Да, оказывается есть и такой день.
23 июня в мире отмечают Международный день балалайки. Легендарный балалаечник народный артист России Михаил Рожков со своим инструментом прошел всю войну. А после нее прославил русскую балалайку во всем мире, покорив сердца Утесова и Руслановой, Рузвельта и Жана Маре и показав всему миру красоту русской души, символом которой всегда являлась балалайка.
...
Михаил Федотович Рожков (1918 г.р.). Народный артист России. Кавалер орденов ВОВ, «За заслуги перед Отечеством», участник штурмов Ржева и Кенигсберга.
________________________________
НАЧАЛО
Родился 30 августа 1918 года в селе Крюковка Лукояновского района Нижегородской губернии. Отец - Федот Федорович (1883 г. рожд.). Мать - Варвара Федоровна (1884 г.р.).
Рос в многодетной семье, был младшим из семи сыновей. Он был еще ребенком, когда отец взял старших сыновей и уехал с ними на строительство железной дороги Турксиб. Михаил с мамой и братом Борисом остались в Нижнем Новгороде.
Жили очень бедно. Варвара Федоровна зарабатывала стиркой. Чтобы помочь матери, Михаил брал зимой санки и возил пассажирам багаж с вокзала. В 1925 году Михаила приняли в пионеры и направили в Дом пионеров, где ребята проводили весь день и домой приходили только ночевать. Дом носил имя латышского революционера Ансона, сделавшего много хорошего для детей Нижнего Новгорода. В Доме пионеров хорошо кормили, неплохо здесь было поставлено военно-патриотическое воспитание. Там Михаил научился плавать, бегать, приобрел хорошую физическую закалку.
В Доме пионеров время пролетало незаметно. Дети занимались в различных кружках: изобразительного искусства, музыкальном, работали в столярном и печатном цехах. Здесь был даже самодеятельный оркестр народных инструментов. В этом оркестре Михаил научился играть почти на всех народных инструментах. Именно тогда он впервые взял в руки балалайку.
Когда Михаилу Рожкову исполнилось 16 лет и пришло время выбирать профессию, своему учителю и руководителю оркестра от твердо сказал, что хочет учиться на музыканта и дирижера.
В 1934 году Михаил отправился в Ленинград поступать в Музыкальное училище имени М.П. Мусоргского. На вступительных экзаменах решительно заявил, что играет на всех инструментах и его непременно следует принять. Ему дали домру - он сыграл, дали гитару - сыграл. С балалайкой у будущего всемирно известного маэстро случился конфуз, - во время 'демонстрации мастерства' оборвались струны. Однако настойчивый и очевидно талантливый юноша был принят на подготовительный курс инструкторского отдела училища.
В училище Михаил Рожков, по совету товарищей, начал с игры на четырехструнной домре. И все шло хорошо до той поры, пока не услышал, как в одном из классов играет на балалайке Павел Нечепоренко (в то время тоже студент училища, ныне - народный артист СССР, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных). Михаил был очарован звучанием инструмента в его руках, буквально заболел балалайкой, и на следующий день пошел к заведующему отделения А.А. Холодилину с просьбой перевести его в класс балалайки. До конца учебного года оставалось всего несколько месяцев, но Михаилу пошли на встречу, и он за эти месяцы освоил по классу балалайки программу года. Занимался Рожков, как и Нечепоренко, у В.И. Домбровского.
В училище Михаил Рожков проучился в пять лет (1934-1939), окончив его на отлично. На третий год учебы стал выступать в оркестре имени Андреева. Это был и заработок, и отличная практика. Но солистом не стал. Шел трудный процесс формирования музыканта. В.И. Домбровский посоветовал Рожкову уйти из оркестра, сказав, что у него великолепная перспектива и он будет самым знаменитым балалаечником России.
В 1939 году М.Ф. Рожков приехал в Москву на Всесоюзный конкурс исполнителей на народных инструментах, чтобы послушать его участников. В это же время в столице проходил конкурс в Краснознаменном ансамбле. Рожкова пригласили показаться, и в результате по приказу наркома обороны К.Е. Ворошилова он был определен в Центральный Дом Красной армии в балалаечный красноармейский оркестр, где проработал 7 лет, сначала солистом-балалаечником, потом - дирижером оркестра.
Название оркестра не раз менялось. Во время войны он именовался Ансамблем балалаечников Калининского фронта, затем - I-го Прибалтийского фронта, затем - Земландской группы войск в Восточной Пруссии, наконец, - Ансамблем Прибалтийского военного округа.
___________________________
ВОЙНА
- Михаил Федотович, как для вас началась война?
- Для меня война стала продолжением армии. Я уже отслужил свои два года в Ансамбле ЦДКА, куда меня определили по личному приказу Клима Ворошилова солистом балалаечного оркестра. В тот день - 22 июня 1941 года - мы как раз вернулись в Ленинград из последней поездки. Сходить в баню и - домой, к маме, в Нижний! И тут в два часа дня Молотов по радио объявляет: «Враг вероломно напал на нашу страну». Меня вызвали к начальству, увольнительную забрали. Дали пять рублей, и я поехал в Москву. А там только три часа передышки,
в которые я успел повидать брата - он служил в Кузьминках в газовых войсках. Мы поздоровались, поцеловались и попрощались. И я ушел в военный оркестр, с которым уехал на Калининский фронт. Помню, как по прибытии нас напутствовал будущий маршал Конев. Достал папироску свою, постучал и говорит: «Вот что я вам скажу, ребятки. Сейчас война, грустные песни уберите, дайте веселые. Заставьте солдата улыбнуться перед боем. Вот ваша боевая задача».
__________________
«После окончания Ленинградского музыкального училища я встал в строй защитников Отечества. Меня призвали в 1939 году на срочную службу. В призывном пункте спросили, в каких войсках я хочу служить? Только я начал говорить, что хочу в воздушный флот и быть, как мой земляк Чкалов, как здесь достали пакет за подписью наркома обороны Ворошилова с приказом: Михаила Федотовича Рожкова, окончившего музыкальное училище, направить в Центральный дом Красной армии. Так я приехал в Москву и попал служить в балалаечный оркестр, с которым в течение двух лет объехал всю страну.
Заканчивалась срочная служба. Последний концерт мы отыграли в Бресте, в Брестской крепости, и возвращались в Москву. А над нами летели немецкие самолеты, нас они не трогали, они летели бомбить Минск. В Москве мы узнали, что началась война. Нам дали увольнительные всего на три часа: час – к родителям, час – у родителей и час – обратно. Я побывал у брата Бориса, который в это время служил в Москве.
Нас отправили на Калининский фронт к командующему фронтом И.С. Коневу. Мы были красиво одеты, ведь ансамбль в Кремле выступал. Конев посмотрел на нас и сказал: «Ребята, одежку свою снимите и наденьте настоящую поношенную солдатскую робу, никаких парадных мундиров, а то вас немецкие снайперы, как цыплят, перестреляют». Это было в начале войны. Шли бои под Ржевом.
В составе военного ансамбля было 50-60 участников: оркестр, солисты, хор. Такой военный ансамбль на каждом фронте был. Выступали или в лесу, или в медицинской палатке. По войскам ездили на открытой полуторке, чтобы легче было прыгать на ходу. Если нас вдруг обнаруживала фашистская авиация, накрывал мессер – вжи! – все сразу врассыпную: в кусты, в ямы, в лужи, куда придется. Ансамбль участвовал в трех штурмах: первый – штурм Ржева, второй – Духовщины. Духовщина – это был ключ к Смоленску. Третий – штурм Кенигсберга. Вот так! Под Ржевом в деревне Кокашино ансамбль должен был выступать. Но началась бомбежка, кружили мессершмитты, свистели пули. Пришлось отложить в сторону свои инструменты и выносить с поля боя раненых. После боя концерт все же состоялся».
____________________
- Получается, балалайка - это было ваше боевое оружие?
- Бывало, что и похлеще оружия балалайка работала. Она ведь укрепляла боевой дух! Мы приказ Конева выполняли старательно. Играли и «Концертные вариации» П. Куликова, и «Уральскую плясовую» с оркестром, а могли пошалить и дать песенку «Жил-был у бабушки серенький козлик». Я объявлял так: «Русская народная трагическая мелодия «Жил-был у бабушки серенький козлик». Мы изображали, как бабушка потеряла козлика. Бойцы смеялись! Потом говорили: «После вашего концерта мы фрицам такой концерт зададим, что они нам пятками аплодировать будут!» Бойцы нас очень ждали, поэтому выступали мы с утра до ночи. В любых условиях. Представьте, медсанбат. Трупный запах такой, что теряешь сознание. Я отыграл, вышел на улицу отдышаться, а бойцы, слышу, кричат: «Играй еще!» Или зимой под открытым небом на кузове грузовика играем. Пальцы коченеют, промерзают до костей от мороза, струны лопаются. На фронте они были жильные - из толстых жил, кетгута, которым и перевязывали, и раны зашивали. А часто приходилось откладывать инструменты и выносить раненых с поля боя.
_______________________

Как военный оркестр коллектив нередко выступал прямо на передовой, перед началом атаки. Что такое блиндаж, окоп, пули, разрывы бомб и снарядов, Рожкову и его коллегам-музыкантам пришлось испытать на собственной шкуре. После штурма Ржева получил свою первую боевую медаль. Война для оркестра закончилась в Кенигсберге. Руководители ансамбля были демобилизованы в 1945 году. По приказу Маршала Баграмяна Михаил Рожков принял командование оркестром. В 1946 году приехал в Москву.
________________________
ПОСЛЕ ВОЙНЫ
- Вы прошли Ржев, после которого получили медаль «За боевые заслуги». Дошли до Кенигсберга. Наверное, родились в рубашке...
- Смерть всегда ходила рядом. Но миновала много раз. Судьба будто берегла меня. И в детстве, когда я, младший из восьми сыновей, пережил с семьей и бедность, и голод. И позже, когда четверо моих братьев были репрессированы, а отцу - бывшему уряднику - пришлось скрываться от новой власти, чтобы избежать расстрела. «Топор судьбы» так и свистел рядом, но меня не тронул. Позже я случайно узнал, что было, оказывается, такое распоряжение: «Младшего Рожкова не трогать - талантливый». Однако моего послевоенного партнера по сцене Геннадия Быкова это не спасло. Он тоже был фронтовик, тоже балалаечник, и мы после войны просто нашли друг друга. Репетировали как одержимые - в подвалах, на чердаках. Придумывали невероятные номера! Потом вместе устроились в Москонцерт. Все восхищались нашим дуэтом, Министерство культуры с первого раза нам присвоило высшую категорию. Сам легендарный Михаил Фабианович Гнесин назвал нас «русским чудом». И все равно это не помешало арестовать Гену. Подвела его любовь к анекдотам - многих она в те годы подводила...
- Правда, что вашей игрой восхищался сам Утесов? Расскажите о знакомстве с ним и Лидией Руслановой.
- После войны мы с Геннадием Быковым работали в Москонцерте. Зарплата была небольшая: жил где попало, бывало, и в подвалах, на съем комнаты не хватало. И вот приезжаем на один концерт, а там Утесов с Руслановой. Он послушал нас и говорит ей: «Лидка, смотри, какие чудо-балалаечники! Так! Сейчас поедем вместе». Мы опешили. А она нам уже объясняет, куда идти. Внизу, мол, ЗИЛ стоит, там ее дочка сидит, туда и садитесь. Как в бреду, мы сели и поехали на Крымскую площадь, где стоял кавалерийский корпус генерала Крюкова. Приехали, обедаем, Русланова начинает концерт. Я был потрясен. Отношения у них, знаменитых артистов, с солдатами были такие, как будто это не казарма, а семья! И мы в этой семье стали родными. Жизнь началась очень интересная. И только денег не хватало. Вот как-то на Неглинке случайно встречаем опять Утесова. Он: «Здорово, ребятишки! Как жизнь?» Ну я и посетовал: мол, зарплата маленькая. «Та-а-ак... - он говорит. - А ну пишите телефон». Через час я по этому телефону позвонил. «Кто дал номер? Утесов? Записывайте, у вас сегодня два концерта: один в КГБ, другой в МВД. За каждый даю 300 рублей». Вот это деньги! А я обомлел. КГБ! А у меня четыре брата родных сидят! Ну ничего... Вскоре даже снял я комнату себе хорошую на Кировской улице и смог съездить в Евпаторию отдохнуть.
- А потом на вас обрушилась просто оглушительная слава...
- Да, скромничать не буду. Без меня не обходился ни один концерт. Колонный зал Дома Союзов я поднимал весь на ноги! Сын Рузвельта от нашего «Серого козлика» с женой до колик смеялся. А французский актер Жан Маре после посещения Москвы сказал, что самые его сильные впечатления тут - театр Образцова и концерт Рожкова.
...
__________________
В тот период Михаил Рожков остро почувствовал, что ему еще не хватает мастерства, знаний, музыкального кругозора. В 1948 году он принял решение поступать на только что созданный факультет народных инструментов в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных. Рожкову очень повезло. Он занимался в классе у Александра Сергеевича Илюхина, который никогда не подавлял творческую свободу студента. А.С. Илюхин воспитал в Рожкове понимание того, что талантливый, а тем более уникальный музыкант, такой как Рожков, обязан выступать с программами сложными, иметь в запасе огромный репертуар.
Одновременно с учебой продолжалась интенсивная концертная деятельность. В свои программы М.Ф. Рожков включал русские народные песни, классику, произведения современных композиторов, обработки популярных советских песен, - все это позволяло ему с максимальной полнотой показать возможности балалайки. При этом, каждое выступление непременно сопровождалось тогда, как впрочем сопровождается и теперь, интересным и увлекательным рассказом об истории инструмента. Однажды Рожкова услышал Л.О. Утесов, был в восторге, назвал его 'гением балалайки'. Утесов был первым, кто поддержал музыканта после войны в Москонцерте. Благодаря ему Рожков попал в эстрадную элиту страны, в лучшие концерты на лучших площадках.
Продолжался творческий поиск, Михаил пробовал соединить балалайку в дуэте с различными инструментами и пришел к выводу, что идеальное сочетание - балалайка и гитара. Большую роль в жизни Рожкова в этот период сыграла встреча с замечательным гитаристом Георгием Ивановичем Меняевым. В 1958 году они создали, по существу, первый профессиональный дуэт балалайки и гитары и 15 лет проработали вместе, выступали по всему Союзу, были во многих зарубежных странах - почти во всех странах Европы, в Африке, дважды в Японии, в Америке...
После смерти Г.И. Меняева в течение 6 лет Михаил Рожков гастролировал с пианисткой Светланой Сорокиной. Потом полтора десятка лет снова выступал с гитаристом - Юрием Черновым.
...
______________________________________
Источники
http://balalaika.org.ru/peoples-rozhkov.htm
http://mirnov.ru/rubriki-novostey/kultura/mihail-r...-dushi-russkogo-cheloveka.html
http://gazetaigraem.ru/a9201204
КНИГА Михаила Рожкова "Балалайка - жизнь моя. "