-–убрики

 -“оррЌјƒќ - торрент-трекер дл€ блогов

ƒелюсь моими файлами
    —качал и помогаю скачать
      ∆ду окончани€ закачки

        ѕоказать все (0)

         -ѕодписка по e-mail

         

         -ѕоиск по дневнику

        ѕоиск сообщений в ѕарашутов

         -—ообщества

        „итатель сообществ (¬сего в списке: 3) ј–“_ј–“ель  итайский_летчик_ƒ∆јќ_ƒј MY_HIT

         -—татистика

        —татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
        —оздан: 16.10.2007
        «аписей:
         омментариев:
        Ќаписано: 46440


        Ќј–ќƒЌџ…  ќ—“ёћ („ј—“№ 17 - Ћ»“¬ј. Ќј–ќƒЌџ≈  ќ—“ёћџ ¬ –»—”Ќ ј’ ¬»“ј”“ј—ј ѕјЋј…ћџ)

        „етверг, 22 ћа€ 2014 г. 13:10 + в цитатник
        ѕродолжа€ тему народного костюма, решил сегодн€ поговорить о Ћитве. ѕоводом послужила случайна€ находка набора открыток, выпущенного Ђ√осударственным издательством политической и научной литературы Ћитовской ——–ї в 1960 году. ќгромную работу проделали собиратели материала Ц этнографы, археологи и фольклористы ¬ера ѕавловна ƒь€конова и Ѕорис Ќиколаевич ѕутилов. јннотации к костюмам написал известный литовский €зыковед ёозас Ѕальчиконис, ну, а сами эскизы костюмов, представл€ющие п€ть регионов Ћитвы, создал известный литовский художник и сценограф ¬итаутас ѕалайма. —о знакомства с ним и начнем!

        ¬итаутас  азиевич ѕалайма
        Vytautas Kazio Palaima


        8 (21) августа 1911 - 1976



        ¬итаутас ѕалайма

        Ћитовский художник, сценограф, педагог, народный художник Ћитовской ——– (1954).
        –одилс€ в ѕетербурге, в возрасте 8 лет переехал с родител€ми в Ћитву и поселилс€ в городке  упишкис (лит. Kupiškis) ѕаневежского уезда, на северо-востоке страны. “ам окончил начальную школу и гимназию. ¬ 1926-1931 годах училс€ в художественной школе в  аунасе, где его педагогами были ѕетрас  алпокас (Petras Kalpokas, 1880-1945), в чьих картинах сочетаютс€ символизм и ар-нуво, и театральный художник ¬. ƒиджиокас. ѕосещал ёозас также частную художественную студию ћстислава ƒобужинского (1875-1957).
        — 1931 года ѕалайма работал художником в театрах Ў€ул€й€,  лайпеды,  аунаса. — 1944 года Ц главный художник “еатра драмы Ћитовской ——– (¬ильнюс). —леду€ реалистическим традици€м, художник тонко передавал исторический и национальный колорит, стиль драматургических произведений. ќформил спектакли: "”садьба ∆алдокаса" Ѕориса ƒаугуветиса (1948), "ѕоют петухи" Ѕалтушиса (1948), "«емл€-кормилица" по ÷вмрке (1952), "“ан€" јрбузова (1940), "Ѕронепоезд 14-69" (1941), "–усские люди" (1945), "¬раги" (1946), " ремлевские куранты" (1947), "Ћес" (1948) и др. ¬ √осударственном театре оперы и балета Ћитовской ——– оформил "Ћебединое озеро" „айковского (1948), " расный мак" √лиэра (1949), "ƒал€" ƒварионаса (1959), "÷ыганский барон" Ўтрауса (1962) и др. — 1944 года ѕалайма преподавал в ’удожественном институте прикладного и декоративного искусства (¬ильнюс), выпустив целую пле€ду известных литовских сценографов. ’удожник €вл€етс€ автором эталона красно-бело-зеленого флага Ћитовской ——– (1953). ¬прочем, творчество художника не ограничивалось работами в театре, ѕалайма писал портреты, пейзажи, натюрморты, создавал книжные иллюстрации, плакаты и открытки.




        „тобы пон€тно было, костюмы каких регионов представлены в коллекции открыток, помещаю этнографическую карту Ћитвы, разделенную на п€ть районов, которые не все соответствуют территориально-административному делению страны на регионы.



        јукшайти€



        Vytautas Palaima (1911-1976) Aukštaičiai-vilniečiai tautiniais drabužiais (јукштайтийско-вильнюсский национальный костюм).

        јукштайти€ (от лит. aukštas Ч Ђвысокийї, лит. Aukštaitija) Ц этнографическа€ область на северо-востоке современной Ћитвы. Ќазвание дословно переводитс€ как Ђверхн€€ земл€ї.



        Vytautas Palaima (1911-1976) Aukštaičiaų moterų tautiniai drabužiai (∆енские народные костюмы в јукштайтии). 1960 г.
        Vytautas Palaima (1911-1976) Aukštaičiaų moterų tautiniai drabužiai (∆енские народные костюмы в јукштайтии). 1960 г.

        ѕраздничные женские народные костюмы в јукшайтии скромны, гармоничны и светлы. «десь более, чем в других област€х Ћитвы, в костюмах преобладает белый цвет.
         офта сшита из белого льн€ного полотна. ”зорчатый рисунок, вытканный браным способом (Ђринктинисї), украшает только нижний край рукавов. “аким же образом, но более скромно, украшены плечи кофты.
        ёбка сделана из клетчатой ткани с тем же браным узором Ђринктинисї, расположенным поперечными полосами. ¬низу рисунок двойной, такой более широкой полосой юбка гармонично заканчиваетс€. ёбка шьетс€ широка€ и в сборку.
        Ѕезрукавка, котора€ называетс€ Ђкикликасї, сшита из ткани с мелким узором. ќна коротка€ Ц до талии, спереди украшена остроконечными фалдами.  ра€ безрукавки обшиты тканой узорчатой ленточкой. Ѕезрукавку зашнуровывают Ђкрученкойї или тонкой плетенкой из ниток.
        ѕередник сшит из белого льн€ного полотна, вытканного в технике полотн€ного переплетени€, с редкими поперечными полосками естественного цвета льна, чередующимис€ с мелким рисунком части узора. –исунок этот называетс€ Ђдимайї. Ќиз передника заткан широким цветным узором, в основном красного цвета, и заканчиваетс€ белой бахромой.
        √оловной убор сделан из широкой узорчатой ленты, вытканной браным способом Ђринктинисї, котора€ с обоих краев переплетена плетенкой из цветных ниток.   нижнему краю широкой ленты прикреплена узка€ ткана€ узорчата€ ленточка, а верхний край украшен бахромой из цветных ниток. —зади концы ленты перекрещиваютс€ и свободно вис€т. ¬ том месте, где лента перекрещиваетс€, прикрепл€ют две ленты Ц одну узорчатую, вытканную браным способом, а другую гладкую цветную. ≈ще могут добавл€ть четыре узкие цветные ленты. ∆енщины нос€т также светлый платок со скромным узором Ђдимайї, который заканчиваетс€ бахромой.

        ¬ильнюсский район

        ¬ильнюс (лит. Vilnius, до 1918 - ¬ильна, в 1919-1939 годах - ¬ильно) Ч столица Ћитвы, административный центр ¬ильнюсского уезда. –асположен на крайнем юго-востоке Ћитвы, при впадении реки ¬ильни в реку ¬или€, вблизи границы с Ѕелоруссией. ¬первые упоминаетс€ в 1323 году как столица великого кн€з€ литовского √едимина. Ќа прот€жении веков главный город ¬еликого кн€жества Ћитовского, а с 1569 года и –ечи ѕосполитой. ѕосле третьего раздела –ечи ѕосполитой в 1795 году вошЄл в состав –оссийской империи, где до 1918 года именовалс€ ¬ильна. — 1920 по 1939 год под названием ¬ильно входил в состав ѕольши. — 1939 года был столицей Ћитовской –еспублики, а 3 августа 1940 года Ц Ћитовской ——– под названием ¬ильнюс.



        Vytautas Palaima (1911-1976) Vilniečių moterų tautiniai drabužiai (∆енские народные костюмы в ¬ильнюсском районе). 1960 г.
        Vytautas Palaima (1911-1976) Vilniečių moterų tautiniai drabužiai (∆енские народные костюмы в ¬ильнюсском районе). 1960 г.

        ∆енские праздничные народные костюмы ¬ильнюсского района очень нар€дны и отличаютс€ светлым красочным и сложным орнаментом.
         офта сшита из тонкого белого полотна. –укава ниже локт€ украшены сложным узором, вытканным браным способом Ђринктинисї. ¬оротник, обшлага и грудь обв€заны воздушными кружевами.
        ёбка сделана из клетчатой ткани с выдел€ющимис€ поперечными полосами. Ёти полосы оживл€ютс€ более мелкими полосками, мотивы которых органически включены в клеточки ткани. ёбка шьетс€ в мелкую складку или в сборку.
        Ѕезрукавка Ђкиктикасї сшита из клетчатой ткани. ћежду клеточками выткан браный узор со звездчатыми мотивами - Ђкатпеделесї. ѕокрой безрукавки своеобразен: у шеи сделан широкий вырез, перед глубоко вырезан в виде треугольника, куда вставлена грудка (манишка) из одноцветного гладкого материала. ѕоперек груди идут четыре полоски, посредством которых безрукавка застегиваетс€ на пуговицы.
        ѕередник сделан из ткани с поперечными полосами, с двухцветным браным узором Ђринктинисї. Ќижн€€ часть передника заканчиваетс€ полосой с более широким узором.
        √оловной убор Ц платок с надбровником, который называетс€ Ђпабрювелисї. Ќадбровник, который называют еще Ђвенчикї, сделан из узкой тканой узорчатой ленты, к которой пришиты три р€да треугольников из материи и более широка€ одноцветна€ ткана€ полоска. “реугольники обв€заны крючком. —зади к Ђвенчикуї прикрепл€ют две широкие тканые узорчатые ленты.   надбровнику еще пришивают белый платок, украшенный браным узором. ѕлаток светлый с браным узором, заканчиваетс€ он бахромой.

        ƒзуки€



        Vytautas Palaima (1911-1976) Dzūkės tautiniais drabužiais (Ќациональный костюм ƒзукии).

        ƒзуки€ или ƒайнава (лит. Dzūkija, Dainava) Ц исторический регион на юге и юго-востоке Ћитвы в среднем течении реки Ќеман. Ќазван в XIX веке от особенности произношени€ местных жителей -дзукань€.



        Vytautas Palaima (1911-1976) Dzūkių tautiniai drabužiai (∆енский народный костюм в ƒзукии). 1960 г.
        Vytautas Palaima (1911-1976) Dzūkių tautiniai drabužiai (∆енский народный костюм в ƒзукии). 1960 г.

        Ќародные костюмы литовок в ƒзукии отличаютс€ светлыми краскам, пестротой узоров и своеобразным силуэтом.
         офта сшита из тонкого белого полотна, у воротника она собрана в сборку. —ам воротник с закругленными углами обв€зан крючком белыми нитками.
        ёбка сделана из клетчатой ткани с выдел€ющимис€ поперечными полосами и вытканными браным способом Ђринктинисї звездочками, которые внос€т в ткань разнообразие. ќна сшита в сборку.
        Ѕезрукавка Ђкикликасї сделана из простой ткани с мелкими поперечными полосками. ‘он ткани соткан в технике полотн€ного переплетени€, а полоски вытканы в технике саржевого или атласного переплетени€. ћежду полосками выткан мелкий узор Ђдимайї. Ѕезрукавка делаетс€ спереди с большим отворотом или круглым вырезом у шеи, она застегиваетс€ сбоку на пуговицы или застежки. ќт по€са у талии надставлены фалды с закругленными углами, кра€ безрукавки обшиты тканой узорчатой ленточкой.
        ѕередник декоративный, сшит из ткани с цветными поперечными полосами, которые состо€т из более мелких цветных полосок, белых узоров Ђдимайї и крупных узоров Ђкатпеделесї, которые в разных полосах затканы нитками разных цветов.
        “али€ подпо€сана узорчатым (Ђкайшитинисї) по€сом, вытканным браным способом Ђринктинисї. ‘он по€са выткан из белых льн€ных ниток, а узор Ц из цветных шерст€ных ниток.
        √оловной убор - плетена€ стека Ц шапочка (Ђкикасї), которую пришивают к ободку из узорчатой тканой (Ђринктинисї) ленты, вытканной браным способом (Ђкайшитинисї). ¬ерхний край ленты украшен заложенной в складочки шелковой материей со специально выдернутыми нит€ми или обв€зываетс€ крючком цветными нитками. —зади прикрепл€ют две узорчатые ленты, вытканные также браным способом (Ђкайшитинисї). ƒополн€ет головной убор светлый платок из льн€ного полотна с цветным браным узором (Ђринктинисї) и светло-зелеными поперечными полосами.

        ∆емайти€



        Vytautas Palaima (1911-1976) Žemaičiai tautiniais drabužiais (Ќациональный костюм ∆емайтии).

        ∆емайти€ (от лит. žemas - Ђнизкийї, Ђнижнийї, лит. Žemaitija) - этнографический регион на северо-западе современной Ћитвы. »сторически так называлась страна между низовь€ми рек Ќемана и ¬индавы (современна€ ¬ента). «десь обитало литовское плем€ жемайты. — самого начала ∆емайти€ имела кн€з€, в основном вассала великого кн€з€ литовского. ¬ 1795 ∆емайти€ вошла в состав Ћитовской губернии, в 1801 году Ц в состав ¬иленской, потом Ц  овенской.



        Vytautas Palaima (1911-1976) Žemaičių moterų tautiniai drabužiai (∆енские народные костюмы в ∆емайтии). 1960 г.
        Vytautas Palaima (1911-1976) Žemaičių moterų tautiniai drabužiai (∆енские народные костюмы в ∆емайтии). 1960 г.

        ∆енским народным костюмам в ∆емайтии свойственна своеобразна€ декоративность и €рка€ красочность. ”зоры ткани, из которой они сшиты, просты, с четким ритмом.
         офта сшита из тонкого льн€ного полотна. ”зор делаетс€ дл€ украшени€ только на концах рукавов и крае воротничка. ќрнамент несложный, с геометрическими мотивами, в которых чередуютс€ узкие и широкие полоски. ќбшлага, грудь, воротничок, плечи украшены складочками из материи или обшиты по кра€м.
        ёбка шьетс€ из клетчатой ткани с выдел€ющимис€ продольными полосами. ѕолосы неширокие, резко контрастных цветов. Ўирина юбки 3,5-4 метра. ёбка делаетс€ в сборку или в складку и пришиваетс€ к по€су.
        Ѕезрукавка Ђкикликасї сшита из материи с мелким узором Ђдимайї. ”зор расположен вертикально, цветные полоски отчетливо видны в горизонтальном направлении. —илуэт безрукавки с укороченной талией. ќна отрезна€ у талии, с надставкой длиной 8-15 см, заложенной в мелкие складки глубиной 3-4 см. Ѕезрукавка застегиваетс€ на крючки или на пуговицы, сделанные из цветных ниток.
        ѕередник белый с продольными полосами, внизу он заканчиваетс€ бахромой.
        √оловной убор сделан из узорчатой ленты, вытканной браным способом Ђринтинисї, заложенной в складочки и пришитой к картонному ободку. ¬ерхний край ленты украшен бахромой из цветных ниток, а к нижней части головного убора пришивают узорчатую полоску Ђрангеї, сплетенную из трех различных тканых ленточек.  онцы этих ленточек свободно вис€т позади, между ними прикрепл€ют более широкие тканые узорчатые ленты. Ќа плечи набрасывают большой клетчатый платок, на концах которого бахрома.

        «анавики



        Vytautas Palaima (1911-1976) Zanavykės tautiniais drabužiais (Ќациональный костюм занавиков).

        —увалки€ (лит. Suvalkija) - самый маленький из п€ти культурных регионов Ћитвы. ≈го неофициальной столицей €вл€етс€ город ћари€мполе (Marijampolė). –егион расположен к югу от реки Ќеман. ƒревним населением этих мест были балтские племена судувов, поэтому этот регион еще называют —удува (лит. Sūduva). —увалки€ никогда не была отдельной политической единицей, и даже сегодн€ она не имеет официального статуса в административном делении Ћитвы. “ем не менее, она остаетс€ одним из исторических центров литовской народной культуры.
        —увалки€ делитс€ на две области, где проживают народности занавиков и капсов. «анавикаи занимают северную —увалкию.
        «анавикаи или занавики (лит. zanavykai) Ц народность, живуща€ недалеко от реки Ќовы, притока реки Ўешупе. Ќазвание народности произошло от названи€ реки Ќова (по-польски звучит Ќава). «анавикаи - люди, которые жили за рекой (за Ќавой). √овор этих мест самый близкий к общелитовскому €зыку. —толицей занавиков считаетс€ город Ўак€й (Šakiai), расположенный в ћари€мпольском уезде, в 65 км западнее  аунаса. Ўак€й впервые упоминаетс€ в 1599 году. ¬ результате раздела –ечи ѕосполитой город оказалс€ в составе –оссийской империи. ѕосле 1919 года город вошЄл в состав Ћитовской республики, а в 1940 году - в состав ———–.



        Vytautas Palaima (1911-1976) Zanavykių tautiniai drabužiai (Ќародные костюмы занавичек). 1960 г.
        Vytautas Palaima (1911-1976) Zanavykių tautiniai drabužiai (Ќародные костюмы занавичек). 1960 г.

         олорит народных праздничных костюмов занавичек довольно темный Ц преобладают сочные цвета.
         офта сшита из тонкого белого полотна. ¬оротник кофты широкий, на плечах Ц вышитые наплечники. –укава длинные и широкие. Ќижний край рукавов собран, в него вдета тесьма, которой зав€зываютс€ обшлага. Ќиже локт€ рукава вышиты желтыми или красными нитками узором из лилий. “аким же орнаментом вышивают нижний край рукавов, полоску на груди, наплечники и воротник.
        ёбка сшита из ткани с продольными полосами и узкими не очень выдел€ющимис€ поперечными полосками. ќна широка€ (4-5 метров), сшита в сборку.
        Ѕезрукавка Ђкикликасї сделана из ткани с мелким узором Ђдимайї, состо€щим из двух частей, расположенных поперечными полосками. Ѕезрукавку шьют в клеш, с широким вырезом. Ѕезрукавка застегиваетс€ спереди на большие металлические декоративные застежки.
        ѕередник Ц сама€ нар€дна€ часть костюма. ќн сшит из ткани с разнообразными узорами и богатым сочетанием красок. ”зоры составлены из стилизованных лилий, которые сгруппированы в форме четырехконечных звезд и расположены продольными полосами. ‘он ткани темно-зеленый. ÷вета мотивов чередуютс€ в шахматном пор€дке. ѕередник широкий, он сшит в сборку, внизу заканчиваетс€ короткой цветной бахромой.
        “али€ подпо€сана нар€дным узорчатым по€сом, вытканным браным способом Ђринктинисї.
        √оловной убор Ц платок из белого льн€ного полотна, задний конец которого вышит узором из лилий, а кра€ заканчиваютс€ бахромой. —переди к платку пришит надбровник Ђпабрювелисї, который сделан из тканой узорчатой ленты, заложенной в складки и вытканной браным узором Ђринктинисї. ¬ерхний край ленты украшен бахромой, а нижн€€ часть заканчиваетс€ узкой тканой ленточкой, из-под которой высовываютс€ €зычки из белой материи.

         апсы



        Vytautas Palaima (1911-1976) Kapsės tautiniais drabužiais (Ќациональный костюм капсов).

         апсы (лит. kapsai) Ц народность, котора€ насел€ет южную —увалкию. ÷ентрами капсов €вл€ютс€ города на юго-западе Ћитвы ћари€мполе (лит. Marijampolė) и ¬илкавишкис (лит. Vilkaviškis). “ермин Ђкапсыї, которым местные жители идентифицируют себ€, придуман лингвистами, когда те классифицировали литовские €зыковые диалекты. ёжане, например, произносили слово kaip (кайп), как Ђкапї. Ёта отличительна€ характеристика и дала им им€. — 1955 по 1989 год город ћари€мполе даже называлс€  апсукас. ќдни св€зывали это им€ с капсами, другие говорили, что город так переименован в честь одного из организаторов и руководителей компартии Ћитвы ¬инцаса —имановича ћицк€вичюса- апсукаса (1880-1935).  ультурные различи€ между занавиками и капсами существуют не только в диалектах, но и традиционных стил€х одежды.



        Vytautas Palaima (1911-1976) Kapsių tautiniai drabužiai (Ќародный костюм капс). 1960 г.
        Vytautas Palaima (1911-1976) Kapsių tautiniai drabužiai (Ќародный костюм капс). 1960 г.

        ѕраздничные костюмы литовок-капс отличаютс€ своеобразным силуэтом и интересны по своим узорам и цветовой гамме. „аще всего нейтральные цвета помещаютс€ р€дом с €ркими и сочными, но излюбленными €вл€ютс€ темные цвета. Ќар€дный пестротканый передник гармонически сочетаетс€ с темной юбкой из ткани с продольными полосами и безрукавкой из ткани с мелким узором.
         офту шьют из тонкого белого льн€ного полотна. ќбшлага, грудь, плечи и воротник вышиты белыми нитками штопальным швом.
        ёбка широка€, в сборку. ќна сшита из ткани с продольными полосами, которые вытканы с мелким узором Ђдимайї.
        Ѕезрукавка Ђкикликасї сшита из ткани с поперечными полосами, вытканной также мелким узором Ђдимайї. ќна длинна€, плотно облегает талию, сильно расшир€€сь внизу. «астегиваетс€ безрукавка на пуговицы, обт€нутые материей. Ѕезрукавку подпо€сывают в талии цветным узорчатым тканым по€сом.
        ѕередник декоративный и нар€дный. Ќа сером фоне вытканы браным способом Ђкайшитинисї крупные поперечные полосы, составленные из черных полосок и мелких узоров Ђдимайї контрастных цветов. ћежду полосами расположены розетки красочных стилизованных цветов.
        √оловной убор литовок-капсов называетс€ Ђпакалкеї (корона) и представл€ет собой шапочку без донышка. ќн сделан из узорчатой ленты, вытканной браным способом Ђринктикисї или Ђкайшитинисї и украшенной цветочками. Ётой лентой обт€гивают ободок из картона.  ра€ обшивают светлыми нитками.
          Ђпакалкеї (короне) прикрепл€ют сзади две узорчатые тканые ленты с бахромой, образованной выщипанными на концах лент нит€ми. ѕлаток сделан из белого льн€ного плотна, украшенного узором, вышитым или вытканным красными нитками.

         лайпедский район



        Vytautas Palaima (1911-1976) Klaipėdietės tautiniais drabužiais (Ќациональный костюм  лайпеды).

         лайпеда (лит. Klaipėda) - третий по величине город Ћитвы после ¬ильнюса и  аунаса. –асположен в западной части страны, где Ѕалтийское море переходит в  уршский залив.  лайпеда и  лайпедский регион имеют особую, отличную от остальной Ћитвы историю. ƒо 1525 года город называлс€ ћемель и принадлежал рыцар€м “евтонского ордена. ѕозже и вплоть до 1923 года город принадлежал √ермании, затем перешел в состав Ћитовской –еспублики и переименовалс€ в  лайпеду. 22 марта 1939 года √ермани€ предъ€вила Ћитве ультиматум с требованием возвратить  лайпедский край, который Ћитва была вынуждена прин€ть. ¬ составе √ермании город находилс€ в 1939-1945 годах и вновь был переименован в ћемель. ѕо результатам ѕотсдамской конференции 1945 года ћемельска€ область была передана —оветскому —оюзу. √ород снова получил литовское название  лайпеда, в 1948 году  лайпедска€ область стала частью Ћитовской ——–.



        Vytautas Palaima (1911-1976) Klaipėdiečių moterų tautiniai drabužiai (∆енский народный костюм в  лайпедском районе). 1960 г.
        Vytautas Palaima (1911-1976) Klaipėdiečių moterų tautiniai drabužiai (∆енский народный костюм в  лайпедском районе). 1960 г.

        ѕраздничные костюмы литовок в  лайпедском районе не отличаютс€ изобилием красок. ƒекоративность всего нар€да основана на контрасте цветов его отдельных частей.
        “емные тона юбки и безрукавки составл€ют резкий контраст с белой кофтой и передником.
         офта сшита из тонкого белого полотна, рукава украшены ниже плеча широкой красной полосой с браным узором Ђринктинисї.  офта без воротничка, вырез у шеи большой, его делают в сборку и украшают полоской материи, заложенной в мелкие складки. “акими же складками украшены обшлага. –укава кофты широкие, они втачаны у шеи.
        ёбка сделана из клетчатой ткани или из ткани с преобладающими продольными полосками.  летки составлены из узких темных продольных полос и широких светлых поперечных полос. ёбку шьют с крупными складками.
        Ѕезрукавка Ђкикликасї сшита из ткани с мелким узором Ђдимайї. ќна коротка€, с широким вырезом у шеи.  ра€ безрукавки украшены полоской белой материи, заложенной в мелкие складки. Ѕезрукавка застегиваетс€ на декоративные пуговицы, сделанные из той же ткани. “алию опо€сывают узорчатым тканым по€сом.
        Ѕелый передник сшит из льн€ного полотна с браным узором Ђринктинисї серого цвета, расположенного в виде поперечных полос. Ќиз передника украшен более широкой узорчатой полосой из такой же ткани, заканчивающейс€ белой бахромой.
        √оловной убор Ц шапочка из полосы узорчатой ткани с ободком-налобником Ђанткактисї. ¬ерхнюю часть ободка обв€зывают крючком и украшают складочками. ѕо бокам прикрепл€ют узорчатые ленты, вытканные браным способом Ђринктинисї. Ќа плечи набрасывают большой голубой узорчатый платок.

        ћужские костюмы

        ћужские литовские народные костюмы скромны и несложны, без излишней пышности и украшены умеренно. ÷вета тканей нейтральные. Ќо, благодар€ своему своеобразному силуэту и характеру украшающих элементов, они выдел€ютс€ среди костюмов других народов.



        Vytautas Palaima (1911-1976) Vyriški drabužiai (ћужские народные костюмы). 1960 г.
        Vytautas Palaima (1911-1976) Vyriški drabužiai (ћужские народные костюмы). 1960 г.



        Vytautas Palaima (1911-1976) Vyriški drabužiai (ћужские народные костюмы). 1960 г.
        Vytautas Palaima (1911-1976) Vyriški drabužiai (ћужские народные костюмы). 1960 г.

        –убаха, сшита€ из тонкого белого льн€ного полотна, простого покро€. “олько обшлага украшены браным узором Ђринктинисї с орнаментом.
        Ўтаны сшиты также просто: нижний конец их забирают, суживают и застегивают на пуговицу, чтобы было удобнее заправить их в чулки. »ли же пришивают внизу полоску материи, которой зав€зывают концы штанов, чтобы, оп€ть-таки, было удобно заправл€ть их в чулки.
        „улки белые или светло-серые. ¬ерхн€€ часть их украшена широкой красочной полосой со сложным узором.
        √алстук Ц ткана€ узорчата€ полоска, вытканна€ браным способом Ђринктинисї.
        Ѕезрукавка шьетс€ спереди с широко вырезанной грудью, без отворотов и воротника, у шеи и проймы она украшена черным сукном. ѕо такому же принципу шьетс€ и верхн€€ куртка Ц Ђсерм€гаї. ќна длиной до колен и тоже сшита в талию. —зади у талии серм€га делаетс€ отрезной, а ниже талии заложено несколько глубоких складок, которые подчеркиваютс€ отделкой черными нитками или черным сукном. —ерм€га украшаетс€ полосками, вырезанными из черного сукна, впереди, вокруг шеи и на обшлагах. —ерм€гу, как и штаны, подпо€сывают широким декоративным узорчатым по€сом, который выткан браным способом Ђринктинисї.
        Ўл€па, сплетенна€ из соломки, украшена декоративной узорчатой тканой лентой или Ђкрученкойї из цветных нитей, концы которой заканчиваютс€ бахромой.

        Ќесколько слов об авторе аннотаций к костюмам:

        ёозас ‘ранцевич Ѕальчиконис
        Juozas Balčikonis


        25 марта 1885, Ёришк€й, ѕаневежский район - 5 феврал€ 1969, ¬ильнюс



        ёозас Ѕальчиконис

        Ћитовский €зыковед, специалист в области балтийских €зыков, академик јкадемии наук Ћитвы (1946), исследователь и стандартизатор литовского €зыка, один из составителей академического 15-ти томного "—ловар€ литовского €зыка" (1941-62).
        ¬ 1906 году вышла перва€ публикаци€ ёозаса, посв€щенна€ художественно-выразительным средствам литовского €зыка, а также переводы некоторых произведений Ћ. Ќ. “олстого. ¬ 1908 году Ѕальчиконис поступил на историко-филологическое отделение —анкт-ѕетербургского университета, где изучал семь €зыков: древние (латинский, греческий, старослав€нский) и современные европейские (немецкий, французский, польский и болгарский).
        ¬ 1914-1915 годах Ѕальчиконис преподавал в университете в ѕетербурге и переводил античных и европейских авторов. ¬ 1918 году вернулс€ в Ћитву, где стал преподавателем латинского и литовского €зыка в гимназии. — 1924 года преподавал в университете в  аунасе общий курс литовского €зыка и занималс€ разработкой теории перевода. ¬ 1930 году был назначен редактором —ловар€ литовского €зыка, первый том которого вышел в 1941 году. — 1955 по 1959 написал р€д статей по проблемам нормализации литовского €зыка, заложив основы литовской лексикографии. ”мер в 1969 году в возрасте 84 лет, похоронен в родном селе в ѕаневежском районе.

        »сточники информации Ц ¬икипеди€, сайт Ћитовского музе€ театра, музыки и кино и сайт www.kunstkamera.ru.

        ќтдельное спасибо за помощь в подготовке материала моему другу из Ћитвы, художнику ¬ладимиру «айченко!

        b295a26142b9(147x40, 0 Kb)

        —ери€ сообщений "Ќародный костюм":
        „асть 1 - Ќј–ќƒЌџ…  ќ—“ёћ („ј—“№ 1 - ” –ј»Ќј. ∆≈Ќ— »…  ќ—“ёћ ¬ ∆»¬ќѕ»—»)
        „асть 2 - Ќј–ќƒЌџ…  ќ—“ёћ („ј—“№ 2 - ” –ј»Ќј. ћ”∆— ќ…  ќ—“ёћ ¬ ∆»¬ќѕ»—»)
        ...
        „асть 16 - Ќј–ќƒЌџ…  ќ—“ёћ („ј—“№ 15 - »“јЋ»я. ќ—Ќќ¬ј Ќј–ќƒЌќ√ќ  ќ—“ёћј.)
        „асть 17 - Ќј–ќƒЌџ…  ќ—“ёћ („ј—“№ 16 - ѕќЋ№Ўј. “≈ћј“»„≈— »≈ —≈–»» —ќ‘»» —“–џ≈Ќ№— ќ….)
        „асть 18 - Ќј–ќƒЌџ…  ќ—“ёћ („ј—“№ 17 - Ћ»“¬ј. Ќј–ќƒЌџ≈  ќ—“ёћџ ¬ –»—”Ќ ј’ ¬»“ј”“ј—ј ѕјЋј…ћџ)
        „асть 19 - Ќј–ќƒЌџ…  ќ—“ёћ („ј—“№ 18 - Ћ»“¬ј. —“ј“№я ќ Ќј–ќƒЌџ’  ќ—“ёћј’)
        „асть 20 - Ќј–ќƒЌџ…  ќ—“ёћ („ј—“№ 19 - »“јЋ»я. Ќј–ќƒЌџ…  ќ—“ёћ –≈√»ќЌј јЅ–”÷÷ќ.)
        ...
        „асть 22 - Ќј–ќƒЌџ…  ќ—“ёћ („ј—“№ 21 - »“јЋ»я. Ќј–ќƒЌџ…  ќ—“ёћ –≈√»ќЌј —ј–ƒ»Ќ»я.)
        „асть 23 - Ќј–ќƒЌџ…  ќ—“ёћ („ј—“№ 22 - »“јЋ»я. Ќј–ќƒЌџ…  ќ—“ёћ –≈√»ќЌј —ј–ƒ»Ќ»я. „асть II)
        „асть 24 - Ќј–ќƒЌџ…  ќ—“ёћ („ј—“№ 23 - –”ћџЌ»я. Ќј–ќƒЌџ…  ќ—“ёћ ∆»“≈Ћ≈… ЅјЋ јЌ ¬ ј ¬ј–≈Ћя’  ј–ќЋя ƒ≈ —ј“ћј–»)

        –убрики:  √ардероб
        ћетки:  

        ѕроцитировано 6 раз
        ѕонравилось: 4 пользовател€м



        јноним   обратитьс€ по имени „етверг, 22 ћа€ 2014 г. 14:00 (ссылка)
        ј что за территори€ ћала€ Ћитва? ¬едь эта территори€ принадлежала пруссам, а потом “евтонскому или Ћивонскому ордену, а там ѕруссии, а потом и √ермании до 1945г. ј после стала территори€ ———–, точнее –—‘—–, так как тут ћал. Ћитва оказалась? ¬алерий
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
        ѕарашутов   обратитьс€ по имени „етверг, 22 ћа€ 2014 г. 15:33 (ссылка)
        ¬алерий, как глас€т справочники, ћалой Ћитвой (Maoji Lietuva) в литовской историографии прин€то называть историко-этнографическую область между нижним течением реки ƒанге и рекой ѕреголой, включающую территорию современных  лайпедского уезда и южной части “урагского уезда Ћитовской –еспублики к юго-западу от реки Ќеман (лит. Nemunas, нем. ћemel), восточную часть  алининградской области –оссийской ‘едерации и северную часть ¬арминьско-ћазурского воеводства ѕольши, на территории которой проживали балтские племена (курши, пруссы, селы и др.), завоеванную в XIII-XIV вв. “евтонским (Ќемецким) ќрденом и до 1945 года составл€вшую северо-восточную часть германской провинции ¬осточна€ ѕрусси€. ќсновными центрами германской колонизации были основанные рыцар€ми “евтонского ќрдена замки ћемельбург (1252), возникший вокруг него город ћемель (современна€  лайпеда) и “ильзит (осн.1289, ныне г. —оветск  алининградской области –оссии).   началу XVI в. из числа переселенцев из ¬еликого  н€жества Ћитовского и ∆емайтии сформировалось литовско€зычное население Ц литовники (lietuvininkai или mazlietuviai), известные также как прусские литовцы.
        —егодн€ небольша€ часть ћалой Ћитвы находитс€ в пределах границ современных Ћитвы и ѕольши, в то врем€ как основна€ территори€ - часть  алининградской области –оссии.  лайпедский район и находитс€ на исторической территории ћалой Ћитвы.

         ак € это понимаю, если эти сведени€ из справочников ошибочны, поправьте!
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
        јноним   обратитьс€ по имени „етверг, 22 ћа€ 2014 г. 16:43 (ссылка)
        “ак вот откуда прит€зани€ на эту область, нашу по итогам войны, со стороны Ћитвы! ’от€ эта граница по Ќеману между Ћитвой и ѕруссией ещЄ с 13 века установилась. √ермани€ вроде не особо выступает по этому поводу, хот€ наверное и мечтают возродить ¬ост. ѕруссию. ¬алерий
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
        ѕарашутов   обратитьс€ по имени „етверг, 22 ћа€ 2014 г. 16:46 (ссылка)
        ¬ы имеете ввиду  алининградскую область? “ак на нее претендентов немало! :)))
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
        јноним   обратитьс€ по имени „етверг, 22 ћа€ 2014 г. 16:53 (ссылка)
        “ак конечно  алиниград. обл, вот € и удивилс€, что эта область оказываетс€ ћала€ Ћитва, т.е. исторически к Ћитве относитс€! ’от€ в состав Ћитвы вроде никогда не входила. ¬алерий
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
        ѕарашутов   обратитьс€ по имени „етверг, 22 ћа€ 2014 г. 17:46 (ссылка)
        ћожет и не входила, но Ћитвой называлась, даже в составе јвстро-¬енгрии. ј сейчас, пон€тно, территори€ ћалой Ћитвы принадлежит трем странам, в том числе, и самой Ћитве! “ак что имеют право, как ни крути...
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
         ќ“ктейль   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 23 ћа€ 2014 г. 13:57 (ссылка)
        ѕарашутов,

        Ќу и здесь, маленькую опечаточку нашЄд, јнатолий - (Maoji Lietuva) пропущена буква ∆ mažoji ... но это мелочи, твкой труд, така€ работа проведена ¬ами, даже €, прожива€ в Ћитве, узнал много интересного, хоть на праздниках и вижу народные костюмы, нар€жаютс€ до сих пор, но по регионам наверное уже никто не обращает внимани€ - всЄ в кучу)  стати, а € живу в Ў€ул€е, как раз на границе јукштайтии и ∆емайтии, улица “ильжес (от “ильзита) делит эти две народности, раньше была улица Ћенина.
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
        ѕарашутов   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 23 ћа€ 2014 г. 14:21 (ссылка)
        ¬ладимир, рад, что материал понравилс€! ќпечатку исправлю! “еперь буду знать насчет Ў€ул€€, как границы јукштайтии и ∆емайтии! :)))
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
         ќ“ктейль   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 23 ћа€ 2014 г. 14:36 (ссылка)
        ѕарашутов,

         ак раз граница проходит по мосте через ж/*д. Ёто и была ул. Ћенина, сейчас “ильжес. ƒа, насчЄт liemenė, это может быть не только лиф, но и безрукавка (жилетка) так называетс€. ≈ще есть некоторые неточности в произношении, но это уже филологам лучше знать, литовцы говор€т м€гко - —увальки€, хоть у них м€гкого знака в алфавите нет, но это вина перевода. Ќапример мой город Ў€ул€й в –оссии по правилам тоже пишут через "а" Ўаул€й, из-за этого иногда бывают заморочки, чтобы зарегистрироватьс€ на каком сайте. )))
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
         ќ“ктейль   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 23 ћа€ 2014 г. 14:37 (ссылка)
        »звин€юсь "по мосту", сам делаю ошибки не выспавшись)))
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
        ѕарашутов   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 23 ћа€ 2014 г. 14:54 (ссылка)
        ¬ладимир, что-о € не нашел в обоих постах фразу Maoji Lietuva, где пропущена буква ž...
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
         ќ“ктейль   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 23 ћа€ 2014 г. 15:02 (ссылка)
        ѕарашутов,

        —ейчас просмотрю, фраза точно есть, потому что € скопировал. ј у себ€ решил начать с Ћитвы, ¬ам спасибо!

        http://kotkteil.ucoz.ru/blog/narodnye_kostjumy_litva/2014-05-23-165
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
        ѕарашутов   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 23 ћа€ 2014 г. 15:12 (ссылка)
        ¬ладимир, замечательный сайт у ¬ас на ёкозе. —пасибо за добрые слова обо мне!  огда рухнул народ.ру всем предлагали "переселитьс€" на юкоз, но восстановить мой сайт автопортретов, который сейчас находитс€ на юкозе в старом дизайне народа.ру, но с искажени€ми в тексте - нереально. ѕричем, € попыталс€ узнать способы редактировать свой же сайт там, мне модераторы ненав€зчиво посоветовали завести новый сайт на юкозе, поскольку с редактурой старого сайта проблемы. ¬от така€ истори€!
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
        јноним   обратитьс€ по имени ¬торник, 13 ћарта 2018 г. 19:10 (ссылка)

        ќтвет на комментарий ѕарашутов

        явна€ ошибка: "ќгромную работу проделали собиратели материала Ц этнографы, археологи и фольклористы ¬ера ѕавловна ƒь€конова и Ѕорис Ќиколаевич ѕутилов."

        Ќи ¬ера ѕавловна ƒь€конова, ни Ѕорис Ќиколаевич ѕутилов литовским костюмом не занимались. ѕерва€ - была специалистом по тувинскому костюму, а второй занималс€ казачеством.
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
        ѕарашутов   обратитьс€ по имени —реда, 14 ћарта 2018 г. 02:50 (ссылка)

        ќтвет на комментарий

        ”важаемый јноним, в народе есть поговорка: «а что купил, за то и продал!! ‘раза, которой ¬ы возмутились, была напечатана на обложке набора открыток, выпущенного Ђ√осударственным издательством политической и научной литературы Ћитовской ——–ї в 1960 году.
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
        јноним   обратитьс€ по имени —реда, 14 ћарта 2018 г. 15:40 (ссылка)

        ќтвет на комментарий ѕарашутов

        :)
        никакого возмущени€. ѕросто уточнение. ” ¬ас написано - народ перепечатывает. ћне же захотелось познакомитьс€ с этой "огромной работой" указанных этнографов и фольклористов. ќказалось "дымова€ завеса" к творческому прочтению народного литовского костюма группы художественных де€телей Ћитвы.

        ќп€ть же, никого не хочу обвин€ть, уличать, и тем более, обличать. ѕросто надо понимать что это “¬ќ–„≈— ќ≈ ѕ–ќ„“≈Ќ»≈ народного костюма, почти исчезнувшего уже к середине 19 века в силу сильного городского вли€ни€ - вот и всЄ.

        ѕоэтому особенно интересна фиксаци€ этого костюма более раннего периода (до 20 века) - описани€, картины, гравюры, зарисовки и т.д. Ќу и анализ: этнической, государственной, религиозной, хоз€йственной принадлежности, окружени€, экономических св€зей и т.д. - ну например, близость к пол€кам, немцам, а может быть старообр€дцам (их в Ћитве тоже очень много было), еврее€м. „ем занимались? - были ли традиционными мор€ками, как курши, земледельцами, или сохранили черты кочевого племени как пруссы (которые пили кумыс, поклон€лись коню)? ѕроследить как мен€лс€ костюм на прот€жении времени ну и т.д.

        “аких работ почти нет.
          ¬ам никаких претензий - ¬ы собрали то, что есть. Ќу а дальше возникают вопросы и обсуждение.
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
         омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
         

        ƒобавить комментарий:
        “екст комментари€: смайлики

        ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

        ѕрикрепить картинку:

         ѕереводить URL в ссылку
         ѕодписатьс€ на комментарии
         ѕодписать картинку