-Метки

Лирическое ПЧелки авторская песня авторские работы ангелы астрология блоги боль весна видео вокруг света времена года гадание гадания головоломки и игры гороскоп дети джаз для размышления... дружба друзья душа женщины живопись жизнь здоровье зима инструментальная музыка искусство история календарь картинки картины кинофильм классика классическая музыка легенда лиру литература любимое любовь магия мне показалось это интересным мои работы молитва москва мудрое мудрость поколений мудрые мысли о ... музыка музыка кино натюрморты нежность новый год нумерология о любви объявления он и она осень открытки отношения память пейзажи персона персоны питер плэйкаст пожелание поздравление поздравления полезное полезные советы праздники предсказания приметы и суеверия природа притчи психология развлекалочка рассказ рекомендую ... религиозное рецепты рисунки рождество романс сайты ситуация сказки ссылки стихи тест фотографии фотонатюрморты художник художники цветы цитаты чувства юморинка

 -Рубрики

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в _Музыка_Души_

 -Я - фотограф

Пейзажи Михаила Иваненко

… И озеро тайком грустило. Тенистый брег ему внимал, и воды кругом обнимал…Сказка в лучах дневного светаВ гостях у маленького озераВ объятьях тишиныВечер у мостикаКолыбель солнцаКраешек той Земли, что навсегда с тобойНа краю осениНаедине

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.08.2008
Записей: 2291
Комментариев: 7098
Написано: 16538


Легенды о Москве

Воскресенье, 17 Мая 2009 г. 19:32 + в цитатник
Цитата сообщения -KRASOTA-

 (697x235, 24Kb)
Все мировые исторические столицы, основание которых скрыто во тьме веков, имеют легенды о своем возникновении. Существуют легенды и о начале Москвы.
Первое письменное упоминание о Москве содержится в летописи и относится к 1147 году. Этот год условно считается датой ее основания. Хотя очевидно, что Москва в то время уже существовала и была поселением, достаточно крупным и значительным.
Летопись сообщает, что в 1147 году суздальский князь Юрий Владимирович, по прозвищу Долгорукий, впоследствии ставший Великим князем, возвращаясь из удачного похода на Новгород, сделал остановку на берегу Москвы-реки и послал оттуда своему родственнику и союзнику князю Святославу грамоту, в которой было написано: "Приди ко мне, брате, в Москов", а когда Святослав прибыл со своей дружиной,то устроил для них "обед силен".
Москва тем и стала сильною и опередила других, что постоянно и неуклонно звала к себе разрозненные русские земли на честный пир народного единства и крепкого государственного союза".
В XVI веке, когда Москва уже была столицей сильного и обширного Российского государства, ее стали воспринимать как духовную наследницу двух великих христианских столиц-Рима и Константинополя. Москву начали называть "третьим Римом, добавляя: "а четвертому - не бывать!"


На Руси были хорошо известны легенды о знамениях, бывших при основании Рима и Константинополя. При закладке городской стены Рима нашли человеческую голову, что предвещало ему быть головой многим городам. Когда начали строить Константинополь, то из горы выполз змей, а с неба слетел орел - и они стали сражаться. Это предвещало, что быть Константинополю царем среди городов, как орел - царь среди птиц, и сражаться с врагами.С возвышением Москвы образованные москвичи занялись изысканиями и обработкой бытовавших в народе легенд о ее основании. В XVII веке появились сразу четыре повести неизвестных авторов, посвященные основанию Москвы. И.Е. Забелин писал: "Они вносили в свои повести ходившие в народе предания и несомненные остатки уже забытых песенных былин".
В одной из повестей основателем Москвы назван некий князь Данило Иванович -лицо вымышленное. (Вероятно, автор назвал его по ассоциации с московским князем Даниилом - сыном Александра Невского. При Данииле Москва стала столицей удельного княжества.)Поехал великий князь Данило Иванович "изыскать место, где ему создати град престольный к великому княжению своему". Оказался князь в темном, непроходимом лесу, и было в том лесу топкое болото. Вдруг посреди болота Данило Иванович увидел пестрого зверя "превелика и пречудна, троеглава и красна зело".Князь спросил у сопровождавшего его ученого грека Василия: "Что значит это видение?"Ученый грек ответил: "Великий княже! Будет построен на этом месте град треугольный, превеликий, пречудный и прекрасный. А пестрота зверя означает, что будут жить в том городе люди разных племен".И князь Данило Иванович заложил на том месте город и назвал его Москва.

Другая повесть об основании Москвы своей краткостью напоминает летописную запись. В ней рассказывается об основании Москвы Вещим Олегом "При княжении своем Олег прийде на Москву-реку, в нее же текут Неглинна да Яуза, и поставил тут град и нарече Москва". Автор домыслил летописное свидетельство о том, что Олег был основателем "городов многих", - и назвал среди них Москву.
Утверждение это чисто легендарное, но то, что Москва во времена Олега уже существовала как поселение, подтверждается археологическими данными: на ее территории были найдены украшения и монеты IX-X веков.
Автор третьей повести, самой пространной, создает напряженный, драматичный сюжет. Повесть называется "О зачале Москвы и князе Даниле Суздальском", она известна во многих списках и была популярна в качестве занимательного чтения в XVIII и даже в XIX веках.Основателем Москвы в этой повести назван князь Владимирский Андрей Александрович. Его историческим прототипом скорее всего был сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский.
В повести рассказывается, что у князя Андрея был брат-князь Суздальский Данило Александрович. Прослышал князь Данило, что в лесной стороне, на берегу Москвы-реки, живет богатый боярин Кучко и есть у него два сына, лучше которых нету во всей Русской земле.Автор повести в соответствии с терминологией XVII века называет Кучка боярином, тогда как на самом деле он был вождем какого-то местного славянского или угро-финского племени. Историчность Кучка отчасти подтверждается до сих пор сохранившимся в Москве названием "Кучково поле" (территория в районе Чистых прудов и Сретенского бульвара).
Князь Данило Александрович вытребовал молодых Кучковичей у их отца и взял к себе на службу: одного сделал стольником, другого - чашником.Красивые юноши приглянулись распутной Даниловой жене Улите. Княгиня вступила с ними в любовную связь и подбила на убийство своего мужа.Во время охоты Кучковичи заманили князя Данилу в чащу и "начали убивать" . Но довести злое дело до конца не смогли: конь князя унес своего раненого хозяина. Убийцы пустились в погоню. Князь, оставив коня, пешим скрылся в лесу, и преследователи потеряли его из виду.Прибежал Данило Александрович к перевозу через Оку и хотел переправиться на другую сторону, чтобы вернее уйти от погони.

Денег у него не было, и он предложил перевозчику в уплату свой золотой перстень.Перевозчик, не узнавши князя, сказал: "Люди-то нынче лихие, обманчивые. Иного перевезешь за реку, а он уйдет, не заплатив перевозного. Положи-ка перстень на весло, а уж потом садись в лодку". И он протянул весло князю.Данило Александрович исполнил требуемое, но перевозчик, завладев перстнем, тут же отпихнулся от берега и уплыл.Опасаясь, что убийцы настигнут его, князь Данило снова бежал в лес. Тем временем "уже к вечеру лучилось, к темной ночи осенней приближалось". Страдая от ран, измученный усталостью князь набрел в лесу на "срубец" - бревенчатую могилу, в которой лежал покойник, и, забыв страх от мертвого, залез в этот срубец, лег и уснул.Темная осенняя ночь, лесная чаща, близость покойника - все это характерные элементы литературного жанра, получившего впоследствии название "готического".
Меж тем молодые Кучковичи вернулись кУлите "в печали, во скорби великой, что упустили князя Данила жива". Испуганные Кучковичи сказали княгине: "Уйдет теперь князь Данило во Владимир, к своему брату князю Андрею Александровичу, явятся они сюда оба с сильной дружиной, и быть нам тогда лютой смертью казненным, а тебе, княгиня, в землю по плечи живою закопанной".Стала Улита думать, как отыскать и погубить князя Данилу - и надумала.Был у Данилы Александровича любимый пес .Когда-то говорил князь жене: "Если захватят меня в бою и уведут в полон, или буду я ранен и останусь лежать среди убитых, или убьют, и от кровавых ран образ мой так переиначится, что нельзя будет узнать, и не найдут моего тела, то позовите любимого моего пса, он сыщет меня, и опознает, и даже мертвому мне будет радоваться и руки мои лизать".Позвала Улита любимого мужнина пса и дала его Кучковичам (Автор повести восклицает. "Какая кровожадная львица, какая свирепая медведиха может содеять такое!")Кучковичи доехали до места, где был давеча ранен князь - и пустили пса по следу.Взяв след, пес быстро отыскал срубец, сунул туда голову и, найдя хозяина, стал ему "радоваться ласково".

Подоспевшие Кучковичи увидели пса, "радующеся и хвостом машуще", подняли крышку срубца - и добили князя.Оставив тело в том же срубце, они вернулись домой, уверенные, что надежно схоронили свою тайну.Но все тайное становится явным. Дошла весть о "злоубивствии" до брата князя Данилы - князя Владимирского Андрея Александровича, и он с большой дружиной поспешил в Суздаль.Узнав об этом, Кучковичи бежали из Суздаля и укрылись у своего отца-боярина Кучка.Князь Андрей предал смерти княгиню Улиту и отправился в поход, чтобы найти и покарать убийц своего брата. К его дружине присоединились многие суздальцы, желавшие отомстить за своего князя.Княжеское войско вступило на землю Кучка. Против сильного войска "немного возмог Кучко боярин боем биться". Он был захвачен и казнен вместе с сыновьями.Князь Андрей в гневе хотел немедля сжечь огнем села и слободы Кучка, но отложил до утра. Аугром, встав ото сна, посмотрел окрест - и "вложил Бог в сердце князю Андрею мысль" построить тут город.
Созвал князь со всех концов Русской земли умелых мастеров-строителей: и суздальцев, и владимирцев, и ростовцев, и многих других. Возвели они над Москвой-рекой "все градное устроение" - стены и башни, дома и храмы."И оттоле начал именоваться и прославился град тот Москва" - так заканчивает автор свою повесть.
Четвертая повесть об основании Москвы - самая известная. В ней в соответствии с исторической традицией основателем Москвы назван Юрий Долгорукий.Ехал князь Юрий Владимирович через Русские земли и "прииде на место, идеже ныне царствующий град Москва".Место это принадлежало Стефану Ивановичу Кучке, который, чувствуя себя полноправным хозяином, "возгордился зело" и не оказал великому князю подобающих почестей.

Оскорбленный князь приказал "боярина оного ухватити и смерти придати".Затем князь Юрий взошел на высокую гору, "и обозрев с нея очами своими семо и овамо по обе страны Москвы-реки и за Неглинною и возлюбил селы оны, и повелел на месте том вскоре сделати мал древян град и прозвал его званием Москва-град по имени реки, текущей под ним".Эти точные и звучные слова стали классическими, с них теперь начинается едва ли не всякая книга по истории Москвы.

Рубрики:  интересные истории
сказки, легенды, сказания, притчи
Москва и ее окрестности: история и архитектура
мне показалось это интересным
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку