-Рубрики

 -ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

Делюсь моими файлами
    Скачал и помогаю скачать
      Жду окончания закачки

        Показать все (0)

         -Подписка по e-mail

         

         -Поиск по дневнику

        Поиск сообщений в Парашутов

         -Сообщества

        Читатель сообществ (Всего в списке: 3) АРТ_АРТель Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT

         -Статистика

        Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
        Создан: 16.10.2007
        Записей: 5730
        Комментариев: 32871
        Написано: 47770


        ЖЗЛ (ЛУКИАН ПОПОВ. ГОРДОСТЬ ОРЕНБУРГСКОГО КРАЯ)

        Суббота, 12 Мая 2012 г. 01:42 + в цитатник
        Историки считают творческую судьбу художника-передвижника Лукиана Попова «благополучной» - выпускник Академии художеств и ученик В.Маковского, участник Товарищества передвижников, один из самых именитых художников Оренбургского края. Как написано в аннотации книги искусствоведа Татьяны Орловой, посвященной художнику и выпущенной в 2009 году Оренбургским книжным издательством, это был «блестящий мастер сюжетно-тематической картины, умеющий соединить социальную остроту своих картин с высочайшей художественной культурой и подлинным профессионализмом».
        Но, увы, Попов не занял достойное место ни в истории русской живописи, ни в ряду всемирно известных художников – передвижников. Объяснения этому, конечно же, можно найти. Одной из причин было то, что художник умер очень рано. Второй считаю то, что после окончания Академии Попов вернулся в родной Оренбург, который на рубеже веков считался «далекой глубинкой». Ну, а третья и, пожалуй, самая главная состоит в том, что советские искусствоведы «записали» художника в разряд «социальных художников», воспевающих «острые социальные проблемы современной действительности и пробуждение революционного движения на селе». Хотя на самом деле картины с «политическим подтекстом» были, действительно, написаны в период революционных волнений 1905 года, но они абсолютно не типичны для творчества художника и являются небольшим периодом в его творчестве.
        В Большой Советской Энциклопедии, выпущенной в 1961 году, Ф.Рогинская и Л. Попов писали: «В своих жанровых картинах, появлявшихся на выставках из-за цензурных соображений под нейтральными названиями, Попов стремился показать революционное движение в деревне, во главе которого встал рабочий, передать революционные сдвиги в мировоззрении и типичные черты духовного облика русского крестьянства в начале 20 века». У меня такое ощущение, что названия картин «Вставай, подымайся...», «Социалисты», «Агитатор» тоже были придуманы советскими искусствоведами, поскольку в каталогах Передвижных выставок эти картины носят другие (как было указано выше – нейтральные!) названия. К тому же, считая Попова «революционном художником», страна Советов выпустило о его жизни и творчестве только две брошюры, а большая часть его творческого наследия сосредоточена в родном Оренбурге. Правда, Русский музей в Санкт-Петербурге может гордиться тем, что имеет в своей коллекции четыре работы Попова, но, опять же предполагаю, что они пылятся в запасниках.
        Давайте вместе попытаемся проследить хронологию жизни и творчества Лукиана Попова.

        Лукиан Васильевич Попов

        8 (22) октября 1873, с. Архангельское, Оренбургская губерния – 7 (20) мая 1914, Оренбург



        Иван Куликов Портрет Лукиана Васильевича Попова. 1900 г.

        Русский живописец, жанрист и пейзажист начала XX века, академик Императорской Академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок.
        Лукиан Попов родился в крестьянской семье пахаря в селе Архангельское (еще в источниках упоминается название села, как Архангеловка), которое расположено было в 36 верстах от Оренбурга. В 1876 году, после введения всеобщей воинской личной повинности, отца трехлетнего мальца призывают на службу в армию, и семья переезжает в Оренбург, но своей малой родине художник будет предан до конца дней.




        Юность

        Из статьи, опубликованной в начале ХХ века в газете «Оренбургская жизнь», известно, что родители отдали Лукиана сначала в приходскую школу, затем - в городское трехклассное училище. Впрочем, мальчик после второго класса бросил училище и в 12 лет стал работать в писчебумажном магазине Курникова. Там он попал, как пишет оренбургский журналист, «в мир книг, красок, кистей и картин». В это время Лукиан познакомился с местным художником по фамилии Мехед, который стал для парня первым учителем рисования. Лукиан с упоением трудился в иконописной мастерской, которую держал Мехед. Позже художник напишет портрет Мехеда, эта картина упомянута в нескольких статьях о Попове. А еще мне интересно, кем доводится этому оренбуржцу Мехеду заслуженный художник Республики Адыгея Владимир Михайлович Мехед (23 марта 1924 – 1998) – потомком или однофамильцем?!.
        Датирование событий юношеских лет, проведенных в Оренбурге, очень приблизительно и порой неопределенно.
        Неоспоримым фактом биографии Попова является то, что в 1892 году в Оренбурге проводилась выставка картин Любительского кружка самарских художников под руководством художника I степени Федора Емельяновича Бурова (12 мая 1845 – 16 апреля 1895). И то, что в этом же году в Оренбурге побывал проездом в своей поездке на этюды уже известный художник - пейзажист Аполлинарий Михайлович Васнецов (25 июля (6 августа) 1856 — 23 января 1933).
        Оба события произвели на молодого человека большое впечатление и сыграли решающую роль в его желании стать профессиональным художником.
        Необходимо сказать несколько слов о самарском художнике Федоре Бурове, который был не только талантливым живописцем, но и известным в своем городе педагогом. В 1891 году он с разрешения властей открыл в Самаре «Классы живописи и рисования» с трёхгодичным обучением по собственной программе. Состав учащихся его рисовальной школы был разнообразным, но в основном это были ремесленники, прислуга и крестьяне. Учились в его школе и женщины. Несмотря на то, что школа просуществовала всего четыре года (в 1895 году Буров умер от туберкулеза), многие его ученики впоследствии стали известными художниками. В «классах» Бурова обучались, например, Кузьма Петров-Водкин и Константин Горбатов.
        Кроме рисовальной школы Федор Буров организовал в Самаре кружок из местных художников, которые стали организаторами первых городских художественных выставок. Позднее эти выставки помимо Оренбурга экспонировались в Симбирске, Сызрани и других городах.
        Что касается Апполинария Васнецова, то историки утверждают, что Попов встречался и общался с художником. Да и сам факт посещения Васнецовым оренбургского края подтверждается рядом его работ, выполненных в 1892-93 годах, среди которых чаще всего упоминается картина «Оренбургские степи» (1893).
        Современники Попова вспоминали, что Васнецов заказал в магазине раму для своей работы, и молодой Лукиан доставил заказ в гостиницу, где и познакомился с художником. 19-летний Попов с жадностью рассматривал работы Васнецова, засыпал его вопросами и после этой встречи твердо решил ехать учиться «на художника» в Петербург.

        Академия художеств. Петербургский период.

        В столицу империи Попов попал только спустя два года после той «судьбоносной» встречи. В 1894 году он поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художеств, в которой проучился два года. В 1896 году (по некоторым данным – в 1897 году) Лукиан Попов без труда поступил в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры при Имперской Академии художеств (во многих источниках название этого заведения считается синонимом самой Академии художеств). Его основным педагогом был Владимир Егорович Маковский, оказавший большое влияние на всё творчество своего ученика. Благодаря Маковскому, Лукиан выбрал для своего творчества один из сложных живописных жанров - жанр сюжетно-тематических и бытовых картин.
        В Академии художеств Попов учился до 1902 года, каждое лето приезжая на этюды в родной Оренбург. Во время учебы Лукиан очень сдружился с однокурсником, художником Иваном Куликовым (1 апреля 1875 – 15 декабря 1945), который был родом из Мурома Владимирской губернии. Друзья вместе снимали квартиру на Васильевском острове. Именно благодаря этой дружбе, мы имеем портрет Попова с усиками и в модной шляпе, написанный Куликовым в 1900 году. На старших курсах Куликов перешел от Маковского в мастерскую Репина и даже ассистировал Мастеру в работе над картиной «Заседание Государственного совета». Уже при советской власти, в последние годы жизни Иван Семенович вернулся к себе на родину, преподавал в художественной студии Мурома и являлся одним из основателей городского краеведческого музея.
        Историки пишут, что портрет Попова написал также художник Александр Моравов (8 декабря 1878 – 23 февраля 1951). Но эту работу я не нашел. К тому же удивился, что сам Попов, занимаясь жанровой и портретной живописью не оставил в своем наследии автопортретов.
        На третьем курсе Академии, в 1899 году, за картину «Затопило» Лукиан получил премию им. Н. С. Мазурина на конкурсе Московского Общества любителей художеств. С этого же года Попов в течение пяти лет участвовал в выставках этого Общества и традиционных выставках Академии.
        В 1901 году внимание публики и критики привлекла картина «Дети», которую искусствоведы посчитали автобиографической, поскольку художник отобразил судьбу мальчиков, которых нужда в крестьянских семьях вынудила в раннем возрасте покинуть отчий дом, уйти в город, чтобы работать в услужении в магазинах и кустарных мастерских.
        В 1900 году, еще будучи студентом Академии, Попов впервые принял участие в XXVIII выставке Товарищества передвижников (официально это называлось – стал экспонентом. После окончания Академии в 1903 году молодой художник стал действительным членом Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ) и принимал участие в этих выставках до самой смерти. Оренбургские краеведы с гордостью пишут, что «честь быть членами этого Товарищества выпадало на долю немногих художников».



        Лукиан Попов Одухотворённый пейзаж 1900-е гг. частное собрание

        В 1902 году Лукиан Попов закончил успешно Академию, представив на суд академического жюри картины «Тихо» и «С просветом», за которые получил звание художника и право на пенсионерскую поездку за рубеж.
        Весной 1902 года в Оренбурге состоялась большая коллективная выставка художников, на которой Попов представил более 50 картин, эскизов и набросков. Газета «Оренбургский листок» писала: «В картинах Попова особенно рельефно выступает стремление подражать своему учителю В. Маковскому. …Детям очень нравится его картина «Мать у колыбели». Так как наш молодой художник отправлен Академией художеств за границу, то можно ожидать, что его талант, который бесспорно есть, - разовьется».



        Лукиан Попов Сотрудники журнала "Нива".

        В этом же 1902 году Попов отправился, как пенсионер Императорской Академии художеств за границу, побывал в Берлине, Дрездене, Мюнхене и Париже, а после успешного завершения заграничной поездки в 1903 году, вернулся в Оренбург, где и прожил до конца жизни.

        Оренбургский период

        Зимой 1905 года городская дума Оренбурга разрешила художнику взять в аренду участок в 200 кв. сажен (архивы уточняют - по цене 10 копеек за кв. сажень) в Зауральной роще на берегу Урала, для устройства там «мастерской для художественных работ».
        Все 1900-е годы Попов плодотворно трудился, причем в разных жанрах. Он одинаково убедителен и как жанрист, и как портретист, и как пейзажист. Судя по всему, в это же время художник женился на Вере Васильевне Поповой (девичья фамилия неизвестна), потому что один из первых портретов его жены датирован началом 1900-х годов.



        Лукиан Попов Портрет жены в пёстром платке. 1900-е гг. Оренбургский музей изобразительных искусств

        Художник неоднократно бывал в деревнях и селах Приуральского края, ежегодно на длительные сроки выезжал в деревню, где, как пишут историки, «стремился осмыслить новые черты жизни крестьянства». Именно в 1904-08 годах появились работы, которые потом искусствоведы назовут «посвященными непосредственно революционному движению в деревне». Среди этих работ - картина, обозначенная в каталоге XXXIV Передвижной выставки, как «К закату» (1906), на которой крестьяне слушают агитатора-революционера. Историки пишут, что на самом деле художник назвал картину «Агитатор в деревне» (хотя встречается еще и название «Оратора слушают», что более ближе к сути происходящего). К тому же, оратор и агитатор – слова с разными определениями.
        Хотя, скорей всего, это обычный сельский сход, да и центральной фигурой здесь является старый крестьянин, а не юноша, которого определили в агитаторы. И название может говорить не только о «закате царского режима», но и о возрасте героев картины.



        Лукиан Попов К закату (Агитатор в деревне). 1906 г. Пермская художественная галерея

        Еще одна «политическая» картина была представлена на XXXV выставке Товарищества в Петербурге под названием «В деревне» (1907). Историки пишут, что это название было поставлено «в связи с цензурными условиями», но уточняют, что в последующие годы картина была выпущена в виде открытки под настоящим названием – «Вставай, подымайся!». Хочется спросить историков, а что, выпуск открытки цензура проморгала? И на самом ли деле Попов хотел показать «революционность жителей деревни»?

        Зимой 1908 года в Оренбурге состоялась очередная выставка Товарищества передвижников, где было представлено более ста работ Репина, Маковского, Киселева, Дубовского, Волкова, Шильдера и др. В рамках этой выставки была показана и персональная экспозиция работ Попова.
        Корреспондент «Оренбургской газеты» писал: «Выставка картин Л.В. Попова начинает заинтересовывать наше общество - по будням число посетителей иногда достигает 90 человек, а в воскресенье оно дошло до 350. Явление, конечно, весьма отрадное для нашего города».



        Лукиан Попов Непокойная ночь.



        Лукиан Попов Жених. 1904 г. Оренбургский музей изобразительных искусств

        Нужно отметить, что руководство Коммерческого собрания бесплатное предоставило зал для выставки, а весь сбор от продажи билетов поступил в пользу сельских школ Оренбургской губернии.
        Местные критики в прессе написали о Попове, как о «ярком образчике выдающейся энергии, трудолюбия и таланта. Без гроша в кармане, богатый только твердой верой в свое художественное призвание, молодой человек в девяностых годах отважно отправился в Петербург и поступил в рисовальную школу общества поощрения художеств».
        В конце ноября этого же 1908 года в Оренбурге в помещении коммерческого собрания состоялась еще одна персональная выставка Попова, на которой были представлено около ста картин художника, большинство из которых было предназначено для выставок в Петербурге и Москве.
        Местная пресса написала: «Во многих картинах оренбуржцы могут признать своих знакомых. Общее впечатление прямо-таки захватывающее. Для оренбуржца такие вещи случаются очень редко, скорее никогда не случаются, почему можно только рекомендовать и рекомендовать эту выставку вниманию самой широкой публики..."



        Лукиан Попов Дедушка помогает внучке с домашним заданием. частное собрание

        Выступал Попов и в роли педагога, он преподавал рисование в Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе. В одной из биографий художника недобросовестный биограф написал, что Попов окончил этот кадетский корпус еще в 1891 году, хотя в это время он работал приказчиком в магазине (Вот так и рождаются домыслы и искаженные факты!).

        В 1909 году Лукиан Попов стал членом образованного в этом же году Общества художников имени Архипа Ивановича Куинджи (1842-1910). Это творческое объединение художников Петербурга было основано по инициативе и на средства самого Куинджи, который пожертвовал на эти цели 150 000 рублей и своё имение в Крыму. Общество ставило задачей сохранение и развитие реалистических традиций русского искусства, как это понимали ученики и последователи Куинджи, в большинстве своем художники-пейзажисты. Общество организовывало выставки, приобретало работы художников и ежегодно присуждало премии имени Куинджи. Среди членов Общества были весьма именитые живописцы – В. Е. Маковский, Н. К. Рерих, А. А. Рылов, И. И. Бродский и др. Общество Куинджи было упразднено в 1930 году путем слияния с другими обществами в «Цех художников».
        В январе 1910 года Попов представил на выставке передвижников в Москве картины «Трое» и «Зимой», которые пользовались большим успехом.



        Лукиан Попов Товарищи.

        Мастерство художника получило и официальное признание – в 1912 году Академия художеств присвоила Лукиану Попову звание академика живописи.



        Лукиан Васильевич Попов - академик живописи. 1912 г.

        О творчестве

        Попов, как ученик Маковского, избрал жанр, в котором работал его учитель - жанр сюжетно-тематических картин. Живя в российской глубинке он бытописал жизнь как интеллигенции Оренбурга, так и жизнь оренбургского крестьянства.



        Лукиан Попов Тряпичники - нищие. Оренбургский областной музей изобразительных искусств



        Лукиан Попов Девочка - крестьянка с ребенком и корзиной в руках.

        Отдельной темой выступает в творчестве художника тема крестьян - переселенцев, покидающих родные деревни в поисках заработка. Этих обездоленных людей (здесь я могу согласиться с социально-политической подоплекой картин) художник видел на дорогах и вокзалах, в ненастную дождливую погоду и в заснеженной степи. Эти жанровые работы отличаются продуманным композиционным решением, тонкой психологической разработкой сюжета, яркой психологической характеристикой персонажей и сочувственным отношением автора к ним.



        Лукиан Попов Переселенцы зимой. начало 1900-х гг.



        Лукиан Попов Переселенцы. Гроза. 1900-е гг.



        Лукиан Попов Ходоки на новые места. 1904 г. Пермская художественная галерея

        Писал Попов и пейзажи, изображая тонко с большой любовью к местной природе «и марево разогретого степным солнцем воздуха летом, и свежесть морозного воздуха зимой».



        Лукиан Попов Городской пейзаж.



        Лукиан Попов Зима. 1909 г.

        Как портретист, Попов умело передавал характер и настроение модели, раскрывал психологическое состояние, давал точную социальную характеристику. В портретах Попов предпочитает поясной срез фигур, как бы приближающий их к зрителю.



        Лукиан Попов Женщина, примеряющая кольцо. 1901-04 гг.



        Лукиан Попов Женский портрет.



        Лукиан Попов Девочка в красном сарафане. 1900-е гг. частное собрание

        Много писал Лукиан свою супругу.



        Лукиан Попов Портрет жены в красном сарафане. 1908 г.

        Но доминирующей в творчестве художника оставалась все-таки жанровая живопись. Большое место в творчестве Попова занимают произведения, посвященные изображению интеллигенции, и в частности коллег-художников. В работах, посвященных интеллигенции, почти всегда наличествует мотив дружеской беседы, а часто и спора. Мотив спора искусствоведы часто трактуют, как поднимание вопросов о судьбах русского народа и России вообще.



        Лукиан Попов Приятели. 1907 г.



        Лукиан Попов Своя компания. 1904 г.

        Искусствоведы в качестве примера называют картину «Социалисты» (1908), я, увы, не нашел такой картины, либо она тоже имеет второе «нейтральное» название. На этой картине изображено нелегальное собрание, в котором участвуют студенты, профессиональные революционеры и рабочие. Еще чаще всего в разряд «политических» картин причисляют полотно «Где же истина?».



        Лукиан Попов Где же истина? (Искатели истины). 1903 г. Рыбинский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник



        Лукьян Попов Под красным светом. 1910-11 гг.

        Интересный факт, но в 1913 году в юбилейный год 300-летия царствования Дома Романовых для актового зала мужской гимназии Лукиан Попов написал портрет Государя Императора Николая II.
        Вот и пойми, за революционеров был художник или за царя?!
        Среди наиболее известных работ, принесших живописцу широкую известность и популярность, называют картины «Взяты» (1904, Русский музей) и «Луга затопило» (1908, Оренбургский художественный музей).



        Лукиан Попов Взяты. 1904 г. Русский музей



        Лукиан Попов Луга затопило. 1908 г. Оренбургский областной музей изобразительных искусств

        Последние годы

        В начале 1910-х годов художник странствовал с богомольцами на открытие мощей Серафима Саровского, много ездил по Вологодской и Архангельской губерниям, изучал Башкирию и киргизские степи.



        Лукиан Попов В святые места. 1911 г. частное собрание

        В его творчестве появляется религиозная тема. В Оренбурге Попов расписал церковь Второго кадетского корпуса, алтарь Введенского собора и иконостас церкви учительской семинарии, им были написаны две картины для церкви Вознесения.
        Летом 1913 года художник руководил работами по украшению Казанского кафедрального собора в Оренбурге. В соборе имелись семь картин художника В. Маковского, находившиеся в ужасном состоянии. Эти картины были реставрированы Поповым и поставлены под стекло.
        В конце 1913 года в оренбургской учительской семинарии состоялось освящение домовой церкви, оборудованной на средства купца Н.Н. Андреева. Все иконы для церкви написал Лукиан Попов.

        Понять, почему художник обратился к религиозным темам, можно, если знать о семейной трагедии Лукиана Васильевича. Эта трагедия стала известна, благодаря книге «Воспоминания о передвижниках» художника – передвижника и мемуариста Якова Даниловича Минченкова (1871—1938). Думаю, что эта трагедия и развивающиеся за ней события и стали причиной преждевременной кончины художника.
        Минченков описывает вечер, когда товарищи-художники собрались за общим столом помянуть Попова и других ушедших коллег. Тогда-то художник-пейзажист Николай Никанорович Дубовской, с 1889 года возглавлявший Товарищество передвижников, рассказал, что пережил Лукиан Васильевич в последний год своей жизни.

        Ниже привожу фрагмент из книги Минченкова.
        У него (Попова) был маленький сын, родившийся слепым. Врачи сказали, что это несчастье можно побороть операцией, и советовали обратиться к знаменитому окулисту в Харькове Гиршману. Отец с сыном из Оренбурга поехали в Харьков. Гиршман удачно сделал операцию, и ребенок должен был лежать некоторое время в совершенно темной комнате, в которую будет впускаться свет лишь понемногу, пока ребенок не освоится с первыми зрительными впечатлениями от мира и глаза не привыкнут к свету. Отец находился в другой комнате, рядом. В одно утро, когда стали освещать комнату сына, он услышал его испуганный голос: «Папа, папа! иди ко мне, я что-то вижу!» Встревоженный Попов вбежал в комнату и увидал его с широко раскрытыми испуганными глазами. «Что с тобой?» — спросил отец сына и хотел было подойти к нему. «Не подходи, не подходи!» — закричал неестественным голосом ребенок и замолчал. И когда Попов приблизился, на него смотрели в неописуемом ужасе глаза мертвого сына. От рассказа многие вздрогнули, а Дубовской добавил: Так вот что пришлось испить от жизни нашему товарищу и отчего, возможно, он и ушел от нас, а все считали его по виду здоровым, цветущим и уравновешенно-спокойным.

        Потрясенный смертью малолетнего сына, подавленный горем отец написал портрет умершего мальчика. Эту картину художник в феврале 1914 года поместил на Сорок второй выставке передвижников в Петербурге, которая проходила с 16 февраля по 13 апреля 1914 года в Обществе поощрения художеств. Но Совет Товарищества отказал Попову в размещении картины на выставке, попросив художника убрать портрет с экспозиции, как нарушающий «праздничный тон выставки».
        Узнав об этом, Илья Ефимович Репин 5 апреля 1914 года написал письмо Дубовскому: «Поступок товарищей с Поповым я считаю ошибкой, и надо всеми силами нам отделаться однажды и навсегда от этой бестактной опеки очень взрослых людей - своих близких.<...> Устроители могли поместить вещь в укромном месте, где она не бросалась бы в глаза зрителю».

        Спустя чуть более месяца после этого письма и закрытия выставки, Лукиан Попов умер у себя на родине в Оренбурге в возрасте сорока лет. Панихида состоялась 20 мая 1914 года в церкви Иоанна Богослова, поминки прошли в доме Попова на улице Фельдшерской № 84, которая сейчас носит имя художника.
        В сороковой день со дня смерти художника газета «Оренбургская жизнь» написала:
        «Сколько задуманных вещей, сколько начатых, сколько копошилось идей - не пришлось осуществить. В первые годы учения жизнь была ему мачехой, такой осталась она и в последние дни расцвета сил, когда он уже был академиком. Много было невидимых рук, сыпавших на его голову удары за ударами... Можно сказать: он носил в душе трагедию и ее унес в могилу».
        Вдова Вера Васильевна Попова после смерти художника переехала со старшими детьми в Самару.

        Возвращение забытого имени

        Интерес к забытому после смерти художнику в середине 1940-х годов вернул журналист и председатель Оренбургского Союза художников Сергей Андреевич Варламов, который наткнулся на имя Попова в уже упомянутой выше книге воспоминаний Якова Минченкова.
        Варламов выступил по областному радио, и на это выступление откликнулись лично знавшие Попова художники Н.В. Кудашев и братья В.М. и Н.М. Ледяевы, которые в свое время посещали студию Попова в Зауральной роще и у которых имелись работы художника.
        Варламов же вместе с тогдашним директором местного краеведческого музея (1946-1957), журналистом, педагогом и краеведом Андреем Яковлевичем Борисовым (16 (29) октября 1897 –27 декабря 1968) собирали работы художника по всему краю. На весьма скромные средства краеведческого музея скупались произведения художника у его семьи и частных лиц.



        Лукиан Попов В саду. 1911 г.

        В 1960 году, когда был организован Оренбургский областной музей изобразительных искусств, картины Попова были переданы в его фонды и стали основой музейного собрания. В музее находится основная часть творческого наследия художника, его творчеству посвящен главный зал музея.



        Лукиан Попов Крепкий сон. 1912 г. Оренбургский музей изобразительных искусств

        Кроме того, картины Попова хранятся в Русском музее и музее Российской Академии художеств в Санкт-Петербурге, Третьяковской галерее, Самарской картинной галерее, Рыбинском художественном музее-заповеднике.

        Источники – Википедия, БСЭ и электронные энциклопедии, статья Татьяны Судоргиной в газете «Вечерний Оренбург» (1998), статья Владимира Трифонова в газете «Вести» (С-Пб), статья Татьяны Орловой на сайте art.ufanet.ru, книга Ф.С. Рогинской «Товарищество передвижных художественных выставок», сайт Оренбургского музея изобразительных искусств, сайты izomuseum.56web.ru и artinvestment.ru.

        b295a26142b9(147x40, 0 Kb)
        Рубрики:  ЖЗЛ/Россия
        Метки:  

        Процитировано 12 раз
        Понравилось: 7 пользователям

        LusyAleks   обратиться по имени Супер!!! Суббота, 12 Мая 2012 г. 01:57 (ссылка)
        Спасибо за столь интересный рассказ! Прекрасные у него картины!!!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Финик   обратиться по имени Суббота, 12 Мая 2012 г. 05:56 (ссылка)
        Какой интересный художник! Сама жизнь говорит с нами с его полотен.
        Ответить С цитатой В цитатник
        nadyavit   обратиться по имени Суббота, 12 Мая 2012 г. 08:03 (ссылка)
        Спасибо за новое для меня открытие
        Ответить С цитатой В цитатник
        Marita-N   обратиться по имени Суббота, 12 Мая 2012 г. 13:23 (ссылка)
        Спасибо за рассказ о художнике !
        Ответить С цитатой В цитатник
        ВВВладимиров   обратиться по имени Суббота, 12 Мая 2012 г. 14:14 (ссылка)
        Анатолий, браво!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Суббота, 12 Мая 2012 г. 14:33 (ссылка)
        Владимир, спасибо за оценку, но львиная доля Вашей благодарности принадлежит все же оренбургским авторам, журналистам, которые на областных и городских сайтах Оренбуржья разместили более-менее подробную информацию о жизни художника. Замечательно, что и в Википедии (которую многие обвиняют в неточностях и перевираниях) есть материал о Попове не в 5 строк, а больше. Поскольку во всех остальных электронных энциклопедиях о нем указано именно не более 5 строк. Так что источники моего материала тоже bravi!!!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Arlinn   обратиться по имени Среда, 16 Мая 2012 г. 20:49 (ссылка)
        Анатоий, спасибо огромное за открытие для меня забытого имени! Великолепного таланта художник!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Аноним   обратиться по имени Пятница, 29 Марта 2013 г. 10:20 (ссылка)
        ХОРОШАЯ СТАТЬЯ... НО ВОТ УЗНАЛИ,ЧТО В ЗАПАСНИКАХ ОРЕНБУРГСКОГО МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ НАХОДИТСЯ 200 КАРТИН ХУДОЖНИКА ПОПОВА. ИХ ПРОСТО НЕГДЕ ВЫСТАВЛЯТЬ.. НАДО КАК-ТО ДОСТУЧАТЬСЯ ДО ВЛАСТЕЙ ГОРОДА, ЧТОБ ВЫКУПИТЬ ДОМ НА УЛ.ПОПОВА И ОРГАНИЗОВАТЬ ТАМ ДОМ-МУЗЕЙ ХУДОЖНИКА И ВЫСТАВИТЬ ЕГО КАРТИНЫ.. ОЧЕНЬ ТАЛАНТЛИВЫЙ ХУДОЖНИК..НАДО-НАДО СОХРАНИТЬ ВСЕ ЕГО КАРТИНЫ И ЗНАТЬ ИХ КАЖДОМУ ЖИТЕЛЮ ОРЕНБУРГА..
        Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
        Парашутов   обратиться по имени Пятница, 29 Марта 2013 г. 12:19 (ссылка)
        Ув. Аноним! Спасибо за комментарий! Будем надеяться, что у чиновников Оренбурга "включатся мозги"!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Аноним   обратиться по имени Четверг, 30 Мая 2013 г. 11:26 (ссылка)
        Чиновники ,кстати,пытались выкупить дом художника у теперешних владельцев.Однако хозяева дома заломили за него цену на порядок превышающую реальную.Видимо ,захотели на этом нажиться...Печально...Не понимают люди ,что этот дом художника - достояние всех оренбуржцев!
        Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
        Парашутов   обратиться по имени Четверг, 30 Мая 2013 г. 12:15 (ссылка)
        Я нынешней нелогичности жизни даже не удивляюсь! Могу только повторить за Вами, что это печально... С другой стороны, знаю случаи, когда чиновниками выкупались дома для того, чтобы снести их и на их месте выстроить торговые или развлекательные комплексы.
        Ответить С цитатой В цитатник
        nomad1962   обратиться по имени Среда, 06 Ноября 2013 г. 19:49 (ссылка)
        Превосходная живопись
        Очень странно, что прежде о нем не слышал.
        И очень жаль.
        Спасибо!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Среда, 06 Ноября 2013 г. 20:10 (ссылка)
        nomad1962, я сам рад, что открыл для себя этого художника.
        Ответить С цитатой В цитатник
        nomad1962   обратиться по имени Четверг, 07 Ноября 2013 г. 15:48 (ссылка)
        Нарыл инфу, что эта картина не его, а Платонова Харитона Платоновича (1842-1907) и называется "Наймичка" (1886г. "Русский музей")
        Картинка
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Четверг, 07 Ноября 2013 г. 16:28 (ссылка)
        Да, я видел уже после опубликования материала вот эти ссылки:
        http://otkritka-reprodukzija.blogspot.ru/2008/09/1842-1907.html
        http://spbfoto.spb.ru/foto/details.php?image_id=1191
        http://портал1.рф/russkie-hudozhniki-19-20-veka/pl...-gosudarstvennyj-russkij-muzej

        Я основывался на материалах вот этого сайта:
        http://forum.artinvestment.ru/showthread.php?t=47663

        Нет информации, платоновская это работа или поповская ни на сайте Русского музея, ни на других официальных сайтах. А на старых открытках, наверное, могла быть и неверная информация, раз, судя по всему, есть факт спора об авторстве. Еще нашел инфу, что картина называется "Маленькая няня" (некий эквивалент украинскому слову "Наймичка"). Кстати, Платонов более 20 лет жил и преподавал в Киеве, поэтому название Наймичка для него ближе. Видимо, существует немало копий с картины, поэтому и возникла такая путаница...
        Ответить С цитатой В цитатник
        Аноним   обратиться по имени Среда, 13 Ноября 2013 г. 21:02 (ссылка)
        спасибо за статью. если вам интересно, могу добавить к сведениям ещё немного.
        Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
        Парашутов   обратиться по имени Среда, 13 Ноября 2013 г. 21:22 (ссылка)
        Уважаемый Аноним! Конечно, буду рад! Напишите здесь в комментариях, я с радостью добавлю информацию в материал. С уважением Анатолий
        Ответить С цитатой В цитатник
        Аноним   обратиться по имени Среда, 13 Ноября 2013 г. 23:34 (ссылка)

        Ответ на комментарий Парашутов

        Исковский А.Е. 2012 г.

        Адрес в Оренбурге.
        (О Лукиане Васильевиче Попове)

        «В этом дивном хоре, что поется по искусству, все голоса дороги. Слава громким, но не отбрасывайте и лихие. И они нужны для всех оттенков песни, лишь пели бы искренне и жизненно, любовно, пели бы для людей, для их блага»
        Н.Н. Дубовской
        художник

        «Оренбург может гордиться – у него есть два самородка, это Козолупов и художник Попов». Такие разговоры велись в 1914 году после концерта оренбуржца-казака Козолупова, певца и виртуоза игры на гармонике. О концерте известно из газет, а в бывшем доме художника Л.В.Попова (1873-1914 г.г.) на улице Попова №39 (бывш.Фельдшерская д.84) мне посчастливилось однажды побывать. В нем живут замечательные люди, предки которых (Костины, Черномырдины) переехали в Оренбург из села Шарлык. Дом по-прежнему украшает камин, у которого грелся художник. На стенах висят картины, но нет, не кисти Л.В. Попова, а Николая Костина (1911-1945 г.г.), сына следующего владельца дома, который с детства увлекался живописью, много рисовал и в 1936 году поступил в Суриковское училище (Москва). Стать художником помешала война, он погиб в бою на территории Австрии. Дом художника Л.В. Попова стал домом начинающего живописца Николая Костина.

        В семье крестьянина села Архангельского, Василия Попова в 1873 году родился мальчик. При крещении его нарекли христианским именем Лукиан, что означает «светлый». Село Архангельское расположено в 35 км от Оренбурга на берегу Сухой Каргалки, где «бурые избы, изредка зелень ветлы, блеск креста на церкви да голубая жилка речки, почти ручейка». Крестьянская доля тяжела и беспросветна. Кто знает, смог ли стать Л.В.Попов художником, если бы его отца не взяли в солдаты. Семья перебралась на заработки в Оренбург, без кормильца в селе прожить трудно. После службы отец Лукиана на лето с семьей возвращался в село, сеял хлеб, собирал урожай, а зиму Поповы проводили в Оренбурге. Лукиан начинает учиться в приходской школе, продолжает в городской, со второго класса учение заканчивается, мальчика определяют на работу в писчебумажный магазин Курникова. Репродукции картин, рисунки и книги увлекают Лукиана, он начинает рисовать сам, копируя увиденное. В магазине происходит знакомство с оренбургским художником И.Р. Мехедом, который учит рисовать Лукиана красками. Хозяин магазина заметил увлечение мальчика и не мешал ему, давал краски и карандаши, бумагу. Лукиан читал книги по искусству, рассматривал альбомы живописи. Он узнает про артель художников-передвижников, читает письма И.Н. Крамского. В подростке появляется желание учиться в Академии художеств.
        В Оренбурге на художественной выставке происходит знакомство Лукиана с художником А.М. Васнецовым, чьи картины и слова окончательно сформировали желание учиться живописи в Петербурге. Лукиан одержим этой идеей, но средств на поездку нет. Помогла семья. В 1894 году он едет в Петербург, в кармане 80 рублей, ему 21 год, впереди – только надежды. В Петербурге деньги быстро закончились. Плата за проезд, за обучение в рисовальной школе Общества Поощрения Художеств, за комнату… Лукиан много рисует на продажу, стоит на Невском проспекте в любую погоду и предлагает свои рисунки. Внутри себя он борется с желанием вернуться в Оренбург и остаться. Очередной взнос за обучение Лукиан сделать не смог, ему грозило отчисление из школы рисования. Он идет к директору и просит об отсрочке. Память об унижении, которое испытал юноша в кабинете директора, осталось навсегда. Директор спросил его: «Зачем, вы, собственно, сюда лезете? Сидели бы там, в провинции..». Этот удар «ногой в лицо» Лукиан не забудет никогда. Он понял, что с его крестьянским происхождением, провинциальным образованием помочь себе сможет лишь сам. Нужно стать настойчивее, образованнее, суметь преодолеть себя…Он на время вернулся в Оренбург и рисовал, рисовал, рисовал… Вернувшись в Петербург Лукиан копирует популярные картины. Техника его письма значительно улучшилась. Он знакомится с бывшим учеником школы живописи Резцовым, который изготовляет портреты «высоких особ» поточным способом – один рисует фон, другой костюм. Лукиан Попов рисовал «головы», самый сложный элемент картины. Рисовал усердно и много, скопив за полтора месяца 300 рублей. В 1897 году Лукиан окончил рисовальную школу, но в Академию художеств поступить не смог. Вольным слушателем остался в мастерской художника В.Е. Маковского, который оценил его работы и увидел в нем талант. На следующий год Л.Попов зачислен учеником Академии художеств. В 1899 году Лукиан Попов участвует в выставке в Москве с картиной «Затопило» и получает первую премию. В дальнейшем художник регулярно участвует в передвижных выставках в Москве и Петербурге.
        Известный портрет Лукиана Попова в модной шляпе написал в 1900 году его друг Иван Куликов. Во время обучения в художественной школе они снимали одну комнату на двоих на Васильевском спуске. Другой портрет Лукиана написал не менее известный в будущем художник Александр Моравов. Творческие пути Куликова и Попова разошлись, первый перешел в мастерскую И.Репина, Лукиан остался у В.Е.Маковского.
        В 1902 году Л.Попов заканчивает Академию и награждается заграничной поездкой. Всего было три заграничных «поездки», но использована лишь одна, первая. Лукиан Попов с удовольствием ездил по России: бывал в Башкирии, ходил с богомольцами, ездил в Вологодскую, Архангельскую губернии, киргизские степи. Жизнь простых людей он понимал лучше, ближе принимал их заботы и тяготы.
        Впоследствии Л.В. Попов говорил о своих ощущениях жизни в городе: «Я не был оторван от кормилицы-матери сырой земли, от родных степей и гор, которые нашептывали мне много неясных, таинственных, но невыразимо обаятельных речей, томительно долго; кое-что со временем мне стало ясно, а во многом приходится разбираться и теперь, но и всей жизни мало будет, чтобы понять и прочувствовать все то, что наговорила мне с детства волшебница природа».
        Деревенская жизнь и нравы города, их разнонаправленность повлияли на будущее творчество художника. Не поэтому ли Лукиан Попов вернулся в Оренбург, оставив возможность совершенствоваться в Петербурге?
        Художественное видение отразилось на творчестве, Л.В. Попов стал «жанристом». В жанровых картинах художник показывал типичные черты крестьянства, жизнь простого народа. Он реагировал на изменения в социальной жизни, что отразилось в названии картины «К закату (Агитатор в деревне)». По цензурным соображениям картины Л.В. Попова носили нейтральные названия. Картину под названием «Девочка в гробу» однажды вообще не выставили, опасаясь испортить экспозицию художников-передвижников. Художник Илья Репин назвал поступок товарищей по цеху «ошибкой».
        Картины Лукиана Попова, совместно с «передвижниками», выставлялись в Москве, Петербурге. Полотна художника становятся известными, их покупают коллекционеры.
        Казалось бы, живи с столице, общайся в своем круге живописцев… Но нет, Лукиан Попов возвращается в Оренбург, где ему комфортно, спокойнее и природа вдохновляет на новые сюжеты. Он скромно живет с семьей, много рисует. В Оренбурге Лукиан Попов считается «свободным художником», работает «на заказ».
        Художник-жанрист, он пробует себя в церковной живописи, «работает уже 2 месяца в церкви 2-го Неплюевского Кадетского корпуса, исполняя заказ по изготовлению около 60 икон и картин из священной истории». Кисти Лукиана Попова в Оренбурге принадлежали «алтарь Введенского собора и иконостас церкви учительской семинарии, им написаны две картины у Вознесения, руководил работами в Соборе » (Казанском соборе-прим. А.Е.И.).
        В летнее время Попов рисует в Зауральной роще, где на собственные средства выстроил галерею. В Оренбурге образовался небольшой круг друзей-художников, впоследствии сыгравших немалую роль в восстановлении творческого наследия Л.В. Попова. Много позже оренбургские художники Н.В. Кудашев и Н.М. Ледяев, посещавшие Л.В. Попова в Зауральной роще, передали свои воспоминания в краеведческий музей.
        Как бы много не работал Л.Попов, средств на содержание семьи все же было недостаточно. Заказы на картины поступали нечасто, художник становится учителем рисования в Неплюевском кадетском корпусе (1908-1914 г.г.). Даже став академиком живописи в 1912 году, Лукиан Попов не смог улучшить материальное положение.
        С марта 1908 году в помещении Коммерческого собрания проводилась выставка картин Л.В. Попова. Художник включил в экспозицию несколько картин своего первого учителя И.Р. Мехеда. Никакого дохода с выставки Л.В. Попов не получил и вот почему. Выставку организовало оренбургское Общество учителей для сбора средств на постройку общежития учительским детям. К концу апреля 1908 года выставку посетили около 3000 человек, более половины из них за плату, а учащиеся бесплатно.
        Была ли выставка успешной, событием для города? Трудно сказать - кто хотел, тот посетил и посмотрел. Во всяком случае, известен фельетон о выставке. Суть такова: разговор двух знакомых на улице, один говорит другому о выставке, хвалит экспозицию, другой спрашивает о названиях картин и получает ответ, что сам он не видел, названий не знает, но в городе много говорят…
        Доход выставки с пожертвованиями составил 357 рублей, с вычетом издержек на организацию учительскому обществу осталось 210 рублей. Лукиану Попову была выражена благодарность за безвозмездные труды. И все… А причина кроется в критиканстве столичных искусствоведов, обвинявших художников-передвижников в излишней «черноте» живописи, увлечении современными событиями. Как бы политикой тут не запахло!!!...
        Это притом, что к тому времени картины Л.В. Попова были куплены в Москве и Петербурге Морозовым, Богдановым-Бельским, галереей Свешникова, Жуковским, Мошиным, Михайловым, Ермаковым, Академией художеств, и проч.
        В 1914 году в Оренбурге произошло событие, участником которого стал Лукиан Попов, невольно выступив в качестве эксперта живописи. В городе объявился молодой человек «приятной наружности» с десятком картин, выполненных масляными красками и представившийся художником-передвижником Е.Е.Волковым. Картины предлагались на продажу и выставлялись в городских учреждениях, Общественном собрании. Развязка событий произошла в помещении Неплюевского кадетского корпуса. Лукиан Попов обнаружил, что картины «низкого сорта», не дороже 5-10 рублей. Более того, Попов лично знал художника Е.Е.Волкова и возразил аферисту «Вы не Волков». В 1914 году настоящему художнику Ефиму Волкову исполнилось 70 лет и картины такого размера, как пояснил позже Л.В. Попов, стоят не менее 1-2 тысяч рублей. Несколько картин все же были куплены. Оренбургский нотариус Кузьмин приобрел подделку за 80 рублей, еще три – управляющий одного из банков города за 150 рублей.
        Одной из причин довременного, слишком раннего ухода художника из жизни стала смерть его малолетнего сына, родившегося слепым. Ребенок перенес не одну операцию, во время перевязки он произнес «Папа, папа, я что-то вижу!» и скоропостижно скончался. Утрату Лукиан Попов перенес тяжело, пытался найти успокоение в чарах «зеленого змия». Картина «Девочка в гробу» написана в память умершего сына.
        Лукиан Попов скончался 7 мая 1914 года. На 9-ый и 40-ой день заупокойная литургия и панихида в память художника проходила в церкви св.Иоанна Богослова (угол ул.Каратаевской, совр.Григорьевская и Среднего пер.).
        В Петербурге художники, знавшие Л.В. Попова, почтили его память, сказали много добрых и искренних слов.
        Оренбуржец М.Муравьев – Верхоторский посвятил Л.В. Попову стихотворение со словами:
        «Ты умер, но мысль твоя в кисти
        Далёко в потомство пойдет,
        Что жило без зла и корысти
        То, вечно живя, не умрет».
        После смерти художника его вдова Вера Васильевна Попова с детьми переехала в Самару.
        С середины 1940-х годов в Оренбурге интерес к творчеству художника Л.В.Попова, практически из небытия, вернул журналист и художник С.А. Варламов (1908-1971 г.).
        На скромные средства Оренбургского областного краеведческого музея и при поддержке директора А.Я. Борисова покупались картины у родственников Л.В. Попова и его вдовы. В 1960-е годы живопись Л.В.Попова передана из Краеведческого в Оренбургский музей изобразительных искусств.
        Картины Лукиана Попова хранятся в Русском музее (С.-Петербург), Третьяковской галерее (Москва), Музее изобразительных искусств (Оренбург), частных коллекциях и проч. Многие полотна остаются неизвестными.
        Мне особенно нравится картина Л.В. Попова под названием «Крепкий сон» (1912 г.). На пригорке, в поле, в лаптях и зипунах спят два человека. Впереди еще дальний путь. Вокруг – тишина… Все вместе – это жизнь. Простая, но прекрасная жизнь!
        Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
        Парашутов   обратиться по имени Четверг, 14 Ноября 2013 г. 00:00 (ссылка)
        Уважаемый Аноним (простите, но Вы не представились)! Спасибо огромное за статью краеведа Исковского. Она сама по себе интересна, полна подробностями и закончена логически, так что "выковыривать" из нее факты, о которых не упоминается в моем материале, как-то не хочется. Тем более, всё о чем пишет Исковский в той или иной интепретации есть у меня. Еще раз огромное спасибо за внимание к материалу и за помощь в пропаганде (простите за это слово из прошлого!) имени и творчества такого замечательного художника. С уважением Анатолий
        Ответить С цитатой В цитатник
        Аноним   обратиться по имени Четверг, 14 Ноября 2013 г. 00:27 (ссылка)
        Анатолий ! этот краевед я и есть. с именем Александр. есть еще фото его дома и камина. и сундука тех времен, а еще колокольчик над дверью прежний, медный , висит. фото могу прислать.
        Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
        Парашутов   обратиться по имени Четверг, 14 Ноября 2013 г. 02:07 (ссылка)
        Вот и познакомились! Простите, Александр, что писал Вам о Вас в третьем лице. Я думаю, можно сделать так. Если Вы пришлете мне фотографии на электронный адрес: parashutov@gmail.com
        то поскольку и эта публикация вызвала интерес читателей, то будет логично повторить тему, опубликовав в моем дневнике Вашу статью с Вашими фото, а в предисловии я напишу, почему возращаюсь к имени Попова снова. Кстати, поскольку Вы "в теме", то не могли бы разрешить спор, возникший здесь в комментариях по поводу картины, которую я нашел на каком-то аукционном сайте, где она была атрибутирована, как работа Попова с названием Девочка - крестьянка с ребенком и корзиной в руках (смотрите материал). Если это не картина Попова, логичнее убрать ее из материала. И еще. Напишите мне в письме краткую информацию о себе, чтобы я мог Вас представить своим читателям не только по фамилии. До связи! С уважением Анатолий
        Ответить С цитатой В цитатник
        Аноним   обратиться по имени Четверг, 14 Ноября 2013 г. 11:12 (ссылка)
        дом Л.В. Попова в Оренбурге, фото 2012 г.
        Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
        Парашутов   обратиться по имени Четверг, 14 Ноября 2013 г. 14:39 (ссылка)
        Увы, Александр, незарегистрированные на Ли.ру не могут помещать здесь фото! Но Ваше письмо и фотографии я уже получил!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Аноним   обратиться по имени Среда, 08 Октября 2014 г. 12:49 (ссылка)
        скажите кто нибудь слышал о его картине Черемуха 1941 ?
        Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
        Парашутов   обратиться по имени Среда, 08 Октября 2014 г. 14:12 (ссылка)
        А Вы к кому обращаетесь, уважаемый Аноним?
        Ответить С цитатой В цитатник
        kolybanov   обратиться по имени Понедельник, 26 Января 2015 г. 12:25 (ссылка)
        Просто замечательный материал:-))) Заберу, пусть народ образуется. Замечательный художник, слышал несколько раз про него, но так подробно никто не осветил его творчество.
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Понедельник, 26 Января 2015 г. 14:03 (ссылка)
        Андрей, спасибо за добрые слова!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
         

        Добавить комментарий:
        Текст комментария: смайлики

        Проверка орфографии: (найти ошибки)

        Прикрепить картинку:

         Переводить URL в ссылку
         Подписаться на комментарии
         Подписать картинку