«Возлюби Бога и ближних». Старо и банально, но... Каждый хорошо умеет любить себя. Многие полагают, что любят родных и близких. Полюбить человечество не удавалось никому. Мы «любим» всё живое, чтобы зарезать и съесть. А как возлюбить Бога? Как научиться любить непредставимую абстракцию, которую невозможно сформулировать? И совместим ли страх божий с любовью?
Сначала реши для себя, что такое любовь. Потребитель бессилен преодолеть свой эгоизм. Для него любить — значит владеть. Поэтому безответная любовь причиняет ему страдания, с обидой и гневом отвергается, угасает или превращается в ненависть. Но ведь человек страдает вовсе не от любви, а от ущемления своего Я, от неосуществлённого ожидания награды за своё чувство, от своей неспособности и неумения просто дарить свою любовь. Каждому приятнее брать, чем давать.
Не огорчайся, если тебя не любят. Может быть это оттого, что не хотят соперничать с твоей любовью к себе. Ты не любишь — вот проблема.
«Не быть любимым — это всего лишь неудача, не любить — вот несчастье. Сегодня все мы умираем от этого несчастья» (А.Камю).
Невозможно по заказу насильно влюбиться и запланировать счастье. Не потому, что «любовь зла», а оттого, что она — неуправляемое душевное таинство. Практичный человек обычно спрашивает себя: «Осчастливит ли меня эта любовь? Достойна ли меня партия? И что Я с этого буду иметь?» Но ведь это вопрос обычного самолюбия. Потом, расчётливо продав себя замуж (женившись), она (он) разочарованно учит своих детей тому, что любовь — выдумка поэтов и лишнее беспокойство.
Так что же имеет в виду главная заповедь «Возлюби»? Любовь — это отречение от себя. Любить — значит безвозмездно отдавать себя, делать счастье другому. Раньше на Руси влюблённые говорили друг другу: «Я жалею тебя». Попробуй смешать воедино синонимы: «любить», «жалеть» и «сострадать». Так любит только Бог. Даже мать любит дитя с подспудной надеждой на будущую опору в старости.
Вообрази себя одиноко летящим в бездне Космоса. Вокруг пусто. Никого. Жутко? А теперь представь себе абсолютное одиночество Космического Разума (Бога). Он любит тебя (и каждого), да так крепко, что всю свою душу отдаёт тебе без остатка в самом прямом смысле. Любит безответно, даром. Нет никого, кто мог бы Его понять и проявить ответное чувство.
Мы ― неблагодарные Его дети, чёрствые эгоисты. Своей неспособностью любить мы портим жизнь себе и ближним. Мы всуе вспоминаем Отца, когда нам плохо, для того, чтобы упрекать Его, плакать, клянчить, проклинать и отрицать. Тысячелетиями всё просим и просим, зачем-то суём Ему деньги и жертвоприношения, пытаемся задобрить Его, распеваем льстивые песнопения и бормочем дежурное спасибо. В самом слове «спасибо» (спаси-бог) звучит всё та же просьба (проси бога). Обращаясь к Богу, правильнее говорить «благодарю» (дарю-благо).
[В слове «благо» (б-лаго) тоже слышится «с богом ладить». Украинское «дякую» и польское «дзенькую» со звоном отскакивают от подсознания. Чуждые твоему подсознанию слова «мерси», «сэнкью» Бог не слышит. Лагодить — ладить, приноровлять, пригонять; лагода — лад, мир, порядок; благо (б-лаго) — божий лад (порядок). Дяка — благодарность; дякать — угощать (В.Даль). В русском языке это слово осталось только в Калужской и Тверской областях. Английское сэнкью (произносится тэнкью) созвучно с дзенькую и дякую. Очень похоже по звучанию и немецкое данкишен.]
Подумай, понравилось бы тебе, если бы ты любимому человеку отдал всего себя, всю свою душу, а он считал бы это просто твоей обязанностью? Нет. Поэтому о своей богоподобности нам рассуждать ещё рано. «Подобное понимает подобное». Читающий да разумеет.
Не нужны Богу ни жертвы, ни пустые слова. Он, как и твои родители, хочет видеть дитя счастливым. Но хоть бы кто-то из нас посочувствовал Ему и пожалел Его. Ведь даже кошка умеет тебя жалеть, тебя — такого умного и сильного царя природы.
Медитация. Попробуй молча, без слов, одними чувствами объясниться в любви и благодарности Богу, который внутри тебя, и ближе которого никого нет. Сумей предаться Ему всей своей сутью так, чтобы защемило в груди. Не проси ничего, кроме прощения за свою чёрствость и глупость. Если у тебя получится, ты мгновенно ощутишь блаженную лёгкость, и свет засияет в душе. Все внутренние замки и цепи спадут.
Так снимается боль. Так ты можешь исцеляться. Пусть это будет тебе простым уроком магии высшего посвящения. Если сразу не получится, не отчаивайся: простое не всегда оказывается таким уже простым. И прочитанный тобой сейчас «опус» о любви — всего лишь упрощённая схема. В жизни всё сложнее. «Не поощряйте, ради бога, у нас на Руси мысли, что можно чего-нибудь добиться без учения!» (И.Тургенев).
Хлебнуло безлюбья сердце. Не горюй. И когда встретишь человека с болью в глазах, помолчи и отдай ему всю свою теплоту.