-Рубрики

 -ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

Делюсь моими файлами
    Скачал и помогаю скачать
      Жду окончания закачки

        Показать все (0)

         -Подписка по e-mail

         

         -Поиск по дневнику

        Поиск сообщений в Парашутов

         -Сообщества

        Участник сообществ (Всего в списке: 6) про_искусство Live_Memory Парижское_кафе Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT Искусство_звука
        Читатель сообществ (Всего в списке: 3) АРТ_АРТель Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT

         -Статистика

        Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
        Создан: 16.10.2007
        Записей: 5730
        Комментариев: 32875
        Написано: 47775


        ЖЗЛ (ДАТСКАЯ СЕМЕРКА С КАРТИНЫ ХАНСЕНА ЧАСТЬ 2 - МАРТИНУС РЁРБЮЕ)

        Среда, 19 Января 2011 г. 19:10 + в цитатник
        Мартинус (Кристиан Вессельтофт) Рёрбюе
        Martinus (Christian Wesseltoft) Rørbye


        17 мая 1803, Драммен, Норвегия - 29 августа 1848, Копенгаген



        Erling Eckersberg Portrait of Martinus Rørbye (ofort).

        Датский художник, известный своими жанровыми работами и пейзажами.
        Считается центральной фигурой «Золотого века» датской живописи первой половины 19 века. Много картин художник создал во время своих путешествий по странам, которые к тому времени были еще мало изучены современными художниками. Это касается Норвегии и Швеции, южной Италии, а также Греции и Турции.
        Родился Мартинус в Норвегии в семье Фердинанда Хенрика Рёрбюе и Элеоноры Фредерики Катрин де Стокфлеч. Его отец был государственным служащим, точнее простым завскладом, а позже военным интендантом. Он переехал с семьей в Норвегию незадолго до рождения сына. Но, когда Мартинусу исполнилось 12 лет, семья была вынуждена покинуть страну после отделения Норвегии от Дании в 1814 году и вернуться обратно на родину.

        Образование

        В 1820 году семнадцатилетний юноша поступил в Академию художеств в Копенгагене, хотя, как пишут историки, «не был склонен к школьному образованию». Впрочем, причина этой нелюбви лежала, скорее всего, в слабом здоровье.
        Его учителем был Кристиан Август Лоренцен (Christian August Lorentzen, 1746-1828), кроме того, частные уроки живописи юноше давал сам «великий Эккерсберг» (Cristoffer Wilhlem Eckersberg), оказавший большое влияние на целое поколение художников. Впрочем, в некоторых источниках Рёрбюе называют любимым учеником именно Эккерсберга, видимо потому, что они тесно общались в течение многих лет. Безусловно, Рёрбюе взял на вооружение пристальное внимание Эккерсберга к природе и его стремление реалистично представлять любые детали. С другой стороны, у Лоренцена он научился глубоко и ярко использовать цвета.




        Мартинус был студентом на протяжении десяти лет, неоднократно он пытался выиграть на академических конкурсах большую Золотую медаль, но попытки были безутешными.
        Он выиграл малую серебряную медаль Академии в 1824 году, большую серебряную медаль в 1828 году.
        В 1829 году Мартинус выиграл малую золотую медаль за картину «Христос исцеляет слепого», которая осталась в коллекции Академии, но большая Золотая медаль так и осталась его мечтой.



        Martinus Rørbye Christ Healing the Blind.

        Искусствоведы пытались найти разгадку такой «неудачи» Рёрбюе. Они пишут, что все дело отнюдь не в нехватке технического мастерства или таланта. Вся проблема была в том, что художник долго сочинял сюжеты для своих программных исторических картин и мучительно долго придумывал взаимоотношения между ними для создания драматического эффекта. Историк искусств Нильс Лауриц Хойен тоже писал, что Рёрбюе «всегда мучительно находил сюжеты своих картин». Поэтому даже его поздние работы привлекают внимание тщательностью исполнения, световыми эффектами, тонкостью портретов, но совсем не самой историей или взаимоотношением героев.

        Замечу, что даже будучи студентом, Рёрбюе уже пользовался успехом, как художник. Он активно продавал свои жанровые сцены даже королевской семье и писал портреты в интерьере для среднего класса Копенгагена.
        Впервые Мартинус выставил свои картины на национальной выставке в замке Шарлоттенборг в 1824 году.
        Его работы были оценены жюри очень скромно, но зато он нашел без труда достаточно покупателей для своих пейзажей и жанровых сцен.



        Martinus Rørbye Jailhouse at Nytorv Copenhagen 1831 г.

        Большинство его работ в 1820-е годы составляли виды Копенгагена. Мартинус подробно изучал архитектуру, что видно на его ранних рисунках – «Фигурный зал замка Шарлоттенборг» (Figursalen paa Charlottenborg), «Рынок в Выборге» (Marked i Viborg), «Здание тюрьмы и суда» (Fængselsbygningen ved Raad- og Domhuset).



        Martinus Rørbye Untitled



        Martinus Rørbye View from the Citadel Ramparts in Copenhagen by Moonlight 1835-36 гг.

        Впрочем, Рёрбюе написал также ряд портретов, в том числе портрет в полный рост своего педагога Лоренцена, сидящего перед мольбертом в своей гостиной и «Портрет профессора Фенгера с женой и дочерью» (Professor Fenger med sin Hustru og Datter).
        Добавлю, что художник принимал участие в национальных выставках почти ежегодно вплоть до 1848 года.



        Martinus Rørbye Livkirurg Chr. Fenger med sin hustru og datter. 1829 г.

        Картина «Вид из окна художника», написанная молодым Рёрбюе около 1825 года, кажется прорицательной. Подоконник с домашними цветами служит как бы границей между уютным домом родителей и огромным неизвестным миром за окном. Картина словно предвещает многочисленные путешествия художника, даже, кажется, что не зря он изобразил вдали корабль у причала.



        Martinus Rørbye View from the Artist's Window 1825 г.

        Великий путешественник

        Норвегия

        «Сезон» путешествий художник открыл в 1830 году, отправившись в Норвегию. (На «бывшей родине» Рёрбюе побывал дважды – в 1830 и 1832 годах). В первом путешествии Мартинус посетил Ютландию, куда редко заезжали художники того времени. 31 мая 1830 года он отправился из Дании в Орхус на пароходе. Пассажиром на судне оказался и Ганс Христиан Андерсен, художник и писатель решили путешествовать некоторое время вместе.



        Martinus Rørbye Fra turen til Vestervig.

        Из Орхуса они двинулись на север, останавливаясь в поместьях Розенхольм, Клаусхольм и Тьеле. После того, как Андерсен расстался с Рёрбюе, художник продолжил путешествие по отдаленным провинциям северо-западной Ютландии, направляясь в гости к родственникам в Тистед. В своем дневнике Рёрбюе пишет, что он нашел места очень экзотические, размышляет над деталями эскизов, отмечает национальные костюмы женщин.



        Martinus Rørbye Scene fra Torvepladsen i Thisted den 2. juli 1830.



        Martinus Rørbye Ved stranden i Thisted.

        Однако, художник считал, что местные пейзажи непригодны для изображения на картинах из-за отсутствия деревьев. Хотя в творческом наследии художника имеются норвежские пейзажи, написанные под явным влиянием норвежского живописца, основоположника норвежского национального пейзажа Юхана Кристиана Клаусена Даля (Johan Christian Klausson Dahl, 1788—1857) и немецкого художника, крупнейшего представителя романтизма в Германии Каспара Давида Фридриха (Caspar David Friedrich, 1774 —1840). О творчестве Даля Мартинус был наслышан еще в стенах Академии в Копенгагене, где норвежец учился с 1811 года.



        Martinus Rørbye Stave Church, Borgund, Norway 1833 г.

        7 июля 1830 года Рербе покинул Тистед и вернулся в Данию.

        Скаген

        Одна из заслуг Рёрбюе перед датским искусством в том, что он открыл для живописи изумительную северную природу и уникальный яркий свет деревушки Скаген на севере Ютландии, на мысе Гренен, разделяющем проливы Скагеррак и Каттегат.
        Только спустя почти полвека, сюда приедут супруги Анна и Микаэль Анкеры, Педер Северин Кройер, и Скаген станет большой колонией датских художников, известной во всем мире.
        Первый раз Рёрбюе посетил Скаген в 1833 году. Он с восторгом писал местных рыбаков на берегу и в море, виды Северного моря и прибрежные дюны.



        Martinus Rørbye A jutting rock in the rapids (Fos med fremragende Klippestykke).

        Художник также писал обитателей Скагена в бедной обстановке их маленьких домов. Одна из известных картин этого периода – «Сцена на пляже Скагена перед надвигающейся бурей» (Strandscene på gamle Skagen med et optrækkende uvejr, 1834). Художник посещал Скаген еще дважды, последний раз в 1848 году.

        Франция

        В 1834 году Мартинус получил стипендию от Академии для продолжения учебы за границей с формулировкой «за талант портретиста» (хотя в творческом наследии художника портретов не так много – Прим. мое).
        Рёрбюе решил отправиться в Италию, перед этим посетив Нидерланды и Францию.
        В Париже он встретился с датским писателем Петером Андреасом Хейбергом и балетмейстером Августом Бурнонвилем, а также известным французским художником Жаном Огюстом Домиником Энгром.
        Соотечественники художника были легендарными личностями.
        Петер Андреас Хейберг (Peter Andreas Heiberg, 16.11.1758—30.4.1841) - датский писатель и поэт, автор сатирических стихов, песен и комедий, в которых высмеивал мещанскую мораль и сословные предрассудки. В романе «Приключения банкноты в один ригсдалер» (1787—1793) он подверг критике общественную жизнь Дании. В 1799 году правительство Дании выслало из страны «крамольного» литератора. Непосредственной причиной его высылки (с формулировкой - осужден на изгнание) послужил революционный словарь, который Хейберг начал издавать по образцу французских энциклопедистов. С 1800 года он жил в Париже.
        Август Бурнонвиль (August Bournonville, 21 августа 1805 — 30 ноября 1879) — датский балетмейстер, хореограф, педагог, создатель собственной системы хореографического обучения, основатель уникального датского балетного стиля, получившего название «школы Бурнонвиля». Бурнонвиль родился в семье французского балетмейстера, в 1820 году совершенствовался в Париже у педагога О. Вестриса, выступал совместно с Марией Тальони. После учёбы стал солистом Королевского балета в Копенгагене. В 1830—1848 годах работал балетмейстером и педагогом датского Королевского балета.

        Италия

        Прибыв в Рим в том же 1834 году, он сразу же присоединился к датской колонии художников, центральной фигурой которой был скульптор Бертель Торвальдсен.
        Художник был очарован пейзажами Италии, много путешествовал и записывал свои впечатления в виде весьма выразительных этюдов маслом. Вместе с коллегами Мартинус побывал в Неаполе и Сорренто, в горах Сабина и на Сицилии.
        Художник много рисовал на пленере, проявив интерес к световым эффектам. Он также обращал внимание на костюмы и традиции народа, местный колорит и особенности тех мест, где побывал во время путешествия.



        Martinus Rørbye Study of a Roman Coachman.



        Martinus Rørbye Italiensk Landskab (Итальянский пейзаж).

        На одном из аукционных сайтов я нашел еще одну картину, приписываемую "римскому периоду" Рёрбюе. На мой взгляд, даже поверхностный взгляд говорит о том, что это не стиль и манера художника, но помещаю картину, чтобы вы смогли тоже посмотреть и сделать собственные выводы.



        Martinus Rørbye Alms. Monks distributing food to the poor in an Italian cloister. (Милостыня. Монахи раздают продовольствие беднякам в итальянском монастыре).

        Рёрбюе часто изображал своих спутников в непринужденной обстановке, используя пейзажи сельской местности, как фон для картин. Ярким примером служит картина «Путешественник у источника Aqua acetosa» (Un voyageur dans les environs d'Acqua Acetosa), в которую Мартинус «вписал» портрет своего друга К.Филипсена.



        Martinus Rørbye Un voyageur dans les environs d'Acqua Acetosa 1835 г.

        Многие художники и путешественники в Риме увлекались охотой. Это отображено в эскизе художника, изображающем охотника в пещере близ Червара, на котором Мартинус тоже написал кого-то из своих знакомых.



        Martinus Rørbye A Hunter's Lair, Cervara. 1835 г.

        Историки пишут, что художника интересовал вовсе не спелеологической аспект местности (мол, валуны вообще им мастерски смоделированы), а эффекты света, тонкая игра контрастов и тональные переходы. К тому же, композиция картины напоминает раннюю работу его наставника Эккерсберга « Улисс убегает из пещеры Полифема» (1813).

        Греция и Турция

        В Риме Рёрбюе сдружился с одним из своих соотечественников, архитектором Михаэлем Готтлибом Биндесбеллем (Michael Gottlieb Bindesbøll). Вместе они в октябре 1835 года отправились в Афины.



        Martinus Rørbye Greeks Fething Water from the Well at the Tower of the Winds in Athens (Греки у колодца на Башне Ветров в Афинах) 1836 г.



        Martinus Rørbye Greeks Fething Water from the Well at the Tower of the Winds in Athens 1836 г.



        Martinus Rørbye In the music studio.



        Martinus Rørbye Græsk skrivende dreng. 1838 г.

        Из Греции они продолжили путешествие в Константинополь, побывав в Османской империи практически первыми из художников-датчан. Оттуда же Рёрбюе привез в Данию и ставший чуть позже популярным ориентализм (восточная тема в живописи). Во время своих путешествий по Греции и Турции художник набросал много эскизов и рисунков.



        Martinus Rørbye A seated Kabyle (Study).



        Martinus Rørbye A seated Nubian smoking a Cigarette.

        Вернулись друзья в Рим в мае 1836 года.
        Именно в этот период и Мартинус, и Готтлиб стали моделями для известной картины Константина Хансена «Компания датских художников в Риме» (1837). Хансен и изобразил их рядом – Биндесбелля, лежащим на полу, в феске, которую он после посещения Константинополя постоянно носил, Рёрбюе, сидящим за ним (рядом с самим Хансеном) с чашкой кофе в руках (на который он, видимо, «присел» тоже в Турции).



        Constantin Hansen A company of Danish artists in Rome, Constantin Hansen. 1837 г.



        Michael Gottlieb Birckner Bindesbøll (detail)



        Martinus Rørbye (detail)

        Германия

        Впрочем, Мартинус не долго сидел в Риме, «ветер странствий» гнал его в дорогу.
        Через север Италии он отправился в Мюнхен, посетив попутно Вену и Прагу. В Дрездене художник посетил Юхана Кристиана Даля, творчеством которого восхищался с юности, а в Берлине нанес визит скульптору Кристиану Даниэлю Рауху (Christian Daniel Rauch), видимо, по рекомендации Торвальдсена, с которым Раух был знаком по Италии.



        Martinus Rørbye Royal Hunt Master Von Zeuthen And His Wife 1839 г.

        Рерби выступил визитером двух весьма колоритных личностей в истории искусства, поэтому каждой из них нужно уделить хоть пару строк.

        Юхан Кристиан Даль, являющийся (повторюсь!) основоположником норвежского национального пейзажа, с 1818 года жил в Дрездене. С 1820 года он работал в Неаполе, поэтому тоже, наверняка, был знаком с Торвальдсеном. В 1824 году Даль вместе с Каспаром Фридрихом получает профессорскую кафедру в Академии искусств Дрездена. Он часто путешествовал на родину, в Норвегию, и созданные на основе норвежских впечатлений картины Даля считаются одними из лучших в его творческом наследии. Анализируя используемую Далем палитру цветовых сочетаний, критики считают художника одним из предтеч импрессионизма.

        Христиан Даниэль Раух (Christian Daniel Rauch) (2 января 1777 — 3 декабря 1857) - выдающийся немецкий скульптор периода классицизма, начинал в 1797 году с должности камердинера у прусского короля Фридриха-Вильгельма II, а затем и его сына - Фридриха-Вильгельма III, которые не только не препятствовали художественным занятиям молодого скульптора, но и всячески поощряли это. В 1803 году Раух вылепил бюст королевы Луизы. Для изготовления бюста из мрамора Христиана направили в Рим, где он и познакомился с тоже молодым еще Торвальдсеном. В истории немецкого искусства Рауху принадлежит роль основателя берлинской школы скульпторов. Кстати, Раухом был выполнен бюст Торвальдсена для его музея в Копенгагене.

        Возвращение в Данию

        Вот с таким огромным багажом впечатлений и множеством работ Рёрбюе в 1837 году вернулся домой в Копенгаген. Замечательные исследования художника экзотических мест Востока сразу же обратили на него внимание датской общественности. Академия художеств, признавая превосходство его работ, написанных во время путешествия, предложила Рёрбюе подать заявку на членство в Академии, предоставив на суд жюри новую картину.
        Мартинус решил написать бытовую сцену турецкой народной жизни, взяв за основу свой эскиз «Караван в окрестностях Смирны» (Karavanebroen i Nærheden af Smyrna). Картина была закончена в 1838 году, и Рёрбюе единогласно был избран в Академию.



        Martinus Rørbye Karavane Broen i nærheden af Smyrna. 1838 г.

        Кстати, его рисунки и эскизы, сделанные в Греции и Турции, служили еще долго основой для его новых картин.
        Кроме того, Мартинус восхищался работами французского художника Ораса Верне, который все свое творчество посвятил теме Востока, став одним из самых известных ориенталистов Франции.



        Martinus Rørbye Sultan Ahmet III`s brønd ved Seraillets port i Konstantinopel 1840 г.

        В этом же, 1838 году на весенней национальной выставке Рёрбюе получил медаль Торвальдсена за картину «Турецкий нотариус составляет брачный контракт» (A Turkish notary witnesses a marriage contract, 1837), ставшую одним из самых известных произведений художника.



        Martinus Rørbye En Tyrkisk Notar Som Afslutter En Aegtepagt. 1837 г.

        Педагог

        29 августа 1839 года тридцатишестилетний художник решил, наверное, «остепениться», поэтому женился.
        Его избранницей стала Роза Фредерика Скиетт (Rose Frederikke Schiøtt).
        Впрочем, настоящей причиной «остепенения» стало пошатнувшее здоровье художника.
        Однако, той же осенью Мартинус отправился во второй раз в Италию в надежде, что пребывание на юге укрепит его здоровье и восстановит силы.



        Martinus Rørbye S. Giovanni in Laterano, chiostro.



        Martinus Rørbye In the Cloister, Palermo 1840 г.

        Художник посетил Капри и Сицилию и написал несколько работ, в том числе, большую картину «Площадь в Амальфи» (Torvet i Amalfi), которая была выставлена на национальной выставке в 1842 году.
        Домой Рёрбюе вернулся в 1841 году.
        Среди значимых картин позднего периода критики называют картины «Часовня монастыря Св. Бенедетто в Субиако» (1843), «Игроки в шахматы в турецкой кофейне» (1845) и «Пляж в Скагбере» (1848).



        Martinus Rørbye Chessplayers at a oriental cafe. 1845 г.

        В том же, 1841 году Мартинус начал педагогическую деятельность.
        Во многом благодаря ему, в датской живописи вспыхнула очередная «звезда» - художник Кристен Дальсгор (Christen Dalsgaard, 30 октября 1824 - 11 февраля 1907). Семнадцатилетний Кристен в октябре 1841 года приехал в Копенгаген и поступил в Академию художеств. Но уже в декабре 1841 года, он упросил Рёрбюе давать ему частные уроки, и эти занятия продлились целых шесть лет (до 1847 года). Кроме этого, Дальсгор с 1843 года начал учебу в Школе рисунка при Академии, а с 1844 – в аналогичной Школе скульптуры.

        В 1844 году Рёрбюе предложили должность профессора в Школе моделей при Академии (в которой учили писать с натуры фигуры людей, изучали анатомию и т.д.). Коллегами новоиспеченного молодого профессора были «мастодонты» живописи – его учитель - Кристофер Вильхельм Эккерсберг (1783—1853) и Йохан Людвиг Гебхард Лунд (Johan Ludwig Gebhard Lund, 1777-1867).



        Martinus Rørbye Folkeliv ved Havnen i Palermo. 1844 г.

        И, как вы догадались, в марте 1846 года ученик Рерби, Дальсгор поступил и в эту Школу. Впоследствии, Кристен Дальсгор стал ярким представителем движения по развитию и сохранению скандинавского национального искусства. Он отказался от стажировки в Италии, ездил в экспедиции по стране, собрал огромную коллекцию народных костюмов и утвари, темами всего его творчества стали жизнь и быт датского народа.
        Но это уже другая история…

        Последние годы

        В конце своей жизни, летом 1847 года и в начале 1848 года, Рёрбюе приезжал в Скаген, словно возвращаясь в молодость.



        Martinus Rørbye Redningsbåden. 1847 г. Tilhører Skagens Museum



        Martinus Rørbye



        Martinus Rørbye Stranden ved Skagen Vesterby. 1847 г.

        Последняя картина, которую он успел завершить именно в Скагене, называется «Мужчины Скагена летним вечером в хорошую погоду» (1848).



        Martinus Rørbye Maend af Skagen en sommeraften i godt vejr 1848 г.

        Она, по-моему, так же символична, как и его ранний «Вид из окна»: закат солнца, как закат жизни, ассоциации с фигурами на картине Хансена, а стоящий в стороне седовласый старик так напоминает Торвальдсена. Какой-то покой и умиротворение от полотна, герои картины словно провожают художника туда, откуда не возвращаются.

        А Рёрбюе был действительно очень болен. У него обнаружили рак желудка, который был следствием заболеваний, перенесенных еще в подростковом возрасте.
        После непродолжительной болезни, художник 29 марта 1848 года умер в Копенгагене. Ему было всего 45 лет.
        Молодая жена осталась одна с несколькими маленькими детьми на руках. В 1849 году она выставила 12 работ Рёрбюе, в основном его итальянские мотивы. Все картины были проданы, вырученные от продажи деньги Роза Фредерика Рёрбюе оставила на жизнь для себя и своих детей.
        Сегодня картины Рёрбюе находятся во многих крупнейших музеях Дании – в датской Национальной галерее, Новой глиптотеке Карлсберга (художественном музее Копенгагена), в коллекции Гиршпрунга и др.



        Martinus Rørbye The Royal Palace Stockholm 1848 г.



        Martinus Rørbye A view of Riddarholmen on Lake Malaven with the Ridarhuset and the Riddarholms church beyond, Stockholm.



        Martinus Rørbye Entrance to an Inn in the Praestegarden at Hillested.

        Картины собраны в галереях и на аукционных сайтах интернета.

        b295a26142b9 (147x40, 0 Kb)
        Рубрики:  ЖЗЛ/Дания
        Метки:  

        Процитировано 2 раз
        Понравилось: 2 пользователям

        NADYNROM   обратиться по имени Среда, 19 Января 2011 г. 21:29 (ссылка)
        Спасибо за очередной интереснейший материал!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Среда, 19 Января 2011 г. 22:51 (ссылка)
        Надежда, рад, что Вам понравилось! Подумываю о книге, посвященной художникам Скандинавии. Материала предостаточно. Но спонсоры или просто заинтересованные люди, где вы??
        Ответить С цитатой В цитатник
         

        Добавить комментарий:
        Текст комментария: смайлики

        Проверка орфографии: (найти ошибки)

        Прикрепить картинку:

         Переводить URL в ссылку
         Подписаться на комментарии
         Подписать картинку