-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ивовая_принцесса

 -Интересы

все божественно!

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.08.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 2564


"Лунница" - славянский женский амулет

Суббота, 28 Февраля 2009 г. 23:59 + в цитатник
Цитата сообщения Dancing_Witch Я привезла себе такую подвеску летом из Крыма, с фестиваля "Генуэзский шлем" в Судаке. Там, где собираются участники исторической реконструкции, всегда можно найти что-нибудь стоящее, с претензией на древность и достоверность. И лунница, и бусинки продавались отдельно, все вместе собирала сама, прямо у ларька. Мне даже выделили нитку и совершенно бесплатно показали, как сделать скользящую застежку.

А что это за штучка и зачем она мне понадобилась вообще...


Статья и фотографии амулетов отсюда:
www.pewter.ru/lots/labirint.htm

"Лунницы и другие обереги Древней Руси
Оберег (он же амулет), по замыслу изготовителя, обладает способностью оберегать его владельца от разных бедствий, в частности, от происков недоброжелательных духов. В X - XII вв., наряду с другими амулетами, оберегами и талисманами, на Руси были широко распространены в качестве женского оберега лунницы.

Лунницы - это металлические украшения в виде полумесяца, известные с конца эпохи бронзы. Они отражают почитание луны, связанное с культом плодородия. В связи с универсальностью, украшения этого типа были распространены и в др. Египте, и у большинства земледельческих народов Европы и Азии..
Из книги Б. А. Рыбакова "ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ", Часть третья "Двоеверие - 11-13 века", глава "Народные обереги":

": Самой интересной для нас частью женских украшений являются специальные амулеты-обереги, включавшиеся в ожерелье или подвешивавшиеся особо (в области сердца или в "калите" y пояса). Обереги были как в виде отдельных подвесок, так и целыми наборами. Магическое и апотропеическое значение этих украшений не вызывает сомнений:
Лунницы (полумесяц, обращенный рогами вниз) зачастую рассматриваются как девичье украшение:
Возможно, что лунницы (сохраняя заклинательное обращение к ночному светилу) изображали вместе с тем небосвод с его двумя небесами, нависающий над землей, которая представлена или в виде крестообразно расположенных пяти квадратиков или в виде креста.
...
На лунницах мы видим и три позиции солнца, и косые линии дождя (?), и зигзаговые или капельно-точечные линии, свидетельствующие о стремлении изобразить два слоя небесной воды: верхний слой - "хляби небесные" и нижний слой - "прапруда" - дождь, изливаемый на землю. Синтез трех элементов мифа дают подвески-кольца, у которых внутри кольца-солнца помещена лунница-небосвод, а под лунницей четкие, крестообразно расположенные квадратики земли.
Кроме небесных символов, на подвесках есть такие элементы, которые позволяют считать их символами земли. Таковы косые решетки, которые дают в центре архаичный узор из четырех косо поставленных квадратов.
Большой интерес представляют украшения со знаком христианского процветшего креста и подвешивавшиеся к ожерелью (или носившиеся на теле) миниатюрные иконки с изображением богородицы. Найденные в курганах рядом с многочисленными языческими символами, они свидетельствуют, во-первых, о начале проникновения христианства в русскую деревню XII - XIII вв., а, во-вторых, они удостоверяют то, что все синхронные им предметы, находившиеся с ними в одних ожерельях, тоже рассматривались людьми того времени как священные символы. "

Лунница - исключительно женский оберег, так как луна всегда считалась женской планетой. Лунница оберегала от ночных духов и нави, просыпающихся при свете луны. Их изготавливали, как правило, из серебра или другого серебристого металла, символизирующего луну. Лунницы такого вида – широкорогие – были обычны на Руси в X-XI веках

В XII-XIII вв., особенно на вятической земле, были распространены круглые прорезные подвески, в центре которых помещены изображения лунницы и креста. Такие подвески представляют собой единый солярно-лунарный символ. В языческих представлениях солнце и луна являются космической брачной парой и покровителями супружества. Солнце и луна благоприятствовали жизни, здоровью и благополучию человека – отсюда охранительное значение их символов на амулетах.
Наша подвеска повторяет привески на вятичском ожерелье XI в., хранящемся в ГИМ.

Эта круглая прорезная привеска-лунница также объединяет в себе солярную и лунарную символику, как и предыдущая. Между рогов лунного серпа находится один из вариантов символа засеянного поля – знака плодородия и материнства, что еще более усиливает этот оберег, как универсальную защиту женщины в любом аспекте ее жизни.
Наша подвеска повторяет привески на вятичском ожерелье XI в., хранящемся в ГИМ

Узор на этой луннице отражает космогонические представления славян, связанные с земледельческой магией. Тут символически изображен небесный свод с солнцем посередине, земля и струи благотворного дождя, обозначенные косыми рядами мелкой зерни. Дождь есть акт бракосочетания земли и неба, в результате которого мать-земля родит всевозможные плоды и злаки.

По мотивам лунницы, обнаруженной в погребении Нефедьево, датируемой первой половиной XII века. Оригинал – типичная узкорогая лунница, украшенная мотивом растительного побега, который выражает все ту же идею вечной жизни, цветения и плодоношения.

Подвеска изготовлена по мотивам литых бронзовых привесок на ожерелье, изготовленных в Новгороде в ….. в. Это нарядное ожерелье с крестиками можно увидеть в Историческом музее в Москве (наши привески, правда, несколько уменьшены против оригинала). Можно увидеть в узоре привесок как христианскую, так и традиционную языческую солярную символику.
Солнце с доисторической древности у самых разных народов обозначалось крестом, свастикой, вписанным в круг крестом и т.п. символами во множестве вариаций. Здесь это - двенадцатиконечный крест, который представляет собой крест с перекладиной на каждом луче. Назначение такого креста – защита от внешних воздействий. Многие исследователи говорят об этом знаке как о волшебном знаке Рода. Также его представляют как совокупность четырех рун Альгиз Старшего Футарка (Альгиз – руна защиты, помощи богов. Двенадцатиконечный крест, когда его рассматривают как комбинацию рун, называется Эгисхьяльм (исл. AEgishjalmur – «Шлем Ужаса»). Этот символ был распространен в глубокой древности, чему есть археологические доказательства – множество амулетов с его изображением было найдено на территориях скифов, мордвы, индоевропейских народов. В средневековой Европе им украшали стены домов, различные предметы обихода, а также нередко использовали в церковной утвари.
Также при желании можно увидеть здесь схематическое изображение мирового древа (помните «Ёжика в тумане»? Если смотреть на тающую в круге тумана крону гигантского дерева снизу, от корней, либо наоборот, сверху – чем не схема устройства мироздания получится?)

Эта трехрогая лунница изготовлена по мотивам находки в Лаа-на-Тае, Нижняя Австрия. Она относится к инвентарю из погребения знатного ругия и датируется первой половиной/серединой V в. Воины из племени ругиев по поручению Рима обеспечивали безопасность романского населения на территории от восточной части провинции Noricum ripense до границы с Паннонией, получая за это достаточно высокую оплату.
Оригинальная лунница изготовлена из золота и украшена вставками из альмандина. Представляет собой подвеску в форме лунницы с петелькой на верхнем крае и с треугольным выступом в центральной части выреза, обрамленную рифленой проволокой, украшенную группами зерни и тремя вставками из альмандина – одной миндалевидной и двумя круглыми. В настоящее время хранится в ГМИИ г. Москвы.

Изготовлена по мотивам привесок-лунниц с вятичского ожерелья из стеклянных бусин, изготовленных в XI в. Как и все лунницы, имеет смысл женского амулета, охраняющего женщину от навьих сил, а также усиливающего женское начало, сохраняющего здоровье и пр.



Новгородская феодальная республика, XII в.
Древнерусская косорешетчатая подвеска – амулет «засеянного поля». Судя по числу находок, эти амулеты были весьма популярны. Изготавливались они литьем по выплавляемой модели: каждый такой медальон изготавливался индивидуально путем сплетения тонких «проволочек» из воска. «Засеянное поле» было знаком плодородия, и ношение его было призвано повысить жизненную силу, что привело бы к усилению способностей к чадородию, а также изобилию плодов земных

Коловрат (солнцеворот) (Коло - древнейшее индоевропейское название Солнца) – славянский солярный символ, изображающий солнце, катящееся по небу. Он несет символику солнечной стихии, солнечных светлых богов: Даждьбога, Сварога, Хорса. Солнце в язычестве имеет также смысл всевидящего ока. Коловрат, как и другие солярные знаки, связан с приобретением как материальных, так и духовных благ, преумножением их. Представляет мужское начало (Солнце – муж в космической паре Солнце – Луна).
С солнцем было связано большинство календарных праздников славян, солярная символика - различной формы коловраты-солнцевороты, - украшала их одежду и утварь, резные наличники изб, ремесленные изделия, широко использовалась в различных оберегах и амулетах.
Данный тип коловрата, свободный от каких-либо дополнительных изобразительных элементов, представляет собой один из наиболее простых и чистых образцов этого древнейшего амулета. То, что он сквозной, т.е., двусторонний, делает его полностью сбалансированным – ведь с лицевой стороны он закручен посолонь, а с обратной – противосолонь (о символизме направления поворота лучей весьма много чего понаписано, заинтересовавшийся человек найдет эти материалы без труда).
Метки:  

Nikol_n   обратиться по имени Понедельник, 02 Марта 2009 г. 10:19 (ссылка)
[QUOTE]Исходное сообщение ивовая_принцесса
А что это за штучка и зачем она мне понадобилась вообще...


красивые штучки, я тоже такие люблю!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку