С принятием в 988 году христианства на Руси и передачей церкви монопольного права на регулирование брачно-семейных отношений, взгляд на брак в древнерусском обществе постепенно начинает меняться, переходя от языческих взглядов на семейные отношения к христианским. Христианская религия стремилась придать браку возвышенное духовное значение, оно рассматривало брак как одно из религиозных таинств, во время совершения которого и обязательно при исполнении установленных церковью обрядов на молодоженов нисходит божья благодать.
"Сознательное родительство" - движение, зародившееся в начале 1980-х гг., и изначально позиционировавшее себя как альтернатива официальной отечественной медицине. Философия данного сообщества выстроена на идеях И.Б. Чарковского, и реализуется в жизнь через клубы, образованные приверженцами его взглядов.
Игорь Борисович Чарковский изначально являлся инструктором по плаванию, его идеи родились в ситуации, когда он выхаживал свою недоношенную дочь, поместив ее в ванну с водой, чтобы облегчить ее самочувствие. Добившись заметных успехов, Чарковский стал развивать свои идеи в целое учение, где естественность родов и огромное значение воды и водной среды для здоровья человека возводились в абсолют.
В Древней Руси многоженство в языческие времена (до принятия христианства в конце Х века) было распространено довольно широко. Об этих фактах, преимущественно из жизни богатых и знатных людей, мы узнаем из русских летописей. В частности летописец Нестор, автор «Повести временных лет» или «Первоначальной летописи», наиболее древнего из дошедших до нас летописных сводов (начало XII века), с негодованием пишет о соседних славянских племенах, радимичах и вятичах, что они «имяху же по две и по три жены».
У князя Игоря (великий князь киевский с 912 по 945 гг.) кроме княгини Ольги были и другие жены. Князь Ярополк (годы правления 972-978), был женат на греческой красавице монахине, которую взял в плен его отец Святослав во время войны с Византией, и при этом, как упоминается в летописях, Ярополк сватался, и весьма у спешно, к полоцкой княжне Рогнеде.. Его брат Владимир Святославович (великий князь киевский с 978 по 1015 гг.) имел пять жен до его женитьбы на византийской царевне Анне и крещения в христианство.
Младший школьный возраст, в особенности первые месяцы обучения, психологи признают сложным и стрессовым периодом, как для детей, так и для родителей. Одной из главных проблем начала школьного обучения становится адаптация детей к новой для их жизни реальности, которой становится школа. Даже если ребенку в первом классе не ставят оценки и не задают домашние задания, родитель может ощущать, что первая радость от пребывания в школе у ребенка прошла и он уже начинает проявлять недовольство по поводу обучения. Это может выражаться либо в прямом нежелании посещать учебное заведение, либо возвращением к тем видам деятельности, которые, казалось, были уже оставлены в дошкольном детстве, а в некоторых случаях и более серьезными последствиями, такими как, болезнь ребенка или общее физическое недомогание.
Полоролевые установки или гендерные стереотипы (от англ. gender «род» — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается) в значительной степени определились уже в далеком прошлом. В примитивном обществе в доисторическое время в обязанности мужчины входило выполнение работы, требующей большой физической силы: земледелие, охота, война. Женские обязанности были сосредоточены вокруг домашнего очага (рукоделие, приготовление пищи, уход за детьми). Деятельность мужчины, соответственно, на протяжении долгих веков была построена на сильных размашистых движениях, обеспечивающей им превосходство в крупной моторике, в то время как женская сфера деятельности влияла в большей степени на развитие мелкой моторики, т.е. мелких движений рук и пальцев. История уходит в прошлое, но гендерные стереотипы остаются. Мальчики среди наиболее интересных и уважаемых школьных предметов до сих пор считают физкультуру и труд.
Совершенно разный подход к восприятию объектов материального мира у мальчиков и девочек наблюдается уже начиная с возраста полутора лет. У мальчиков проявляется большая склонность к преобразующей деятельности, в то время как девочки лучше разбираются в назначении вещи.
У девочек игрушки ломаются чаще всего случайно, у мальчиков же вследствие исследовательского интереса. Девочка будет играть с механическим мишкой, сделает его другом, а мальчик в свою очередь разберет его на части. Девочкам свойственно осваивать огромный репертуар ролей вокруг свойств предмета, мальчики же стремятся узнать его устройство, из чего он состоит, и переделать.
Женщины говорят гораздо больше, чем мужчины, их речь богаче по грамматическому строю и словарному запасу, характер речи менее категоричен. Мужчинам свойственно говорить короткими фразами, их речь обычно грубее, в ней больше жаргонных элементов и слов-паразитов. Речевой интеллект у женщин развит лучше. То, что девочки превосходят мальчиков в речевом развитии, становится заметно уже в 10-11 лет, то есть в конце начальной школы. Девочки вообще в массе своей начинают говорить раньше. Чтобы развить такие же высокие вербальные способности у мальчиков, родителям придется применять педагогические модели, которые традиционно используют в отношении девочек, а именно, требовать от мальчика большей дисциплинированности и существенно ограничивать его поведенческую активность.
Женщины видят людей, их чувства и переживания. Они более восприимчивы к эмоциональному фону, более чутко улавливают настроение окружающих, точнее и быстрее читают выражение лица, способны распознавать печаль и радость даже на фотографиях. У мужчин же, напротив, возникают проблемы с восприятием человеческого лица, особенно на фотографии. Изображение на фото мужчине ничего "не скажет" о человеке, кроме его пола, возраста, национальности и т.д. О чем думает человек на фотографии, мужчина, как правило, даже не будет задаваться этим вопросом.
Роль бабушки в семье зачастую не так проста, как может показаться на первый взгляд. Как правило, внуки значат для прародителей (бабушек и дедушек) очень много. Это не только радость и счастье общения с новым поколением, что очень важно в преклонном возрасте, это еще и повышение социального статуса, появление новых жизненных перспектив и продуктивная психологическая самореализация.
Однако поскольку семья - это зачастую целый клубок сложных взаимоотношений и противоречий, роль бабушки в семье может всячески видоизменяться и деформироваться. Подчас взрослых детей и их родителей связывают очень непростые отношения, а характер влияния прародителей на ребенка и психологический климат в семье в очень большой степени зависят именно от этих взаимоотношений. Специалисты, к примеру, отмечают, что одностороннее и чрезмерное доминирование в семейной жизни матери, а тем более бабушки по материнской линии является фактором, увеличивающим возможность появления невротических нарушений у внуков.
К детским психологам за консультацией часто обращаются родители детей дошкольного возраста с жалобами на агрессивное поведение. Сложная проблема человеческого агрессивного поведения и в частности детской агрессии была проанализирована одним из известных и выдающихся психологов, основателем гуманистического психоанализа, Эрихом Фроммом (1900-1980) в его книге "Анатомия человеческой деструктивности" (1973). Она разделял агрессию на "злокачественную", под которой понимал стремление к абсолютному господству и желание разрушать и "доброкачественную" - особый стиль поведения, связанный с самообороной или же с реакцией на угрозу. В психологии общепринятым считается, что у детей, в частности детей дошкольного возраста, встречается, главным образом, доброкачественная агрессия, представленная такими видами, как псевдоагрессия и оборонительная агрессия.
В семейной психологии описано множество ролей, которые играют дети в семье, в особенности в семье несчастливой. Место в семье, тот или иной сценарий, проживаемый ребенком, зависит от взаимоотношений в семье, ее гармоничности, благополучности, воспитательных установок родителей. Обычно роль ребенка четко обозначена в дисгармоничной, несчастливой семье, где относятся друг к другу стереотипно, шаблонно, где годами сохраняются ригидные, застывшие, не соответствующие реальной жизни отношения. Роль ребенка сводится к набору шаблонов поведения, сочетания ожиданий, чувств, оценок, действий, адресованных ребенку взрослыми.
Психологи говорят о том, что родительские чувства, родительская любовь и даже любовь материнская не является инстинктивной, врожденной. Родительские чувства не даны от природы, но они возникают у человека задолго до появления новорожденного. Эти чувства начинают формироваться еще в детские годы самого потенциального родителя и зависят от его раннего опыта отношений в его собственной родительской семье. Далее они развиваются в течение жизни, вбирая в себя культурный, образовательный, эротический и супружеский опыт, полученный до рождения первого ребенка.
Данный возрастной период требует повышенного внимания родителей к переменам, которые происходят с их ребенком. Здесь важно проявление особой педагогической тактики, особой гибкости в реакциях, словах и действиях, взвешенности, огромного терпения, умения видеть истинное и позитивное в подчас вызывающем поведении подростка. Необходимо учитывать повышенную сложность подросткового периода для самого взрослеющего ребенка, свойственные данному этапу гормональную перестройку организма, общую неустойчивость настроения, самочувствия и физического состояния, неадекватность реакций, ранимость.
В российской психологии первое серьезное и масштабное исследование роли старшего поколения в семье и характера взаимоотношений бабушек и внуков было проведено в 2000 г. общественным центром "Геронтолог". В исследовании принимали участие женщины, имеющие внуков и живущие в Москве и Московской области, возрастные рамки брались от 40 до 85 лет. При опросе учитывались следующие параметры: образование, возраст, раздельное или совместное проживание с детьми, характер родства (внуки от дочери или сына), факт продолжения карьеры или пребывание на пенсии. Специально разработанный опросный лист включал вопросы о роли в семье, которую отводят себе прародители; о совместных занятиях с внуками; о системах воспитания; о применяемых к внукам поощрениях и наказаниях; о помощи детям; о семейных конфликтах и т.д.
Исходя из названия "дошкольный возраст", очень многие родители полагают, что их основной задачей в данный период является подготовка ребенка к обучению в школе. До сих пор наиболее распространенное представление о сути такой подготовки заключаются в том, чтобы до школы научить ребенка письму, чтению и счету. Однако такое узкое понимание готовности к обучению уже давно раскритиковано и отвергнуто в педагогике и психологии. Реализация подготовки ребенка к школе должна идти не по пути прямого обучения тому, чему и так научат в образовательном учреждении, а в создании условий для полноценного развития уникального личностного потенциала ребенка.
Появление ребенка в семье меняет жизненный уклад не только его родителей, но и старших членов семьи, бабушек и дедушек. Они приобретают новый статус и новую внутрисемейную роль. Наличие внука означает для них переход в новый жизненный этап, который чаще всего сопровождается существенной перестройкой привычной иерархии отношений, поиском гармонии своей привычной жизни и нового социального статуса.
Оптимальная готовность дедушек и бабушек состоит в осознании особой собственной роли. Прародители очень ценят внуков, так как их появление означает начало нового этапа их жизненного пути. Это и повышение общественного престижа, и более насыщенная жизненная перспектива, и новые источники удовлетворения от жизни. Наряду с оказанием определенной помощи - бытовой, психологической, материальной, дедушки и бабушки выступают как связующее звено между настоящим и прошлым семьи, передают традиции, багаж семейных ценностей и мировоззрение. Именно прародители способны окружать внуков по-настоящему безусловной любовью.
Психологи выделяют следующие типы семейных конфликтов по классификации причин, лежащих в их основании:
1. Ссоры, конфликты, размолвки, возникающие по причине неудовлетворенной потребности в значимости и ценности своего «Я», ущемлении чувства собственного достоинства со стороны партнера, его неуважительного, пренебрежительного отношения.
2. Конфликты, психологическое напряжение, возникшее в результате неудовлетворенностью сексуальных отношений со стороны одного или обоих супругов.
В колонках играет - К отрицательным добрачным факторам, которые могут негативно сказаться на семейной жизни, психологи относят следующие.
Случайный характер знакомства. Более половины супругов, познакомившихся случайным образом (в транспорте, ночном клубе, при случайных обстоятельствах и т.д.) приходят, в конечном счете, к ситуации развода. Естественно, случайное знакомство не означает, что семья однозначно распадется, но статистическая выборка, сделанная на большом количестве неудачных семей, относит данный фактор к негативным.
Психологи утверждают, что в развитии супружеских отношений обычно наблюдаются два крупных кризисных периода. Первый кризис, как правило, происходит в промежутке между третьим и седьмым годами семейной жизни и длится в среднем около года. Он связан с угасанием романтических отношений и принятием семейного быта, где общение супругов может быть не столь красивым и безоблачным. Обычно к третьему году брака у супругов скапливается определенное количество ситуаций, в которых они высказывают разные точки зрения и не могут прийти к общему мнению. Вследствие этого в семье в течение данного кризисного периода довольно часто проявляются отрицательные эмоции и возрастает напряженность в отношениях.
Для ребенка порядок рождения в семье определяет все последующие жизненные установки, систему ценностей и даже особенности характера. Психологи утверждают, что если у детей одна семья, одни и те же родители и одна и та же обстановка, в которой они растут, все равно психологическая атмосфера, в которой живут разные по возрасту дети, не является идентичной. Опыт старшего существенно отличается от опыта младшего, поскольку с появлением каждого последующего ребенка в семье многое меняется, включая родительские установки и систему ценностей.