-Приложения

  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Большая ферма" Онлайн-игра "Большая ферма"Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст
  • Перейти к приложению Календарь биоритмов Календарь биоритмовЭтот бесплатный калькулятор биоритмов Вы можете разместить у себя в блоге или на своей домашней странице. Это позволит Вам или вашим друзьям не терять время в Сети в поисках программы биоритмов, а сра
  • Перейти к приложению Включи свою музыку Включи свою музыку84 канала потокового радио с тематической музыкой. Выбери свою музыку и слушай
  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Пульс блогосферы Пульс блогосферыПульс блогосферы.Держите руку на пульсе

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Альфред_Грибер

 -Рубрики

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
12:49 06.12.2008
Фотографий: 1

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Культура_речи

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.03.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 7426


К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ СЛОВА "РУБЛЬ".

Вторник, 21 Октября 2008 г. 00:39 + в цитатник
К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ СЛОВА "РУБЛЬ"

А. Грибер

Как восхитительно то, что, спустя 30 с лишним лет, те идеи, которые я высказывал, и те гипотезы, которые я выдвигал, приобретают в настоящее время официальное признание.

Дело здесь даже не в научном приоритете. Просто приятно чувствовать себя победителем в извечном споре между исследователями, которые ищут истину, и чиновниками от науки, которые заявляют: "Да ты, вообще, кто такой, чтобы спорить с маститыми, признанными учёными и энциклопедическими словарями ?!?".

А суть дела вот в чём. Будучи студентом 4-го курса филологического факультета заочного отделения Житомирского государственного педагогического института ( ныне - университета ) имени Ивана Франко, в 1975-76 учебном году я написал научную работу под названием "Лексика денежных единиц Древней Руси 9-13 веков". Моим научным руководителем в то время была старший преподаватель Ида Овсеевна Федоровская, замечательный человек и мой большой друг. Она очень помогла мне в моих исследованиях, за что я ей бесконечно признателен.

В своей работе я доказывал следующее. Исследования историков и археологов показывали, что в начале 13 века в Древней Руси, наряду с обычными серебряными денежными слитками, которые назывались "гривны", появились новые слитки так называемого "двойного литья". Сначала заливали форму высококачественным серебром, а затем сверху добавляли низкопробное серебро. Между этими слоями был ясно виден шов, или рубец. В зто же время в новгородских берестяных грамотах впервые встречается слово "рубль". Сопоставляя эти данные, а также зная то, что новая реалия требует нового названия, я пришёл к выводу, что новые слитки с рубцом и были "рублями". Древнерусское слово "руб", означавшее "рубец, шов", и послужило основой для нового слова "рубль", а не слово "рубить", как писали, да ещё и пишут иногда сейчас в некоторых справочниках. Рубить слитки стали позже, и эти отрубки получили название " полтина", от более позднего ещё одного названия рубля - "тин".

Моя работа была послана на Республиканский конкурс студенческих научных работ 1975-76 учебного года и была признана лучшей. Я был удостоен Диплома Министерства высшего и среднего специального образования Украинской ССР и ЦК ЛКСМ Украины. В институте была устроена торжественная церемония вручения мне Диплома победителя конкурса.

В следующем выпускном учебном году я расширил эту работу и превратил её в Дипломную работу. Моим научным руководителем была доцент Папина Аза Феодосьевна. В принципе мы писали не дипломную работу, а диссертацию, так как Папина была уверена, что я буду защищать в будущем диссертацию.

В настоящее время на официальных сайтах России уже главенствует моя точка зрения на происхождение названия русской денежной единицы "рубль". Хотя в те годы в различных официальных инстанциях никто не хотел меня слушать и воспринимать всерьёз.

Совсем недавно мой старинный друг ещё со студенческих времён, ныне - профессор Житомирского университета, заслуженный артист Украины Владимир Шинкарук беседовал с заведующей кафедрой славянских языков этого же университета Натальей Месяц. И когда в разговоре Шинкарук упомянул моё имя, Месяц сказала, что она до сих пор очень хорошо помнит мою блестящую защиту дипломной работы.

Если тебя помнят столько лет, значит всё было не напрасно!
 (494x698, 21Kb)
 (458x698, 33Kb)

Серия сообщений "А. Грибер. Размышления о языке и литературе.":
Часть 1 - К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ СЛОВА "РУБЛЬ".
Часть 2 - МА ЗЭ ? - ЧТО ЭТО?
Часть 3 - ПЕСНЯ "од авИну хай"
...
Часть 42 - ВСЁ О БУКВЕ א - «Алэф» И ВОКРУГ НЕЁ
Часть 43 - ВСЁ О БУКВЕ ב (бэт) И ВОКРУГ НЕЁ
Часть 44 - ВСЁ О СОЧЕТАНИЯХ БУКВ א (Алэф) И ב (бэт)

Рубрики:  Русский язык.
Занимательное языкознание.
Метки:  

Процитировано 3 раз

Аноним   обратиться по имени Пятница, 13 Февраля 2009 г. 16:32 (ссылка)
Уважаемый Альфред! Случайно нашел у Вас упоминание об Азе Феодосиевне Папиной. Они была и моим научным руководителем, и точно так же любовно обучала меня с дальним прицелом на защиту кандидатской диссертации. Но в Ваши воспоминания вкралась неточность - профессором Киевского университета она не была, ей даже не давали возможности защитить докторскую. Осенью 1991 года она уехала в Россию, в подмосковный Обнинск. Издала две книги (о славянской письменности и о текстовых категориях) в популярном издательстве УРСС. Спасибо, за то, что вспомнили ее. Удивительной она была. С уважением - Виталий Борисевич, Киев.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Гелена   обратиться по имени Четверг, 24 Сентября 2009 г. 19:57 (ссылка)
Здорово !
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку