-–убрики

 -“оррЌјƒќ - торрент-трекер дл€ блогов

ƒелюсь моими файлами
    —качал и помогаю скачать
      ∆ду окончани€ закачки

        ѕоказать все (0)

         -ѕодписка по e-mail

         

         -ѕоиск по дневнику

        ѕоиск сообщений в ѕарашутов

         -—ообщества

        „итатель сообществ (¬сего в списке: 3) ј–“_ј–“ель  итайский_летчик_ƒ∆јќ_ƒј MY_HIT

         -—татистика

        —татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
        —оздан: 16.10.2007
        «аписей:
         омментариев:
        Ќаписано: 46419


        ∆«Ћ (¬ќ«¬–јўјя—№   »ћ≈Ќ» ћј–»» –ј≈¬— ќ…-»¬јЌќ¬ќ….)

        —уббота, 23 ћа€ 2015 г. 20:40 + в цитатник
        ѕ€ть лет назад € делал небольшой материал о ћарии –аевской-»вановой, которую историки считают первой русской профессиональной, то есть дипломированной, художницей. ¬прочем, до сих пор идут споры о Ђпальме первенстваї, и во многих источниках называют другое им€ первой профессиональной художницы - —офьи ¬асильевны —ухово- обылиной (1825-1867). ѕонимаю, что этот вопрос Ц тема дл€ отдельного исследовани€, поэтому вернусь к личности самой –аевской-»вановой.
        ѕоводом еще раз написать о художнице послужило то, что недавно € получил замечательный подарок от ћарка –оманченко, который многие годы занимаетс€ коллекционированием и антикварным бизнесом. ¬ его коллекции оказалась картина кисти –аевской-»вановой, доставша€с€ по наследству. ѕримечательно, что это, к тому же, предположительно автопортрет художницы.  ак написал мне ћарк, "картина сразу поразила мен€ своим теплом и энергией". ћарк с радостью поделилс€ со мной фотографи€ми этой картины (за что ему огромна€ благодарность!!!), а €, в свою очередь, представл€ю эту картину вам.
          тому же, за прошедшие п€ть лет в интернете по€вилось несколько новых статей и материалов о художнице. √лаву, посв€щенную –аевской-»вановой, написал в своей книге Ђ100 знаменитых харьковчанї ¬ладислав  арнацевич, больша€ стать€ ЂЌе ради благодарности потомков...ї, приуроченна€ 100-летию со дн€ смерти художницы, помещена на сайте Ђ’ай¬ейї блогером под ником ЂЅахї. ѕри€тно, что в этой статье цитируетс€ и мое предисловие к первому материалу о –аевской-»вановой! ))) ¬от € и решил еще раз Ђпробежатьс€ї по биографии художницы, дополнив ее теми сведени€ми, фактами и событи€ми, которые вычитал в вышеназванных источниках. «амечу, что упоминание некоторых имен и событий в этих стать€х не подтверждено документально и требует дополнительных исследований. Ќо, как сказали бы в родном городе художницы Ц ’арькове: Ђ«а шо купив Ц за те i продаюї! ))

        ћари€ ƒмитриевна –аевска€-»ванова

        1840, с. √авриловка, »зюмский уезд, ’арьковска€ губерни€ Ц декабрь 1912, ’арьков



        –аевска€Ц»ванова ћари€ ƒмитриевна (1840-1912) јвтопортрет с моделью. 1882 г.

        ”краинский живописец и педагог, перва€ женщина в –оссийской империи, которой ѕетербургска€ јкадеми€ художеств в 1868 году выдала диплом и присвоила звание классного художника.




        ќ родственниках

        ћари€ родилась в селе √авриловка (ныне Ѕарвенковский район ’арьковской области) в зажиточной семье крупных помещиков-землевладельцев двор€нского происхождени€. ”вы, о ее родител€х ничего не известно, не указано нигде Ц были ли у нее брать€ и сестры (многодетность ведь была обычным делом дл€ семей того времени). Ќо зато есть упоминани€ о родственниках ћарии, предполагаю, что по линии матери, хот€ ее девичь€ фамили€ тоже неизвестна! «ато известно, что родственниками »вановых были двор€нские семьи јнтоновых и ƒанилевских, которые жили в своих фамильных усадьбах в том же »зюмском уезде.
        ѕопытаемс€ проследить эту родословную св€зь.
        ƒ€д€ми будущей художницы были занимавшие в разные годы пост предводител€ двор€нства в городе »зюм родные брать€ јндрей јндреевич (1824-?) и ћитрофан јндреевич (1834-?) јнтоновы. ќни избирались уездными предводител€ми в 1858-1861 и 1876-1888 годах соответственно. ќни были сыновь€ми титул€рного советника јндре€ ƒаниловича јнтонова и јнны »вановны ƒанилевской. ѕоследн€€ доводилась родной теткой известному русскому писателю √ригорию ѕетровичу ƒанилевскому (1829-1890), автору таких романов, как Ђƒев€тый валї (1874), Ђћировичї (1879), Ђ н€жна “аракановаї (1883) и Ђ—ожженна€ ћоскваї (1886).



        √ригорий ѕетрович ƒанилевский

         стати, младший брат √ригори€ - ѕетр ѕетрович ƒанилевский (?-1862) имел большие способности к живописи и был товарищем известного русского живописца польского происхождени€ √енриха »пполитовича —емирадского (1843-1902), веро€тно, во врем€ учебы художника в ’арькове. “о есть среди родственников будущей художницы были писатели и художники.
        Ѕратом названных ƒанилевских, предполагаю, что двоюродным, считаетс€ также художник јндрей »ванович ƒанилевский (1847-1914). јндрей »ванович с 1870 по 1877 год училс€ в »мператорской академии художеств в —анкт-ѕетербурге, получив за годы учебы две малые серебр€ные медали (1873, 1874) и большую серебр€ную медаль (1874). 31 окт€бр€ 1877 года ƒанилевский получил звание классного художника II степени за дипломную работу Ђјдам и ≈ва наход€т убитого јвел€ї. — 1884 года работал преподавателем ’арьковского института благородных девиц. — 1888 по 1914 год художник преподавал черчение в ’арьковском технологическом институте, а также рисование в ’арьковском городском ремесленном училище (1909-1911), частной мужской гимназии –акушана (1909) и частной гимназии ƒавиденко (1910).  оллежский асессор ƒанилевский с 1889 года состо€л членом ’арьковского общества любителей из€щных искусств.  исти художника принадлежат 29 икон главного иконостаса —обора Ѕлаговещени€ ѕресв€той Ѕогородицы в ’арькове.   этому ƒанилевскому € еще вернусь в рассказе, поскольку д€д€ ћарии –аевской-»вановой фигурирует в ее биографии.

        «аграница

        »так, ћаша »ванова получила приличное домашнее образование. ќсобенно ей нравились литература и рисование. Ќо уже в ранней юности девушка понимала, что профессионально зан€тьс€ живописью она не сможет, поскольку женщин в –оссии в то врем€ не принимали учитьс€ в јкадемии художеств. Ќо, благодар€ обеспеченной семье ћари€ могла позволить себе поехать получать образование за границей.
        ¬ 1863 году »ванова отправилась в ≈вропу. ѕоскольку девушке было всего 23 года, и это была середина XIX века, то логично напрашиваетс€ вопрос Ц отправилась ћари€ учитьс€ с какой-нибудь компаньонкой или под присмотром кого-то из родителей или родственников. Ќо на этот вопрос ответа нетЕ
        »звестно, что »ванова изучала немецкий €зык и литературу в ƒрезденском университете, лингвистику, историю, зоологию и геологию при ћиланской академии наук, слушала лекции в —орбонне и  арловом университете в ѕраге, посещала курсы археологии, этнографии и истории искусств. Ќо больше всего ћари€ хотела научитьс€ рисовать.

        ѕоэтому во врем€ учебы в ƒрездене девушка стала учитьс€ в частной студии живописи у профессора јкадемии художеств, живописца исторических картин и портретиста  арла Ћюдвига јдольфа Ёргардта (Karl Ludwig Adolf Ehrhardt, 21 но€бр€ 1813 - 19 но€бр€ 1899). —ам Ёргардт училс€ в берлинской јкадемии художеств, а с 1832 года в јкадемии ƒюссельдорфа у  арла ‘ердинанда «она (Karl Ferdinand Sohn, 10 декабр€ 1805 Ц 25 но€бр€ 1867) и известного Ђназарейцаї ‘ридриха ¬ильгельма фон Ўадова (Friedrich Wilhelm von Schadow, 6 сент€бр€ 1788 - 19 марта 1862). ¬ 1838 году Ёргардт переехал в ƒрезден, украшал стенными картинами тронный и бальный зал королевского дворца, а в 1846 году был назначен профессором местной академии. ’удожник писал портреты и картины на религиозные, исторические и романтические сюжеты.

        »ванова была ученицей любознательной и желающей всЄ постичь и всему научитьс€. ѕоэтому она также с интересом училась фресковой технике и живописи Ђал€-фрескаї в мастерской у профессора јнтона ƒитриха (Anton Dietrich, 27 ма€ 1833 - 4 августа 1904). ƒитрих в 14 лет поступил в дрезденскую јкадемию художеств на скульптурное отделение к профессору Ёрнсту ёлиусу ’енелю (Ernst Julius Hähnel, 9 марта 1811 - 22 ма€ 1891). ¬ 1848 году он уже дебютировал на выставке в јкадемии и в том же году стал студентом художника Ёдуарда Ѕендемана (Eduard Julius Friedrich Bendemann, 3 декабр€ 1811 - 27 декабр€ 1889). „ерез некоторое врем€ јнтон вместе со своим сокурсником  ристианом Ћюдвигом Ћеонардом √еем (Christian Ludwig Leonhard Gey, 27 июн€ 1838 Ц 20 сент€бр€ 1894) перешел учитьс€ в мастерскую живописца-романтика, профессора ёлиуса Ўнорра фон  арольсфельда (Julius Schnorr von Carolsfeld, 26 марта 1794 - 24 ма€ 1872). ѕосле окончани€ јкадемии ƒитрих не смог зарабатывать себе на жизнь в качестве свободного художника, поэтому ему пришлось работать иллюстратором дл€ различных издательств и арт-дилеров. ”знав о живописце фресок  арле фон Ѕинцере (Karl von Binzer, 1824-1902), ƒитрих переехал в ¬еймар. “ам он и училс€ настенной живописи, котора€ станет основной темой его творчества. ѕерва€ же его больша€ работа была представлена на академической выставке и принесла јнтону стипендию јкадемии дл€ продолжени€ учебы. Ѕлагодар€ этой финансовой поддержке, ƒитрих в 1859-1860 годах училс€ в ƒюссельдорфе, оттуда совершил большое путешествие по »талии, посетив ¬енецию, –им и Ќеаполь, по пути домой остановилс€ на несколько недель в ћюнхене и вернулс€ в ƒрезден в 1865 году. ¬ ƒрездене ƒитрих основал собственную студию, стал выполн€ть заказы на росписи и преподавать ученикам методику фресковой живописи. ѕозже художник был приглашен преподавать в ¬ысшей школе графики и книжного искусства в Ћейпциге, переехал в этот город, где и умер 4 августа 1904 года в возрасте 71 лет.
          вышеназванным педагогам »вановой добавлю еще и скульптора  ирхгода, о котором не нашел никакой информации, и у которого ћари€ брала частные уроки лепки.

        »мператорска€ јкадеми€ художеств

        ѕ€ть лет учебы, насыщенные зан€ти€ми и путешестви€ми, пролетели быстро, и в 1868 году ћари€ ƒмитриевна вернулась в –оссию, прекрасно зна€ основы теории и практики живописи. ћолода€ художница мечтала открыть в родном городе собственную школу живописи, но дл€ этого не хватало Ђмаленького пуст€чкаї - диплома классного художника хоть какой-нибудь степени, которые выдавались выпускникам јкадемии.
        » тогда »ванова решилась на дерзкий поступок Ц в том же 1868 году она отправилась в —анкт-ѕетербург, пришла в јкадемию художеств и написала за€вление о желании сдать экстерном экзамены дл€ получени€ диплома художника. јдминистраци€ јкадемии посчитала желание и уверенность девушки почти наглостью. Ќет, ”став јкадемии вроде не запрещал сдавать экзамены и получать диплом женщинам, но до »вановой таких прецедентов не было. „тобы экстерном, и сразу диплом! ¬ качестве дипломных работ ћари€ ƒмитриевна представила картины Ђ—мерть кресть€нина в ћалороссииї (1868), Ђƒевушку у плетн€ї и Ђјвтопортретї (1866). ¬прочем, комисси€ вначале не поверила, что художница сама написала эти работы. ѕришлось отправл€ть за подтверждением запрос в ƒрезден, и только после получени€ положительного ответа девушку допустили к экзаменам.
        —начала девушка сдала экзаменационной комиссии устный экзамен по теории, который, как пишут исследователи, был проведен Ђс пристрастиемї. »нтересно было бы узнать, кто из мэтров нашей живописи того времени входил в эту комиссиюЕ ј затем академики осмотрели дипломные работы, обсудили их и пришли к выводу, что »ванова получила в √ермании хорошую профессиональную подготовку. “аким образом, экзамен был сдан успешно, и 15 сент€бр€ 1868 года ћари€ ƒмитриевна »ванова первой в –оссии из женщин получила диплом и звание свободного художника.
        ¬ладислав  арнацевич в своей книге пишет об этом так:
        „иновник канцел€рии ѕетербургской јкадемии художеств прот€нул сто€щей перед ним молодой женщине документ о присвоении ей звани€ художника.
        Ђ акие права это мне дает?ї Ц поинтересовалась посетительница.
        ЂЌосить мундирї, Ц по привычке ответил канцел€рист.
        ѕравда,  арнацевич уточн€ет, что этот эпизод рассказан автором статей о художнице ћ. √авриловой, и вполне возможно, что он выдуман самой √авриловой.
        Ќа самом деле ћари€ ƒмитриевна »ванова отлично знала, зачем ей диплом јкадемии. ќна собиралась открыть в ’арькове частную художественную школу, в которой жители города и окрестностей могли бы получить начальное художественное образование. “ем более, у молодой художницы был достойный пример дл€ подражани€ в лице известного украинского педагога и просветител€, директора харьковской воскресной школы ’ристины ƒаниловны јлчевской (4 (16) апрел€ 1843 - 15 августа 1920), с которой ћари€ познакомилась, сдава€ еще школьные экзамены.



        ’ристина јлчевска€ в юности
        ‘отопортрет работы ¬. ƒосекина

        Ўкола в ’арькове

        ¬ начале 1869 года ћари€ »ванова вернулась в ’арьков и сразу же зан€лась вопросами организации школы. ¬месте с матерью ћари€ делала визиты к известным меценатам и власт€м города, убежда€ их в нужности и необходимости задуманного ею проекта. √убернатор отсылал ее к найденному попечителю, тот Ц в √ородскую думу за распор€жени€ми и указами.  огда разрешение на открытие нового учебного заведени€ было получено, »ванова зан€ла у матери 500 рублей, поместила в Ђ’арьковских ведомост€хї объ€вление об открытии общедоступной частной ЂЎколы рисовани€ и живописиї и арендовала три маленькие комнаты в доме  арповой в Ўл€пном переулке. ¬ исследовани€х о жизни художницы упоминаетс€, что первым учеником ее школы стал жандармский капитан ћаслов. »нтересно было бы узнать о его судьбе, и о том, пригодились ли ему уроки рисовани€!

        ƒатой открыти€ школы считаетс€ 21 феврал€ 1869 года, в этом же году »ванова в цел€х попул€ризации открытой школы организовала свою первую выставку. ¬ правилах заведени€ было указано, что малоимущих учеников принимали бесплатно, а богатые должны были заплатить за годовой курс обучени€ 12 рублей. Ќо, поскольку содержание школы составл€ло 1500 рублей в год, то приходилось необходимые суммы на пособи€, материалы, оплату педагогов и аренду помещени€ собирать на благотворительных вечера и в виде частных пожертвований.
        »сторики утверждают, что профиль школы не был узкоспециализированным, исход€ из целей, с которыми приходили туда ученики.
        ќдни хотели хорошо подготовитьс€ к поступлению в высшие художественные школы (ту же јкадемию художеств), другие получали знани€ по живописи, поскольку были увлечены рисованием, но считали это увлечение своим хобби. Ќо основной контингент учеников приходил к »вановой, чтобы получить профессию, св€занную с прикладными искусствами и образованием. “ак в школе ћарии ƒмитриевны учили будущих иконописцев и граверов, литографов и ретушеров, учили иллюстрировать книги и заниматьс€, как сказали ли бы сегодн€, дизайном квартир, пропагандировали возрождение древних народных промыслов, обуча€ расписывать посуду и выжигать по дереву.  роме того, выпускники школы могли работать учител€ми рисовани€ и черчени€ в школах и гимнази€х. ѕопул€ризации декоративно-прикладного искусства ћари€ ƒмитриевна удел€ла особое внимание, вид€ в этом одну из главных целей своей школы.

        —ловом и делом

        ќбщеизвестно, что на первых порах ћарии ƒмитриевне помогал советами известный писатель и просветитель ƒмитрий ¬асильевич √ригорович (19 марта (31 марта) 1822 Ч 22 декабр€ 1899 (3 €нвар€ 1900)).



         рамской »ван Ќиколаевич (1837-1887) ѕортрет писател€ ƒмитри€ ¬асильевича √ригоровича. 1876 “реть€ковска€ галере€, ћосква

        ¬ы спросите, какое отношение имел прозаик и переводчик √ригорович к живописи? ќтвечаю Ц непосредственное! ќн был не только знатоком скульптуры и живописи и страстным коллекционером, но и неплохо рисовал. Ћиста€ биографию писател€, можно прочесть, что в 1836 году ƒмитрий поступил в —анкт-ѕетербургское √лавное инженерное училище, где познакомилс€ с ‘. ћ. ƒостоевским, но, не име€ прив€занности к точным наукам и не увлеченный дальнейшей карьерой офицера, в 1840 году √ригорович бросает училище и поступает в јкадемию художеств. ќ годах, проведенных в јкадемии, мало что известно, кроме того, что ƒмитрий довольно близко сдружилс€ с “арасом Ўевченко, учившимс€ в јкадемии с 1838 года у самого Ѕрюллова. ¬ 1842 году √ригорович, не доучившись (причина, увы, мне неизвестна!), покидает јкадемию, определ€етс€ на службу в ƒирекцию императорских театров и начинает заниматьс€ литературной де€тельностью. ј вот с 1864 года писатель избираетс€ секретарем ќбщества поощрени€ художников, он занимал этот пост около двадцати лет, оставив литературное творчество, к которому вернулс€ лишь в 1883 году, написав известную всем повесть Ђ√уттаперчевый мальчикї и перевед€ повесть ѕроспера ћериме ЂЁтрусска€ вазаї.
        “ак вот, этот самый √ригорович первые несколько лет Ђопекалї »ванову и ее школу. »сследователи пишут, что на выставке в ѕариже, где √ригорович и »ванова встретились (или поехали туда специально), секретарь ќбщества поощрени€ художников консультировал директора новой школы, знакомил ее с требовани€ми, предъ€вл€емыми к рисовальной школе, и с примерами лучших школ ≈вропы.

        Ќеизвестно, в каком году »ванова еще раз побывала в √ермании, но известно, что в Ќюрнберге своей коллеге очень помог иде€ми и методами немецкий исторический живописец и скульптор, профессор јвгуст фон  релинг (August von Kreling, 23 ма€ 1819 - 22 апрел€ 1876), возглавл€вший и преподававший в Ќюрнбергском художественном училище.



        Portrait von Dr. August von Kreling 1875 г.

        ѕолучивший начальное образование в √анновере,  релинг с 1836 года училс€ в јкадемии ћюнхена - несколько лет скульптуре, а затем Ц живописи. ¬ 1853 году художник был назначен директором училища в Ќюрнберге, и занимал эту должность до конца своей жизни.
        ќказывали Ўколе живописи –аевской-»вановой и известные живописцы - передвижники.
        ”чебными пособи€ми, иногда в виде собственных рисунков и этюдов, со школой делились бывший харьковчанин √енрих —емирадский, √ригорий √ригорьевич ћ€соедов (7 (19) апрел€ 1834 - 18 (31) декабр€ 1911), »ван »ванович Ўишкин (13 €нвар€ 1832 - 8 марта 1898) и »вн Ќиколаевич  рамской (27 ма€ (8 июн€) 1837 - 24 марта (5 апрел€) 1887). ћузыкальный и художественный критик, историк искусств ¬ладимир ¬асильевич —тасов (2 (14) €нвар€ 1824 - 10 (23) окт€бр€ 1906) положительно отзывалс€ о школе и даже прислал ей в дар свою книгу Ђ—лав€нский и восточный орнаментї.

        —емь€

        ¬ организации работы школы ћарии ƒмитриевне помогали и известные в ’арькове педагоги и общественные де€тели. ќдним из первых преподавателей школы, учителем черчени€, стал педагог ’арьковского университета, общественный де€тель по вопросам народного просвещени€ —ергей јлександрович –аевский (1844-1940). ћежду педагогом и художницей быстро возник роман, и в 1870 году он женилс€ на ћарии »вановой.



        ‘отограф јлексей ћихайлович »ваницкий —.ј.–аевский ’арьков 1900-1903 гг.

        ќ —ергее –аевском известно, в основном, из статьи в словаре Ѕрокгауза и ≈фрона, изданном в 1890-1907 годах, когда он был еще жив. ”мер –аевский в 1940 году, пережив жену почти на тридцать лет. ¬се сведени€ о нем заключаютс€ в информации, что родилс€ —ергей јлександрович в 1844 году, окончил ’арьковский университет, состо€л окружным инспектором ’арьковского учебного округа, а в 1906-1908 годах его попечителем. — первого дн€ открыти€ в 1869 году в ’арькове ќбщества грамотности –аевский сотрудничал с ним, организовывал народные чтени€ в городе и в уездных городах и селах ’арьковской губернии, был бессменным председателем комиссии по организации этих чтений. ѕринимал также участие в работе ќбщества исправительных приютов. ¬ школе своей супруги —ергей јлександрович работал до дн€ ее реформировани€. ¬ 1919 году –аевский был избран депутатом ’арьковской городской думы от партии кадетов.



        ‘отограф јлексей ћихайлович »ваницкий —емь€ –аевских ’арьков 1900-1903 гг.

        ¬ 1872 году ћари€ ƒмитриевна родила сына —ерге€, ставшего впоследствии учЄным и конструктором паровозов.
        јлександр —ергеевич –аевский (23 €нвар€ (4 феврал€) 1872 Ц 23 июн€ 1924) в 1895 году окончил технологический институт в ’арькове, и по окончании института работал в техническом отделе службы движени€ ћосковско- урской железной дороги. — 1900 года работал конструктором на ’арьковском паровозостроительном заводе, а с 1910 года перешЄл на ѕутиловский завод в ѕетрограде на должность руководител€ паровозно-технической конторы завода. ѕод руководством –аевского с 1917 года были разработаны рабочие проекты р€да серийных паровозов. — 1920 года јлександр —ергеевич €вл€лс€ профессором и преподавал в ѕетроградском политехническом институте, состо€л членом многих научно-технических советов и комитетов по паровозостроению. —овместно с инженером я. ћ. √аккелем в 1921-1923 годах јлександр —ергеевич работал над проектом тепловоза ўэл.



        јлександр —ергеевич –аевский 1920-е гг.

         онструктор –аевский трагически погиб 23 июн€ 1924 года при испытани€х, во врем€ проверки прочности Ћихоборского железнодорожного моста близ станции ’оврино под ћосквой он был сбит испытательным паровозом.

        » вновь о школе

        »сторики пишут, что школа –аевской по значимости была во всей –оссии третьим заведением художественно-промышленной направленности.  роме этой школы называютс€ —трогановское центральное училище технического рисовани€ в ћоскве и Ўкола ќбщества поощрени€ художников в ѕетербурге, которой руководил √ригорович.

        ћетодика работы школы была разработана самой ћарией ƒмитриевной, она активно использовала методику преподавани€ педагогов —анкт-ѕетербургской јкадемии  рамского и „ист€кова, а также американскую систему художественного образовани€, с которой познакомилась в ≈вропе.



        ≈лена —охацка€-√орбель (”краина, род. 1976) ѕортрет основательницы харьковской художественной школы ћ.ƒ. –аевской-»вановой. 2002 г.

         ак и многие, –аевска€ считала главным в обучении Ц рисунок с натуры, который называла первоосновой художественного образовани€. –исование начиналось с изображени€ геометрических фигур и тел дл€ более развитых учеников или с плоских орнаментов дл€ детей. Ћетом школа занималась на пленэре Ц в городском саду или на улицах города, где Ђдекораторыї могли копировать элементы декоративной пластики на настенных роспис€х, здани€х и оградах. ќбучение рисованию завершалось изображением человеческой фигуры, объектами служили статуи из гипса, поскольку дл€ рисовани€ живой обнаженной натуры не было помещени€.

        «ан€ти€ в школе проводились три раза в неделю в две смены. ¬ 1870 году начали преподавать черчение, в 1886 году добавились зан€ти€ лепки из глины. ¬ 1889 году в школе было введено преподавание пластической анатомии, теории перспективы, а в 1889-1892 годах читалась истори€ искусств. Ќапомню, черчение преподавал муж –аевской-»вановой, который занималс€ с учениками теорией перспективы. ”роки лепки проводили харьковские скульпторы —. Ѕабский, ». якобс, ‘. Ќатани, анатомию - доктора ѕавлов и «наменский, а теорию искусств читал один из первых выпускников этой школы знаменитый архитектор и художник-пейзажист јлексей Ќиколаевич Ѕекетов (19 феврал€ (3 марта) 1862, ’арьков Ц 23 но€бр€ 1941, ’арьков).



        ѕестриков ћихаил –одионович (1864-1930) ѕортрет јлексе€ Ќиколаевича Ѕекетова.

        Ѕекетов, кстати, в ’арькове построил более 40 зданий, сформировав архитектурный облик города. ¬ 1894 году он стал академиком архитектуры, с 1898 года стал профессором —анкт-ѕетербургской јкадемии художеств. ¬ 1941 году профессор получил звание заслуженного де€тел€ искусств ”краинской ——–, и в этом году в но€бре мес€це умер в оккупированном немцами ’арькове.



        јлексей Ќиколаевич Ѕекетов с внуком јлушта, 1936-38 гг.

        »звестно, что если кто-нибудь из преподавателей школы –аевской заболевал или уезжал по делам, зан€ти€ по просьбе ћарии ƒмитриевны проводили другие харьковские художники.

         роме того, в школе велись факультативные курсы по декоративно-прикладному искусству Ц росписи по фарфору, бархату, атласу, кафелю, выжигание по дереву, тиснение по коже. Ёти курсы помогали малоимущим ученикам школы (отмечу, что таких было много, а некоторые ученики принимались бесплатно) зан€тьс€ индивидуальной де€тельностью и найти стабильный заработок. ƒл€ учеников же, желающих поступать дальше в высшие художественные заведени€, например, в јкадемию художеств, посещали уроки общеобразовательных предметов. –аевска€ писала √ригоровичу: Ђя не буду всех учить писать мадонн, но не буду также тех, чье сердце стремитс€ к мадонне, учить рисовать стуль€ї. »сторики пишут, что всего четыре процента учеников школы –аевской поступили в јкадемию художеств, но почти все они стали известными художниками.

        Ѕольшое значение в учебном процессе ћари€ ƒмитриевна удел€ла украинскому народному творчеству, особенно, национальным мотивам в орнаментах. ќна говорила: Ђ”краинские вышивки, ткани, гончарные издели€ заслуживают не меньшего внимани€, чем песни ”краиныї. ¬ школе была собрана богата€ коллекци€ эстампов и образцов узоров, многие из которых были подарены школе искусствоведом ¬. —тасовым. »х можно было вз€ть в школьной библиотеке, их развешивали в классах. — изучени€ этих узоров начиналось обучение дл€ тех, кто собиралс€ в будущем стать специалистом декоративно-прикладного направлени€ - заниматьс€ украинскими узорами, оформл€ть интерьеры и предметы быта, создавать декорации и книжные иллюстрации.

        –аз в мес€ц или чуть реже в школе проводились педсоветы с присутствием самих учеников, педагоги рассматривали все работы, созданные за прошедший период, и обсуждали вместе с их авторами недостатки и ошибки.

        ќтмечу, что материальное положение школы было практически бедственным. ћеценатов –аевска€-»ванова не нашла, сама она работала бесплатно, а преподавател€м приходилось порой платить полтора рубл€ за двухчасовое зан€тие, поскольку плату с учеников директор категорически не собиралась повышать, понима€ социальный статус тех, кто пришел учитьс€ рисованию. “олько через дес€ть лет, в 1880 году, городска€ управа стала выдел€ть школе ежегодно субсидию в 200 рублей.
        ƒа и с помещением школе повезло не сразу. ѕервые восемь лет после создани€ зан€ти€ проводились на арендованных квартирах. ѕосле постройки в 1877 году по проекту архитектора Ѕолеслава √еоргиевича ћихаловского (1830-1909) собственного двухэтажного особн€ка по улице „ернышевского, дом 6, художественна€ школа в 1878 году переехала в это здание(сейчас это жилой дом).



        ƒом –аевских

          тому времени школа –аевской уже была известным центром художественной жизни ’арькова. «десь часто встречались местные и заезжие художники и скульпторы, заходили бывшие выпускники. ќни обменивались новост€ми и иде€ми, пользовались библиотекой, проводили консультации и мастер-классы дл€ учеников, договаривались о выставках, поскольку де€тельность по их организации была одним из главных дел художницы. ƒважды в год школа организовывала художественные вечера, сборы с которых шли не только в ‘онд школы, но и на другие благотворительные цели.

        ”ченики школы принимали участие в конкурсах, проводимых —анкт-ѕетербургской јкадемией художеств (1872, 1875, 1878, 1882), в выставках, которые проходили во врем€ работы съездов по техническому и профессиональному образованию.  роме того, ежегодно в городе были организованы выставки-экзамены созданных за сезон работ, причем свои произведени€ выставл€ли не только ученики, но и преподаватели.
        ¬ 1882 году, по инициативе известного живописца ».Ќ.  рамского, была проведена ¬сероссийска€ выставка рисовальных школ. Ўкола –аевской-»вановой получила ƒиплом II степени, который был приравнен к серебр€ной медали, а методика преподавани€ в ее школе была названа самой лучшей.  роме того, художница получила денежную премию в размере 500 рублей, 300 из которых сразу ушли на развитие школы. Ќо самое главное Ц комисси€ јкадемии, рассматривавша€ все работы, выступила с инициативой избрать ћарию ƒмитриевну почЄтным вольным общником јкадемии, и в том же году художница получила это звание.

        ѕоследние годы

        — самого первого дн€ образовани€ школы живопись и рисование во всех классах преподавала сама ћари€ ƒмитриевна. — 1889 года рисование в младших классах вз€л на себ€ ѕавел  арпович  рюков (1848-?). ќн в 1881-1884 годах училс€ в јкадемии художеств, получив по окончании звание неклассного художника.
        ¬ середине 1890-х годов в жизни –аевской-»вановой происходит лична€ трагеди€, как пишут историки, Ђв св€зи с профессиональным переутомлениемї художница начинает скоротечно тер€ть зрение. ”вы, с преподавательской де€тельностью ћарии ƒмитриевне пришлось расстатьс€.



        ћари€ ƒмитриевна –аевска€-»ванова

        Ќо ее заменили насто€щие профессионалы Ц выпускник јкадемии художеств (1883-1893), получивший за врем€ учебы четыре серебр€ные и одну золотую медаль Ц ћихаил –одионович ѕестриков (1864-1930) и выпускница самой школы ј. –оманенко, о которой известно лишь то, что она прославилась по всей ”краине своими роспис€ми фарфоровых изделий.

          середине 1890-х годов Ўкола –аевской выпустила около 900 учеников. —реди выпускников школы называютс€ имена известных украинских и российских художников Ц народный художник –—‘—– ѕЄтр ѕетрович  ончаловский (9 (21) феврал€ 1876 - 2 феврал€ 1956), член ќбщества передвижников, импрессионист  онстантин  онстантинович ѕервухин (21 ма€ (2 июн€) 1863 - 26 €нвар€ (8 феврал€) 1915), замечательные пейзажисты —ергей »ванович ¬асильковский (19 окт€бр€ 1854 - 8 окт€бр€ 1917), ѕЄтр јлексеевич Ћевченко (29 июн€ (11 июл€) 1856 Ц 1917), јлександр Ќиколаевич ¬ыезжев (1865-1918), ћихаил —тепанович “каченко (18 но€бр€ 1860 Ц 2 феврал€ 1916), с конца XIX века проживавший в ѕариже, но дважды в год приезжавший в родной ’арьков.



         ончаловский ѕетр ѕетрович јвтопортрет ( в желтой рубашке). 1943 г.
        ќсип Ёммануилович Ѕраз (1873-1936)  онстантин  онстантинович ѕервухин 1902 г. –усский музей, —анкт-ѕетербург



        Ќиколай ћитрофанович ”варов (1861-) ѕортрет художника —ерге€ ¬асильковского. 1917 г.
        ѕЄтр јлексеевич Ћевченко в своей мастерской.

        Ќо, даже распрощавшись с преподаванием, ћари€ ƒмитриевна продолжала принимать активное участие в общественно-культурной жизни ’арькова.  аждую весну –аевска€-»ванова участвовала в организации выставок местных художников в помощь летним колони€м ќбщества по распространению в народе грамотности. Ѕлагодар€ супругам –аевским при Ќародном доме ќбщества был создан художественный музей, а в 1898 году открылась декоративно-рисовальна€ школа, программу которой разработала ћари€ ƒмитриевна.
        ¬прочем, –аевской-»вановой было создано и издано немало методических учебников, статей и брошюр. —реди них Ц Ђјзбука рисовани€ дл€ семьи и школыї (1879), Ђѕрописи элементов орнамента дл€ технических школї, Ђћетодика преподавани€ рисовани€ в ’арьковской частной школе рисовани€ и живописиї, Ђќчерк программ по преподаванию рисовани€ в воскресных классах дл€ ремесленниковї и др.
        ј еще художница составл€ла своеобразный каталог картин, наход€щихс€ в частных собрани€х ’арькова и области, знала всЄ об этих картинах и вела работу с владельцами богатых коллекций, чтобы те не продавали картины куда и кому попало.

        ”же после того, как ћари€ ƒмитриевна практически ослепла, заботу о частной Ўколе рисовани€, руководимой ею, вз€л на себ€ город. ¬ 1896 году школа была преобразована в √ородскую школу рисовани€ и живописи, которой городска€ ƒума выделила ежегодное пособие в 1000 рублей. Ўколе предоставили также новое помещение, она зан€ла второй этаж художественно-промышленного музе€ в Ќово-—ергиевских р€дах на —ергиевской (а ныне Ц ѕролетарской) площади. –аевска€-»ванова подарила новой школе все учебные пособи€ и библиотеку, а сама была назначена почетной попечительницей нового заведени€. ¬ годы ¬еликой ќтечественной войны здание музе€, в котором находилась школа, было разрушено.
        ѕочти 15 последних лет своей жизни ћари€ ƒмитриевна добивалась, чтобы на базе √ородской школы было создано училище, которое бы подчин€лось јкадемии художеств. Ўкола была преобразована в художественное училище в сент€бре 1912 года и переехала в новое здание по улице  аплуновской. ¬ 1921 году на базе училища был создан техникум, а затем и ’удожественно-промышленный институт (’удпром). —ейчас институт переименован в ’арьковскую государственную академию дизайна и искусств.

        Ќо основательница первой художественной школы в ’арькове всего этого уже не увидела. ћари€ ƒмитриевна –аевска€-»ванова умерла в декабре 1912 года, спуст€ три мес€ца после того, как √ородска€ школа рисовани€ стала училищем. ѕохоронена художница была в семейном имении √авриловке (сейчас это село находитс€ в Ѕарвенковском районе ’арьковской области). Ќи имение »вановых, ни могила художницы, увы, не сохранились. Ћишь в начале 1980-х годов мальчишки из села √авриловка разрыли на заброшенном кладбище старую могилу, котора€ оказалась могилой ћарии –аевской-»вановой. ѕозже художница была перезахоронена там же в √авриловке, и на могиле был установлен пам€тник.



        ћогила ћ.ƒ.–аевской-»вановой

        ѕечально, но неизвестна судьба и большинства картин самой художницы. »сторики среди творческого наследи€ называют такие картины, созданные –аевской-»вановой, как: Ђ ресть€нска€ семь€ на отдыхеї, Ђ—мерть кресть€нина в ћалороссииї, Ђ—аксонска€ девочкаї, Ђƒевочка возле плетн€ї, но где они наход€тс€ Ц неизвестно.
        ¬ интернете € нашел пейзаж, который атрибутирован, как работа –аевской-»вановой.



        –аевска€-»ванова ћари€ ƒмитриевна (1840-1912) —ельский пейзаж.

        ¬сЄ, что известно, так это то, что в ’арьковском художественном музее хранитс€ альбом рисунков художницы, сохранившиес€ фотографии и часть семейного архива –аевских, а также портрет ћарии ƒмитриевны с внучкой работы одного из ее учеников Ц ј. ƒанилевского, о котором € рассказал в начале статьи.

         роме этого, в ’арьковском историческом музее хранитс€ автопортрет художницы и портрет одного из основоположников физической химии и химической динамики, академика ѕетербургской јкадемии наук Ќикола€ Ќиколаевича Ѕекетова (1827-1911), который был отцом архитектура јлексе€ Ѕекетова. ”вы, интернет портрет Ѕекетова-старшего Ђне выдалїЕ



        ƒанилевский јндрей »ванович (1847-1914) ѕортрет ћарии –аевской-»вановой с внучкой.

        Ќадеюсь, не только журналисты и любители живописи, но и историки и искусствоведы продолжат исследовани€, чтобы им€ ћарии –аевской-»вановой все-таки зан€ло достойное место в истории как –оссии, так и ”краины.

        »сточники - ¬икипеди€, статьи 1, 2, 3.

        b295a26142b9(147x40, 0 Kb)
        ћетки:  
        ѕонравилось: 11 пользовател€м



        ћуромлена   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 24 ћа€ 2015 г. 06:09 (ссылка)
        јнатолий, спасибо за новое дл€ мен€ им€. ј почему пальма первенства у —офьи ¬асильевны —ухово- обылиной (1825-1867) оспариваетс€? ќна же старше на 15 лет и в ѕетербургской »мператорской јкадемий художеств обучалась и в »талию ездила. ” мен€ о ней материал был: http://www.liveinternet.ru/users/4000579/post143772050
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
        ѕарашутов   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 24 ћа€ 2015 г. 19:28 (ссылка)
        ≈лена, € видел ¬аш материал, да и у самого есть папка о —ухово- обылиной. ƒумаю, вопрос о первенстве возник потому, что —ухово- обылина хоть и училась в јкадемии, но, говор€ нынешним €зыком, диплом не получила. “о есть вс€кие медали имела за конкурсные академические работы, а звание художника определенного класса ей присвоено не было. ѕоэтому она может считатьс€ первой росси€нкой, официально обучавшейс€ в јкадемии. Ёто мое личное мнение, основанное после изучени€ биографии художницы. √отов выслушивать и принимать другие мнени€ и версии! ))
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
        ћуромлена   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 24 ћа€ 2015 г. 20:20 (ссылка)

        ќтвет на комментарий ѕарашутов

        »нтересно, почему ей звание художника не присвоили, ведь Ѕольша€ золота€ медаль давала на это право
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
        ѕарашутов   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 24 ћа€ 2015 г. 21:03 (ссылка)
        ƒумаю, потому, что —ухово- обылина, поступив в јкадемию, там по€вл€лась редко, сопровожда€ всюду своего первого учител€ ћейера, с подачи которого ее и зачислили в јкадемию. ј свои работы, за которые она получала медали, она просто предоставл€ла в јкадемию. ¬ биографии художницы написано, что она поступила в јкадемию примерно в 1849 году, а через год уехала с ћейером на два года в »талию (1850-51), потом два года сопровождала ћейера в путешествии по югу –оссии (1852-53), в 1854 году окончила учебу, а через три года уехала в »талию, где и умерла через 10 лет. ¬от чиста€ арифметика...
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
        ћуромлена   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 25 ћа€ 2015 г. 18:23 (ссылка)

        ќтвет на комментарий ѕарашутов

        јнатолий, истори€ запутанна€))). —ухово- обылиной нет почему-то и в списке учеников академии http://artru.info/uch/1/
        «ато, в процессе поисков обнаружила еще одну даму, котора€ может претендовать на пальму первенства: ¬ера ≈горовна ћейер была удостоена 2-й серебр€ной медали: 3 сент€бр€ 1861 года Ч за портреты, а 1 сент€бр€ 1863 года Ч за картину, изображающую кресть€нскую девушку, считающую деньги. 13 декабр€ 1865 года ей был выдан диплом на звание художника, по которому она имела право Ђпреподавать уроки рисовани€ в женских институтах, гимнази€х и других учебных заведени€хї. ¬ера ≈горовна ћейер стала женой известного художника ѕ. ѕ. „ист€кова.
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
        ѕарашутов   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 25 ћа€ 2015 г. 19:40 (ссылка)
        ≈лена, спасибо за интересную информацию. я думаю, что мы просто не знаем подробностей, и, возможно, все три художницы были первыми в каком-то определенном качестве. Ёто как первым полетел в космос √агарин, а первым вышел в открытый космос - Ћеонов. Ќо оба космонавты, и оба были в своих действи€х первыми! ))) »скусствовед ƒ. ≈. «олотарев, кстати, в статье об отце ¬еры - учителе —ухово- обылиной, писал: "≈го дочь ¬ера ≈горовна ћейер также пыталась стать профессиональным художником. ≈е художническа€ карьера не была долгой. ќна стала женой ѕ. ѕ. „ист€кова, известнейшего российского живописца и педагога, который был старше ее на 16 лет, и у которого ¬ера училась в јкадемии".
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
         омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
         

        ƒобавить комментарий:
        “екст комментари€: смайлики

        ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

        ѕрикрепить картинку:

         ѕереводить URL в ссылку
         ѕодписатьс€ на комментарии
         ѕодписать картинку