Большое спасибо за разъяснение смысла семи складок хакамы. Никогда бы не подумал.
Я занимаюсь кэндзюцу (Синкагэ рю), и у нас почти все (кроме новичков) носят хакаму с семью складками.
20 сентября - день первый. Причина конфликтов, войн, споров. Вклад студентов, практикующих айкидо в Ставрополе, в сохранение мира. Принципы айкидо в повседневной жизни вне тренировочного зала (додзё). Основа основ - статические упражнения. Притча о двух клинках. Притча о двух музыкантах. Разогревающие упражнения. Статическая практика формы: коррекция. Обратная связь, ответы на вопросы.
22 сентября - день второй. Примеры сознания начинающего и сознания адепта айкидо. Связь между внешним действием и внутренним состоянием. Идеограммы иероглифа "чжуань". Притча о движущемся уме. Статическая практика формы: коррекция. Основные принципы айкидо и их демонстрация в парном взаимодействии. Динамическая практика техник айкидо начального уровня: иккё, ириминаге, сумиотоси, кайтеннаге, сихонаге. Запись видео-сюжета и интервью для телепрограммы "Овер Тайм".
24 сентября - день третий. Разогревающие подводящие упражнения. Статическая практика. Отработка прикладных практик айкидо в парной работе: иккё, сихонане, ириминаге, сокумен ирими, удекименаге, котегаеси.
1. Общие условия проведения семинара – место проведения подобрано великолепно, зал хороший, красивый, чистый, много воздуха, удобные раздевалки и т.д. Для меня несколько непривычным была жёсткость татами, но это связано с моей общей неопытностью в боевых искусствах. В целом, покрытие хорошее и амортизирующее при падениях (если научиться это правильно делать).
2. Общая атмосфера и культура проведения семинара – на высоком уровне. Отношение, как к признанным мастерам, так и к таким новичкам, как я – было уважительным, дружеским, тёплым. Не было проявлено ненужных физических и моральных движений – суеты, подобострастия, заискивания, неискренности, высокомерия. Отношение, повторюсь, было уважительным и дружеским, понравилась практика общих фотографирований в конце занятий, а также то, что вы подбадривали учеников, пытались кое-что подсказывать во время исполнения техник, в том числе во время аттестации.
3. Понравилось заниматься в одном зале с сильными, признанными мастерами со всего края и из Кабардино-Балкарии, Астраханской области. Это придаёт уверенность в своих силах, усиливает самоуважение и самооценку (понятно, что очень важно в этом отношении не перестараться и не переоценить свои силы).
4. То, что семинар был разбит на неделю, на две серии выходных дней – хорошо, позволяет сконцентрироваться, собраться, большему научиться, физически и организационно подтянуться, позволяет физически почувствовать и ощутить «переход количества в качество». Несколько занятий в один день – хорошо, физически даже несколько тяжело было (что неплохо).
5. Занятия с мастерами каратэ: очень полезно, ударная техника подана хорошо, доступно, техника очень серьёзная, сильная, очень полезно общаться и учиться у представителей других видов боевых искусств. А. Нестеренко преподавал ударную технику доступно, от простого - к сложному, на простых, понятных примерах. Хорошее впечатление произвёл черный пояс по каратэ Вячеслав Пахомов. Не понравилось, что отдельные занимавшиеся товарищи, в частности, мой партнёр, отрабатывали ударную технику в плечо недостаточно, на мой взгляд, уделяя внимания смыслу этих действий и их правильному исполнению.
6. Нестеренко произвёл очень яркое, сильное, глубокое впечатление. Подача материала у него доступная, понятная, ударная техника очень эффективная, как и парирование ударов, уход от них, освобождение от захватов. Человек очень сильный духом и физически, смелый, яркий, целеустремлённый, верящий в себя, в свою мечту, не изменяющий ей и себе явился для меня ярким подтверждением и примером известной истины, о которой вы недавно говорили, что в России мастера боевых искусств занимаются с гораздо большей страстью и самоотдачей, иногда даже с самопожертвованием, нежели за границей (вы приводили пример с чёрным поясом «гражданином свободной страны Голландия»). В то же время, Нестеренко человек достаточно простой, доступный, весёлый.
Не понравились лично мне такие моменты:
Нестеренко, рассказывая о процедуре получения 5-го дана в Японии, рассказывал о системе испытаний. На мой взгляд, она очень тяжёлая и он заслуживает глубокого уважения за то, что решился на неё и преодолел эту систему, и себя тоже. Мне эта система испытаний напомнила систему испытаний при приёме в «краповые береты». Подразделение «Вымпел» ГРУ сначала бег (15-20?) км по пересечённой местности с полной боевой выкладкой, затем полоса препятствий, подтягивания до пояса 25 раз и бой с одним из «краповых беретов», цель которого – либо «выключить» испытуемого, либо добиться от него отказа от продолжения испытания. На мой взгляд, плюс этой системы испытаний заключается в том, что кандидаты в российский спецназ бегут подразделением, считая время прибытия по последнему прибежавшему, при чём более выносливые члены подразделения помогают более слабым и т.д. Понятно, что разница во входящих условиях, в правилах, которые устанавливают другие люди и т.п., но система нашего спецподразделения, на мой взгляд, более соответствует целям и духу боевого искусства, не позволяя оставлять тех, кто «приползал к вечеру», как сказал Нестеренко, воспитывая командный дух, чувство боевого товарищества (сам погибай, а товарища выручай) и «чувство локтя».
В ходе беседы, ответов на вопросы Нестеренко не отвечал на некоторые задаваемые ему вопросы (напр., о том, «что для него боевое искусство сейчас?», а на некоторые отвечал, с учётом обстановки, на мой взгляд, излишне грубо - как на вопрос Сергея Никитина о правильном, на взгляд Нестеренко, дыхании).
Вопрос о стоянии со столбом – неоднозначный. Видимо, он формирует силу больше духовную, постоянство, силу воли и т.п., а это очень важно.
Каратэ явным образом калечит здоровье (понятно, что у таких людей, как он – психология воина, но факт остаётся фактом). Большое уважение и симпатию у меня вызвало то, каким образом он приобрёл ещё одного брата – в ответ на полученный сокрушительный удар, «лишивший» его челюсти – он приобрёл брата в Южной Африке (это чем-то напомнило мне рождение Афины Паллады из головы Зевса или создание Евы из ребра Адама).
Интересно было видеть, какое огромное уважение А. Нестеренко вызывает у мастера 4-го дана по каратэ Михаила Казиева, и это напомнило мне мысли А. Пушкина о важности и необходимости «сообразности и соразмерности» («Истинный вкус состоит не в безотчётном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности»).
7. Занятия по айкидо под руководством 4-го дана Андрея Чуева (интересно, он не родственник известного советского поэта Феликса Чуева, автора книги «140 бесед с Молотовым»?).
Методика преподавания наводит на мысль, что он либо занимался преподаванием в школе или институте, либо просто имеет большой и успешный опыт в своём деле ещё и с точки зрения педагогики.
Преподавание у него было построено по принципу от простого к сложному с интенсивными точками обучения – на преодолении, разъяснении ошибок и дальнейшем развитии выводов, вытекающих из преодоления этих ошибок.
А. Чуев произвёл впечатление очень культурного, образованного, знающего человека, большого мастера своего дела, внимательно относящегося к ученикам и процессу обучения.
Полезно его обучение работе с центром, работе всей имеющейся массой тела, «быть могучим дубом» (как я понял, не только физически), искать при сопротивлении места, куда возможно вывести из равновесия партнёра или противника. Регламентация проведения занятий и аттестации, по-моему, нужна и была правильной, в том числе и с целью обеспечения порядка и безопасности (можно спорить об отдельных моментах конкретной регламентации, но она нужна), но, в то же время, она не позволяла всем в одинаковой степени проводить приёмы: будучи постоянно активной стороной (наги), некоторые испытуемые очередь самим проводить приёмы просто не всегда получали. Чуев произвёл хорошее впечатление также своим спокойствием, степенностью, неторопливостью, солидностью.
К недостаткам, в моём понимании, в преподавании А. Чуева, относится недостаточная концентрация на работе путём использования, излучения ки, энергии, а также несоблюдение осанки (горизонтальные плечи, вертикальный позвоночник).
Одной из пар, за которой я наблюдал при проведении аттестации, был наш Василий Суровцев и представитель из Астрахани. На мой взгляд, замечания, вынесенные Василию со стороны А. Чуева – ошибка. Согласен с вами, что понятие боевого духа, как и любое другое – субъективно, тем не менее существует критерий истины – практика, определяющая, чья субъективность в каждом данном конкретном случае ближе к истине.
В отношении определения боевого духа в понимании А.Чуева я вспомнил случай «определения боевого духа», который приводится в Кодексе Бусидо. Там описывается процедура, похожая на то, что происходило на семинаре – на аттестацию. Приезжий чиновник должен был определить по неким, известным только ему критериям, кто из учеников самурайской школы обладает мужеством, а кто – нет. Собеседования с учениками происходили один на один. Один из учеников очень переживал, что его могут объявить не обладающим мужеством и готовился доказать его наличие. Когда пришла его очередь, он присел к чиновнику и сказал ему примерно следующее: «Если вы определите у меня отсутствие мужества, я вас сейчас же зарублю мечом». ?. Экзаменатор признал его мужественным.
Не понравился момент при проведении рандори Вячеславом Пахомовым, Николаем Ханиным и Виталием Айрапетяном – то, о чём вы говорили. На мой взгляд, Виталий Айрапетян переиграл и допустил, на мой взгляд, издевательство, что не соответствует духу боевых искусств и, в частности айкидо, не говоря уже о потере концентрации внимания в такие моменты и просто несерьёзности подобного поведения.
Также, я думаю, от конкретной ситуации зависит, надо ли демонстрировать наличие боевого духа, в то же время, по-моему, лучше демонстрировать его наличие, не выпячивая и, главное, не пытаясь показывать то, чего нет, потому что это блеф, а он очень опасен в таких важных вопросах.
Я стремился позаниматься с разными партнёрами, в том числе с мастерами. Больше всего понравилось работать с обладателем второго дана Виктором Шутенко, обладателями чёрных поясов Евгением Титовым, Алексеем Тулиевым, Виталием Айрапетяном, Вячеславом Пахомовым. Также понравилось работать с Галиной Тиран, её супругом Александром Тиран, Максимом Вдовченко, Анатолием Титовым (с ним вообще здорово работать, он держит крепко, но, по-моему, не злонамеренно, а для придания реальности происходящему, для создания «условий, приближенных к боевым», за что ему отдельное спасибо, к тому же у него, по-моему, открытый и достаточно весёлый характер), нашим Александром Черченко, а также с некоторыми ребятами из нашего додзё – Иваном Королевским, Татьяной Винник, Алексеем (?), Еленой Инютиной и др. Работал я также с такими мастерами, как Геннадий Шумский 2 дан, Юрий Чуб из Астрахани 4 дан.
Очень яркое и глубокое впечатление произвела аттестация Николая Ханина – она происходила непосредственно передо мной, примерно в 3 метрах от меня. По-моему, Николай был очень сконцентрирован и собран, аттестация была в целом похожа на реальные боевые условия, следствием чего (случайно удавшейся демонстрации), а также недостаточной готовности его уке и был неудачный инцидент между ними в самом начале аттестации – встречный атеми. Несмотря на это, Виктор в дальнейшем собрался и аттестацию они провели блестяще, на мой взгляд, и весьма реалистично, повторюсь, очень близко и похоже на настоящий бой. Надо отдать должное, подобному яркому проведению и успеху аттестации способствовало также то, что его противниками в ней были такие сильные и культурные мастера, как Виктор Шутенко 2 дан и Алексей Тулиев 1 дан.
Вообще, заметны различные стилистические особенности у людей, занимающихся айкидо в разных додзё. Особенно заметно мне было культурное влияние, некая стилистическая, поведенческая общность у людей, занимающих в Ставрополе (это было видно также и у Алексея Тулиева из Невинномысска и у некоторых других). Я думаю, это явно положительный результат, в том числе и бесед, проводимых вами, а также вашего личного примера.
Хочу ещё раз отметить большое воспитательное значение как подобного рода семинаров вообще, так и особенно с привлечением мастеров других видов боевых искусств. Думаю, было бы очень полезно продолжение подобных семинаров с представителями каратэ (А.Нестеренко, А.Кожевникова, В.Пахомова и других), а также, возможно, в дальнейшем - с представителями тхэквондо, дзю-до, джиу-джицу, вольной борьбы (в частности, у меня есть знакомые, которые, возможно, могли бы оказать содействие и помощь в организации семинаров с представителями тхэквондо и вольной борьбы, если это будет интересно и необходимо (понимаю, что в последнем случае различия в принципах очень существенные).
Ещё раз благодарю вас за великолепно проведённый семинар и желаю вам успеха в дальнейшей работе.
P.s. Вообще, на самом деле семинар получился здорово, во многом даже празднично – люди участвовали семьями (кроме нас с Аней, было ещё как минимум 2 семейные пары, дедушка был с внуком), в перерывах дети бегали, играли… .
ОТВЕТ: Анализ основан на жизнеописаниях Иисуса и Мухаммада.
- Божественное достоинство новорожденного Иисуса засвидетельствовали волхвы, пастухи, благочестивые мужчина и женщина, а также астрономическое явление - Вифлеемская звезда.
- В момент рождения Мухаммада никаких выдающихся астрономических явлений не было; и никто из посторонних людей не интересовался им. Когда Мухаммад повзрослел два монаха предрекли ему великую будущность; один - увидев тень от облака, падавшую на него; другой - увидев его под определенным деревом.
- Иоанн Предтеча предупредил богоизбранный народ о приходе Спасителя и приближении Царства Божия и призвал к покаянию.
- За месяц до ниспослания Корана раздался голос из желудка жертвы, приносимой языческому идолу, об успешном деле - приходе человека, который будет громко говорить, что Бог - един.
- Иисус начал свое служение когда ему было около тридцати, и был узнан праведником - Иоанном Предтечей, который и засвидетельствовал, что Иисус - Сын Бога; засвидетельствовал прилюдно и ясным днем.
- Мухаммад, получив в сорок лет первую весть от Джебраила, впоследствии отрицал божественное достоинство Иисуса. Джебраил пришел к Мухаммаду ночью, и стал душить, заставляя его - неграмотного, читать. Никто из людей, кроме Мухаммада, не был свидетелем этому.
- Иисус в первый раз явил свою силу, превратив воду в вино, находясь на брачном пиру. Чудо было совершено по настоянию матери. Иисус сделал это, хотя говорил, что еще не пришел час Его.
- Мухаммад запретил своим последователям, пившим в доисламские времена вино, употреблять этот напиток, ссылаясь на ниспосланный ему веление Бога. Определить, кто приносит ему вести, Мухаммаду помогла жена. Мухаммад по настоянию жены последовательно садился на её левое бедро, на правое бедро, на лоно, говоря при этом видит он Джебраила или нет. Когда Мухаммад сел на лоно, Джебраил исчез, на основании этого эксперемента жена Мухаммада объявила, что Джебраил - ангел, а не дьявол.
- Иисус продолжил свое служение, проповедуя и исцеляя людей по всей стране. За ним сразу же последовало несколько взрослых мужчин.
- Мухаммад проповедовал несколько лет в кругу родных и из мужчин первым в него поверил десятилетний мальчик.
- Иисус, сталкиваясь с людским неприятием, никогда не использовал родственные связи.
- Мухаммад долгое время находился под защитой своей жены и дяди. Не в силах защитить своих последователей от нападок глав племени, он помог им бежать в Эфиопию.
- Иисус изгонял бесов.
- Мухаммад много рассказывал о джиннах и о том, как устроен ад.
- Иисус считанное количество раз славил Бога, воздавая Ему хвалу по какой-либо причине.
- Мухаммад славил Аллаха бесчисленное количество раз, безо всякой причины.
- Иисус, будучи отвергаемым народными старшинами, предпочитал народ иудейский всем остальным народам; люди из народа ходили за Ним толпами; при этом Он не требовал ни от кого клятв верности Ему.
- Мухаммад, будучи отвергнут главами родов и осмеян в своем народе, предлагал себя другим племенам и взял клятву с племени ансаров - клятву воевать на его стороне с любыми людьми.
- Иисус отвечал на все вопросы сразу же.
- Мухаммад ждал Джебраила с ответом на три вопроса пятнадцать дней.
- Иисус ни с кем из людей не советовался перед ответом на вопрос о прелюбодеянии.
- Мухаммад обсуждал его со знатоками Торы.
- Иисус словом Своим спас женщину, уличенную в прелюбодеянии, от побития камнями и ни одним словом не осудил ее.
- Мухаммад судил двух человек - прелюбодея и прелюбодейку, вынес им смертный приговор, и они были убиты.
- Иисус ни одного Своего слова не взял назад.
- Мухаммад отменил многие аяты, ниспосланные ему.
- Иисус не носил оружия, идя в Иерусалим на распятие, шел впереди Апостолов, одетый в хитон.
- Мухаммад, командуя сражением, располагался позади войска и одевал две кольчуги.
- Иисус преобразился перед тремя своими Апостолами: лицо Его сияло как солнце, одежды стали белее снега; при этом ученики видели рядом с Ним пророков - Моисея и Илию.
- Когда Мухаммад был доволен его напоминало луну - это мнение мусульман, видевших его. Мухаммад утверждал, что Аллах обязал всех пророков помогать ему; никто из людей, кроме него самого, не был свидетелем этому.
- Иисус ничем не болел, как ничем не болели бывшие с Ним Апостолы.
- Сподвижники, ушедшие с Мухаммадом из Мекки, заболели лихорадкой, и сам он перед смертью тоже был болен.
- Иисус ни с кем не заключал никаких договоров, ни с кого не взимал платы за чудеса, и не брал денег в долг.
- Мухаммад договаривался со многими и о многом, но не все договоренности соблюдал. Мухаммад пользовался у евреев кредитом и обложил разнообразными поборами принявших ислам.
- Иисус ни одной вещи не подарил своим Апостолам, и даже самые лютые враги не обвиняли первых Его учеников в грабеже. Никто из учеников не претендовал на место Иисуса.
- Мухаммад посылал своих сподвижников грабить караваны и делил добычу, оставляя себе пятую часть. Двое из последователей Мухаммада объявили себя пророками.
- Точное количество людей, исцеленных Иисусом - неизвестно; известно, что Он в своей жизни никого из людей не ударил, не поранил, не убил.
- Точное количество убитых Мухаммадом неизвестно; известно, что он никого не исцелил.
- Известно, что Иисус воскресил трех умерших, был казнен и воскрес Сам.
- Про Мухаммада известно, что он сражался в девяти походах и битвах, казнил людей бессчетно, и умер в результате болезни.
Ислам подвергал и всегда будет подвергать сомнению именно эти два Православных Христианских догмата — о Пресвятой Троице и о почитании Святых Угодников. Именно в них во всей полноте раскрывается идея Вселенской Любви и Гармонии, которой начисто лишен Ислам.
Ислам внутренне понимает, что деятельность Мохаммеда часто противоречит описанному пониманию Любви. Желая утвердить его особую пророческую миссию, Ислам вынужден отрицать в Религии Единого Бога именно те положения, которые основываются на Любви в ее Христианском понимании.
Таким образом Ислам окончательно и бесповоротно перестает быть религией Любящего Бога и безвозвратно уходит в "магометанство". Совершив отказ от Христа как от Бога, Ислам приходит к почитанию мертвящей буквы своего Писания и к почитанию человека Мохаммеда.
Всю свою философскую мысль Ислам сосредоточил не на Богопознании, а на земном мирском правоведении (не правоверии — речь именно о юриспруденции!). Среди религиозных систем мира Исламу нет равных в установлении системы юридических и гражданско-правовых норм. Результатом такого внимания к "земному благополучию" стало полное сращивание в мусульманской культуре Мирского и Духовного (естественно, за счет последнего). Богословов в Исламе фактически подменили собой улемы и кадии — знатоки Шариатского права и судьи.
Собственно богословы остановились на самом первоначальном этапе Богопознания. Они ограничили себя лишь обоснованием азов авраамических религий — утверждением Единобожия и выписыванием из Корана эпитетов Бога (т.н. "99 имен Аллаха"). Поскольку философские центры мира (Китай, Индия, Византия) были далеко, а местное язычество (зороастризм) до философского осмысления мира не доросло, заимствовать философский язык и методику познания сотворенного мира было не у кого. В результате мусульманское богословие стало отличаться заметной философской бедностью и неумением отвечать на основополагающие вопросы Жизни и Человеческого Существования.
Именно отсутствие доктрины Любви привело Ислам к той философской неподготовленности, с которой он встретил Европейско-Атлантическую цивилизацию — обезбоженную и теряющую основы духовности. Незнание идеалов любви (к слабым и сильным, подданным и властителям, бедным и богатым, друзьям и врагам, благодетелям и обидчикам) привело исламское богословие к неумению давать ответы на философские жизненные вопросы. Это выразилось в агрессии и нетерпимости, что присущи некоторой (весьма заметной) части Ислама.
Я укрепляюсь в мысли, что материалистические, прагматические, либеральные и глобалистско-большевистские "ценности" Запада не приживаются на территории Исламского Востока именно потому, что в своем понимании прагматических сторон жизни Ислам УЖЕ оказался настолько близок западному "рационализму", что "материалистическая" ниша на Востоке пребывает уже занятой доктринами самого Ислама.
В заключение необходимо напомнить, как рознятся христианские и мусульманские представления о Добре, Любви и Справедливости. Христианство и Ислам по-разному описывают реакцию Иисуса на заговор о распятии и Его диалог с учениками. ЧТО и КАК говорит Иисус (Иса) своим ученикам в Евангелии и в комментариях к Корану:
Евангелие от Матфея (Мф. 16, 21-23): "С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: ОТОЙДИ ОТ МЕНЯ, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое". И позже (Мф. 26, 27-28): "И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть КРОВЬ МОЯ НОВОГО ЗАВЕТА, ЗА МНОГИХ ИЗЛИВАЕМАЯ во оставление грехов".
Авторитетный комментарий к Священному Корану Ибн Кясира: "Когда Иисусу стало известно о намерении врагов его и о том, что вознесен он будет к Господу, он вышел к апостолам и сказал: "Кто из вас согласен принять мой облик и быть распятым ВМЕСТО МЕНЯ?"
Ислам, отрицая Любовь как свойство "внутрибожеского" и Богочеловеческого общения, вынужден ставить под сомнение и возможность почитания Святых.
Христианство понимает Церковь как единый организм, основанный на Любви, единую семью, сообщество верующих — здравствующих на земле и отошедших в мир иной — с Богом, единственным Главой Церкви. Именно на идее Любви строится идея совместной молитвы со Святыми, прошение к ним, Угодникам Божиим, заступиться за нас пред Отцом Небесным, славословие Святым, выражение им благодарности за заступничество.
Только при понимании Бога как Любящего Отца (а не холодного Законодателя) имеет смысл представление о загробной участи Святых как об активном состоянии душ усопших. Любящий Господь не оставит возлюбленных Им Святых в неведении о их дальнейшей судьбе. Любящий Господь не оставит земных Своих чад без возможности общения со Святыми, "Сосудами Добродетели", дабы они делились со здравствующими своим духовным опытом и, опять-таки, своей Любовью.
Ислам лишен такого понимания "семейственности" отношений человека с Богом. Ислам понимает загробное состояние душ до Страшного Суда как состояние сна, мертвенного покоя. Ислам не уверен в загробной участи даже своих праведников (включая Мохаммеда), к именам Пророков он неизменно добавляет ритуальную формулу "Да будет доволен ими Аллах".
Ищущая Бога душа уже знает, что сотворена она по Божию образу и подобию. Ищущая Бога душа ищет любви, поэтому она верит, что Сотворивший ее Бог и есть Любовь. Ищущая Бога душа уже знает, что нет большей любви, "чем если кто положит душу свою за други своя". Она ищет и находит только Того Бога, Который Сам принял муки ради ее спасения.
________________________________________
Каждый из "10-ти безответных вопросов" показывает, что Христианство имеет значительно большее представление о Жертвенной Любви, чем Ислам. Видимо, по этой причине мусульмане, имеющие богословскую подготовку, сосредоточились на критике догмата о Троице и на критике почитания Святых.
Ислам утверждает пропасть между людьми и Богом. По Исламу, любить Бога невозможно, так как любят лишь себе равного. Соответственно и Бог не испытывает чувства любви к созданиям, как к неравным Себе.
Однако христианский догмат о Пресвятой Троице рисует такие отношения внутри Самой Троицы (иногда говорят "Внутрибожественные отношения"), как Предвечный Совет, Отеческо-Сыновняя Преданность, Святая Духовность. Все это есть — Великая, Существующая прежде сотворения мира, Любовь. Именно Догмат о Троице помогает христианину понять тот факт, что способность Любить есть неотъемлемое качество Бога, свойственное Ему по Его Божественной Природе, по Его Сущности.
Соответственно, это Свое сущностное качество Бог переносит и на созданных Им людей. Создания становятся Его "возлюбленными чадами", для исцеления которых от болезни греха любящий Создатель принимает на Себя Крестные муки. В этом проявляется коренное разногласие Христианства с Исламом. Ислам может представить себе Разгневанного на грехи людей Бога. Но Бога, по-отечески Страдающего от людской неблагодарности, Ислам вообразить не в силах.
Ислам осознано ставит под сомнение догмат о Троице. Сомневаясь в нем, Ислам сомневается в Любви Бога, как в Его сущностном качестве. Отрицая этот догмат, Ислам фактически отрицает Любовь и изображает Бога как неспособного любить в силу Его сущностной ОГРАНИЧЕННОСТИ.
Таким образом, "ограниченный монотеизм" Ислама состоит в утверждении, что раз любить можно только себе равного, а Бог равных Себе не имеет, следовательно любовь есть качество не Бога, а человека. Это приводит к ограничению качеств Самого Бога, так как представляет Его невсемогущим и лишенным качества Предвечной Любви.
ПРОБЛЕМА ПЕРВАЯ. ЛИЧНОСТЬ МОХАММЕДА. Хотя автор просил собеседников воздержаться от обсуждения личности и биографии Мохаммеда, в разговоре не раз возникала необходимость высказаться по этому поводу. В глазах немусульман (христиан и иудеев) сама фигура Мохаммеда оказалась неотделима от принципов исламской этики и морали. Более того, собеседники-мусульмане, наиболее подготовленные в богословском плане, сами фактически отказались обсуждать "10 вопросов", прежде чем будут расставлены все точки над "i" относительно персоны Мохаммеда.
В глазах мусульман личность Мохаммеда является непогрешимым мерилом, в рамках которого только и можно обсуждать вопросы нравственности. Собеседники (независимо от вероисповедания) понимали, что в свете любого из "10 вопросов" проявляется подлинное отношение Ислама к самой идее Любви и Жертвенности. Поэтому, чтобы показать возможную неактуальность "10 безответных вопросов", мусульманские собеседники-богословы сосредоточили все силы исключительно на доказательствах "предсказанности" Мохаммеда Библией.
В ходе обсуждения выяснилось, что аргументация мусульман-богословов в этом вопросе строится на довольно случайных посылах. Аргументация напоминала некую "Четырехступенчатую конструкцию", каждая новая ступень которой отрицала собой все предыдущие. На первой ступени мусульманские богословы накладывали на Евангелие контекст Корана и были готовы интерпретировать по-своему каждое слово Библии. Когда разбор отдельного слова утыкался в контекст фразы и эпизода, начиналась вторая ступень. Оригинальной мусульманской трактовке подвергался весь эпизод, утверждалось, что неверно был сделан перевод, что ошибочно понимаются все слова (включая и то, с которого начался разбор). На третьей ступени подвергался критике уже весь перевод всего текста всей Библии. Фактически, эта ступень сводила на нет все утверждения двух первых ступеней. На четвертой же ступени делались под конец два взаимоисключающих вывода: а) вся Библия искажена и докопаться до подлинного смысла ее слов и выражений невозможно, б) пророчества о грядущем Мохаммеде чудесным образом в Библии сохранились и как раз их-то смысл восстановить можно.
В итоге, в противоречие самим себе мусульманские богословы заявили, что личность Мохаммеда в предсказаниях Библии не нуждается вообще, после чего их богословские силы были перенацелены, но опять-таки не на обсуждение наболевших "10 безответных вопросов", а на критику христианского догмата о Троице и на критику почитания христианами Богоматери и Святых Угодников.
В чем принципиальность этих двух догматических моментов в свете "10 вопросов", будет показано позже.
Пока же заметим, что в глазах непредвзятого историка личность Мохаммеда выглядит достаточно значимой и внушительной. Мохаммед действовал решительно, прагматически, рассудочно, часто руководствовался силой обстоятельств, еще чаще сам формировал эти обстоятельства. В мирских делах он был практиком и прагматиком, реалистом и рационалистом, вопросы власти и благосостояния государства стояли для него на первом месте. В этом отношении он прочно входит в ряд исторических фигур: Александр Македонский, Цезарь, Чингис-хан, Тамерлан, Наполеон и др.
Однако с точки зрения христианина мирская прагматика и светская целесообразность не могут служить мерилом Праведности, Совести и Святости. Ислам слишком рационален, чтобы понять, чем отвращает христиан личность Мохаммеда. В православной истории были похожие на него фигуры — император Константин Копроним, Иоанн Грозный, Петр Первый, однако возводить их в Святые Пророки Христианство не может, несмотря на всю революционность их деятельности.
Ваби-саби, центральное понятие художественного мировоззрения Японии, не переводится ни на один язык. Японцы и не пытаются объяснять его иностранцам, считая нашу эстетику слишком грубой для описания столь неопределенных категорий.
Наверное, так оно и было, пока Запад, усомнившись в собственных критериях прекрасного, не развил в себе любовь к странному. Предпочтя кривые тропинки, сегодня мы уже готовы свернуть со столбовой дороги прогресса, чтобы очутиться в сумрачном лесу. Ослепнув от блестящего, оглохнув от громкого, мы стали больше доверять тому результату, который дает не сложение, а вычитание. Ваби-саби – конечный итог этой арифметики.
"Ваби" – особый способ жизни, находящий вкус в добровольной бедности, избирательной неприхотливости и гедоническом аскетизме.
"Саби" – особое свойство вещей, открывающих свою красоту в самоотречении, в безыскусной простоте, в деревенской неотесанности, в простонародной грубоватости, в несовершенстве, непритязательности и незаметности.
Соединившись в одно слово и одно понятие, ваби-саби стало центральным нервом и японского искусства, и всего мироощущения. "Ваби-саби, – пишет чуткий интерпретатор японского духа в России, востоковед Н.Николаева, – способствует самоуглублению, состоянию внутреннего одиночества как особой выключенности из повседневной реальности... Это – красота заброшенного, покрытого патиной времени, неяркая и не бросающаяся в глаза... Это – постоянное ощущение бытия как небытия".
Несмотря на расплывчатую уклончивость ваби-саби обладает той концептуальной твердостью, что способна противостоять напору западной эстетики, компрометируя главный из ее устоев – долговечность искусства. "Ars longa – vita brevis" – гордо говорим мы, но ваби-саби учит ценить лишь скоротечное. Восток стережет вещь на пределе ее существования. Например – почти разложившийся, готовый вернуться в землю осенний лист. Тая на глазах, он слабым намеком выдает свои исчезающие очертания. То, что нас пугает трупным запахом, на Востоке зовут ароматом тления. Мы, скажем, любим рождественскую елку в расцвете сил. Пышущая стеклянным румянцем, цветастая и блестящая, она нам кажется вызовом зиме. Но знатоку ваби-саби больше пришлись бы по душе выброшенные елки, валяющиеся на улицах города, приходящего в себя после праздника. Стоит взглянуть на них под другим углом, и мы увидим целый горизонтальный лес, уступивший кавалерийскому налету времени. Следы лихорадочного веселья – неуместный бант, нить серебряного дождика, осколок игрушки, – оттеняют угрюмую, но честную картину умирания. Предоставленная сама себе елка возвращается к естественному ходу вещей, заменяя чуждое ей пестрое убранство глухим оттенком увядшей зелени.
Ваби-саби вообще любит зеленый цвет. В нем много тех многозначительных нюансов, что напоминают об игре живого с мертвым: травянистая гамма весны, патина старой бронзы, мшистая затхлость гниения. Кажется, что по пути к черно-белой палитре небытия все вещи норовят стать зелеными. Не зря армия красит в защитный цвет все, до чего доберется.
Акцентируя смертность вещей, ваби-саби сближает их с нами. Деля с человеком судьбу и время, вещь заражается духом. Старость ее повышает пропорцию живого в неживом. Поэтому ваби-саби ценит то, чем мы брезгуем – вторичность, сношенность, затертость. Бывшее в употреблении всегда лучше нового.
Об этом в знаменитом эссе "Похвала тени", открывшем Западу глаза на тонкости японской эстетики, писал японский классик ХХ века Танидзаки:
"При виде предметов блестящих мы испытываем какое-то неспокойное состояние. Европейцы употребляют столовую утварь из серебра, стали либо никеля, начищают ее до ослепительного блеска, мы же такого блеска не выносим. Наоборот мы радуемся, когда этот блеск сходит с поверхности предметов, когда они приобретают налет давности, когда они темнеют от времени. Мы отдаем предпочтение тому, что имеет глубинную тень, а не поверхностную ясность. Это тоже блеск, но с налетом мути, которая неизбежно вызывает в представлении лоск времени. Это выражение звучит несколько сильно, правильнее было бы сказать – "засаленность руками". И то, и другое выражает понятие глянца, образовавшегося в течение долгого времени на предметах, которых касаются человеческие руки: от постоянного обращения одного и того же места в руках жировое вещество проникает, впитывается в материю предмета, в результате чего и получается именно "засаленность от рук". Нельзя отрицать того, что в "художественную изящность", радующую наш взор, одним элементом входит некоторая нечистоплотность и негигиеничность. Европейцы стремятся уничтожить всякий след засаленности, подвергая предметы жестокой чистке. Мы же, наоборот, стремимся бережно сохранить ее, возвести ее в некий эстетический принцип... Мы действительно любим вещи, носящие на себе следы человеческой плоти, масляной копоти, выветривания и дождевых отеков. Мы любим расцветку, блеск и глянец, вызывающие в нашем представлении следы подобных внешних влияний. Мы отдыхаем душой, живя в такого рода зданиях и среди таких предметов, – они успокаивающе действуют на наши нервы".
Ваби-саби годится на все случаи жизни. Это – сразу и эстетическая доктрина, и философская категория, и дизайнерский принцип, и инструкция к действию, и советы домашней хозяйке. Отрицая принятую у нас иерархию вещей, ваби-саби стремится всякое произведение искусства превратить в утварь, ибо она лучше смешивается с человеком.
Японцы любят заваривать чай в чайнике из необожженной глины. Его пористые стенки впитывают летучие эфирные масла, придающие чаю ту тонкость аромата, которую на Востоке ценят несравненно выше вкуса. С каждой заваркой запах становится богаче, а чайник дороже. Заплатив вместо пятидесяти долларов пять тысяч, можно приобрести сосуд с документированной родословной, включающей фотографии всех его владельцев на протяжении трех поколений. Накопленное с годами ваби-саби делает чайник членом семьи, занимающим промежуточное положение между женой и кошкой.
Чайнику легко себе завоевать расположение хозяев, потому что нагляднее всего принципы ваби-саби проявляют себя в чайной церемонии. Нам мешает ее понять незатейливость происходящего: забравшись в крохотный домик, люди пьют чай. Только ваби-саби делает это времяпровождение искусством. Ритуал последовательно вычеркивает все, что мешает его подчеркнутой бедности – в том числе и интеллектуальной. Старинные правила запрещают обсуждать за чаем "религию, богатство соседей и родственников, войну в стране, глупость и мудрость людей". Культивируя сдержанность, чайная церемония исключает все чрезмерное – даже чистоту. Легенда о великом Сэн-но-Риккю рассказывает, что, тщательно подметя ведущую к чайному домику садовую дорожку, первый мастер чая тряхнул ствол дерева и рассыпал по ней желтые листья. Он же завел обычай пить чай не из китайского фарфора, а из крестьянских плошек для риса – "раку". Вылепленные без гончарного круга, вручную, они получались грубыми и кривыми. Эти чашки воплощали квинтэссенцию ваби-саби, пока не попали в музеи. Став предметом роскоши, они утратили печальное очарование бедной простоты. Чтобы вернуть ее в обряд, нынешние мастера подают чай в бумажных стаканчиках.
Заведомая экзотичность мешает распознать дух ваби-саби даже тогда, когда он свойственен своей культуре в не меньшей степени, чем чужой.
Так, мне кажется, что в неназваном и неопознанном состоянии ваби-саби пронизывает русскую жизнь, наделяя обаянием самые симпатичные черты отечественного обихода. Это – и институт дачи с его жертвенной радостью неудобств, это – и ритуал "рыбалки" с его сложным этикетом упрощенного быта, это – и древняя церемония бани с ее набором правил, не уступающим в строгости японскому чаепитию.
Дух ваби-саби не принадлежит Востоку – в нем нет ни национальной, ни расовой, ни художественной исключительности. Японцы не открыли ваби-саби, они просто сумели заметить, выделить, осознать, оценить и назвать те исходные, первичные, фундаментальные свойства общечеловеческой культуры, без которой ее не было бы вовсе.
САБИ (японский: скрытая красота, патина времени) - в духовной жизни средневековой Японии эстетическая концепция, поэтизирующая гармоническое слияние изысканности и простоты. Возникла в 8 в., особое значение приобрела в проникнутом идеями дзэн-буддизма искусстве 15—17 вв. с его ассоциативностью, импровизационностью, системой намеков. Сущность саби сводится к обнаружению неяркой красоты подчас грубоватых и невзрачных, подернутых патиной времени вещей, как бы скрывающих тайну, раскрытие которой требует от человека внутренней настроенности, самоуглубленного созерцания и выключения из житейской суеты. Саби может проявиться в заброшенности сада, незавершенности здания, недосказанности стихотворения, лаконизме монохромного свитка, может трактоваться как утонченное наслаждение, рождающееся в процессе приобщения созерцателя к творчеству поэта или художника. К концепции саби можно отнести старые чёрно-белые фотографии, чёрно-белое кино...
Стандарты, навязываемые сегодня можно озвучить девизом: "Потребляй и развлекайся"! Вся страна не улыбается, не смеётся - гогочет над плоскими шутками, заполнившими телеэфир... Ещё одна тупая шутка - пародия на культовый фильм врёмен великой страны. Подмена оригинала - подмена восприятия, подмена восприятия - подмена отношения к истории великой страны. Планы авторов комикса скрыты и имеют стратегическое планирование во времени...
Власти монашеской республики Афон на севере Греции приняли решение выслать четырех монахов, которых посчитали зачинщиками столкновений, произошедших в среду 20 декабря.
Как пишет в пятницу 22 декабря греческая газета «Катимерини», проживание в монастырях полуострова будет запрещено трем насельникам монастыря Эсфигмен, которые находятся в настоящее время в больнице соседнего городка Полигиро. Еще один монах будет выслан в ближайшее время.
Драка с применением ломов и огнетушителей произошла в подворье Эсфигмена в неофициальной столице Афона поселке Карея. В столкновениях между монахами мятежного монастыря Эсфигмен и членами «альтернативной» общины обители, подконтрольной церковным властям, пострадали семь человек. Члены лояльной общины пытались пройти в здание подворья, однако встретили ожесточенное сопротивление.
Пятеро монахов отделались тем, что наглотались порошка из огнетушителей, а также ушибами и ссадинами. Двое получили черепно-мозговые травмы от ударов огнетушителями. Все пострадавшие доставлены в больницу в Полигиро.
Обе противоборствующие общины распространили заявления, в которых обвиняют в развязывании драки противную сторону.
На Афоне сохраняется напряженная ситуация в связи с очередным витком противостояния. Полиция взяла под охрану подворье Эсфигмена, дабы помешать возможному продолжению беспорядков.
Между тем неопределенным остается положение всей мятежной монашеской общины в Эсфигмене.
Конфликт между древним монастырем Эсфигмен и церковными властями начался в 1965 году. Поводом для этого стала встреча Патриарха Константинопольского Афинагора с Папой Римским Павлом VI. Эсфигменцы расценили встречу как отступничество Патриарха Константинопольского, которому подчиняются монастыри Афона, от православной веры.
Примерно 120 монахов-ревнителей «истинного» Православия уже несколько десятилетий занимают монастырь, на крепостных стенах которого с начала 70-х годов развевается черный флаг с девизом «Православие или смерть!». Все эти годы община мятежных монахов яростно сопротивляется попыткам церковных властей восстановить контроль над монастырем.
Нынешний Патриарх Константинопольский Варфоломей постановил выселить эсфигменцев из их монастыря, и это решение одобрили все остальные монастыри Афона, а также светские власти Греции. Однако полиция пока не перешла к решительным действиям, и на Афоне в отношении монахов-бунтовщиков пока сохраняется статус-кво.
Патриарх Константинопольский Варфоломей призвал изгнать из монашеской республики Афон мятежную общину монастыря Эсфигмен, сообщило в пятницу Афинское агентство новостей.
Патриарх Варфоломей, под юрисдикцией которого находится тысячелетняя федерация монастырей на севере Греции, посещает Афон с архипастырским визитом.
«В монастыре Эсфигмен имеет место неподобающее монахам непослушание», — заявил Патриарх Варфоломей.
Патриарх призвал греческие власти ускорить выселение около 80 монахов, которые уже много лет живут фактически на осадном положении за крепостными стенами монастыря Эсфигмен и враждуют с братией остальных 19 афонских монастырей.
Иноки монастыря Эсфигмен на Афоне сделали шаг к примирению с Константинопольским Патриархатом. Об этом свидетельствует распространенное во вторник заявление обители.
Древний монастырь уже более сорока лет отказывается подчиняться Константинопольскому Патриархату, главу которого братия обвиняет в излишне ревностной приверженности экуменизму.
Однако сегодняшнее заявление выражает поддержку Константинопольскому Патриарху Варфоломею, который подвергается давлению со стороны турецких националистов, желающих изгнать греческий Патриархат с территории Турции.
«Независимо от любых наших разногласий, касающихся экуменизма, наше братство поддерживает Патриархат в борьбе за выживание во враждебном окружении», — заявили монахи Эсфигмена.
При этом монахи призывают Патриарха Варфоломея к взаимному согласию и поддержке. «Мы также хотели бы, чтобы он <патриарх> относился к нам с тем же тактом, с каким он бы хотел, чтобы к нему относилось турецкое государство», — отмечается в заявлении.
Монахи также просят Патриарха не предпринимать шагов против признания юридического лица монастыря и не передавать другим общинам права, исконно принадлежавшие общине Эсфигмена.
Прокуратура греческого города Салоники возбудила уголовное дело против игумена и братии мятежного афонского монастыря Эсфигмен, сообщило Афинское агентство новостей.
Этот монастырь, единственный на Афоне, не признает официальных церковных властей и Константинопольского Патриарха, в юрисдикции которого находится тысячелетняя монашеская республика на севере Греции.
Уголовное дело возбуждено по факту недопущения на территорию монастыря представителей министерства культуры страны. Как сообщил прокуратуре глава управления византийских древностей Иоаннис Тавлакис (Ioannis Tavlakis), мятежные монахи дважды за последний месяц не допустили чиновников Минкульта на территорию монастыря, где те намеревались осмотреть состояние древних памятников.
Глава прокуратуры Салоник Василис Флоридис (Vassilis Floridis), изучив жалобу археологов и предоставленные ими фотографии монастыря, полученные из третьих рук, возбудил уголовное дело по признакам плохого обращения с историческими памятниками и неповиновения властям.
В монастыре Эсфигмен, история которого восходит к Х веку нашей эры, хранятся бесценные византийские рукописи, исторические документы, иконы, церковные сосуды. Кроме того, в монастыре сохранились старые фрески.
Это уже не первое уголовное дело, заведенное в отношении мятежных монахов.
В январе текущего года эсфигмениты были обвинены прокуратурой в присвоении денежных средств, полученных от эксплуатации монастырского имущества. Сами насельники монастыря считают подобные действия властей давлением с целью заставить их пойти на компромисс с официальными церковными властями.
На границах монашеской республики Афон в среду произошли столкновения между полицией и сторонниками мятежного монастыря Эсфигмен, сообщают СМИ Северной Греции.
Около 150 человек были остановлены полицией в тот момент, когда собирались сесть на судно, отплывающее из порта Урануполис к Афону. Произошла потасовка, в которой никто не был ранен.
Полиция приняла меры против отплытия корабля, потому что у паломников отсутствовал диамонитирион — своего рода виза на Афон, которая выдается греческим министерством Македонии и Фракии.
Конфликт между древним монастырем Эсфигмен, входящим в автономную монашескую республику Афон на севере Греции, и Константинопольским Патриархатом, власть которого признает Афон, начался в 1965 году. Поводом для этого стала встреча Константинопольского Патриарха Афинагора с Папой Римским Павлом VI и дальнейшее сотрудничество с католиками, в которой эсфигменцы увидели отступничество патриарха от православной веры.
С начала 70-х годов на крепостных стенах монастыря развевается черный флаг с девизом: «Православие или смерть!» Община мятежных монахов яростно сопротивлялась попыткам церковных властей восстановить контроль над монастырем. Их поддерживают ревнители так называемого «истинного Православия» — разбитого на множество толков движения, которое расходится с официальной Церковью главным образом во взглядах на экуменизм.
В 2003 году греческие власти по распоряжению церковных властей послали небольшой полицейский отряд, чтобы выселить монахов из монастыря. Однако «осада» монастыря, продолжавшаяся несколько недель, не дала результатов, поскольку власти не решились на насильственные действия.
В 2005 году при поддержке церковных властей была создана «альтернативная» община монастыря Эсфигмен, лояльная Константинополю. Константинопольский Патриархат признал за ней юридическое право на обладание монастырем, а впоследствии подтвердил распоряжение выселить эсфигменитов из их монастыря.
В декабре 2006 года в поселке Кария, неофициальной столице Афона, произошла драка между членами двух противоборствующих общин за обладание подворьем монастыря. В драке использовались ломы и огнетушители, семь человек были госпитализированы. Афонские власти позже выслали с полуострова нескольких монахов, которых сочли зачинщиками столкновений.
Константинопольский Патриарх Варфоломей призвал мятежных афонских монахов покинуть занятый ими монастырь Эсфигмен.
«Никто не может жить без епископа. Это правило действует для всех православных без исключения. Каждый, кто полагает иначе, находится вне Церкви, а особенно те, кто дал страшную монашескую клятву смирения и послушания», — заявил Патриарх Варфоломей накануне во время визита на Афон, где заложил первый камень в основание представительства монастыря в неофициальной столице монашеской республики Карея.
Обратившись к присутствовавшим на церемонии монахам мятежного монастыря, не признающим духовной власти Константинопольского Патриархата, Патриарх Варфоломей призвал их покинуть монастырь и присоединиться к недавно созданной «альтернативной», лояльной Константинопольскому Патриархату общине Эсфигмена, добавив, что монахи впали в заблуждение из-за чрезмерного рвения в религиозных вопросах.
«Вас ожидает Церковь и объятия любви святой горы Афон», — добавил Патриарх.
Конфликт между древним монастырем Эсфигмен, входящим в автономную монашескую республику Афон на севере Греции, и Константинопольским Патриархатом, власть которого признает Афон, начался в 1965 году. Поводом для этого стала встреча Константинопольского Патриарха Афинагора с Папой Римским Павлом VI, в которой эсфигменцы увидели отступничество Патриарха от православной веры.
С начала 70-х годов на крепостных стенах монастыря развевается черный флаг с девизом: «Православие или смерть!» Община мятежных монахов яростно сопротивлялась попыткам церковных властей восстановить контроль над монастырем.
В 2003 году греческие власти по распоряжению церковных властей послали небольшой полицейский отряд, чтобы выселить монахов из монастыря. Однако «осада» монастыря, продолжавшаяся несколько недель, не дала результатов, поскольку власти не решились на насильственные действия.
В 2005 году при поддержке церковных властей была создана «альтернативная» община монастыря Эсфигмен, лояльная Константинополю. Вселенский Патриархат признал за ней юридическое право на обладание монастырем.
«Наша Церковь уважает духовную юрисдикцию Святейшего Константинопольского Престола и не собирается вмешиваться в события на Святой Горе»
Об этом Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата заявил в интервью греческой газете «Вима», отметив, что разрешение конфликта вокруг афонского монастыря Эсфигмен относится к юрисдикции Константинопольского Патриархата.
На вопрос греческого журналиста о том, что Московский Патриархат якобы вмешался в ситуацию вокруг Эсфигменского монастыря, потребовав от Вселенского Патриарха не допустить изгнания части братии обители, митрополит Кирилл ответил, что в данном случае речь идет об искаженном изложении событий четырехлетней давности.
«В 2003 году произошло обострение конфликта вокруг афонского Эсфигменского монастыря, — напомнил митр. Кирилл. — Пресса сообщала, что при попытке попасть в блокированную обитель погиб один из ее насельников, в печати назывались различные даты его штурма».
Он подчеркнул, что дальнейшая эскалация конфликта могла бы привести к новым жертвам. «Своей обеспокоенностью мы поделились с братской Константинопольской Церковью. В нашем обращении не содержалось каких-либо требований. <…> Напротив, было ясно сказано, что наша Церковь уважает духовную юрисдикцию Святейшего Константинопольского Престола и не собирается вмешиваться в события на Святой Горе», — резюмировал Председатель ОВЦС.
Насельники Афона, монашеского государства на севере Греции, выразили сожаление по поводу недавних встреч Папы Римского Бенедикта XVI с православными иерархами.
В конце ноября прошлого года Папа посетил Стамбул, где встретился с Патриархом Константинопольским Варфоломеем, а в декабре принимал у себя Предстоятеля Элладской Православной Церкви Архиепископа Христодула.
«Эти мероприятия не сочетаются с основами православного учения о Церкви», — говорится в заявлении монахов Афона, публикуемом греческими СМИ.
Монахи, в частности, недовольны тем, что Папу Римского встречали в Стамбуле как законного епископа Рима, что Бенедикт XVI присутствовал на православной литургии не просто как наблюдатель, а в священническом облачении и, таким образом, принимал непосредственное участие в церковной службе. Также Папа вместе с православным клиром возглашал на литургии молитву «Отче наш» и обменялся с Константинопольским Патриархом так называемым поцелуем мира — это традиционный обряд, выполняемый священниками во время совершения таинства Евхаристии.
«Все это значит больше, чем просто совместная молитва, которую, впрочем, тоже запрещают священные каноны. И все это происходит при том, что папизм нисколько не отступил от своих еретических учений и политики», — заявляют православные монахи.
Также афонская братия обрушилась с критикой на Архиепископа Христодула. «Общая с Папой защита христианских основ Европы может показаться безболезненной и положительной практикой, поскольку имеет целью создание мирных гуманитарных связей. Но параллельно с этим возникает ряд резонных сомнений», — говорится в заявлении.
Афонские монахи утверждают, что демонстрация «мнимого единства» православных и католиков размывает образ Православной Церкви как единственной истинной и создает предпосылки для дальнейших расколов и разделений между верующими.
Несмотря на столь жесткую критику верховных иерархов, монахи подчеркивают свою лояльность Константинопольскому Патриарху, которому непосредственно подчинен Афон, и Предстоятелю Элладской Церкви.
За последние десятилетия имели место несколько встреч Патриархов Константинопольских с Папами Римскими. Иоанн Павел II впервые посетил православную Грецию в 2001 году, а Предстоятель Элладской Церкви нанес ответный визит в Ватикан в конце 2006 года. Регулярно проводятся межхристианские совещания, на которых обсуждаются пути сближения Православной и Католической Церквей в вопросах вероучения.
Вместе с тем подобные шаги встречают серьезную оппозицию среди консервативно настроенных верующих, в частности, среди афонских монахов, которые пользуются значительным авторитетом в православном мире.
Один из двадцати афонских монастырей, Эсфигмен, еще в 60-е годы прошлого века разорвал отношения с Константинопольским Патриархатом и на протяжении десятилетий находится практически на осадном положении. Остальные афонские монастыри Патриарху лояльны, но периодически выражают с ним несогласие.