Итак, мы подошли к самому сложному в понимании восьмеричного пути, где в основу бытового поведения Будда закладывает морально-этический кодекс, соблюдение которого возможно только при
абсолютной бдительности ума. Что же это такое? Седьмой пункт восьмеричного пути говорит о правильном внимании (или активном, бдительном уме). Этот пункт учения является центральным, поскольку соблюдение всего остального невозможно при отсутствии тотальной бдительности ума. Обычный человеческий ум, постоянно возбуждаемый разного рода мыслями, эмоциями и желаниями, не в состоянии отслеживать все, что входит в него и выходит в форме мыслей, речи или действий. В большинстве случаев наше восприятие окружающей реальности и отклики на него носят стереотипный характер, а потому уследить за тем, что можно, а что нельзя, что полезно, а что вредно, попросту невозможно. Будда говорит:
Беспокойный переменчивый ум трудно защитить, трудно контролировать - мудрый человек приводит его в порядок, как мастер выправляет трубу.
Трудно контролировать ум, ибо он хитер, подвижен, парит везде, где пожелает, но контроль над ним является благом; контролируемый ум является проводником счастья.
Контролировать ум - дело довольно хлопотное, однако это является необходимым условием для достижения важнейших промежуточных этапов Сознательной Эволюции, а именно - для выхода сознания в Высшие Сферы и для последующего раскрытия психического существа (души). Наиболее эффективный способ контроля заключается в постоянном наблюдении возникающих в уме мыслей и эмоций. Не надо никакой борьбы с ними - просто беспристрастное (незаинтересованное) наблюдение. Только при этом условии обеспечивается тотальная бдительность ума и правильное (истинное) понимание всего происходящего как во внешнем мире, так и в собственном сознании. Такой способ работы Шри Ауробиндо, великий ученый и практик-эволюционист двадцатого столетия, называет активной медитацией.
С помощью практики активной медитации постепенно удается приучить сознание к функционированию в настоящем моменте времени, не позволяя ему «гулять» в абстрактных высях, в прошлом или в будущем. Со временем активная медитация становится единственной, абсолютно эффективной, безусильной формой контроля за деятельностью ума и отпадает всякая необходимость помнить все разрешения и запреты морально-этического толка. Более того, именно посредством активной медитации устанавливается первичный контакт с нисходящей Эволюционной Энергией, которая подготавливает и непосредственно осуществляет акт истинного просветления - раскрытия психического существа (души).
Вот так - не больше и не меньше: при этом предполагается, что ум направлен на доброе. А вот откуда это следует, великие практики умалчивают, что есть довольно опасное хождению по лезвию бритвы: ум перестаёт различать добро и зло и на обе ипостаси бытия отвечает равнодушием.
Осталось поговорить о том, что понимает под медитацией или правильным сосредоточением сам Будда. Поговорить именно с позиций знания механизма Сознательной Эволюции и ее этапов. А мы не спешим?