-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Немойберег

 -Стена

Нелли_Солодкова Нелли_Солодкова написал 01.11.2015 20:30:07:
Хм...Чисто мужской дневник...и хоть...\"Немойберег\"..но собеседник интересный..Только бы знать...где ваш берег...? Тогда многое по стихам можно узнать о хозяине дневника...
AIw AIw написал 08.10.2015 21:40:37:
Триолет Стоит на ринге, как боксёр, В любую непогоду. И смотрит фото режиссёр, Не отрывая хитрый взор: Стоит на ринге, как боксёр, Уже давно, с каких-то пор, Здесь света проводник народу Стоит на ринге, как боксёр, В любую непогоду. )
Немойберег Немойберег написал 09.04.2015 00:02:16:
Чтобы познакомиться с автором, нужно читать его произведения.
vlad_mir vlad_mir написал 04.04.2015 15:46:19:
Хотелось бы познакомиться с автором, но в разделе \"О себе\" нет ничего. Хотя - нет! Там же просьба о цитирование, а это уже кое-что.
Lovuhcka Lovuhcka написал 23.03.2015 09:29:11:

Милейший блог, милейшие стихи!

 -Интересы

боль сердца поэзия поэзия сочным и точным словом поэтические игры поэтические формы ритмические фигуры русская поэзия словарь словарь поэтических форм современная поэзия современная русская поэзия стихи стихотворные метры

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.11.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 6294


Цельная строфа | Словарь поэтических форм

Суббота, 28 Февраля 2015 г. 17:54 + в цитатник

Цельная строфа – строфа с особенной рифмовкой, построенная по принципу наличия хотя бы одной пары для каждой рифмы и неделимости общего тела строфы. То есть строфу, которая имеет полное право называться цельной, в принципе нельзя разделить на более малые цельные строфы, имеющие каждая свою завершенную рифмовку.


Моностих цельной строфой не является, поскольку одна строка в разсуждении о цельной рифмовке не может быть заключена сама на себя, даже имея внутреннюю рифму.


Дистих имеет только одну рифмовку для образования цельной строфы: aa.


Терцет также имеет только одну рифмовку aaa и не может быть разделен на дистих и моностих, поскольку моностих не является цельной строфой.


Катрен, как цельная строфа, имеет два вида рифмовки: опоясывающую abba и попеременную abab. Попарная рифмовка aabb (или ее частный случай aaaa) разпадается на два цельных дистиха.


Пентет имеет шесть рифмовок для цельной строфы: опоясывающую abbba, попеременную ababa, охватные с усилением справа (abbaa) и слева (aabba), а также не имеющие названий рифмовки abaab и aabab.



Самое простое правило создания рифмовки для цельной строфы – это удвоение рифмовки без повторов рифм. То есть берем рифмовку без повторов, например abcdef, удваиваем ее (прямо или зеркально) и получаем две цельных рифмовки: abcdefabcdef или abcdeffedcba. Такую рифмовку я называю безосно́вной (ни одна из рифм не имеет удержательной для цельности силы).


Экспериментируя в рифмическом разнообразии цельной строфы, каждый разсудительный поэт выведет и чуть более сложное правило создания рифмовки с большим количеством строк: одна из рифм (назовем ее осно́вной) должна заключать в себя все остальные (наполняющие), а если перед этой рифмой в начале или после нее в конце будут стоять другие рифмы, то они не должны иметь с той же стороны пару за областью действия основной, чтобы нельзя было «откусить» эту пару от целого.


Цельная строфа на основе – это не новость, и не открытие. Великие поэты прошлого, создавая новые формы, также задумывались о звуковой цельности «абзацев» своего поэтического текста. Одной из самых известных твердых форм, представляющей из себя также и цельную строфу, является триолет. Посмотрев на его рифмовку abaaabab, мы ясно видим, что осно́вная рифма – это b. Область действия основы – от второй строки до последней, и наполняющая a не имеет отдельной пары вне этой области.


У цельной строфы есть как преимущества, так и недостатки. Сначала о хорошем: цельная строфа за счет своей неделимости и читается на одной дыхании. Это ее свойство делает ее очень привлекающей и, в особенности, удерживающей внимание. И чем больше в такой строфе строк, тем охват основы сильнее. Но в размере охвата надо знать меру. Правда, эта мера зависит не от поэта (если он настоящий, он напишет все равно хорошо), а от слушателя.


И теперь о субъективных недостатках: цельная строфа с большим количеством строк (обычно от 10 и выше, но у некоторых даже и от 8) сложна для возприятия людьми, у которых плохо развит поэтический слух. Чем слух тоньше, тем легче его охватить Но людям, не имеющим такового, кажется, что при долгом охвате рифма потеряна или отсутствует, что делает длинные цельные строфы замечательной проверкой собеседников на поэтическую состоятельность, но иногда сокращает количество способных оценить красоту стихотворения.


Смотрите также:


Триолет



Словарь поэтических форм | Оглавление



________________________________________________________



Стихи-иллюстрации:


Горностай

Боль тает на губах,
Ведь снова в сердце
Заныло безпокойство, зацара́пало,
Вновь что-то произходит...
Ты на развилке выбери из ста
Путей лишь до́лжный!
Я чувствую, судьба
Бросает невод свой,
И тьма стремится за́ полночь,
И миги = годы!
Терпеть боль, что ты там, ты там, ты ТАМ
Так сложно!


Описание: цельная дюжина (строфа из 12 строк) с безосновной рифмовкой aBCDeFaBCDeF.



Василиса Иванова

Есть в триолете вкус и цвет,
И постоянство в переменах -
Ой, да чего в нем только нет!
Есть в триолете вкус и цвет,
И ночи тьма, и Cолнца свет...
Во всех строках его рефренов
Есть в триолете вкус и цвет,
И постоянство в переменах.


Описание: триолет (твердая форма) с основной рифмовкой aBaaaBaB.



Немойберег

М.Б.

2. 6.

Искусство Богом создано́,
Чтоб научать людские души
Всеясно видеть Свет и тьму,
Не слепо приходя к Нему,
Как скот, а осознательно –
Без знанья веру чих обрушит.
Слепая вера суть давно
Религий древо в корне сушит;
Толпа попов, влекома кушем,
Сознанья сле́пит, душит. Но
Во тьме Поэт на то и нужен,
Чтоб стало всё освещено,
Притом, процесс сей был не скушен,
Дав радость сердцу и уму.


Описание: цельный сонет (твердая форма, цельная строфа из 14 строк) с осно́вной рифмовкой aBccaBaBBaBaBc с основанием по c.



Источник этой статьи



Крылья смятые расправляя... Стихи Василисы Сейчас лишь это важно! Стихи о штатах. Джек Сидоров Lovepoetry о целях Unanswered letters. Long poem. Sixth Sonnet. Dedicate to Morena Baccarin С легкостью Ветер срывает облак летучий... Поэзия Мириддина Феникс. Стихи русского поэта Орбита сердца не верна... | Сонет-пентолет. Стихи Феникса Роза, розочка, бутончик... Лирика Василисы Ивановой о взрослении. Русская поэзия Жизнь с искусственным сердцем... Стихи Крокодилыча Боль тает на губах. Стихи Горностая о сердечной боли Стихи о плене. Стихи Василисы Одиночество. Катрен-размышление о жизни. Немойберег

Рубрики:  Поэзия
Словарь поэтических форм
Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 16 пользователям



Василиса_Иванова   обратиться по имени Суббота, 28 Февраля 2015 г. 18:10 (ссылка)
Прекрасно! Твой сонет просто чудо!
Ответить С цитатой В цитатник
dobrota_rus   обратиться по имени Суббота, 28 Февраля 2015 г. 18:14 (ссылка)
Жаль, нет кнопки "Очень-очень понравилось!"
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Суббота, 28 Февраля 2015 г. 18:15 (ссылка)
Я даже не знал, что есть такие строфы (я имею в виду, длинные без разбиения на подстрофы). Отличное ощущение от такой строфы. Красота!
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Крокодилыч   обратиться по имени Суббота, 28 Февраля 2015 г. 18:17 (ссылка)
Истинно: Красота! Надо будет освоить
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Суббота, 28 Февраля 2015 г. 18:18 (ссылка)
Словарь поэтических форм мне всегда Ваш нравился. По-моему, никто столько не знает о Поэзии и Поэтике, сколько Вы знаете.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Джек_Сидоров   обратиться по имени Суббота, 28 Февраля 2015 г. 18:20 (ссылка)
Помнится, я читал в твоем блоге несколько месяцев назад тоже цельную строфу... Сейчас поищу... Вот, стихотворение Kinsoul "Как хорошо быть писателем!" Как я понимаю, безосновная зеркальная рифмовка.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 28 Февраля 2015 г. 18:23ссылка
Да, всё правильно. Надо будет ее стихотворение тоже в статью добавить
---Горностай---   обратиться по имени Суббота, 28 Февраля 2015 г. 18:27 (ссылка)
Спасибо, что взял мое стихотворение для статьи
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 28 Февраля 2015 г. 18:34ссылка
А ты посвящение не пишешь? Ведь это же стихотворение определенному человеку.
КуСЮШкА   обратиться по имени Суббота, 28 Февраля 2015 г. 18:29 (ссылка)
Очень интересно
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Суббота, 28 Февраля 2015 г. 18:29 (ссылка)
Странно. Научное что-то. А стихи - очень хорошие, совсем несложно читаются. Значит, слух есть? Это радует!
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Аноним   обратиться по имени Суббота, 28 Февраля 2015 г. 18:30 (ссылка)
Good verses. Thanks!
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Аноним   обратиться по имени Суббота, 28 Февраля 2015 г. 18:33 (ссылка)
Хороший сонет об искусстве. Вообще все стихи хорошие, но этот особенно.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Энкиду   обратиться по имени Суббота, 28 Февраля 2015 г. 18:35 (ссылка)
А мне по прочувствованию очень нравится первое. Стихи о триолете легкие и светлые, как почти все Василисины сонеты. Третье – часть большой поэмы, хотя и отлично читается отдельно. А первое – очень живое, больное, раненное. Мне сейчас такие стихи нравятся.
Ответить С цитатой В цитатник
Артель-Добрые-Руки   обратиться по имени Суббота, 28 Февраля 2015 г. 18:38 (ссылка)
Очень приятное оживление в твоем блоге, НБ
Ответить С цитатой В цитатник
Славка_Ядин   обратиться по имени Суббота, 28 Февраля 2015 г. 18:59 (ссылка)
Я очень сомневаюсь, о, Учитель,
Что кто-то из "ПОЭТОВ" на Ли.Ру.
Осознанно нырнёт в сию "дыру"
Начать с Поэзией любви игру...
И Вас, к тому же, обзовут "мучитель",
И будут снова выставлять... "муру"...
Всё! Умолкаю!.. Только не кричите...
Ответить С цитатой В цитатник
Поэзия_Феникса   обратиться по имени Суббота, 28 Февраля 2015 г. 23:36 (ссылка)
Немойберег - архитектор поэзии, и этим все сказано. Хорошая статья
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку