Эрнст Абрахам Йозефсон (Юсефсон)
Ernst Abraham Josephson
16 апреля 1851, Стокгольм — 22 ноября 1906, там же
Ernst Josephson
Шведский художник, график, поэт.
Родом из еврейской семьи. Семья шведских евреев Йозефсенов переселилась из Германии в Швецию в 1780 году. Наиболее известные ее представители — братья Якоб Аксель и Людвиг Оскар Йозефсоны.
Якоб Аксель Юсефсон (Jacob Axel Josephson, 1818–80) был композитором и дирижером, музыкальным руководителем в Уппсальском университете.
Его брат - Людвиг Оскар Юсефсон (Ludvig Oscar Josephson, 1832–99), был актером, режиссером и драматургом, а также директором Королевского театра в Стокгольме.
Ernst Josephson (Swedish, 1851-1906) Regissoren Ludvig Josephson.
Эрнст доводился им племянником, а его отец Сэмми, соответственно, был третьим братом, который к искусству отношения не имел. Юность художника – череда сплошных потерь. Когда Эрнсту исполнилось всего 19 лет – умирает его отец, в 17 лет он потерял любимую сестру Геллу, в 30 лет он похоронил мать и переживал эту потерю очень тяжело. В возрасте 16 лет Йозефсон поступил в Стокгольмскую Академию художеств, где учился с 1869 по 1876 год. Уже в 20 лет он сделал громкое заявление, которое цитируют в каждом материале о нем. Он сказал: Я стану шведским Рембрандтом или умру!
Ernst Josephson (Swedish, 1851-1906) Gustav Wasa klagt Bischof Peder Sunnanveder vor dem Domkapitel in Vesterеs an. 1875 г.
В 1876 г. художник был награжден королевской медалью за картину «Стен Стур Старший освобождает королеву Кристину Датскую из тюрьмы аббатства Вадстен». Эрнст много путешествовал по странам Европы, жил в Нидерландах, Франции, Италии и Испании, где продолжал свое образование.
Ernst Josephson (Swedish, 1851-1906) Spanish Smiths (Испанские кузнецы) 1881 г.
В 1874 году он короткое время учился у Жан-Леон Жером в Школе изящных искусств в Париже. Частые поездки позволяли ему копировать картины старых мастеров. За это время Эрнст написал и несколько самостоятельных работ на исторические и библейские сюжеты в духе эпохи Возрождения, из которых выделяется «Давид и Саул» (David and Saul, 1878, Стокгольм).
Ernst Josephson (Swedish, 1851-1906) David och Saul 1878 г.
По психологической напряженности, которая достигается за счет акцента на две фигуры в темном интерьере, эта картина напоминает работы Рембрандта. В 1879 году художник поселился в Париже, где прожил до 1886 года.
Парижский период его творчества отмечен влиянием Г. Курбе, Э. Мане и импрессионистов. Историки пишут, что, живя в Париже, Йозефсон был руководителем группы по борьбе с академизмом шведских художников.
Группа оппонентов шведской Академии художеств.
Слева направо: стоят - Карл Ларссон и Эрнст Йозефсон,
сидят - Ричард Берг, Август Хагборг и Пер Хассельберг.
Фото 1885 г.
Во Франции художник вначале писал изящные интерьеры королевских замков и деревенских домов.
Ernst Josephson (Swedish, 1851-1906) Interier fran dalarna.
Ernst Josephson (Swedish, 1851-1906) Autumn Sunlight.
Ernst Josephson (Swedish, 1851-1906) Mrs Caroline Schloss.
Позже Йозефсон писал преимущественно портреты, шведские пейзажи и сцены из жизни народа.
Написал художник ряд портретов своих родных и друзей.
Ernst Josephson (Swedish, 1851-1906) Portrett av konstneren Alfred Wahlberg. 1884 г.
Ernst Josephson (Swedish, 1851-1906) Portrait of Ville Vallgren. 1880 г.
Ernst Josephson (Swedish, 1851-1906) Allan Österlind, the Artist 1880 г.
Ernst Josephson (Swedish, 1851-1906) Porträtt av den unge Munthe målat av.
Ernst Josephson (Swedish, 1851-1906) Portrættet J.P. Jacobsen 1879 г. Nationalhistoriske Museum, Frederiksborg
Художник поэтично изображал шведскую природу, особенно летние ночи, где за внешним радостным настроением чувствуется глубокая грусть и внутренний конфликт, вызванный ностальгией по детству и трагической любовной коллизией. Современники не поняли нетрадиционного искусства Йозефсона, их шокировала сила выраженных в нем чувств.
Ernst Josephson (Swedish, 1851-1906) La joie de vivre (Радость жизни). 1887 г.
Ernst Josephson (Swedish, 1851-1906) Boy with a Wheelbarrow.
Ernst Josephson (Swedish, 1851-1906) Alte Bäuerin am Stock, Herbstsonne. 1886 г.
В этом отношении показательна следующая история. Одна из самых известных картин Йозефсона, которая в русском варианте имеет несколько названий – «Власть человека» и «Дух моря», а по-шведски звучит « Strömkarlen», не была принята в шведский Национальный музей в Стокгольме.
Ernst Josephson (Swedish, 1851-1906) Stromkarlen. 1884 г.
Художник в течение 1880-х годов написал несколько вариантов картины, но Национальный музей отклонил их.
Тогда за художника вступился Принц Евгений, герцог Нерке, который сам был не только художником, но и помогал многим современным художникам в финансовом отношении, покупая их работы к себе в коллекцию. Принц, узнав о таком решении музея, пришел в ярость. И в тот же день картина была куплена им самим. Особенность этой покупки состояла в том, что принцем было приказано, чтобы картина не покидала виллу, и действительно, шедевр Йозефсона с тех пор никогда не покидала место своей постоянной «прописки». Эта картина оказала сильное влияние на многих скандинавских художников, в первую очередь на норвежца Одда Нердрума.
В 1886 году Эрнст покинул Париж, переехав в уединенную сельскую местность Франции. От работ, отмеченных влиянием импрессионизма (преимущественно это были портреты, например, «Портрет журналиста Г.Ренхольма»), Йозефсон перешёл к национально-романтическим произведениям, близким символизму («Нёкк», 1882, Национальный музей, Стокгольм или «Gåslisa» (1890)).
Ernst Josephson (Swedish, 1851-1906) Gaslisa.
Художник перешел на более фантастический язык, вдохновляясь северными мифами. Он писал жанровые картины и пейзажи, отмеченные иногда мрачной мистикой, часто изображая одушевленных существ с печальными глазами. Тем не менее, летом 1888 года Йозефсон практически нищенствовал, у него не было денег на краски и холсты. Он решил совершить поездку по Бретани, чтобы заказами заработать себе на жизнь. Во время поездки он увлекся спиритизмом, возможно на этой почве у художника случилось психическое расстройство, которое носило религиозные галлюцинации, Эрнст начинал верить, что он Бог и Христос. Несколько месяцев спустя Йозефсон был госпитализирован в больницу города Упсала, где он провел несколько месяцев, и где ему поставили диагноз «деменция прекокс».
Справка:
Деменция прекокс (dementia praecox) - устаревший психиатрический термин, приблизительно соответствующий тому, что теперь называют шизофренией. Термин был введен отцом современной психиатрии Крепелиным и обозначал, что заболевание неизлечимое, прогрессирующее, ведет к слабоумию и начинается в подростковом возрасте.
Вся дальнейшая жизнь художника была омрачена болезнью, причиной которой назывались многие обстоятельства – и болезнь сифилисом в сравнительно молодом возрасте, и нервные переживания по поводу несчастливой любви, ранней потери родных, профессиональных неудач. В конце концов, он переехал в Стокгольм, где за ним ухаживали две дамы до самой смерти художника в 1906 году. Находясь на лечении в Стокгольме, Йозефсон продолжал заниматься творчеством. Душевное расстройство наложило отпечаток на работы этого периода. Многочисленные картины и рисунки, иногда экспрессивные и гротескно-фантастические, а иногда мягкие и лиричные, — отражают его раздвоенный внутренний мир и смятение.
Ernst Josephson (Swedish, 1851-1906) Без названия.
Ernst Josephson (Swedish, 1851-1906) Riccios mord (Убийство Риччио). 1890 г.
Ernst Josephson (Swedish, 1851-1906) Blaafarveverket.
Ernst Josephson (Swedish, 1851-1906) Woman Donning Black Gloves.
Ernst Josephson (Swedish, 1851-1906) Two Women at a Coffee Table.
Ernst Josephson (Swedish, 1851-1906) A Historical Scene, sairausajalta 1888-1906 гг.
Творчество Йозефсона предвосхитило и вдохновило модернистские течения в живописи XX века: немецкий экспрессионизм, французский модернизм (Пикассо и Матисс) и шведский примитивизм. Его картины хранятся в лучших музеях Скандинавии, большие коллекции работ хранятся в Музее искусств в Гетеборге и Национальном музее в Стокгольме.
Могила Эрнста Йозефсона на еврейском кладбище в северной части Солна в Стокгольме.
Йозефсон также написал два сборника стихов: «Чёрная роза» (1888, Svarta rosor) и «Жёлтая роза» (1896, Gula rosor).
Скульптура Эрнст Йоозефсона работы Карла Элдха в городском парке Стокгольма.
И еще несколько портретов работы Йозефсона.
Ernst Josephson (Swedish, 1851-1906) Portrait av godfrey renholm. 1880 г.
Ernst Josephson (Swedish, 1851-1906) Portrait of Carl Skånberg. 1880 г.
Ernst Josephson (Swedish, 1851-1906) Porträt der Jeanette Rubenson. 1883 г.
Ernst Josephson (Swedish, 1851-1906) Portrait of Pontus Fürstenberg.
Источники – переводы из зарубежных Википедий, сайтов
artnet.com,
eleven.co.il и
enotes.com.