Джошуа Каммингс: «Пусть этот случай станет свидетельством Православия, которое ясно объясняет, почему уничтожение идола — это христианский поступок» - (0)
Статуя Бафомета, дважды установленная к Рождеству «Храмом сатаны» у Капитолия штата Нью-Гэмпшир, была дважды уничтожена неизвестными - (0)
Константин Кинчев: «Молюсь за воинство Христово!» - (0)
В Шотландии прихожанин Русской Церкви, уволенный за отказ снять крест на рабочем месте, выиграл дело о дискриминации - (0)
В Испании ввели уголовное наказание за попытку отговорить женщину от убийства нерождённого ребёнка - (0)
По поводу статьи «Рок-миссионерство» на Антимодернизм.ру(4) |
«Говоря о причинах духовного невежества людей, о. Сергий намекает на своих оппонентов: Возможно, это какое-то, свое видение христианства, невоцерковленное, недопонимание церкви. Я считаю, что Церковь в этом во многом виновата сама. Даже не Церковь, а некоторые берущие на себя роль судей, которых, к сожалению, не мало. Оказывается, даже антицерковные выпады рок-музыкантов – это дело критиков рок-музыки: Нападки некоторых представителей Церкви на рок-музыку естественно приводят к попыткам защититься. Рок-музыканты начинают высказываться неуважительно по отношению к Церкви. В общем-то, их можно понять… им обидно!»
-Справедливости ради надо сказать, что среди отечественных рок-музыкантов я что-то не припомню каких-то очень известных антицерковных выпадов. Приведенная о. Сергием цитата про «КГБ-шный погон под рясой» принадлежит Игорю Талькову(песня «Глобус»). Вероятно, Игорь повторил обвинения со стороны определенных кругов РПЦЗ в адрес Московской Патриархии. Хотя, в принципе, мысль о. Сергия вполне здравая. Стоит задуматься: а быть может и правда определенная часть негативного отношения к Христианству у некоторой части рокеров связана с несправедливыми обвинениями в их адрес? Я имею в виду скорее даже не нашу страну, а запад, откуда пошли все эти басни про «рокеров-монстров». Если постоянно говорить, что рок-это сатанизм, то неудивительно, что многие нормальные люди не рискуют туда соваться, а разные сатанисты охотно примазываются к року. Однако даже несмотря на постоянные обвинения в адрес «рок-музыки» там были и есть много людей, сочувствующих Христианству. Вероятно, их могло быть гораздо больше, если бы не было огульного поношения всего и вся, имеющего приставку «рок». Говоря это, я ни в коей мере не оправдываю антихристианские выходки ряда рокеров прошлого и настоящего. Никого покрывать не собираюсь. Слова или действия любого человека оцениваю с единых позиций. Если нечто является мерзостью или кощунством, я подвергну это решительному осуждению.
«Рассмотрим один пример апологетики Р.М. 4 февраля 2009 года на сайте Православие.ру появилась публикация Григория Седых «Рок-группа на клиросе». Протоиерей Максим Козлов, отвечая на вопрос журналиста, сослался на нее: Отношение к выступлениям священнослужителей на рок-концертах может быть очень и очень различным… Недавно весьма достойная статья появилась на сайте Православие.RU. По большинству позиций я согласен с ее автором. В среде рок-миссионеров не замедлили с ответом. Помощница о. Сергия (Рыбко) Галина Александрова написала «опровержение» «Шансон на клиросе»: ответ на статью Г.Седых».»
-И хорошо ответила. Без всяких саркастических кавычек.
«Она начинает: Да, в Церкви не запрещено полемизировать, но статьи в стиле Седых никак не вписываются в рамки доброжелательной церковной полемики, являясь грубой клеветой, оскорблением и зачастую «публицистическим доносом» в стиле газетных передовиц сталинских времен.Но как вписывается «в рамки доброжелательной церковной полемики» опубликованная ею в собственном блоге «острая статья в защиту рок-миссионерства» о. Евгения Максименко? Приведем выдержки из этого сочинения: Этот материал будет жестким… потому что очень хотелось бы заставить многих «ботаников», прилипших к Православию, научиться самому малому.»
-Выскажу свое личное мнение. Дискуссия слишком резкая с обеих сторон. Но ведь не защитники миссии первые выбрали такой жесткий тон. С этим пора заканчивать обеим сторонам. Выбранный тон контрпродуктивен.
« Автор не брезгует и клеветой на автора сайта Православие.ру»
-Г-н Седых не публиковал статью на Православие.ру. Статья была в рубрике «мониторинг СМИ». Сама статья была на сайте «Православие и современность».
«: По всей вероятности, господин Седых так далек от церкви и самой церковной жизни, что имеет полное право подобное чревовещать… в одном с Вами, господин Седых, диомидовском игровом поле.И далее по тексту: У вас ребята, уже субкрыши рвануло точно… Помаранч достиг и ваших умов, Григорий Седых и иже с Вами?… Вот жалость, не знаком я с Григорием-то Седых! Вот бы вразумиться да поучиться «аськетизьму» у кого! Он, исходя из текстовки, «Аскет», по всей вероятности… Хотя вот вопрос: в интернет из келии «аськетськой» все же, как выходит?»
-Мне тоже кажется, что слишком жестко написано.
«Наконец, уже не удивительно встретить и прямой донос: За такой бред и отлучением от церкви пахнет. Седых! А заодно и касается сочувствующего Седых отца Максима: вы братцы, палки не перегибайте!… Вам благословение архипастырей, простите, «до лампочки»? Вы со своим мнением, или «субмнением» будете возвеличиваться самостоятельно? Пожалуйста. Но не в лоне церкви. Комментарий Галины Александровой перед данным материалом гласит: Кирилл Фролов опубликовал острую, но вполне справедливую статью участника Украинского рок-тура прот. Евгения Максименко. Нельзя не поделиться таким красноречивым материалом. Таким образом, статьи сторонников Р.М. – острые, но справедливые, а статьи противников – грубая клевета, оскорбление и донос в стиле газетных передовиц сталинских времен.»
-Увы, резкость порождает ответную резкость…
«Г-жа Александрова возмущена «проступком» редакции сайта «Православие.ру». Она допускает, ни много ни мало, что о. Тихон (Шевкунов) с братией «мстит» оо. Рыбко и Кураеву за то, что они поддержали Святейшего Патриарха: Люди объективные склонны видеть в этой публикации месть иг. Сергию и диакону Андрею Кураеву за активную поддержку митроп. Кирилла в предсоборное время… Мне трудно поверить, что в редакции «Православия.ру» есть прямые оппозиционеры Его Святейшества, хотя ныне уже ни чему не удивляешься.»
-Здесь Галина просто излагает излишне радикальное мнение кого-то из дружественных о. Сергию людей. Свое мнение она излагает словами «трудно поверить»
«О. Сергий продолжает дискредитацию оппонентов: На самом деле скептические корни отношения к православной миссии очень просты. И там, и там неофиты. Неофиты, которые приходят в церковь, вместо того, чтобы учиться, 10-20 лет учиться (в Церкви долго учатся), начинают учить. Однако рокер, вчера пришедший к вере, не обязан долго учиться, и может сразу начать «миссионерствовать».»
-Разве рокеры пытаются читать лекции по богословию? Для этого действительно надо много учиться. Но свидетельствовать о своей вере каждый человек может и должен, даже если он вчера крестился. Основы веры должен знать и новокрещеный. Даже если пришедший к вере рокер просто заявит о своей принадлежности к Православию, то одно это уже будет миссионерством своего рода.
«Наконец, главным (зачастую единственным) аргументом в защиту «рок-миссионерства» является ссылка на благословение Священноначалия.»
-Совсем не единственным. Аргументов немало. Кстати, приведу рассказ Галины о том, как о. Сергий стал заниматься миссионерской деятельностью: «9 сентября 2003 г. о.Сергий по приглашению Ярославской епархии принял участие в молодежном музыкальном вечере «Для чего я пришел в этот мир?» - прошедшем по благословению архиепископа Ярославского Кирилла. Но даже имея такой плодотворный опыт, о.Сергий не счел возможным самостоятельно устраивать подобные мероприятия и даже предлагать свое участие в них. По-прежнему с большой любовью общаясь с молодежью, батюшка, тем не менее, не был уверен в возможности, правильности и эффективности проповеди непосредственно на рок-концертах. Миссионер должен иметь Божие благословение на свою деятельность: ведь здесь легко увлечься, впасть в крайности, затеять дела, на которые нет воли Божией. Но однажды игумена Сергия вызвал викарий Святейшего Патриарха архиепископ Истринский Арсений и поднял вопрос о необходимости активной работы с молодежью. Зная о том, что эта сфера хорошо известна о.Сергию, Владыка прямо благословил ему участвовать в молодежных мероприятиях, рок-концертах и собраниях неформалов. Таким образом, это необычное миссионерство стало прямым долгом и послушанием игумена Сергия (Рыбко).»
http://venceslav963.livejournal.com/1336.html
Или об этом его собственными словами: «Я – монах, «солдат» и самочинно делать ничего не могу. Инициатива проповеди на рок-концертах принадлежала не мне, а Священноначалию. Меня вызвал владыка Арсений и благословил выступать с проповедью на рок-концертах перед молодыми людьми. «Ты знаешь эти круги – иди и работай – сказал он мне. – Проще всего навесить на все «бирочки», а разбираться и работать – сложнее всего». Я был очень удивлен таким благословением, и стал его выполнять.» (Беседовала Алина Сергейчук)
http://www.rusiz.ru/journals/riznica7/rybko
Или так: «Вначале я как-то пытался активно действовать, но потом устал от всякой критики. Я думаю, ну что, мне больше всех надо, что ли? Проще всего всегда сидеть, служить и ничего не делать, заниматься приходом и не больше. Я как-то прекратил этим всем заниматься, и тут меня вызвал владыка Арсений и сказал: «Ты что с молодежью мало работаешь? Иди и проповедуй на рок-концертах — я благословляю. Тебе мое архипастырское благословение. Да, кто-то должен начинать. Кто начинает — тех ругают. И тебя будут ругать — не смущайся, иди, мое тебе такое благословение. Проще всего повесить бирочку — «сатанизм». А разобраться в явлении — это уже надо потрудиться». Я, честно говорю, был очень удивлен такими словами владыки Арсения: «Иди, трудись и ничего не бойся, я тебе благословляю». Поэтому я сейчас послушание исполняю. И стараюсь я как-то говорить, что вроде бы Святейший Патриарх благословил мою деятельность, раз грамоту дали за нее — но этого люди не понимают, для них почему-то послушания священноначалию не существует. Благословили, и я занимаюсь, и это тяжелый труд, на самом деле. Тяжелейший труд, и плюс такое непонимание со стороны собратьев, которые вместо поддержки только усложняют, утяжеляют эту ношу.» (Беседовал Сергей Архипов)
http://www.pravoslavie.ru/guest/051006114112.htm
Вот еще слова о. Сергия: «Ведь я ничего сам не организовываю – меня зовут, и я иду и говорю.» (Беседовал Михаил Тюренков)
http://pravaya.ru/expertopinion/116/7884
«Однако здесь следует задать несколько вопросов: неужели Священноначалие Русской Православной Церкви благословляло произвол и вседозволенность, внесение рок-музыки и субкультур в церковную ограду, проповедь модернизированного Православия «неформальной» молодежи? Разумеется, нет.»
-Конечно! Но ничего подобного о. Сергий и не делает. Про «модернизированное Православие» и говорить нечего. Никаким догматическим или нравственным заблуждениям о. Сергий рокеров не учит.. Опять же повторюсь, что мнение о непременной вредности рока не является частью Предания. Непонятно, что подразумевается под «внесением рок-музыки и субкультур в Церковную ограду». Никто не собирается вводить рок на богослужениях, или вводить в Церкви особые правила для неформалов. Что значит «произвол и вседозволенность»? По словам Галины, «о.Сергий проводит свою деятельность совершенно официально, он является членом Межсоборного Присутствия - миссионерской комиссии, где полностью востребован его опыт. На все значительные мероприятия, в особенности связанные с выездом из Москвы, он берет благословение Святейшего Патриарха. Будучи у нас в Великую Субботу, Его Святейшество сам начал разговор о ближайших мероприятиях, благословения на которые спрашивал о.Сергий, обещал все благословить и эти положительные резолюции недавно были о.Сергием получены. Кроме того Святейший благословил представить подробный отчет о том, как мероприятия пройдут.» Как указывается в одной статье, «после участия в каждом таком мероприятии в Патриархию пишется подробный отчет.» (Союз Православных Хоругвеносцев)
http://www.pycckie.org/novosti/2010/novosti-100310-2.shtml
Так что невозможно сказать о бесконтрольности проповедей на концертах. Странно предполагать, что Священноначалие не знает о методах и взглядах о. Сергия, в то время как это всем давно известно.
«Тем более странной выглядит ссылка на послушание священноначалию из уст о. Сергия (Рыбко), открытого почитателя бунта, протеста и контркультуры. Вот, в одном случае он призывает своих оппонентов (т.е. православных) «быть более послушными священноначалию». А вот его ответ на сайте Армия АлисА – Питер, где о. Сергий предстает в более привычном для него образе отверженного бунтаря против церковной полноты: Я ожидал, что она (брошюра «Современная культура: сатанизм или богоискательство?».– ред.) будет запрещена к продаже во всех православных книжных лавках и распространяться, скорее всего подпольно, как «во времена рок-н-ролла и самиздата».»
-Ничего странного не вижу. О. Сергий никогда не был замешан в диссидентстве по отношению к Священноначалию. Когда он говорил о возможном запрете своей брошюры, речь шла не о запрете со стороны Священноначалия, а о запретах других священников. Насколько я понимаю, Священноначалие никогда официально не осуждало «рок-музыку», просто одно время в Православной среде было такое ходячее мнение. Пойти против ходячего мнения или против распоряжений Священноначалия-это разные вещи.
«О.А. Кураев также призывает к послушанию иерархии всех, но только не себя. Вот его слова о фестивале «Рок к Небу»: Тот концерт в Петербурге был несомненным юродством (то есть нарушением устоявшихся правил благочиния). Но юродство бывает «Христа ради», а бывает «себя ради». Почти год мы ждали ответа на этот вопрос: что же мы такое сотворили на святках — схулиганили или все же сотворили церковное дело?»
-Ситуацию хотелось бы уточнить. Действительно, это мероприятие не было предварительно благословлено в Патриархии или высшем руководстве Санкт-Петербургской епархии. Но, с другой стороны, о. Андрей не был инициатором. Вот его слова: «И в Петербург я ехал уже не как инициатор, а «за послушание», откликаясь на просьбу, исходившую от людей, несущих вполне официальное церковное служение.» Впоследствии: «Петербургская епархия не отказалась от своего отцовства этого детища»
http://www.o-d.ru/resources/journal/rockkuraev/
Видимо, концерт был организован отделом епархии по делам молодежи. А вот такова, по словам о. Андрея, была оценка Патриархии: «Во-первых, Патриарх сказал, что церковная проповедь может и должна звучать и в концертных залах, и на спортивных площадках. Во-вторых, Петербургская епархия была презентована именно как организатор рок-концерта. И, наконец, все свои немногие церковные награды (и орден Сергия Радонежского в феврале, и эту премию сейчас) я получил после той рок-проповеди, а не до нее.» (подготовил Сергей Громов)
http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg392003/Polosy/art2_3.htm
«В заключение приведем впечатления после одной концертной «проповеди»: Потом вышел знаменитый своими выступлениями на байкфестах, игумен Сергий Рыбко с приветственным словом… думаю, его речь не достигает цели быть услышанной и заставить человека задуматься о своей жизни… Да и как-то она звучала не на развитие, а на оставайтесь такими какие вы есть… Речь была а-ля: «Хорошо, что вы неформалы. Я и сам неформал. Оставайтесь такими же неформалами»… Скажут, что прикольный поп – отжег, но заставит ли задуматься эта речь, не думаю. Просто посмеются: «Посмотри, даже поп нас одобряет. Ай, какие молодцы»».
-Да, есть такие впечатления. Но есть и такие: «И Владыка Ириней не мог уехать с Фестивального причала Днепропетровска, потому как за благословением подходили все новые и новые ребята.»(Из статьи о. Евгения Максименко)
http://www.otechestvo.org.ua/main/20092/2822.htm
А по поводу указанного высказывания приведу отзыв Галины Александровой: «Это неправда. Я была на всех проповедях, и они никогда не имеют смысла "оставайтесь такими как есть". Они в очень ненавязчивой форме призывают задуматься о Боге, об истинных ценностях. Да, бросить музыку он не призывает. Однако проповедь вовсе к этому не сводится. Он говорит, что последовательный рокер обязательно придет и к Христианству. Но это лишь одна из мыслей. Батюшка часто рассказывает притчи, интересные случаи из церковной жизни. Предлагает начать с того, чтобы быть хорошими людьми, честными мужьями и женами.»
В заключение скажу, что не ставил цель непременно защитить миссионерство на рок-концертах. Об эффективности/неэффективности данного метода должно судить Священноначалие. Моей целью было защитить о. Сергия и всех тех людей, кто имеет отличные от критиков оценки «рок-музыки» Лично мое мнение такое: я не знаю, насколько действенна и целесообразна именно такая форма деятельности ,как проповедь на концертах. Нельзя допускать бездумного копирования этого опыта. Но у меня складывается впечатление, что борьба с рок-миссионерством является просто формой борьбы с разномыслием по поводу «рок-музыки». Здесь мое мнение однозначно-мнение о всецелой недопустимости рок-музыки является частным мнением критиков и не должно преподноситься как часть Предания Церкви. Нет никакой возможности найти некие всеобщие и неотъемлемые греховные признаки «рок-музыки», которая настолько разнообразна, что сам термин является неким «зонтичным» понятием. Хотелось бы процитировать слова о. Божидара Главева, который хорошо знаком авторам Антимодернизма: «Целостную оценку я избегаю давать. Потому что действительно есть очень много людей, которые все еще слушают рок-музыку из-за ее изначального бунта против социальной несправедливости. Если бы она осталась на этом этапе своего развития, то могла бы сыграть некоторую положительную роль. Но неправильно, чтобы человек оставался зацементированным в рок-музыке, это нехорошо. Рок крайне недостаточен для развития и осуществления личных поисков современного человека.»
Если бы критики стали на такие же позиции, это был бы идеальный вариант.
Безусловно, если критики имели бы претензии к рок-миссионерству на основании канонов, а не личного неприятия «рок-музыки», тогда обвинения в модернизме были бы вескими. Но до сих пор не видел от критиков ссылки на конкретные каноны, которые нарушили бы рок-миссионеры. Безусловно, оценки могут быть весьма различными, и они должны выслушиваться, но зачем возводить обвинения в модернизме на человека лишь за то, что он не согласен с критиками в оценке «рок-музыки» и соответственно тому ведет свою миссионерскую деятельность? Ведь большинство обвинений сводятся именно к этому.
Еще раз скажу, что с большим уважением отношусь к сайту Антимодернизм и лично Роману Вершилло. У меня нет намерения «вставлять палки в колеса» их деятельности. Я вполне разделяю опасения по поводу экспансии адогматизма, аморализма и экуменизма. Но не хотелось бы, чтобы мы впадали в другую крайность-ревность не по разуму. Приведу слова о. Серафима(Роуза): «А искушение «справа» даже еще более опасно, чем «слева». «Чрезмерное воздержание вреднее насыщения, потому что посредством покаяния от последнего можно перейти к правильному пониманию, а от первого - нет» (то есть потому, что гордость своей «добродетельностью» стоит поперек пути покаянного смирения, которое и может послужить делу спасения). Прилагая это учение к нашим условиям, мы можем сказать, что «царский путь» Истинного Православия сегодня - это середина между крайностями экуменизма и реформации с одной стороны, и «ревностью не по разуму» - с другой. Истинное Православие не идет «в ногу со временем» с одной стороны, но в то же время не делает «строгость», или «правильность», или «каноничность» (хорошие сами по себе понятия) извинением фарисейского самодовольства, исключительности или недоверия.»(ЦАРСКИЙ ПУТЬ. Истинное православие в век апостасии. «Православное слово» ном. 70 Калифорния 1976 г.)
Нет, я совсем не хочу ни в чем обвинять критиков рока, просто хотелось бы напомнить об этом. Если был резок, чем-то задел, то прошу прощения.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |