Писание или учебник по менеджменту? |
Внебиблейские преобразования: за разговорами о принципах организации мы забываем об уникальной славе Церкви
Сегодня куда не повернись, везде натыкаешься на требования или обещания духовных преобразований — преобразований в Церкви, в культуре, в мире. Однако литература, излагающая принципы этих преобразований, — она во множестве представлена на полках книжных магазинов и в Сети — по большей части лишь свидетельствует о том, что евангелическое движение в Америке стремительно скатывается в язычество.
Один подобный образчик недавно оказался в нашей редакции. На обложке этой книги, изданной одним из ведущих евангелических издательств, приведены одобрительные отзывы девяти — де больше и не меньше — известных на всю страну лидеров евангелического движения. Эта книга о «церквях, которым хватает мужества взглянуть в лицо переменам и задуматься о необходимых изменениях» — их называют «меняющимися церквями». Книга «основана на глубоких исследованиях» и знакомит читателя с «Определителем здоровья церкви», из которого они узнают о «пяти признаках церковного здоровья».
В книге ощущается заметный недостаток ссылок на Писание — особенно на Новый Завет — как будто мы не должны опираться на богодухновенные тексты, размышляя о преобразованиях.
Так что же это за пять признаков? (1) Члены церкви должны «ощущать реальные перемены в жизни». (2) Церковь должна иметь «ясное понимание миссии» и «неотразимое видение». (3) Церковь должна «с радостью изменяться» ради осуществления своей миссии. (4) Лидеры должны «эффективно… обучать и направлять» членов церкви на служение. (5) Церковь должна «эффективно преобразовывать» окружающую местность.
Все эти расплывчатые и столь модные сейчас организационные принципы вовсе не противоречат Писанию — многие советы даже звучат здраво. Но они не опираются на Библию. Эта книга — как и многие аналогичные сочинения — исходит из достижений современной социальной психологии, а не из библейских духовных реалий: «Христос в вас, упование славы» (Кол. 1:27).
Любопытно, что слово «преобразование» (и однокоренные слова) в Новом Завете встречается крайне редко — всего пять раз в Синодальном переводе. И ни один из этих стихов не имеет отношения к преобразованию культуры или мира. В одном стихе говорится, что Христос однажды преобразит наши тела в подобие Его славного тела (Флп. 3:21). Другой стих — это известное увещание Павла «преобразовываться обновлением ума» (Рим. 12:2). В третьем Павел описывает наше преображение: «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу» (2 Cor. 3:18). В четвертом и пятом речь идет о Преображении Господа (Мф. 17:2 и Мк. 9:2).
Библейское преображение имеет своей движущей силой не принципы корпоративного менеджмента — утверждения цели, адаптивные изменения и мобилизацию членов. Эти принципы могут принести пользу любой социальной структуре — христианской или светской. Однако сосредоточиться на них значит поставить на первый план второстепенное.
В наш век менеджмента, желая «оздоровить» распадающиеся церкви, мы инстинктивно хватаемся за «принципы руководства» и «секреты эффективности». Иногда эти принципы действительно порождены искренним желанием помочь церкви быть церковью. Но во многих случаях это плод высокомерия, чистого воображения и ошибочного мнения, что преобразовать церковь можно при помощи внедрения организационной структуры. Хуже того, увлекшись рассуждениями о принципах организации, мы начинаем забывать уникальные принципы Писания. А ведь только они могут открыть нам глаза на «славу Господа» — на единственную реальность, которая преобразует нас по образу Христа «из славы в славу».
До тех пор, пока наше движение увлекается социальной психологией, наши церкви будут ни чем иным, как кимвалами звенящими. Мир хочет видеть не еще одну группу людей, превратившихся в стройную организацию, но людей, которые преображаются по образу «Человека Христа Иисуса» (1 Тим. 2:5).
Рубрики: | Статьи |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |