японские шашки специально для Deidara-kun |
Однажды знаменитый фехтовальщик Миямото Мусаси, путешествуя по дорогам Японии, повстречал самурая, в котором издали признал крупного мастера боевых искусств. Когда самураи поравнялись, Мусаси решил, что перед ним знаменитый мастер меча Ягю Дзюбэй. Путники молча обменялись взглядами и разошлись. Пройдя несколько шагов, оба одновременно оглянулись. "Простите, уважаемый, не Вы ли будете Миямото Мусаси?" — "Да, а Вы, конечно, Ягю Дзюбэй?" Мастера узнали друг друга — традиция требовала поединка. Они обменялись краткими приветствиями и направились в придорожную корчму. Там они заказали по чашке чая, попросили принести им го и сели играть. Стиль игры был у каждого свой, но решающего перевеса не смог добиться ни один из партнеров. Молча они признали ничью, встали, раскланялись и разошлись, даже не обнажив мечей.
Го, одна из древнейших игр, известных человечеству (её история насчитывает пять тысяч лет), в сознании европейца неразрывно связана с Японией. Однако историки до сих пор спорят, какая из стран является родиной го. К самым экстравагантным можно, пожалуй, отнести версию, согласно которой отцами го являются жрецы Древнего Египта. Но с большей вероятностью можно предположить, что го были изобретены в Индии или Китае (по-китайски эта игра называется "вейци").
В Китае рассказывали, как однажды возвращавшийся с гор молодой дровосек увидел двух старцев, игравших в вейци. Дровосек немного разбирался в игре. Он взглянул на доску, и положение показалось ему настолько интересным, что он позабыл обо всем на свете и стал наблюдать за игрой. Когда партия кончилась, старцы, а это были небожители, исчезли. Дровосек пришел в себя и обнаружил, что игра продолжалась так долго, что волосы у него поседели, а рукоять топора сгнила. Отсюда, кстати, происходит еще одно название игры — "ран-ка" — гниение топора.
Однако это только легенда, а достоверно известно, что еще в III веке до н.э. император Шунь использовал вейци для развития умственных способностей своего сына и наследника. Великий Конфуций утверждал, что игра совершенствует личность человека, а знаменитый поэт Ма Юн посвятил этому развлечению одну из своих лучших поэм.
Одним из самых известных игроков за все время существования игры тоже был китаец — некто Ки Сэн. Вероятно, это прозвище, поскольку Ки Сэн означает "святой игрок", а настоящего имени мастера история не сохранила. Предания гласят, что Ки Сэн умел играть вслепую. Если учесть, что в партии го ходов делается в среднем в три раза больше, чем в шахматах, а количество пунктов для игры на доске — 361, то усилия Ки Сэна сравнимы с усилиями шахматиста, играющего вслепую сразу восемнадцать партий!
В третьем или четвертом веке нашей эры игра проникла через Корею в Японию. Здесь она и получила название го. Первоначально в го играли только монахи-буддисты. Но и среди них любителей игры находилось немного, поскольку указом императорского двора го преследовались наравне с вином и прочими предметами разврата. Видимо, японскому императору была известна китайская легенда о том, какую власть над человеческой душой может получить эта игра. И только в 701 году императорским эдиктом игра была признана неазартной и приравнена к игре на музыкальных инструментах. Подпольное занятие монахов было легализовано.
Постепенно игра завоевывала популярность у всё более и более широких слоев населения. Поклонники го появились среди купцов, ремесленников и даже крестьян. Дольше всех сопротивлялось повальному увлечению го суровое сословие самураев.
К середине XIV века запрет на игру в го в среде самураев уже редкость. Среди них появились уже появились подлинные ценители и мастера игры. Один из них, выдающийся администратор, полководец и поэт Сиба Есимаса поучал: "Не знать, как играть в такие игры для веселого времяпрепровождения, как го, сеги или сугороку постыдно".
В 1603 году сёгун Иэясу учредил Академию го. Первому её главе, Хонинбо Санся, было пожаловано имение площадью примерно тринадцать гектаров, что для малоземельной Японии было очень много.
Вскоре и другим сильным игрокам стали давать денежные награды, звания и чины. Менее знаменитые мастера тоже не пропадали с голоду: хороший учитель го всегда находил чашку риса и кров над головой. Те, кто не хотел жить при дворах феодалов, бродили по городам и деревням, как в Европе это делали менестрели и барды.
Капиталистическая революция Мэйдзи 1868 года причислила го к анахронизмам и нелепостям сметенного порядка. Однако она же завершила период изоляции страны, и европейцы получили возможность ближе познакомиться с традиционной японской культурой, в том числе с го. Практически исчезнув из японской жизни, игра вышла на мировые просторы.
Первые поклонники го в Европе появились в начале XX века. Игрой заинтересовался чемпион мира по шахматам Эмануэль Ласкер, он стал даже устраивать еженедельные вечера игры в го с участием братьев — тоже сильных шахматистов. Через некоторое время он почувствовал себя достойным встречи с японскими мастерами игры и стал готовиться к поездке в Японию. Однако приблизительно в то же время в Берлине, где проживали Ласкеры, открылся японский клуб го. Братья отправились туда. Им предложили одного игрока, предупредив, правда, что высоким классом игры он не отличается. Тот охотно согласился сыграть против всех троих, причем разрешил противникам консультироваться друг с другом и, более того, обещал дать вперед девять камней форы, что примерно равноценно ферзю в шахматах. После продолжительных уговоров задетый за живое Ласкер согласился на фору. Братья старательно обдумывали каждый ход — японец отвечал молниеносно. И несмотря на огромную фору, наголову разбил своих противников.
Ласкер был вынужден признать, что многие тонкости игры, видимо, от него ускользнули, и от совершенства он пока далек. Впрочем, интереса к го он не утратил и впоследствии написал учебник для начинающих игроков.
Сегодня го заняло в мире настольных интеллектуальных игр подобающее ей место. Наиболее популярно она всё-таки в Японии, где насчитывается около 10 миллионов любителей го (а задачи по этой игре публикуются в центральных газетах, наподобие "Шахматных уголков" в советское время), а всего в мире более 23 миллионов игроков в го.
Тут можете ознакомится с основными правилами и узнать что нужно для игры:
http://sibgo.narod.ru/tindexR.html
Тут на английском, но превосходно пошагово предоставляется возможность понять суть и смысл игры.
http://playgo.to/interactive/
И еще немного истории:
В Японии она называется Го, в Корее - Бадук, в Китае - Вейчи (буквально - облавные шашки). По разным оценкам ее возраст - от двух до четырех тысяч лет.
Несколько последних столетий японские профессиональные игроки были сильнейшими в мире, но в 20-м веке их догнали профессионалы из Китая и Кореи.
Люди многих поколений развлекались этой игрой и при этом учились ловить удачу и исправлять ошибки, строить планы и оценивать риск, искать золотую середину и жертвовать хорошим ради лучшего, воевать и торговать. Го тренирует память и внимание, интуицию и логику.
Сегодня, как и всегда, Го - современная игра. Можно гордиться человеческим разумом, который научил машину обыгрывать человека в шахматы. Но еще более удивительно, что существует логическая игра, в которой человеческий ум намного сильнее искусственного интеллекта.
У каждого игрока в Го - свой индивидуальный стиль игры, который постепенно развивается вместе с личностью. Играя и тренируясь, Вы сможете пробуждать и укреплять свои способности, решать внутренние проблемы и переживать богатейшую гамму эмоций. Го всегда будет с Вами, пока Вы этого хотите - в детстве и в старости, в бедности и в богатстве. Никогда не станет одиноким человек, способный через увлекательную игру общаться с современными и древними игроками.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |