-Цитатник

Красивые вокзалы - (0)

Kрасивые вокзалы Вокзалы — это не только утилитарные объекты транспортной инфрастр...

Выпечка с тыквой - (0)

1. Нежный тыквенный пирог Этот пирог с насыщенным тыквенным вкусом можно испечь не только в духовк...

Загадки. Босха - (0)

Загадки Иеронима Босха.Босх в цифрах. - ч.4. «Разница между работами этого человека и р...

Бабочки.Индия - (0)

Эдвард Донован. Бабочки. Индия https://img-fotki.yandex.ru/get/103691/161887320.2bc/0_20...

Бабочки. Австралия - (0)

Эдвард Донован. Бабочки. Австралия https://img-fotki.yandex.ru/get/108697/161887320.2...

 -Видео

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Арина_Солнце

 -Интересы

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 3) Личный_Вернисаж АРТ_АРТель pravoslavie

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.04.2008
Записей: 1143
Комментариев: 1471
Написано: 6081


Художник от Бога..

Четверг, 07 Января 2010 г. 21:59 + в цитатник






ИВАНОВ Константин Кириллович (родился 1 августа1938 года в Ленинграде), российский художник. Иконописец, живописец и график. 1969 окончил институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, живописный факультет. В мастерской профессора Александра Дмитриевича Зайцева, помощника Б. В. Иогансона, а затем бессменного ее руководителя и продолжателя традиций мастерской Иогансона, преемствовал традиции русской реалистической школы. С 1975 года Константин Иванов — член Союза художников СССР. В 1977 году в залах Союза художников состоялась первая персональная выставка, явившаяся открытием мастера. В последующие годы художник создал ряд эпических и философско-религиозных полотен и пришел от светской живописи к иконописи, продолжив нетленные исторические традиции создателей русской и византийской православной иконы. Сохраняя стилистику древних канонов, письмо художника отличается своим лицом своих творческих находок. Его иконы — в Казанском и Троицком соборах Санкт-Петербурга и других храмах России. Педагог, был директором художественной школы им. Б. В. Иогансона при институте им. И. Е. Репина. В 1996 году мастер читал курс по «Современной канонической иконе» в Англии.







Константин Иванов
ПОКРОВ
Холст, масло
123х93
1989
СОБРАНИЕ АВТОРА
Санкт-Петербург






Константин Иванов
БАНИ НА СЪЕЖЕ
Холст, масло
91х83
1975
СОБРАНИЕ АВТОРА
Санкт-Петербург






Константин Иванов
СОБОР
Холст, масло
159х164
1990
ЧАСТНОЕ СОБРАНИЕ
США







Константин Иванов
ПОЛДЕНЬ В БАХЧИСАРАЕ
Бумага, карандаш
9х10
1964
ЧАСТНОЕ СОБРАНИЕ
США






Константин Иванов
ЗВОНЫ МОСКОВСКИЕ
Холст, масло
170х180
1990
СОБРАНИЕ АВТОРА
Санкт-Петербург






Константин Иванов
ГРОЗА НА СЪЕЖЕ
Холст, масло
101х91
1979
СОБРАНИЕ АВТОРА
Санкт-Петербург






Константин Иванов
ЧАС ТИШИНЫ
Холст, масло
43х53
1991
ЧАСТНОЕ СОБРАНИЕ
США







Константин Иванов
ПИСЬМО
Оргалит, масло
121х124
1987
СОБСТВЕННОСТЬ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ
РСФСР














ПОСТРОИТЬ ХРАМ В ДУШЕ СВОЕЙ
Выдержки из книги о художнике




Константин Иванов
ИКОНА
ЗНАМЕНИЕ
Доска, левкас, темпера
41х31
1990
ЧАСТНОЕ СОБРАНИЕ


Константин Иванов
ИКОНА
СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ
Дерево, левкас, темпера
78х61
1992
НИКОЛАЕВСКАЯ ЕДИНОВЕРЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Санкт-Петербург



ИВАНОВ Константин Кириллович, российский художник. Иконописец, живописец и график. Иконы мастера находятся в Казанском и Троицком соборах Санкт-Петербурга и других храмах России, картины — в собраниях Союзов художников СССР, России, Ленинградской области, в музеях, фондах и частных собраниях Санкт-Петербурга, России, Европы и США.

<
Оценка современного состояния искусства складывается, главным образом, исходя из осознания творческих задач, продиктованных жизнью с ее проблемами и основной из них — бездуховностью, взращенной недавней историей нашей Родины за последние десятилетия. Наши критерии понимания высоты искусства часто уходят в мир прошлых эпох, где мы ищем отдушину своей тоске по нравственности и чистоте образов. Когда в среде современного профессионального искусства мы встречаем художника, чьи произведения и вытекающее отсюда мировоззрение озаряют нас глубиной Веры, неординарным взглядом на Мир и поражают внутренним светом благоговения перед Творцом — останавливаемся пораженные с надеждой, радостью и трепетом.
Константин Иванов, один из немногих художников нашего времени, о котором трудно говорить и писать, не зная его биографии, его корней, его истоков творчества. Рассматривая его живописные и графические произведения, задаешь вопрос, кто же он в жизни и творчестве? Живописец, ищущий в иконе ответы на неразрешенные, мучающие его вопросы или иконописец, пришедший к церковной живописи через трудный духовный поиск. Чем чаще вникаешь в образную суть необычного и сложного художника, начинаешь понимать — это человек со взглядом философа, смотрящего на мир через пласт большого багажа знаний, накопленных им. С ярким творческим дарованием, воспринимающим реальность такой, какая она есть.
Константин Иванов — глубоко верующий человек, но не отгораживающий себя от жизни и ее проблем, умеющий видеть мир глазами современного думающего художника.
Он — тонкий, чуждый надуманного понимания Веры человек, чувствующий фальшь в жизни и в искусстве. Бережное и внимательное отношение к людям, боль за духовные и нравственные утраты, желание принести хоть малую толику пользы — все это составляет основу жизни Конcтантина Кирилловича. Вера пришла к нему с молоком матери, а дар художника развился на основе духовных корней его семьи.

ФОТО ИЗ СЕМЕЙНОГО АРХИВА
Фотография
Святейший Партриарх Московский и Всея Руси Алексий I (с посохом),
Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (с панагией),
в группе сопровождения К. К. Иванов (слева), Костя Иванов (справа на переднем плане), его брат Коля (слева в матроске).
Петродворец
1947
СОБРАНИЕ АВТОРА
Санкт-Петербург


В конце 1970-х и начале 1980-х годах не приходилось и думать о масштабной работе по восстановлению храмов. Но художник всю жизнь готовил себя для этой деятельности. Он строил Храм Чистоты и Доброты в самом себе и в своих произведениях. Храм, по словам Константина Кирилловича, — это, прежде всего, небесная сфера, которая подобно Пречистому Амофору, сберегает поля, леса, реки и, конечно, нас, обитателей этого волшебного царства, а также животных и птиц, волей Творца создавшего этот дивный Мир.
Настало время «собирать камни». Надо восстанавливать то, что когда-то было поругано и сметено ураганом нашей истории. Храмы, оскверненные, вновь возвращаются к людям. Начиная с конца 1980-х годов, Константин Иванов пришел в опустошенные Храмы и стал безвозмездно работать, предлагая свои идеи по их восстановлению. За эти годы, сам будучи в сложных материальных условиях, только на одном энтузиазме помог своим посильным трудом Собору Архангела Михаила в Ораниенбауме, Собору Святой Живоначальной Троицы, Лейб-гвардии Измайловского полка, Николаевской Единоверческой церкви, Храму Казанской Божьей Матери Новодевичьего монастыря, Казанскому собору в Санкт-Петербурге, церкви Преображения в селе Орлино Гатчинского района.


Константин Иванов
НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ
И АРХАНГЕЛ МИХАИЛ
ДЬЯКОНСКИЕ ДВЕРИ ЦЕРКВИ
Оргалит, масло
180х62 и 180х62
1991 — 1992
ЦЕРКОВЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ
Орлино


И надо отметить, что он оказывал помощь не только бесплатно, но очень часто отдавал свой материал для восстановления и драгоценное время, особенно ценимое творческим человеком. Так с благословения протоиерея Стефана (Дымши) им был построен, украшен и расписан временный иконостас, исполненный в технике действующего макета в натуральную величину для Собора Святой Живоначальной Троицы на Измайловском проспекте. Также для этого собора Иванов выполнил огромный для одного человека объем работы: Запрестольный крест, Большая Голгофа (канон), Выносной крест (аналойный) и более шестидесяти икон, не считая других работ. В Казанском соборе на Невском проспекте есть пожертвованные и исполненные им иконы: «Всех скорбящих радости», «Священно-мученник Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский», «Казанской Божьей Матери». Изготовил и расписал иконостас в селе Орлино.

Константин Иванов
«ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ» И ИКОНЫ ИКОНОСТАСА
ЦЕРКВИ ПРЕОБРАЖЕНИЯ В ОРЛИНО
в мастерской художника
Дерево, масло, декоративная резьба
1991 — 1992
ЦЕРКОВЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ
Орлино


В живописных работах часто встречаются сюжеты, где присутствуют элементы церковной символики, неразрывно соответствуя и дополняя образный строй картин, будь то Святой, икона, утварь или Храм.
С каждым годом Иванов все больше уходит от житейских сюжетов к более сложным философским картинам. «Размышление о Куликовской битве», 1985, не банальное историческое произведение, это размышление о судьбах России, ее вечной борьбе, растоптанных святынях и победах. Сложная композиция построена по принципу «картины в картине». На переднем плане старые иконы, выстроенные словно щиты, как оплот Веры, благодаря которому выстояла Русь в прошлые времена и выстоит сегодня. Огромную роль в данной композиции играет распахнутое окно, где голубое чистое небо, бескрайние поля и горизонт являют собой символ связи времен — духовного и реального.
В произведениях «Размышление о Куликовской битве», 1985, «Памяти 27 января 1944 года», 1987, «Покров», «Разрушение. Год тридцатый», оба 1989, используя с необычайной силой образный язык живописи, художник ставит вопрос о смысле жизни человека. Сущность его — всегда одна и та же: он не может измениться в зависимости от тех или других преходящих условий времени. Константин Иванов тем определеннее ставит вопрос о смысле жизни, чем ярче выступают в наше время те злые силы, которые стремятся утвердить кровавый хаос и бессмыслицу существования. Он с поразительной фантазией, основанной на реальности, воплощает в образах и красках то, что переполняет его душу — видение иной жизненной правды и иного смысла мира, зиждущегося на вере. Без всякого сомнения, у него тесно связаны между собой две стороны одной и той же идеи — вера художника в красоту, спасающую мир, и Вера человека, верующего в Красоту и Силу Духа.
В основе стилистического решения икон, он отталкивается от опыта своих замечательных предшественников Виктора Васнецова и Михаила Нестерова, которые, используя свои поиски и находки, применяли их в церковной живописи. Однако, Константин Иванов более жестко подходит к сохранению именно церковного канона и по мере накопления опыта все более и более погружается в стилистику древнего письма, сохраняя в то же время свое лицо в этом сложном и тонком деле, как писание иконы.
Немногим художникам выпала честь писать иконы для самых известных соборов Петербурга. Иванов — счастливый человек. Его иконы находятся в Троицком и Казанском соборах. Люди приходят к ним, их приняли, и они стали неотделимы от храма.
Отношение иконы к храму, храма к людям и людей к нему видим в сюжетах картин «Уверение апостола Фомы», 1989, «Звоны московские», «Собор», обе 1990. Произведения лишены мистической экзальтации и стилизации. В них найден собственный художественный язык, присущий только творчеству Иванова. Здесь Храм понимается, как то начало, которое должно господствовать в мире. Сама вселенная должна стать Храмом. В них раскрывается во всей полноте идея мирообъемлющего Храма.
Мы видим на полотнах не холодные и безличные стены, не внешнюю архитектурную форму, а Храм одухотворенный. Во многих произведениях Иванова мы замечаем господство архитектурных линий над человеческим обликом. Этим выражается подчинение человека идеи Собора, преобладание вселенского над индивидуальным. Здесь человек перестает быть самодавлеющей личностью и подчиняется общей архитектурной идее, связанной с Храмом. Живописец всеми художественными средствами утверждает в Храме внутреннее соборное единение, которое должно победить хаотическое разделение и вражду мира. Главным мотивом в работах Иванова последнего десятилетия является Храм, потому что для него Храм выражает не действительность, а высший идеал. Мир, в котором мы живем, пребывает пока вне Храма. Вера, Надежда, Любовь — смысл всех его произведений.
Его с детства научили ценить Красоту, уважать Веру и любить в человеке Бога. Поэтому так прекрасны его произведения, зовущие Увидеть и Любить. Его зоркий глаз подмечает в обычных вещах их важность для Человека и их ценность. Он уважает Веру и стремится людей вести к ней. Он построил из заброшенного клуба часовню Архангела Михаила. Архангел Михаил — вождь небесного воинства. Архангел Михаил — победитель сатаны. Исстари на Руси повелось, что к его заступничеству прибегали Великие князья: Александр Невский, Дмитрий Донской, Борис и Глеб, идя на ратные подвиги. Велико желание у Константина Кирилловича победить неверие, оживить поруганные храмы. Недаром перед своей Часовней он поставил шестиметровый крест, как символ Веры...

Константин Иванов
ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН
Фотография
1995
Константин Иванов своим трудом и средствами на месте заброшеного клуба оборудовал часовню Архангела Михаила со звонницей и расписал образа сельского Храма.
СОБРАНИЕ АВТОРА
Санкт-Петербург


Главная его работа — Часовня Архангела Михаила и святых мучеников Флора и Лавра в селе Долгое Бологовского района, которую он практически один переоборудовал из старого брошенного клуба в Храм. Все приходилось делать самому, начиная с поисков материала до окончательного исполнения. Говорить о художественных особенностях его работ, выполненных для церкви, было бы кощунством. Это не мирские творения, которые разбираются по стилям, манере и характеру изображения. Иконы и иконостасы Константина Иванова — иной срез его жизни.
Видя материальные и технические сложности, которые возникают при возвращении Храмов верующим, он предлагает оперативные пути восстановления, используя опыт мастеров прошлого. Будучи прекрасным рисовальщиком, он делает эскизы и прорисовки Царских врат часто на оргалите или фанере, мастерски расписывая их, достигает огромного впечатления деревянной резьбы. Исполненные в такой технике, они уже сами по себе являются подлинными произведениями искусства. Важно отметить, что Иванов не пытается стилизовать иконы, он работает, как верующий художник XX века. Он пишет современную и, в то же время, традиционную икону, исходя из церковных канонов, которые воспринял в детстве. Эта деятельность органично сосуществует с мирской жизнью художника, она является естественным и необходимым для него делом.
Светская живопись, даже если она наполнена духовным содержанием, — это есть плод творческой фантазии и игры воображения в соответствии с талантом и глубиной культуры художника. Икона, которой занимается Константин Иванов, является продолжением великих традиций, накопленных Православной церковью на протяжении огромного исторического периода, который, если его прослеживать, уходит своими корнями далеко в Византию, обретая новую силу и самостоятельность на Руси, после ее Крещения, обрастая на новой почве своими открытиями и духовным богатством. Константин Кириллович — верующий православный человек, постоянно идущий к Вере, как в своем творческом поиске, так и в духовном опыте, который пришел к нему из глубинных корней родительского дома. По-своему повторяя известное изречение, Константин говорит: «Если есть у меня Вера, пусть даже с горчичное зерно, но именно она заставляет меня трудиться, помогая Храмам возрождаться». Иванов очень скромный и щедрый человек. Он, действительно, отдает себя людям и Богу, не требуя за свой труд материального вознаграждения. Но позволим не согласиться или вернее удивиться, неужели же крошка Веры, о которой говорит художник, способна подвигнуть человека на такое! Тогда, дай Бог, каждому из нас иметь такую Веру, которую имеет Константин Иванов, и тогда мир преобразится! Свой камень в деле возрождения Святой Руси художник передвинул, сумеют ли другие сделать столько, сколько сделал этот человек один.

© В. А. Ушакова, 1998< Источник>






Рубрики:  живопись
православие
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку