По Эху Москвы только что прошла передача, в которой обсуждалось, имеет ли право учитель формировать личность учеников.
Вспомнилось, как в 7классе наш классный руководитель (словесник) провела с нами фиктивный урок.
Её предупредили - будут проверяющие из РОНО, тогда она на предыдущем уроке литературы срепетировала урок русского, а потом повторила его при комиссии.
То есть - заранее дала упражнение, вызвала к доске учеников (меня, в том числе) и объяснила, как эти упражнения выполняются правильно.
А потом то же самое повторила при проверяющих - те же ученики, те же упражнения, которые они уже знали.
Но она совершила ошибку - она считала, что мы, не удивимся, а послушно сыграем свои роли. Помню, мне и в голову не могло придти, что меня используют для обмана. Я подумала сначала, что Вера Захаровна просто ошиблась, забыла, что это же упражнение мы уже разобрали час назад, и попыталась даже ей напомнить.
А когда всё поняла - стало мучительно стыдно. И, тем не менее, я сыграла навязанную мне роль до конца, потому что была послушной девочкой.
Но, когда дома я с возмущением рассказала матери, о том, что случилось в школе, получила ещё один удар - мать не стала разбирать со мной эту ситуацию, а просто сказала с нажимом: "Запомни, учитель - всегда прав!"
Я пыталась возражать, объяснять, но мать, раз за разом только безапелляционно повторяла: "Учитель - всегда прав!"
Она считала, что таким образом поддерживает авторитет учителя. А на самом деле... только теряла свой.
С этого момента я осознала своё место в глазах самых важных для меня людей учительницы и матери - я была для них объектом решения их личных проблем, объектом манипулирования. Сама по себе я для них - не существовала, они меня не уважали, не признавали во мне ни живую душу, ни наличие чести и совести.
С этого дня я вышла из-под их влияния - учительницу я с той поры презирала, а мать потеряла моё уважение.
Больше к ним ни с вопросами, ни с проблемами я не обращалась.