-Цитатник

О М.Горьком - (0)

28 марта 1868 года родился Алексей Максимович Пешков-Максим Горький. Алексей Пешков, более ...

20 НОЯБРЯ 1925 ГОДА РОДИЛАСЬ МАЙЯ ПЛИСЕЦКАЯ. - (0)

«Люди делятся на плохих и хороших…»20 ноября 1925 года родилась Майя Плисецкая.  «&...

4 ноября День воинской славы России — День народного единства - (0)

4 ноября День воинской славы России — День народного единства Минин и Пожарский запутали пот...

А завтра все дружно напишут про осень - (0)

А завтра все дружно напишут про осень... А завтра все дружно напишут про осень,  П...

Радиотеатр - (0)

Экзюпери А - Маленький принц (М.Бабанова, А.Консовский, реж. Р.Иоффе, 1947) Экзюпери А - Малень...

 -Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • ТоррНАДО - торрент-трекер для блоговТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии пестрое одеяло
пестрое одеяло
14:52 16.08.2012
Фотографий: 43
Посмотреть все фотографии серии отпуск 2011
отпуск 2011
15:41 18.08.2011
Фотографий: 5
Посмотреть все фотографии серии море 2011
море 2011
15:36 18.08.2011
Фотографий: 5

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в art-bureau

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

дизайн..искусство...кулинария..литература..логорит ритмопластика..современный балет..театр..фото..хор

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.03.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 4563


история костюма!

Суббота, 30 Января 2010 г. 09:57 + в цитатник

 

Реконструкция древнерусской одежды и костюм славян

Для реконструкции древнерусского костюма в целом избран метод наложения археологических находок на условные силуэты, соответствующие изображениям на фресках и миниатюрах Древней Руси. Для реконструкции городского костюма использованы целые формы, найденные при раскопках городов (платье, детали одежды, обувь) а также ансамбли украшений, сохранившиеся в кладах. Крестьянский костюм представлен главным образом археологическим материалом из погребений кривичей и вятичей. Соответствие археологических тканей из раскопок крестьянским тканям ХIХ - начала XX в., а также их терминологическое соответствие позволило отнести многие виды крестьянской одежды XIX в. к более раннему периоду


 

 (500x691, 93Kb) 

Реконструкция княжеско-боярского костюма

(составлена М.А. Сабуровой) 
1 - одежда княгини; 2 - одежда князя
   На табл  представлены реконструкции княжеско-боярского убора. Археологический материал положен на те одежды, которые известны по фрескам ХI-ХIII вв. и принадлежат древнерусским княгиням. Как известно, изобразительный материал дает два основных типа покроя женской одежды. К первому типу относятся платья прямого покроя, перехваченные у талии поясом. Рукава одежды могли быть и широкими, и узкими с опястьем. Такие платья чаще сшиты из однотонной ткани и украшены по подолу орнаментальной полосой, реже - каймой и оплечьем. Платья второго типа были прямыми или слегка расширяющимися книзу, с узкими рукавами, заканчивающимися опястьем. Их шили из богато орнаментированной ткани и украшали оплечьем и каймой, проходящей в центре и по подолу. Такие платья вошли в традиционный костюм высших слоев населения. Они известны в княжеско-боярском и царском быту ХVI-ХVII вв. На реконструкции княжеско-боярского убора показаны кожаные сапоги. Форма их дана по находкам в слоях Новгорода.

рисунки и узоры (489x622, 109 Kb)  

 

 

 

Детали одежд и украшений княжеско-боярского костюма (составлена М.А. Сабуровой)
1 - цепочка и нашивная дробница. Старая Рязань. Клад 1868 г.;
2 - цепочка и часть очелья на бересте с тиснеными дробницами. Набутовский могильник. Киевская губ.;
3 - дробницы тисненые из позолоченного серебра;
4 - колт серебряный. Гравировка, чернь. Святозерский клад 1908 г. Черниговская губ.;
5 - фрагмент воротника шелкового на кожаной основе. Набутовский могильник, Киевская губ.;
6 - перстень серебряный. Гравировка, чернь. Клад 1869 г. ок. Спасска Казанской губ.;
7 - обруч серебряный. Гравировка, чернь. Киев, клад 1939 г.;
8 - лента шелковая с шитьем золотной нитью.

Шарки, Киевской губ.

На табл. 71-72 собран материал, включающий единый стилистический убор из серебра с чернью. На табл. 71, 1 представлен женский костюм. На голове княгини венец. Форма его могла иметь разный контур. В изобразительном материале известны венцы с округлым и острым верхом над челом (фреска на стене Дмитровского собора во Владимире с изображением праведных жен). Эти формы стали традиционными. Они уложены в два ряда и составляют зигзагообразный орнамент. Остатки от подобного украшения на жесткой основе были найдены в Набутовском могильнике бывшей Киевской губернии. В погребении по сторонам очелья с бляшками были найдены также цепи с колечками, аналогичные тем, что известны на ряснах из колодочек - очевидно, последние могли не сохраниться. Венец на таблице украшен колтами, подвешенными на ряснах из колодочек. Такая схема крепления колтов была предложена Б.А. Рыбаковым. Правильность реконструкции подтверждена находками последних лет: обнаружены цепи из колодочек, на которых подвешены колты, а также трехбусинные височные кольца. Их носили на кольце, прикрепленном к крайнему звену колодочек или на кольце к последнему звену.

На реконструкции даны колты, найденные в Чернигове. Они обнизаны полыми шариками. На черневом фоне их щитка изображены грифоны по сторонам вертикально расположенной плетенки. Изображение плетенки на колтах аналогично орнаменту воротника, найденного также в Набутовском могильнике. Золотная вышивка воротника дополнена изображениями крестов. На воротнике, как и на головном уборе, были нашиты серебряные позолоченные бляшки округлой и квадратной формы (расположение последних неизвестно). Застежка воротника в виде полых пуговок из позолоченного серебра так же, как и орнамент в виде плетенки, составляет единое целое с украшением колтов. Подобные воротники могли быть пришитыми к нижней одежде. Оплечье платья, пояс и подол предполагает украшение из тисненых бляшек и шитья. Платье посредине украшали ленты, подобные найденным В.В. Хвойко в погребениях Шаргорода бывшей Киевской губернии. Они расшиты золотной нитью в виде сердцевидных фигур с кринами, расположение их говорит о размещении ленты на платье по вертикали. Орнамент на приведенных лентах и колтах близок орнаменту на многих серебряных браслетах-обручах. Так, на браслете из Киевского клада 1939 г. орнамент состоит из двух поясков. В верхней его части изображены сердцевидные фигуры, аналогичные шитью на кайме, а в нижней части - плетенка. В ансамбль серебряных украшений с чернью входили и перстни-печати. Близкий орнамент можно видеть на перстне из клада 1869 г.

Рядом с реконструкцией одежды княгини дан силуэт князя. На князе представлены те же одежды, что и на фреске Кирилловской церкви в Киеве, где изображен царь Феодосии. Как считают исследователи этого памятника, костюм Феодосия передает "полный наряд русского князя XII в.". На князе - островерхий венец, напоминающий императорскую корону с характерными боковыми подвесками, кафтан с широкими рукавами, из-под которых виднеются рукава сорочки. Оплечье, нагрудник и подол кафтана украшены бляшками и камнями. Ткань кафтана темно-красного цвета с орнаментом в виде сердцевидных фигур, с кринами. На князе - зеленые порты и высокие мягкие сапоги красного цвета, расшитые бусами или бляшками. Приведенный на таблице мужской костюм соответствует орнаментации металлических уборов указанного времени.


 (500x626, 115Kb) 

 

 

Парадная одежда княгини и боярыни (составлена М.А. Сабуровой)
1 - церемониальный убор княгини с перегородчатой эмалью; 2 - одежда княгини с тиснеными дробницами; 3 - костюм незамужней боярыни

На табл. 73, 1 дана реконструкция парадного костюма княгини с украшениями из эмали. На голове княгини - сложный головной убор, состоящий из диадемы с эмалевым изображением Деисуса на киотцах, золотых скобочек и рясен с колтами. Головной убор представляет один из возможных ритуальных головных уборов, реконструкция которого составлена на основании взаимной встречаемости указанных частей головного убора в кладах и по аналогии с венчальными коронами и венцами, известными в этнографии севера ХVI-ХХ вв.

Диадема была нашита на жесткий околыш или очелье. Привески с жемчугом ниспадали на лоб, а дужки очелья украшали валик убора в его верхней части. По сторонам головного убора подвешены рясна с колтами, украшенными эмалью. Рясна на половине свой длины перегибались, становясь двусторонними, как и колты, которые подвешивались в месте сгиба рясен. Очевидно, цепочка, находящаяся на одном конце рясен, крепилась в основе убора и фиксировалась у виска с помощью височного кольца, находящегося на другом конце рясен. Интересно, что в крестьянских уборах ХI-ХII вв. также найдены сложенные вдвое ленты, как бы играющие роль рясен для подвешивания колец. Для подбора материала в комплекс учитывалась близость декоративных особенностей украшений. Так, головной убор мог состоять из диадемы, подобной найденной в Киеве в 1889 г. и рясен, подобных найденным в 1900 г. в Сахновке. В этот убор могли входить колты, аналогичные найденным в кладе 1827 г. в Киеве. Головной убор княгини покрыт фатой. Оплечье, каймы и ожерелье украшены шитьем, бляшками и жемчугом, известным и в Михайловском кладе 1903 г. В костюм входит нагрудное украшение - бармы, найденные в Сахновке в том же кладе, что и диадема. Б.А. Рыбаков предполагал, что в этом уборе браслеты не носились, так как нам не известны золотые браслеты с эмалью и камнями, - их заменяло шитье на опястьях рукавов. Однако, помимо шитых опястий, могли носить золотые браслеты, аналогичные найденным в рязанском кладе 1822 г. Отсюда же происходят и золотые перстни с гранатами и жемчугом, составляющие единое целое с ярким эмалевым убором.

На табл. 73, 2,3 изображен костюм, включающий украшения из тисненых бляшек (как гладких, так и со вставками) и фигурными вырезами в металле. Ими украшали очелья головных уборов, ожерелья и ожерелки, пояса и каймы одежды. Широко использовалась обнизь жемчугом как в шитье, так и в металлических украшениях. Все эти украшения обычно встречаются в кладах совместно с эмалевым и черневым убором и рассматриваются как дополнения к двум стилистически единым уборам. Тем не менее из этого набора украшений может быть составлен и самостоятельный убор. Так, на реконструкции изображен женский головной убор, найденный в Новгороде. Очелье головного убора украшено тиснеными бляшками и бляшками из сканого серебра с зернью. Очевидно, подобный убор могли носить с ряснами, представляющими из себя коническую подвеску с отходящими от нее восемью цепочками. Колпачок ее был украшен сканью и зернью, а на цепочки нанизаны полые бляшки и концевые подвески ромбической и каплевидной формы. Весь набор подвесных бляшек, а также включенные в убор украшения из скани и зерни сближают подвески с найденным очельем. Из нашивных бляшек интересны крупные бляшки с 8-видной прорезью из Киевского клада 1824 г. Они являются вариантом бляшек на очелье.

 

 (500x646, 99Kb) 

 

Комплексы городской и княжеской одежды по данным изобразительного искусства и археологии
1-3 - одежда подростков;
4 - одежда мужчины ("платно");
5,10 - детская одежда;
9, 11 - одежда девушки и женщины;
12-13 - одежда горожанки

На табл. 75 представлен городской костюм знати и простых горожан по материалам трех городов. На рис. 13 и 14 даны силуэты, созданные по материалам Райко-вецкого городища и древнего Изяславля. На рис. 13 можно видеть диадему из колодочек, найденную на скелете погибшей. Диадема укреплена на голове поверх плата. На шее - оже-релок из колодочек, известный по курганному инвентарю. В состав украшений включены следующие находки из слоев Райковецкого городища: бусы, гривны, браслеты стеклянные и металлические, перстни, бляшки от пояса и ожерелок с шитьем. В отличие от райковецкого головного убора на уборе из Изяславля показаны рясна из колодочек с треугольными звеньями на концах. На нижней стороне рясен были подвешены трехбусинные височные кольца, а на верхней - перстневидные кольца, с помощью которых рясна крепились к головному убору. Судя по материалам Райковецкого городища и Изяславля у горожан указанных городов бытовали близкие по форме украшения, а также единый набор тканей. Одежды характеризуются широким употреблением складок, гофрировки и плиссировки. Целое платье, найденное в Изяславле, близко одеждам на новгородской иконе XIV в. "Рождество Богоматери" из Третьяковской галереи. Это верхние короткие одежды, из-под которых видна длинная рубаха. Оплечья, подол, рукава у запястья, а также предплечье обшиты лентой.

 

  Источник: http://www.slav.olegern.net

Рубрики:  всяко разно
стиль..мода..


Процитировано 39 раз

Mari_V   обратиться по имени Спасибо Понедельник, 08 Февраля 2010 г. 20:25 (ссылка)
Информация познавательная и интересная.Ещё не встречалась с таким текстом...
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку