались, что те успели погрузить руки на свое судно. Когда торжествующие победители покинули поле боя, обозленный Верги, потерявший статую, попросту утопил их в море.
Так все происходило или нет, но до сих пор еще на Мелос приезжают энтузиасты и ищут в прибрежных водах руки прекрасной Венеры.

По материалам журнала "НЛО".