-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Семан_Ференц

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.02.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 39




 

 


 Украинский и венгерский живописец, авангардист, мастер натюрморта и психологического портрета. В 1953 - 1958 учился в Ужгородском художественном училище, в 1958 - 1960 - в Таллиннском художественном институте. Один из талантливейших учеников А. Эрдели и Ф. Манайло. Дружил с С. Параджановым. В 1960-х по приглашению Т. Яблонской находился в творческой группе, работавшей в Седневе. Принадлежал к художественному андеграунду "шестидесятников" Первая персональная выставка состоялась в 1990. Жил и работал в Ужгороде.        

 

 

 

  Семан Ференц - РЕКВИЕМ (ПАМЯТИ СЕРГЕЯ ПАРАДЖАНОВА) масло холст 150x140  (1990)



 (638x699, 167Kb)

Сергей Параджанов: Цвет граната

Его жизнь и судьба сами по себе достойны быть представленными на экране. Даже если отбросить все небылицы, которые сам Параджанов с удовольствием рассказывал о себе самом, документально подтвержденных фактов его биографии хватило бы на десять самых удивительных жизней. Он произошел из лона одного из самых уважаемых семейств старого Тифлиса, он был учеником одного из создателей искусства кино Александра Довженко, он не раз сидел в тюрьме, его фильмы отвергала массовая публика и награждали самые престижные кинофестивали мира. Он коллекционировал драгоценности и иконы, а из подручного материала на зоне создавал удивительные коллажи и аппликации, которые становились предметом коллекционирования самых известных людей планеты.

Сергей Параджанов был человеком не от мира сего. Его бурную творческую натуру можно сравнить только с харизмой Сальвадора Дали — оба они были прирожденными шоуменами, которые преобразовали не только искусство, но, в первую очередь, мир вокруг себя. Эпатаж и провокация были не только художественными приемами Параджанова, но и его жизненными принципами. Фильмы Параджанова до сих пор не попадают под какие-либо определения или «измы». Если авторскому стилю Андрея Тарковского, пусть и безуспешно, пытаются подражать новые и новые поколения режиссеров, то подражать или хотя бы скопировать кино Параджанова практически невозможно: оно не просто сверхоригинально, оно во многом выходит за рамки того, что мы привыкли называть «кинематографом».


Еще более удивительно то, что рождение Автора в Параджанове произошло не сразу. Его первые фильмы, снятые на Киевской киностудии, были настолько посредственными, что Параджанова считали режиссером даже не второй, а третьей категории. И вот на излете хрущевской оттепели на экране появились «Тени забытых предков», которые стали рождением нового гениального художника кино. Сергею Параджанову, может быть, единственному удалось перерасти рамки профессии режиссера. Свои фильмы он творил именно как Художник, и только с живописными полотнами можно сравнить «Цвет граната», «Легенду о Сурамской крепости» и «Ашик-Кериба». Другой великий живописец от кино, Питер Гринуэй давно объявил о смерти кинематографа как искусства. В картинах Параджанова привычное нам киноискусство умирало каждый раз, чтобы возродиться в совсем ином качестве, на совершенно другом витке существования. В этом смысле ленты Сергея Параджанова стали высшим проявлением личности автора в искусстве.

Авторский мир фильмов Сергея Параджанова состоит из богатейшей художественной культуры сразу нескольких народов — армянского, грузинского, украинского, азербайджанского. Из традиционной этнографии с фольклором Параджанов извлекал удивительные вещи. Фантазии Параджанова мог бы позавидовать сам создатель «Тысяча и одной ночи». Его волшебное искусство настолько отличалось (и отличается) от повседневной действительности, что, в отличие от того же Тарковского, Параджанов до конца не познан и по сей день. Недаром в конце 1980-х его фамилию занесли в список двадцати режиссеров-надежд ХХI века. Современные исследователи утверждают, что его кино принадлежит именно нашей, компьютерной реальности. В том, что гений Параджанова намного опередил свое время, нет никакого сомнения.






 


СЕМАН ФЕРЕНЦ (Йочи) - "ПОСТИРАННЫЙ ПИДЖАК Л. БРЕЖНЕВА" масло холст 130x120 (1990г)

Пятница, 06 Марта 2009 г. 15:54 + в цитатник

 (622x698, 140Kb)

Рубрики:  Семан Ференц


Понравилось: 13 пользователям

Семан Ференц - Перестройка, масло холст 130x150 1990

Пятница, 06 Марта 2009 г. 15:53 + в цитатник

 (576x699, 162Kb)

Рубрики:  Семан Ференц

Семан Ференц - Автопортрет, масло холст 69x69 1990

Пятница, 06 Марта 2009 г. 15:52 + в цитатник

 (695x699, 186Kb)

Рубрики:  Семан Ференц

Семан Ференц - Автопорттрет масло холст 49x52 (1990)

Пятница, 06 Марта 2009 г. 15:51 + в цитатник

Рубрики:  Семан Ференц

Семан Ференц - Старушка темпера холст 120x69 (1986)

Пятница, 06 Марта 2009 г. 15:49 + в цитатник

 (395x699, 128Kb)

Рубрики:  Семан Ференц

Семан Ференц - Полевые цветы масло холст 70x55 (1990)

Пятница, 06 Марта 2009 г. 15:47 + в цитатник

 (550x699, 123Kb)

Рубрики:  Семан Ференц

В поединке с судьбой

Пятница, 06 Марта 2009 г. 15:47 + в цитатник

Выставка ужгородского живописца Ференца Семана (1937—2004), экспонирующаяся в музее «Духовные сокровища Украины», является не только подарком киевлянам, но и внесением имени Семана в анналы истории современного искусства Украины. Выставку, без преувеличения, можно воспринимать как открытие нового имени. До сих пор творчество Ференца Семана было локализировано на региональном уровне по целому ряду драматических обстоятельств в судьбе авангардного художника.

Ференц Семан (творческое имя — Йочи (Ohsi) , в переводе с венгерского — младший брат), украинец по гражданству, венгр по происхождению, всю жизнь прожил в Ужгороде. Именно здесь в 1953—1958 годах он прошел профессиональную военную подготовку у корифеев колоризма Закарпатья — А.Эрдели и Ф.Манайла. Адальберт Эрдели был в восторге от неудержимой фантазии ученика, от его неординарного воображения и колористической натуры. Академик Татьяна Яблонская, в 60-х годах писавшая Закарпатье, поддержала талантливого юношу — пригласила в творческую группу в Седнив (художественный центр) и на Первую республиканскую выставку молодых художников в Киеве в 1966 г. Йочи поражает коллег и учителей знаниями европейского авангардизма — через Ужгород 60-х годов в Украину «транспортировалась» европейскость.

А дальше... пропасть, тьма. Сестра Ференца не вернулась из зарубежной поездки, и семья попадает в список неблагонадежных. К тому же это были 70-е годы — время духовных притеснений, запретов, арестов, человеческих трагедий. Замалчивание имени талантливого Ф.Семана растянулось на четверть века — на всю его творческую жизнь, вплоть до выставки в Будапеште (1990 г.). Ичи был обречен на андеграунд. Принудительная изоляция художника от нормального художественного процесса была жестким испытанием личности, но 25 лет жизни Семана, исполненных страданиями, прошли не в сумерках, а в мужественном поединке с судьбой — в творении экспрессивного живописного мира. В нем есть деформации, излом, кричащая открытость красок и эмоций. Есть сила колориста, который в цвете преодолевает отчаяние и повторяет за Марком Шагалом: «Я ощутил, что мир стоит вверх ногами».

Двадцать пять лет художник с украденной у него судьбой жил в Ужгороде и, как писала Л.Бексий, «...пил кофе, ходил по узеньким улочкам, рисовал, но не мог попасть на официальные выставки из-за своего нонконформизма...» В 90-х годах открылся «континент» живописи по имени Йочи.

С удивлением и благодарностью на выставках 1990, 1992, 1993 и 1996 годов зрители осознают масштаб мастерства Ф.Семана. Поражает жанровое и тематическое разнообразие полотен, стилистический калейдоскоп — весь «живописный вертеп», живущий на весах трагедийности и шутки, отчасти даже фола. Ференц Семан — мастер психологических портретов, написанных в духе экспрессивного колоризма по типу Оскара Кокошки или Хаима Сутина. Поражает конструктивная выстроенность натюрмортов и философичность метафорических композиций. Особое место в творчестве Семана занимает фольклорная тема — органичная для художников Закарпатья. Фольклорные исследования Ичи начались на уроках Ф.Манайла и в совместных с Сергеем Параджановым путешествиях по Карпатам. В 60-х годах «фольклоризм» был интеллектуальным сопротивлением уничтожению национального в Украине. Ференца Семана также можно отнести к генерации украинских абстракционистов 60—70-х годов: К.Звиринскому, В.Ламаху, Г.Гавриленко, О.Дубовику. Именно они закладывали основы «художественного бунта», разразившегося в творчестве модернистов 90-х годов ХХ ст.

Если не опасаетесь выйти за пределы серого единообразия и ожогов души, путешествуйте по мирам Йочи, по дорогам, оставленным его кистью. Это наследие того, кто не искал рационального пути к успеху. Как интуитивист и модернист, он видел «духовным зрением» и бросался напрямик за фата-морганой. Это была жизнь на весах, на огне и ветрах дискомфорта в быту, и счастье, добытое в живописи. Но... его творчеству угрожали забвение и распыление, если бы не друзья, сохранившие большую часть работ за рубежом, и квартиры ужгородской интеллигенции, — они сохранили наследие художника, на котором лежала печать беды и богемного беспорядка.

На данный момент значительными являются коллекции находящиеся в частных экспозициях за рубежом, где творчество Ф.Семана представлено от самых ранних холстов и до работ последнего периода жизни. Усилиями его друзей  и при  поддержке единомышленников-благодетелей издан альбом «Ференц Семан. Живопись как автобиография». Культура меценатства и человечность тех, кто поддерживал Ф.Семана в беде, сегодня дарит художественной общественности , зрителям, творческой молодежи имя незаурядного экспрессиониста Йочи, выставку его произведений и книгу творческой жизни.

 

Рубрики:  Семан Ференц

Семан Ференц - Автопортрет, акварель 31x47 1990

Пятница, 06 Марта 2009 г. 15:44 + в цитатник

 (497x698, 107Kb)

Рубрики:  Семан Ференц

Семан Ференц - Портрет матери, масло картон 36x49 1958

Пятница, 06 Марта 2009 г. 15:42 + в цитатник

 (518x699, 91Kb)


Семан Ференц - Автопортрет, картон масло 36x49 1955

Пятница, 06 Марта 2009 г. 15:41 + в цитатник

 (525x700, 575Kb)

Рубрики:  Семан Ференц

Семан Ференц - Портрет Друга Д... , масло холст 72x57 1990

Пятница, 06 Марта 2009 г. 15:40 + в цитатник

 (525x700, 29Kb)

 

Рубрики:  Семан Ференц

Семан Ференц - Незнакомка в красном, масло холст 72x57 1990

Пятница, 06 Марта 2009 г. 15:38 + в цитатник

 (699x551, 138Kb)

Рубрики:  Семан Ференц

.

Пятница, 06 Марта 2009 г. 14:20 + в цитатник




 

1236255270_libro (699x502, 143Kb)

 (699x521, 121Kb)

 (699x523, 124Kb)

.

Рубрики:  Семан Ференц

Семан Ференц - Голландская акварель, цветы 3 31x45

Пятница, 06 Марта 2009 г. 14:16 + в цитатник

 (515x699, 130Kb)

.

Рубрики:  Семан Ференц

Семан Ференц - Голландская акварель, цветы 2 31x45

Пятница, 06 Марта 2009 г. 14:15 + в цитатник

 (541x699, 144Kb)

.

Рубрики:  Семан Ференц

Семан Ференц - Голландская акварель, цветы 31x45

Пятница, 06 Марта 2009 г. 14:13 + в цитатник

 (529x699, 97Kb)

.

Рубрики:  Семан Ференц

Семан Ференц - Собор, акварель (1990)

Пятница, 06 Марта 2009 г. 14:10 + в цитатник

 (700x525, 133Kb)

.

Рубрики:  Семан Ференц

Метки:  

.

Пятница, 06 Марта 2009 г. 14:06 + в цитатник

 (699x421, 141Kb)

 (699x416, 131Kb)

Рубрики:  Семан Ференц


Понравилось: 1 пользователю

Поиск сообщений в Семан_Ференц
Страницы: [1] Календарь