-Метки

fun genus kenoticum genus majestaticum imago dei sola scriptura августин адиафора антиномизм антропология апологетика библия благовестие богословие богословие креста большой катехизис вальтер вера видео власть меча вознесение вторая заповедь герхард грех добрые дела душа евангелие единство церкви епископ закон и евангелие зассе исповедь история лютеранства катехизис койнония конфессиональное лютеранство краут крест крещение ленски либерализм литургия любовь лютер лютеранство молитва мормоны небеса обожение общение с богом оправдание ординация женщин освящение пипер пипкорн писание питерс плоть поклонение предопределение пресвитер призвание причастие причастники божеского естества пройз проповедь противление власти псалмы возмездия псалтирь разум реальное присутствие салеска светская власть свобода священство всех верующих слово и таинства служение таинства теозис толкование библии хемниц христианская жизнь церковная дисциплина церковное пение церковный год церковь честертон энтузиасты

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Мартын_Лютый

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.05.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 3764


«Soli Deo gloria» как богословский принцип лютеранской ортодоксии

Среда, 10 Августа 2022 г. 17:58 + в цитатник
Первая особенность, характеризующая подход к рассмотрению богословских пролегомен и всю теологию периода лютеранской ортодоксии, — приверженность принципу soli Deo gloria. Вера в божественную монергию благодати — причем не только в части обращения человека, о котором идет речь в заключительных разделах догматики, но и применительно к тому, как сам богослов подходит к своим исследованиям, — очевидно проявляется на каждом шагу рассмотрения пролегомен. Богословам периода ортодоксии было присуще глубокое осознание непокорности, греховности и врожденной слепоты, которые свойственны человеку (а следовательно, и самому богослову) и насквозь пронизывают его интеллект. Такое представление о духовном состоянии человека было не только догмой, под которой подписались эти богословы, но и принципом, который лежал в основе их теологических изысканий и влиял на все аспекты богословствования. Естественным следствием такого представления о человеке было свойственное всем богословам того периода понимание того, что богослов особенно и постоянно нуждается в Божьей благодати и просвещении Духа, что для осуществления своего призвания богослов должен верой полагаться на Христа и Его Слово и пребывать в молитве. Иначе говоря, личное переживание Закона и Евангелия — необходимое условие любого богословствования.
 
Если говорить конкретно о рассмотрении пролегомен, принцип soli Deo gloria означает, что Бог как субъект открыл Себя человеку как объекту. Именно Бог — автор и источник (principium essendi) всего богословия. Теология — не только язык, описывающий Бога (λóγoς πεϱì τoῦ ϑεoῦ), но и язык Самого Бога (λóγoς τoῦ ϑεoῦ), повествующий о Боге. Писание же, которое должно быть для человека единственным источником познания и единственной нормой богословия, представляет собой Слово Божье, вдохновленное Им. Поэтому богословие, если рассматривать его как человеческую способность, есть не что иное, как ϑεóσδoτoς, Божий дар неоценимой благодати. Познание Бога как Творца, Искупителя и Утешителя, уверенность в Его прошлой и настоящей благодати, благодати, которая активно воздействует на грешника, уверенность в вечном общении с Ним, а также изъяснение всего этого, говорение о Боге и разговор с Ним — все это берет начало в Боге и Его благодати во Христе.
 
Таким образом, богословие — не поиск истины людьми, не человеческие искания, не несовершенное предприятие, осуществляемое путем проб и ошибок, а ϑεóσδoτoς в виде намерения и действия. Лишь Сам Бог способен сделать человека богословом — точно так же, как Он Сам вышел из сокровенной обители Своего величия, Сам открылся человеку, Сам выдохнул Слово откровения, — и это обстоятельство вынуждает богослова относиться к Богу и Его Слову совершенно определенным образом. Богослов не оценивает и не судит записанное Слово Божье. Самим своим существованием как богослова он обязан божественному Слову. И он делает свою работу сознательно, смиренно и молитвенно, являя собой орудие Святого Духа.
 
Такой монергический подход к богословствованию был основополагающим как для лютеранства, так и для ортодоксального кальвинизма. Именно он отличает богословие классического лютеранства от более бесстрастного, научного и, можно сказать, синергического подхода Эрнести и Землера, которые положили начало историко-критическому методу богословствования. И пропасть между двумя подходами чрезвычайно велика. Эрнести и Землер без устали упрекали историческую ортодоксию в обскурантизме и наивности. Ортодоксальные лютеране в ответ постоянно обвиняли своих современников-социниан (предшественников Землера) и историко-критический богословский метод в пирронизме, безбожии и грубом синергизме. Эта пропасть и по сей день разделяет конфессиональную лютеранскую ортодоксию (где бы она ни существовала) и большую часть современной теологии. И возможность сближения этих двух позиций представляется мне по меньшей мере невероятной.
 
Именно этим частично объясняется непопулярность поздней лютеранской ортодоксии среди более молодых историков и богословов. Все дело в том, что ортодоксия была воинственно настроена по отношению к социнианству с присущим ему вольным подходом к толкованию Писания и богословствованию, в то время как именно такой подход привлекал многих теологов со времен Эпохи Просвещения.
 
— Robert Preus. The Theology of Post-Reformation Lutheranism, vol. 1
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

Карбуселька   обратиться по имени Вторник, 11 Апреля 2023 г. 20:01 (ссылка)
Спасибо! Как-то этот текст выпал из моего внимания...Очень Пройз хорошо пишет.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку