Версальской армии составила 130 тысяч человек, возглавил армию Мак-Магон, который, как уже говорилось ранее, весьма чувствительно огребал от немцев, благодаря ранению избежал участия в позорной для французов битве при Седане, а теперь готовился вступить в бой с противником, всяко уступавшим в боеспособности колбасникам.
Противостояние было непримиримым: обе стороны активно использовали террор. Версальцы расстреливали пленных, коммунары обещали, что за каждого казненного убьют троих. Обе стороны издавали указы о суде и казни пленных, устройстве военных трибуналов, расстреле дезертиров, аресте видных деятелей. Коммунары выявляли шпионов и предателей.
Положение коммунаров и без того было аховым — с военной организацией у товарищей революционеров было весьма тяжело. 2 апреля 1871 года версальцы начали наступление. Коммунары попытались контратаковать и взять Версаль. Но контрудар был плохо организован, и восставших отбросили с большими потерями.
Постепенно в руки версальцев перешли ключевые парижские форты, в мае агенты Тьера взорвали патронный завод, затем 21 мая 1871 года версальцы без боя вошли в Париж и начались уличные бои, а после гибели 23 мая в бою единственного толкового военного деятеля коммуны Ярослава Домбровского падение Коммуны стало вопросом времени. Правительственные войска быстро продвигались, занимая один район за другим. 23 мая без битвы пал Монмартр.
Столкнувшись с противником, по части военной организации в разы уступающим немецкой армии, части Мак-Магона отвели душу на коммунарах: они стреляли по лазаретам, добивали раненых, издевались над захваченными в плен, прежде чем их прикончить, не знали снисхождения ни к старикам, ни к женщинам, ни к детям. Эти дни вошли в историю под названием «кровавой майской недели». "Неделя" завершилась 28 мая 1871 года. Париж был в руках версальцев, а последний оплот коммунаров пал день спустя — 29 мая.
Одним из последних опорных пунктов Коммуны было кладбище Пер-Лашез. Разбив ворота артиллерийскими снарядами, версальцы ворвались на кладбище. Бой продолжался среди могил и памятников. Последние бойцы-коммунары были расстреляны у стены кладбища.
В общей сложности жертвами версальского террора стали до 70 тыс. человек, множество людей бежало из страны.
Маркс, Энгельс и Ленин считали Коммуну прообразом пролетарского государства и высоко ценили ее героических деятелей.
«Париж рабочих с его Коммуной всегда будут чествовать, как славного предвестника нового общества. Его мученики навеки запечатлены в великом сердце рабочего класса», — говорил Маркс.
«Дело Коммуны—это дело социальной революции, дело полного политического и экономического освобождения трудящихся, это дело всесветного пролетариата. И в этом смысле оно бессмертно»,— писал Ленин.
Именно на баррикадах Коммуны родилась песня, которая была написана Эженом Потье и Пьером Дегейтером, не нуждается в представлении и является одним из лучших произведений такого рода в истории человечества. Хотя бы за эти строки:
"Никто на даст нам избавленья:
Ни бог, ни царь, и не герой.
Добьемся мы освобожденья
Своею собственной рукой."
https://t.me/klimzhukoff/5035