-Я - фотограф

Тихвин и Старая Ладога


0 фотографий

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Оптина_Пустынь

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 5) Вопросы_Батюшке День_Победы Книжный_БУМ Да_Бог_с_Вами Клуб_Фотопутешествий
Читатель сообществ (Всего в списке: 3) -Empire_of_the_Criticism- pravoslavie World_of_Creation

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.05.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 947





Прп. Макарий (Глухарев) о музыке и миссии

Воскресенье, 11 Июля 2010 г. 16:27 + в цитатник

Мысли о способах к успешнейшему распространению Христианской веры между Евреями, Магометанами и язычниками в Российской державе, XXIV

"Кажется мне, что воспитанники Миссионерской образовательной общины, по крайней мере некоторые, с пользою для себя и самой службы Миссионерской учились бы музыке и живописи. Миссионер, как и всякий человек, может быть в таком состоянии по душе, в котором музыка благоприятно содействовала бы успокоению мятущихся мыслей его и услаждению горести, часто неизъяснимой, ни с кем не разделяемой, ни кем не постижимой. Кроме того, миссионер может иметь в своем доме собрания новокрещенных; в этих дружеских простых беседах он может петь для них священный гимн и пение сопровождать звуками мусикийскаго орудия. Музыка удивительным образом помогает в смягчении жестоких сердец и грубых нравов. Но известно, как у нас музыка обезображена и унижена такими сочинениями, которые чешут слух и производят зуд чувственных удовольствий, а духа не возбуждают, не возносят его к Невидимому... к вечной, чистейшей любви, неизъяснимой в своих путях, искушениях и утешениях. Кажется мне, что инструменты, приличнейшие миссионеру, суть гусли, фортепиано, гитара, арфа. Нет ли еще такого инструмента, на котором он, живя в небольшой веси, мог бы по вечерам, стоя у походной церкви своей, играть молитву Господню во услышание всего православного мира? Он в те минуты всех возбуждал бы к молитве; сии минуты сделались бы для некоторых священными; в сии минуты кто-нибудь перестал бы ссориться и, может быть, примирился бы с своим соседом; кто-нибудь сквернословил бы и вдруг умолк бы, подумав: прости мне, Господи. Кто-нибудь злобился бы в душе своей на обидящаго и вдруг, услышав знакомые звуки, вспомнил бы слова молитвы: "Остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должникам нашим", перекрестился бы и подумал бы: прости ему, Господи, а я прощаю, прости нас, Господи! В сии минуты, может быть, хозяин какой-нибудь призвал бы все семейство к вечернему молитвословию; может быть, кто-нибудь захотел бы выпить лишнюю чарку и воздержался бы; может быть, кто-нибудь шел бы на дурные дела и воротился бы; может быть, двое шли бы на доброе, шли бы оба вместе, но один из них, услышав молитву, побежал бы скорее другого и прежде сделал бы доброе дело; может быть, кто-нибудь имел бы печаль на душе, но, услышав молитву, вспомнил бы слова Спасителя: "Отче наш, да будет воля Твоя!" и утешился бы. Но как в Миссионерском Институте были бы запрещены песни, сочиненные в честь бесчестных страстей, и все, под чем обыкновенно пляшут, — так не имели бы места в нем и соблазнительные картинки... Зато было бы собрано, что только есть в Европе лучшее из произведений духовной музыки, разные в разных церквах любимые песни духовные, песни патриотические и героические, опыты искусственной музыки в подражании природе физической и т. д. Впрочем во время Богослужения в церкви не пели бы концертов по-италиански, а причастны по простой церковной ноте и что положено на подобны".


Метки:  


Процитировано 3 раз
Понравилось: 1 пользователю

Оптина Пустынь и «политтехнологи»

Понедельник, 05 Июля 2010 г. 11:46 + в цитатник

Оптина Пустынь и «политтехнологи»

Статья публикуется с небольшими сокращениями

Виктор Саулкин, Русская народная линия
Проблемы церковной жизни / 25.06.2010


От редакции: Мы предлагаем читателю распечатку записи беседы на радио «Радонеж» с обозревателем, иконописцем Виктором Александровичем Саулкиным. Передача вышла в эфир почти два месяца назад, но в связи с последними событиями вокруг публикации подпольной записи выступления Патриарха Кирилла в Оптиной пустыни неожиданно стала актуальной.

Вопрос: Виктор Александрович, в последнее время в некоторых СМИ появился ряд материалов, в которых очень критично отзываются о современной Оптиной Пустыни. Один из таких материалов подписан автором «Виктор Оптинский». Вы много лет бываете в Оптиной, сопровождаете паломников от паломнической службы «Радонеж», посвящали передачи Оптиной Пустыни. Как Вы могли бы оценить достоверность подобных критических отзывов о современной жизни монастыря?

В. С. Действительно, в последнее время появилось много подобных материалов в СМИ, и они явно исходят из одного источника. Признаюсь, я не удивлен полетом творческой фантазии этих журналистов. После информационной компании, развязанной против Боголюбова, многие предсказывали, что следующей попыткой выставить православные монастыри «оплотами мракобесия» станет клеветническая компания на Оптину Пустынь. Не трудно догадаться, кто стоит за подобными публикациями. Поверьте, никому из тех, кто бывает в Оптиной, кто с благоговением относится к памяти преподобных старцев, никогда бы не пришло в голову подписываться таким псевдонимом: «Виктор Оптинский». Оптинский для православных - это преподобный батюшка Амвросий, оптинские для нас преподобные старцы, чьи мощи почивают в святой обители, а не какой-то бесфамильный журналист. Это даже не дерзость со стороны автора статьи, а обыкновенная наглость и к тому же невероятная глупость. Ясно, кто пишет подобные статьи, кто способен так подписывать свои материалы. Не один православный человек никогда такого бы себе не позволил.

Вопрос. Но почему именно Оптина стала объектом этой травли?

В.С. Нетрудно догадаться. Ведь Свято-Введенская Оптина Пустынь - второй монастырь, который вернули Церкви. Первым отдали Свято-Даниловский монастырь в Москве. Обе обители стали возрождаться из руин и невероятного запустения. Я думаю, нет необходимости напоминать о том, что в те годы для нас означало восстановление Даниловского монастыря и возвращение Церкви Оптиной пустыни. Как выглядела Оптина 20 лет назад, тому, кто сегодня приезжает в монастырь, представить невозможно.

Полуразрушенные монастырские стены. На месте Владимирского храма - ровно утоптанная земля. На месте Казанского - четыре разрушенные кирпичные стены без крыши. Пустырь, заросшие травой развалины, от могил Оптинских старцев не оставалось даже и следа. В те годы я был очевидцем, как бравый полковник-артиллерист в папахе, с чапаевскими усами, глядя на монастырскую разруху, объяснял своей семье: «Работала, вероятно, авиация...». Ни артиллерия, ни авиация по Оптиной не работали. Разрушала монастырь дикая и неутолимая ненависть богоборцев к православной святыне. С архимандритом Евлогием, который возрождал и восстанавливал Свято-Даниловский монастырь, в Оптину Пустынь прибыли несколько монахов, вынесли битые кирпичи и мусор из уцелевшей надвратной башни, отмыли полы и отслужили первую службу.

В наши дни богослужения совершаются в Введенском и Казанском соборах, во Владимирской церкви, в новом Преображенском храме. Но в Оптиной Пустыни восстановлены не только храмы. У монастыря в Воскресный день обычно стоят не меньше 20-25 автобусов и десятки машин. Паломники приезжают из Сибири, с Урала, с Украины. Оптина в современной России возродилась и стала таким же духовным центром, каким была в Российской империи, когда тысячи людей стремились попасть к оптинским старцам.

Приезжают, конечно же, и сегодня. Прежде всего, к преподобным старцам Оптинским. Приезжают к ним как к живым. Батюшке Амвросию, и всем старцам Оптинским молятся и в Австралии, и в Канаде, и на Дальнем Востоке, получая в ответ благодатную помощь. Но, приезжая в Оптину, мы приходим в родную обитель преподобных старцев. Все, кто часто бывает в Оптиной Пустыни, знают, что в Оптиной все, что происходит с тобой, происходит по благословению преподобных старцев Оптинских. Ты у них в гостях. Причем, не всегда то, что происходит, совпадает с твоими желаниями и планами. Случается, что только спустя некоторое время ты понимаешь, почему все складывалось именно так, в чем был Промысел Божий. Все, кто часто бывает в Оптиной Пустыни, могут подтвердить мои слова. Молитву Оптинских старцев, их благодатное присутствие чувствуют все, кто приезжает в монастырь. И паломники стараются вести себя, если можно так сказать, внимательно и вежливо, как гости в присутствии хозяев святой обители - преподобных старцев.

Вопрос. Виктор Александрович, когда Вы первый раз побывали в Оптиной Пустыни?

В.С. Моя жизнь с Оптиной связана с 1988 года, когда я по благословению одного из наших архиереев, написал икону святых, прославленных к 1000-летию Крещения Руси. Среди них был и преподобный Амвросий Оптинский. Надо заметить, что владыка, через своего духовного отца, был связан со старой Оптиной. По-видимому, по его молитвам и привел меня Господь в Оптину Пустынь. С тех пор особенно почитаю преподобного старца Амвросия, всех Оптинских старцев и считаю милостью Божией то, что все эти годы почти каждый месяц удается посещать Оптину. Да и деятельность общества «Радонеж» тесно связана с Оптиной. В 1989 году в Москве, а затем в Петербурге «Радонеж» организовывал две выставки «Царский архив» и «Оптина Пустынь и ее время». В Петербурге выставка, посвященная Оптиной, проходила в только что возвращенном Церкви Владимирском храме... Одно из первых мероприятий общества «Радонеж», в том же 1989 году, - вечер в клубе «Меридиан», посвященный Сергею Александровичу Нилусу. Жизнь Сергея Александровича тесно связана с Оптиной, для многих знакомство с Оптиной начиналось с его книги «На берегу Божьей реки». Почти 20 лет в Оптинском лесу располагается летний лагерь православной гимназии «Радонеж»,

Как молитвы старцев влияют на жизнь всех, кто приходит в эту святую обитель на берегу «Божьей реки», могут, конечно же, рассказать очень многие из паломников. Все знают, как Оптина связана с Русской литературой. Могилки Киреевских, находятся рядом с могилой их духовника - старца Макария. Чем была Оптина для Гоголя, Достоевского, думаю, тоже нет необходимости напоминать. Скит удалось сохранить в советское время, потому, что там располагался литературный музей. Сегодня о том, что значит Оптина в их жизни, много могли бы рассказать профессор Владимир Алексеевич Воропаев и писатель Виктор Николаев. Виктор две свои последние книги написал, почти все время находясь в Оптиной. Да и не только писатели, очень многие мои знакомые благодарят Бога, за то, что обрели для себя этот «островок Неба» на земле. И, мы все, повторю, понимаем, что в Оптину приезжаем в гости к преподобным старцам. Каждый из нас имел возможность в этом убедиться.

Тем более, это осознают современные насельники Оптиной Пустыни, и считают себя смиренными послушниками в обители преподобных старцев Оптинских, и чувствуют всю ответственность перед святыми старцами и Оптиной, куда привел их нести послушание Господь.

Конечно, я не стану утверждать, что в Оптиной все только замечательно и благостно, нет никаких проблем. Монастырь-то живой, значит идет и духовная брань, преодолеваются всевозможные искушения. Приходится решать многочисленные хозяйственные задачи. Мне, например, сегодня очень не хватает той простоты, которая была в Оптиной в первые годы. Но это, наверное, естественно. Одно дело, когда в монастыре подвизается два-три десятка иноков и послушников, приезжает два-три автобуса паломников, совсем другое, когда число братии переваливает за сотню, огромное подсобное хозяйство, монастырские подворья в Москве и Петербурге, а летом на автобусной площадке стоят по воскресным дням не меньше двадцати - двадцати пяти автобусов и десятки машин. Другие заботы, другие сложности и другие искушения.

Преподобный Амвросий написал, что после отмены крепостного права в обитель стали приходить люди простого звания, гораздо хуже приспособленные к монашеской жизни; меньше природного смирения и терпения. Что же говорить о наших современниках. Но именно современные насельники Оптиной и возродили обитель. А каких трудов (даже не духовных, о которых нам неведомо), а просто физического тяжелого труда, болезней, стоило это первым насельникам Оптиной, думаю, многие могут представить.

Но рассуждать о монастырской жизни, о ее сложностях и искушениях, нам, мирянам, не пристало. Преподобный старец Лев Оптинский любил повторять, что если бы люди знали, какие искушения и скорби ожидают тех, кто вступает на монашеский путь, то никто бы не решился на постриг. Господь до времени эти скорби скрывает. Но, если бы люди знали, какие духовные утешения Господь и Пресвятая Богородица посылает монахам, то в миру бы никого не осталось. Нам с вами это тем более неведомо.

Монашеская жизнь нам знакома по «Добротолюбию», по «Патерикам». Поэтому рассуждать об этом за чаем в семье, или с паломниками в монастырской гостинице, приехав на два-три дня, даже на неделю, легко и приятно. Но понять невозможно. Монашеская жизнь - это прежде всего духовная брань, молитвенный подвиг, подвиг послушания, нам неведомый и нами не пережитый. И о жизни монастыря невозможно поверхностно рассуждать, а тем более осуждать то, во что тебе вникнуть не под силу.

В монастыре иноки живут «иной» жизнью. И эта жизнь непонятна и недоступна журналистам, особенно тем, которые умудряются так подписывать свои статьи: «Виктор Оптинский».

В современную Оптину на послушание приходят тоже разные люди, в определенные периоды они переживают и свои искушения, и напряженную борьбу. Каждого человека Господь ведет своим путем. Об этом могут судить только их духовники. В духовной жизни человека бывают и падения. Но мы же знаем, как последние могут чудом покаяния становится первыми. Батюшка Амвросий говорил, что на послушание приходят люди разные, а в монастыре, как в морской волне острые угловатые камешки со временем друг о друга обтираются и становятся гладкими и ровными. В келье преподобного старца Амвросия на столе лежит его автограф, из письма одной из духовных чад: «Отец Небесный не судит никому же, но весь Суд предаде Сыну Своему. А ты кто такая!!! (заметьте, три восклицательных знака). Помни, судить других, значит осуждать свою душу».

Конечно, все мы не свободны от греха осуждения, и очень часто, рассуждая о чем-то, в этот грех впадаем. Не рассуждать же для нас невозможно, да и, наверное, нельзя.

Но страшно, когда миряне пытаются вмешиваться в монастырскую жизнь. Однажды, одна знатная дама посчитала, что имеет право рассуждать о жизни Оптиной, и после интриги в петербургских салонах из Оптиной Пустыни был переведен в Голутвин старец Варсонофий. Кстати, переводил преподобного Варсонофия, поверив клевете, священномученик митрополит Серафим Чичагов. Так, что и в то время все было непросто. Клевета - главное оружия врага рода человеческого, особенно в борьбе с монашествующими.

Клевета и нестроение были и при преподобных старцах. Старец Моисей, наместник обители, вынужден был довольно долго защищать старца Льва от доносов мирян и некоторых из окрестных священников. Федор Михайлович Достоевский («Братья Карамазовы») описал искушение, в которые впали некоторые из братии, побежденные грехом осуждения, сразу же после кончины батюшки Амвросия. Все это - испытания монашеской жизни, они были попущены старцам Богом. Свои испытания проходят и современные монахи. И не только в Оптиной.

Мы часто приезжаем в Оптину со своими страстями, голова забита мирскими заботами и мирской суетой. Как-то одна крестьянка жаловалась старцу Амвросию, что выкармливает у помещицы индюшек, а птицы дохнут, что помещица может ее выгнать. И батюшка очень долго и обстоятельно объяснял крестьянке, как правильно выкармливать индюшек. Братья огорчились, им было жаль, что немощный, больной старец тратит свое драгоценное время на каких-то индюшек. Старец Амвросий сказал: «Вы не понимаете, у нее сейчас вся душа - в индюшках». На следующий раз крестьянка приехала к старцу - «Ну что, индюшки не дохнут?» - «Нет, батюшка!». - «Ну, давай исповедуйся».

Повторяю, нам никогда не понять со стороны жизнь монастыря. Приезжать надо в Оптину к старцам не со своими «индюшками», а с просьбой, чтобы молитва старцев помогла нам уврачевать душу. Тем более очевидно, что сегодня за всеми публикациями, которые нагнетают страсти вокруг Оптиной, стоят люди с очень «своеобразным» представлением о Православии. В современной Оптиной есть, разумеется, и определенные разномыслия. Это естественно. Но Оптина, как и при преподобных старцах, сегодня является оплотом традиционного русского Православия. В Оптиной невозможно представить разговоры о переходе на «новый стиль» или с церковнославянского на русский язык в богослужении. В Оптиной все эти годы с благоговением почитали память святых Царственных мучеников. В Оптиной помнят слова святителя Филарета Московского, который говорил: «Худой гражданин земного Отечества негоден для Отечества Небесного».

Поэтому трудно представить в Оптиной увлечение, например, неким «уранополитизмом». Хотя за эти годы кого только в Оптиной я ни встречал! И греков, и сербов, болгар и румын, немцев и поляков. И всех принимали с любовью и вниманием. Со мной как-то приезжал православный американец англо-саксонского происхождения. Русские, живущие за пределами Отечества, священники и миряне РПЗЦ, всегда посещали обитель с величайшим благоговением. Владыка Нектарий Концевич был духовным чадом старца Нектария. Старцев Оптинских первыми прославили в Русской Православной Церкви за рубежом. Кстати, и книга Концевичей «Оптина Пустынь и ее время» к нам попадала в советское время из Зарубежной Церкви.

Вопрос. В последнее время поводом к обвинению Оптиной в ксенофобии стала история с изгнанием из храма, якобы за цвет кожи, паломника из Конго...

В. С. Все разговоры о какой то «ксенофобии» в Оптиной - полный бред. Паломник из Конго был не новостильник, как пишут, а католик. И, конечно же, его не изгнали за цвет кожи, а вывели, не позволив подойти к Чаше во время Причастия. Однажды со мной в Оптину среди паломников приезжал темнокожий прихожанин одного из московских храмов. И уезжал, как и все, счастливый, согретый оптинским теплом. Хотя это было суровой, снежной зимой. В первые годы в Оптину среди моих паломников приехал литовец, художник из небольшого литовского города, в котором не было православного храма, по имени Некрюс. Приехал с желанием креститься и принять Православие именно в Оптиной. А крестным у него был узбек Николай, профессор, который принял Православие и переехал в Россию, так как в Ташкенте вынужден был это скрывать - убили бы. А крестной была девушка, дочь русской и индуса - настоящая актриса из индийских фильмов. Некрюса крестили с именем Николай.

Это в традиции Оптиной пустыни. Наверное, все помнят о насельниках старой Оптиной о. Клименте Зедергольме - сыне лютеранского пастора, о монахе Николае Абдулахе, Николае Турке, как его называли, турецком генерале-паше, который принял православие, пораженный твердостью в вере пленных русских солдат во время войны за освобождение славян.

В Оптиной Пустыни всегда всех принимали и принимают с любовью и вниманием. Любому атеисту, инославному, окажут внимание, постараются показать красоту Православия, привести к Истине. Я мог бы рассказать, как попавшие случайно в автобус с паломниками атеисты, прямо в Оптиной принимали крещение. Как увлеченные разными восточными и оккультными учениями сектанты в Оптиной решались приступить к Исповеди и оставляли свои заблуждения.

Но католиков в Оптиной причащать не будут. Там помнят слова преподобного старца Амвросия о том, что в Российской империи много инославных, и в Императорской Армии и государственных учреждениях, служат лютеране и католики. И поэтому часто из человекоугодия, говорил старец, не желая их обижать, не упоминают, что это не настоящие церкви, а ереси. А настоящая Церковь одна - Единая, Святая, Соборная, Апостольская Вселенская Православная Церковь.

Вот это и не дает покоя тем, кто мечтает о «церковных реформах», «политическом православии» и прочих «миссионерских прорывах».

Константин Леонтьев как-то в Оптиной беседовал со своим старым знакомым Львом Толстым и в ответ на «толстовские» представления о Евангельских событиях сказал графу: «Ну, понимаю, нес бы ты этот бред, где-нибудь в Сызрани, но ты же в Оптиной находишься!».

Так и хочется сказать некоторым «православным деятелям»: Ну занимайтесь вы «политправославными играми» и «миссионерскими проектами» на своих тусовках. Но в Оптину не лезьте.

Я, допускаю, что среди тех, кто живет рядом с Оптиной, среди паломников, приезжающих со всех концов страны, могут встречаться «ревнители не по разуму», как могут они встречаться, например, на московских, или петербургских приходах. Но, к духовной жизни и практике монастыря это отношение не имеет.

Почему же именно Оптина Пустынь не дает сегодня покоя тем, кто ненавидит православные монастыри, кто обеспокоен их возрождением? Ответ, думаю, очевиден.

В Оптиной Пустыни прославлены в Соборе старцев четырнадцать преподобных, недавно прославлен преподобноисповедник Рафаил (Шейченко), его мощи находятся в новом Преображенском храме. Прославлены 17 преподобномучеников и исповедников, оптинских насельников, пострадавших в годы гонений за Христа. Прославлен Севастиан Карагандинский...


Когда читаешь надписи на надгробиях чудесно восстановленного некрополя старой Оптиной, знакомишься с летописью монастыря, с жизнеописаниями многих иноков, то понимаешь, что прославленный во святых собор старцев Оптинских - лишь видимая всем вершина, видимые нами плоды этого цветущего «вертограда старчества». Какие великие подвижники подвизались в старой Оптиной! Но и сегодня мы же с вами не знаем о внутренней духовной жизни, о духовной брани, о молитвенных подвигах современных насельников... И всех современных подвижников нашей Церкви, мы никогда не узнаем, как неизвестны имена многих угодивших Богу в древние времена. Хотя, как видим, Господь иногда открывает нам имена некоторых святых, прежде неизвестных миру.

Поэтому, еще раз подчеркну, не стоит судить по внешним проявлениям, которые мы своим помраченным страстями умом можем воспринимать в искаженном свете, о том, что происходит в монастырях.

Вопрос: Виктор Александрович, понятно, что всегда за нападениями, клеветой на монастыри, на монашествующих, стоит враг рода человеческого. Но все же, кто сегодня развязывает целенаправленную, как Вы считаете, информационной компанию в СМИ против Оптиной Пустыни? Ведь в наши дни государство к Церкви относится, вроде бы, лояльно?

В. С. Мне кажется, если посмотреть на то, как репортажи о церковных праздниках на современном Российском телевидении соседствуют с откровенным сатанизмом, и в целом оценить влияние современного телевидения на душу человека, то можно не сомневаться: те, кто владеет многими СМИ «любят» Православную Церковь так же «горячо», как члены «Союза воинствующих безбожников». И дай им власть вновь бы превратили возрожденные монастыри и храмы в руины и пустыри, заросшие бурьяном.

Просмотрев некоторые публикации, можно с уверенностью говорить о том, что за рядом материалов стоят современные «обновленцы». Особенно мне неприятно, что эти «акулы пера» очень грубо и открыто пытаются столкнуть настоятеля подворья Оптиной Пустыни в Москве и наместника обители архимандрита Венедикта. Игумен Мелхиседек - один из первых оптинских насельников. Оптину он любит всей душой. Как-то, вспоминая изгнания старца Варсанофия из Оптиной Пустыни в Голутвин, я обронил: «Можно представить, что означало для монаха покинуть родную обитель». О. Мелхиседек сказал очень просто: «Нет, Витя, представить не можешь!» И я почувствовал, что нам, мирянам, действительно это представить невозможно. Игумен Мелхиседек превратил храм Петра и Павла в Ясенево в уголок Оптиной в Москве.

Архимандрит Венедикт, если не ошибаюсь, является наместником Оптиной Пустыни с 1990 года. Сколько трудов и молитвенного пота пролил он за эти годы, восстанавливая монастырь, можно представить. Но, что значит Оптина Пустынь для о. Наместника, думаю, нам с вам представить не дано.

Поэтому, попытки их столкнуть и противопоставить - это вполне в стиле современной прессы, раздувающей скандалы, выискивающей везде интриги. А там, где интриг и скандалов нет, их пытаются создать.

В последнее время такие приемы пытаются сделать нормой и для церковной журналистики. К сожалению, это вполне в стиле тех, кто увлечен «политтехнологиями» и упорно пытается подобные методы любыми способами протащить в церковную жизнь. Обновленцы всегда ненавидят монашество. Вспомним 20-е годы. Кстати, владыка Михей (Алексеев), похороненный ныне на новом кладбище Оптиной, находясь в Калуге, очень много потрудился, для того, чтобы разрушить козни обновленцев. И нынешние обновленцы, мечтая о неких «необходимых реформах церковной жизни» и «перестройке в Церкви», ненавидят монастыри, как оплоты традиционной Православной веры, упорно пытаются в своих публикациях противопоставить Оптину Святейшему Патриарху.

Хотя все знают, что духовником Оптиной все эти годы являлся схиигумен Илий, к которому с огромным уважением относится Святейший Патриарх Кирилл.

Уверен, что все интриги и козни нынешних обновленцев, несмотря на поддержку тех, кто контролирует СМИ в нынешней России, провалятся, как провалились попытки их предшественников, пытавшихся в 20-е годы с помощью большевиков осуществить свои «реформы». Удивительно, как их обвинения, доносы к властям совпадают по стилю. В 20-е годы - «царисты», «русские фашисты», «враги советской власти». В наши дни - «царебожники», «ксенофобы». И шедевр творчества этих доносчиков - «криптодиомидовцы». Могу вас твердо уверить, что в Оптиной с первых же дней все, с кем мне приходилось говорить, давали очень четкую и трезвую оценку деятельности епископа Диомида. Кстати, несколько лет назад пытались, так же основываясь на недостоверных слухах, критиковать современную Оптину и «справа» некоторые «ревнители не по разуму». Думаю, все это связано с тем, что Оптина идет «царским путем», стараясь хранить заветы преподобных старцев Оптинских. И я бы хотел всем напомнить слова старца Иосифа: «Не отбивайтесь от Оптиной. Верую в то, что каждый приходящий в Оптину Пустынь в крайней своей потребности, найдет удовлетворение милостью Божьей и за молитвы великих наших отцов: Льва, Макария, Амвросия...»

Вопрос. Спасибо, Виктор Александрович. Надеемся, что эта развязанная информационная компания прекратится, а православные паломники по-прежнему будут стремится в Оптину Пустынь, к ее святыням, к преподобным старцам Оптинским.

В.С. Спасибо. И всем, кто посетит Оптину Пустынь, я хотел бы напомнить слова Николая Васильевича Гоголя из письма друзьям, побывавшим в Оптиной: «Желаю Вам подольше сохранять оптинское настроение».

Передача радио «Радонеж» 2 мая 2010 года.


Метки:  


Процитировано 1 раз

Внимание! Сообщение о дневнике! ...

Суббота, 03 Июля 2010 г. 00:55 + в цитатник

Уважаемые читатели дневника "Отина пустынь",  поскольку у нас здесь появились недоумения, споры и обиды по поводу того, что данный дневник, используя имя Оптиной пустыни, не представляет ее официальных позиций и взглядов, нужно заметить, что замечания эти справедливы, т.к.  Оптина сама может говорить теперь о себе, открыв свой сайт WWW.OPTINA.RU, то я, будучи анонимным владельцем дневника сего, решил передать свой дневник "Оптина пустынь"  самому монастырю.  Материалы, содержащиеся в дневнике мне придется сначала частично убрать (уберу минимум несоответствующих материалов), а затем администраторы сайта WWW.OPTINA.RU наведут в нем свой порядок.    Это все займет некоторое время, прошу у всех читателей прощения за причиненные неудобства.  Надеюсь, что этот дневник послужит монастырю, и станет интереснее.   В нем явно не хватает материалов, посвященных Оптинским Старцам, думаю теперь они здесь появятся.

Прошу у всех прощения. 

 

P.S.  Кстати, кто-то из постоянных читателей мог бы стать и автором в данном дневнике, т.к.  дневник позволяет  размещать статьи тех пользователей, которым на это даст права администратор дневника. (я и сам когда-то думал открыть эту возможность).


Слова назидания

Четверг, 01 Июля 2010 г. 16:18 + в цитатник

Абай.

 

Первое cлово

Немало мною пройдено дорог,
И многое в пути я испытал:
Я уклониться от борьбы не мог
Судил неправо, спорил, ревновал.
Но скоро станет близок мой конец
Я обессилел и устал душой,
И убедился, что до злых сердец
Не достигают благость и покой.
Бесплоден я: не видно смысла мне
В занятиях моих на склоне дней.
Не встану с молодыми наравне,
Пылая страстью изменить людей.
Неблагодарен бедный мой народ
Не облегчить мне тягостей его!
Он своего вождя лишь проклянет,
Не принимая блага от него.
Я не желаю умножать стада:
Воров ли, попрошаек мне кормить?
Пускай мой сын несет ярмо труда,
Коль среди них богатым хочет слыть.
Продолжить изучение наук?
Но как смешон торговец некий был,
Что полный драгоценностей сундук
В нехоженой пустыне разложил!
Никто не ищет знаний у меня.
В молитве ль ныне душу изолью?
Но нет покоя - на исходе дня
Молитвой я души не исцелю.
Заняться воспитанием детей?
Но что им нынче надобно узнать?
Я не пойму их мыслей и путей,
И не смогу на пользу воспитать.
И рассудив о горестях, как мог,
Я попросил бумаги и чернил,
Чтобы простой и безыскусный слог
Мои Слова навеки сохранил.
Быть может, кто-то перепишет их,
Чтобы оставить в памяти людской.
А если нет - богатство слов моих
Сойдет в могилу навсегда со мной.


Второе слово

Я слышал в детстве ядовитый смех -
В селе казах узбека осмеял:
"Трусливым сартом" обозвал при всех,
А речь узбека "трескотней" назвал.
Другой казах шутил, когда при нем
Ногай-татарин оседлал коня.
Смеялся над пришельцем каждый дом,
И шутки их забавили меня.
Когда казахи, собираясь в круг,
Развеселившись, пили до утра,
Я слышал, что и русский мне не друг -
Ведь дружба с рыжим не несет добра.
Как мой народ прекрасен, знаменит! -
Я по утрам с молитвой восклицал.
Как жалок чужеземцев странный вид!
И я с восторгом Бога прославлял.
Но шли года. И детский мой восторг
Сменился чередой упрямых дум:
А опыт право оценить помог
Узбеков благочестие и ум.
Я ужаснулся домыслам своим,
Когда расстался с ними невзначай:
Ведь кто еще под небом голубым
Трудолюбив, вынослив как ногай?
Я посылаю, братья, вам поклон
За то, что с вами этот мир познал.
И в старости я сам себе смешон,
За то, что русских в детстве осмеял.

<...>

Четвертое слово

Давно сказали слово нам отцы,
Что смех пустой сознание пьянит.
Бегут от глупых шуток мудрецы,
И труженик от пьяницы бежит.
В веселости беспечной скрыт порок:
Она ведет к растлению ума.
Бездельника в нужде оставит Бог,
Ему грозят бесчестье и сума.
Достаток в этом мире потеряв,
Презрен своей зажиточной родней,
Могиле дань последнюю отдав,
И после смерти будет он изгой.
Но тот, кто может бодрый дух собрать
И пребывает в разуме своем -
Уныние умеет побеждать
Не смехотворством, а святым трудом.
Не убиваться горем вас учу,
В плену печали потерявши вид.
Доверьтесь милосердному врачу -
Вас труд от всех печалей исцелит.
Но тихий смех моих коснется уст,
Когда увижу добрые дела.
И не умолкнет, отгоняя грусть,
Чтобы душа от радости цвела.
Не радуйтесь поступкам подлеца,
Притворный смех противен будет вам.
И, чтобы не прогневать вам Творца,
Не ссорьтесь никогда по пустякам.

Далее здесь:  http://www.interfax-religion.ru/?act=mosaic&div=556

 

.


Священники ФСО не отказываются ехать в горячие точки

Среда, 30 Июня 2010 г. 23:44 + в цитатник

В этом году взаимодействию Русской православной церкви с одной из самых закрытых спецслужб России, Федеральной службой охраны, исполнилось 15 лет. Об особенностях окормления сотрудников ФСО и перспективах их духовного роста корреспонденту "Интерфакс-Религия" Елене Веревкиной рассказал секретарь Координационного совета по взаимодействию ФСО и Русской церкви протоиерей Александр Козин, который с понедельника по пятницу служит Родине в звании полковника, а в субботу и воскресенье совершает церковные службы в московском гарнизонном храме Иверской иконы Божией Матери.


- Отец Александр, с чего началось сотрудничество между Федеральной службой охраны и Русской православной церковью?

читать далее
Рубрики:  Новости
Дискуссии



Процитировано 1 раз

Важные уточнения к Основам Социальной концепции РПЦ (по поводу искусственного оплодотворения)

Среда, 30 Июня 2010 г. 02:24 + в цитатник
Рубрики:  Обо всем
Библиотека
Дискуссии



Процитировано 1 раз

О страждущих недугом винопиянства или наркомании. Молебное пение

Среда, 30 Июня 2010 г. 02:04 + в цитатник

 Петр Перекрестов протоиерейВ каждый монастырь, в каждый храм и к каждому священнику все чаще и чаще обращаются люди, которые или сами, или же их близкие – дети, друзья, супруги – страдают наркоманией или пьянством. Казалось бы, эти недуги настолько глубоко затрагивают жизни многих православных людей, что у Церкви должны быть для помощи им особые чины и прошения. Для страждующих пьянством чаще всего читается акафист Божией Матери в честь Ея иконы «Неупиваемая Чаша» или канон святому мученику Вонифатию, а за границей нередко прибегают к совершению молебнов святителю Иоанну, Шанхайскому и Сан-Францисскому чудотворцу. Однако специального молебна с особыми прошениями и молитвой, наподобие молебнов благодарственного, о недужных, о путешествующих, перед началом доброго дела, до сих пор не было.

 ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

В 2006 году вопрос о необходимости особого чина молебного пения для страждущих недугами пьянства и наркомании был поднят на заседании Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей и была создана комиссия для составления такового. В работу комиссии Зарубежной Церкви в частном порядке включились представители Синодальной богослужебной комиссии Русской Православной Церкви (Московского Патриархата), отдела Богослужебных книг Издательского Совета Русской Православной Церкви и храма Живоначальной Тро-ицы в Москве. По указанию Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви текст чина был рассмотрен архиепископом Алипием (Гамановичем), автором известного учебника по церковнославянскому языку. Он внес ряд поправок и добавил несколько прошений и вторую молитву. В сентябре 2007 года новый молебный чин был одобрен и утвержден Архиерейским Синодом Зарубежной Церкви.

Пьянство и наркомания – одни из самых серьезных соблазнов для православных христиан, в первую очередь для молодежи. В России же размах пьянства и наркомании приобрел характер национального бедствия, и в связи с этим Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил создание церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы «Общее дело».

Молитва – фундамент любого Божьего дела. Предлагаемый молебный чин – вклад Русской Зарубежной Церкви в дело борьбы с пьянством и наркоманией, в помощь пастырям церковным, в утешение и укрепление как страждущих пьянством и наркоманией, так и любящих их близких.

Протоиерей ПЕТР ПЕРЕКРЕСТОВ 

МОЛЕБНОЕ ПЕНИЕ

О страждущих недугом винопиянства или наркомании

 

последование молебна здесь...
Рубрики:  Новости
Обо всем
Библиотека

Метки:  


Процитировано 1 раз

Игумен Филипп (Рябых): Мы не боимся, что диалог с инославными исказит нашу веру, потому что Истина нашей веры не от людей, а от Бога

Среда, 30 Июня 2010 г. 01:24 + в цитатник

Игумен Филипп (Рябых): Мы не боимся, что диалог с инославными исказит нашу веру, потому что Истина нашей веры не от людей, а от Бога

26 июня 2010 г. 12:00

Накануне визита в Русскую Православную Церковь генерального секретаря Всемирного Совета Церквей Олава Твейта заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата игумен Филипп (Рябых) ответил на вопросы корреспондента агентства «Благовест-инфо».

читать далее
Рубрики:  Новости
Горячие темы

Конфронтации между Церковью и искусством нет

Среда, 30 Июня 2010 г. 01:01 + в цитатник
Конфронтации между Церковью и искусством нет
11 июня 2010
10 июня на выставке «Двоесловие/Диалог» в храме святой Татианы при МГУ побывали заведующий кафедрой филологии МДА профессор Владимир Кириллин и специалист по истории древнерусского и византийского искусства, доцент МДА Нина Квливидзе. В ближайшее время на сайте «Богослов.Ру» появится видеосюжет, снятый сотрудниками киностудии МДА «Богослов». Мы публикуем некоторые выдержки из интервью с преподавателями МДА и художниками - участниками выставки.
Несовместимость экспонатов с канонами церковного искусства и дискуссия, возникшая по поводу выставки «Двоесловие/Диалог» - основные вопросы, затронутые в разговоре с преподавателями МДА и художниками. Специалисты по христианскому искусству и участники выставки постарались выяснить, можно ли в принципе говорить о конфронтации между Церковью и миром современного искусства и есть ли основания для того, чтобы считать работы художников кощунственными. 

«Здесь нет ничего такого, что могло бы затронуть чувства верующего человека», - заявил доктор филологических наук, профессор Владимир Кириллин. 

 

«Осмотрев всю экспозицию, я ни одной из представленных работ не могла бы привести как пример сознательной насмешки или издевательства над церковными ценностями», - сказала  специалист по истории древнерусского и византийского искусства, доцент МДА Нина Квливидзе.  

 

По мнению доцента МДА Нины Квливидзе, выставка интересна уже тем, что художники искренне выражают свои чувства и пытаются искать ответы.

Кощунство - сознательная позиция автора, направленная на то, чтобы насмешкой или издевательским поступком нечто уничтожить. «Здесь же - попытка искренних людей увидеть мир, пропустить его через свое ощущение. Творчество людей, только идущих к Богу, что-то познающих на этом пути, но не стремящихся ничего опровергнуть», - считает профессор Кириллин.

смотри далее
Рубрики:  Новости
Горячие темы
Дискуссии

ПРЕКРАТИТЬ ТРАВЛЮ РОК-МУЗЫКИ

Вторник, 29 Июня 2010 г. 23:31 + в цитатник
Сергий (Рыбко) игумен портрет
О некоторых формах миссии
среди современной невоцерковленной молодежи   
игумен Сергий (Рыбко),
член Миссионерской Комиссии
Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви
 
Если мне и в аду поставят кафедру,
я и там буду проповедовать.                                                                                                  
Митрополит Сурожский Антоний (Блюм)

 

Музыка интеллектуалов

Согласно статистике, 50 – 60 % молодежи (от 14 до 30 лет), слушают современную музыку: прежде всего, это различные направления рока, а также рэп, этно, рэгги и др. Вопреки общепринятому мнению и несмотря на эпатаж внешних проявлений, эти музыкальные формы несут в себе большой интеллектуальный потенциал и объединяют вокруг себя молодых людей. В текстах песен прослеживается осмысление окружающей жизни и внутреннего мира молодого человека. Нередко стихи имеют экзистенционально-философскую подоплеку, привлекая к себе внимание правдивостью и искренностью. Рок и другие направления современной музыки не совместимы с ложью, фальшью, продажностью. Именно поэтому рок до сих пор так популярен у молодых людей. Для них это не просто музыка, а образ жизни, мировоззрение, целая культура.  

Британский ученый, психолог уорвикского университета Стюарт Кадволладер, на основе выводов группы ученых, заявил: «В обществе существуют определенные стереотипы. Так считается, что если ты интеллектуал, то ты слушаешь классическую музыку, теперь же мы выяснили, что это не совсем верно. Среди одаренных подростков высок процент людей, которые отдают предпочтение именно классическому металлу». (Источник: MIGnews.com: http://www.mignews.com/news/culture/world/210307_185618_58175.html)

читать далее
Рубрики:  Новости
Оптина Пустынь
Дискуссии

Метки:  


Процитировано 4 раз

О псевдоправославии

Вторник, 29 Июня 2010 г. 19:39 + в цитатник

 

 
В издательстве «Никея» опубликована новая книга ивановского миссионера иеромонаха Макария (Маркиша) «Псевдоправославие», содержащая как размышления самого автора, так и ответы на вопросы. Иеромонах Макарий (Маркиш) — неутомимый миссионер, в том числе и в интернет-пространстве, на радио, журнале «Фома. Протодиакон Андрей Кураев считает иеромонаха Макария «лучшим православным журналистом современного мира». Отец Макарий рассказывает читателям сайта «Православие и мир» о новой книге.

Глава из новой книги отца Макария (Маркиша) «Псевдоправославие» О духовной жизни и прелести

 

Иеромонах Макарий (Маркиш). Фото Анны Ольшанской.

Иеромонах Макарий (Маркиш). Фото Анны Ольшанской.

- Расскажите, пожалуйста о замысле книги. Почему она называется «Псевдоправославие», что вы понимаете под этим словом? Насколько сегодня актуальна эта проблема, с чем это связано?

читать далее
Рубрики:  Новости

Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион: Единая Церковь неодолима

Вторник, 29 Июня 2010 г. 19:18 + в цитатник
 Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион и Блаженнейший  Митрополит Киевский и всея Украины Владимир
 
 
ЦВ № 12 (433) июнь 2010 / 25.06.2010

Развивается совместная жизнь Русской Православной Церкви и Православной Церкви Заграницей. Значительным событием стала поездка Первоиерарха РПЦЗ на Украину. Программа была насыщенной: посещение православных святынь, совместная молитва перед Курской-Коренной иконой Божией Матери «Знамение»… Однако этот визит был особенно дорог для Митрополита Илариона.

— К сожалению, я не так легко, как хотелось бы, говорю по-украински, хотя очень люблю этот язык. Украинский был моим родным языком в детстве. Мама научила меня читать на украинском, но все мое образование проходило на английском языке. В дальнейшем я поступил в русскую православную Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле, где преподавание проходило на русском языке, поэтому мне легче говорить по-русски и по-английски.

— Каково Ваше отношение к верующим УПЦ Киевского патриархата? Как известно, до последнего времени Русская Православная Церковь тоже не признавала РПЦЗ, а позже все Таинства РПЦЗ были признаны действительными.

читать далее
Рубрики:  Новости

Искусство Каракумов

Вторник, 29 Июня 2010 г. 02:25 + в цитатник
Рубрики:  Фотографии
Обо всем

Уроки геометрии: "перспектива"

Вторник, 29 Июня 2010 г. 01:49 + в цитатник

Уроки геометрии: "перспектива"

Рубрики:  Фотографии
Оптина Пустынь

Метки:  


Процитировано 1 раз

Из серии "Отцы и дети"

Вторник, 29 Июня 2010 г. 00:08 + в цитатник

Рубрики:  Фотографии
Юмор

О птина. Храм Марии Египетской

Понедельник, 28 Июня 2010 г. 17:18 + в цитатник

Храм Марии Египетской

Рубрики:  Фотографии
Оптина Пустынь

Метки:  


Процитировано 1 раз

Современники Оптинских Старцев

Четверг, 24 Июня 2010 г. 02:19 + в цитатник
Рубрики:  Фотографии
Оптина Пустынь

Метки:  

Причастие принимают, становясь на колени

Среда, 23 Июня 2010 г. 01:58 + в цитатник
Рубрики:  Новости
Библиотека

Метки:  

Схиархимандрит Илий в Орле

Среда, 23 Июня 2010 г. 01:29 + в цитатник


Рубрики:  Фотографии
Оптина Пустынь
Библиотека

Метки:  


Процитировано 4 раз

Оптинские саванны... Продолжение

Вторник, 22 Июня 2010 г. 13:43 + в цитатник
Рубрики:  Фотографии
Оптина Пустынь

Метки:  


Процитировано 1 раз

Александр Твардовский.

Понедельник, 21 Июня 2010 г. 23:45 + в цитатник

Александр Твардовский - против абортов "по социальным показаниям"

Родился мальчик в дни войны,
Да не в отцовском доме, –
Под шум чужой морской волны
В бараке на соломе.

Еще он в мире не успел
Наделать шуму даже,
Он вскрикнуть только что посмел
И был уже под стражей.

Родился мальчик, брат меньшой
Троих детей крестьянки,
И подают его родной
В подаренной портянке.

И он к груди ее прирос –
Беда в придачу к бедам,
И вкус ее соленых слез
Он с молоком отведал.

>Александр Твардовский.... продолжение...
Рубрики:  Обо всем
Библиотека

Метки:  

Оптинские саванны...

Суббота, 19 Июня 2010 г. 02:28 + в цитатник


Рубрики:  Фотографии
Оптина Пустынь



Процитировано 2 раз

Храм Воскресения Христова в Переделкино

Суббота, 19 Июня 2010 г. 02:10 + в цитатник

 


Рубрики:  Фотографии



Процитировано 1 раз

Поиск сообщений в Оптина_Пустынь
Страницы: [7] 6 5 4 3 2 1 Календарь