Чтение из Книги Согласия на Воскресенье перед Великим Постом |
Вот что означает начать истинное покаяние; и здесь человек должен выслушать приговор, подобный следующему: Все вы — ничтожества, будь вы явными грешниками или святыми [в собственных глазах]; все вы должны стать другими и поступать иначе, нежели то, что вы есть сейчас, и как вы поступаете [какими бы людьми вы ни были], будь вы даже великими, мудрыми, могущественными и святыми. Здесь никто не [праведен, не свят, не] благочестив и т. п.… Однако теперь мы должны противопоставить друг другу ложное покаяние софистов и истинное покаяние, чтобы лучше понять их оба.
Они не могли правильно учить о покаянии, поскольку они не знают [как должно] настоящие грехи [настоящий грех]. Ибо, как было показано выше, они не веруют о первородном грехе правильно, но говорят, будто естественные способности человека остались [абсолютно] неповрежденными и неразвращенными; будто разум может учить правильно, а воля в соответствии с ним может поступать праведно [исполнять то, чему учит разум]; будто Бог несомненно дарует Свою благодать, когда человек делает все, на что способен, по своей доброй воле. Отсюда [из этого догмата] неизбежно следует, что они выполняют [должны выполнять] епитимьи лишь за фактические грехи, такие как порочные мысли, которым поддается человек (поскольку порочные эмоции [похотливость, грязные чувства и наклонности], похоть и неприличные манеры [по их словам] грехами не являются), а также за порочные слова и порочные поступки, от которых свободная воля вполне могла бы отказаться. И в таком покаянии они усматривают три части — сокрушение, исповедь и сатисфакцию, — дополняя их следующим [великолепным] утешением и обетованием: Если человек по-настоящему раскается [почувствует сожаление], исповедуется и совершит сатисфакцию, тем самым он уже заслужил прощение и заплатил за свои грехи перед Богом [искупил свои грехи и обрел безоговорочное искупление]. Таким образом, они учили людей в покаянии возлагать упование на собственные дела. Отсюда и пошло выражение, которое произносили с кафедры, возвещая людям публичное отпущение грехов: «Продли, о Боже, мою жизнь, покуда я ни совершу сатисфакцию за грехи мои и не исправлю свою жизнь».
— Шмалькальденские артикулы. Часть III. О покаянии. §§ 3, 9-13
Рубрики: | Чтения из Книги Согласия |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |