-Метки

fun genus kenoticum genus majestaticum imago dei sola scriptura августин адиафора антиномизм антропология апологетика библия благовестие богословие богословие креста большой катехизис вальтер вера видео власть меча вознесение вторая заповедь герхард грех добрые дела душа евангелие единство церкви епископ закон и евангелие зассе исповедь история лютеранства катехизис койнония конфессиональное лютеранство краут крест крещение ленски либерализм литургия любовь лютер лютеранство молитва мормоны небеса обожение общение с богом оправдание ординация женщин освящение пипер пипкорн писание питерс плоть поклонение предопределение пресвитер призвание причастие причастники божеского естества пройз проповедь противление власти псалмы возмездия псалтирь разум реальное присутствие салеска светская власть свобода священство всех верующих слово и таинства служение таинства теозис толкование библии хемниц христианская жизнь церковная дисциплина церковное пение церковный год церковь честертон энтузиасты

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Мартын_Лютый

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.05.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 3764


Об апостольском преемстве

Среда, 11 Мая 2016 г. 06:37 + в цитатник
Об апостольском преемстве
 
Эта статья в сильно сокращенном виде была опубликована в приходском листке церкви св. Марии (Санкт-Петербург) за май 2016 года.
 
Под «апостольской сукцессией» (лат. successio apostolica) или «апостольским преемством» в богословии принято понимать непрерывную цепочку епископских рукоположений, восходящую к самим апостолам — иными словами, поставленные Самим Господом апостолы рукоположили себе на смену епископов из числа своих последователей, эти епископы, в свою очередь, — следующее поколение епископов, и таким образом иерархическое апостольское служение передавалось из поколения в поколение вплоть до наших дней. Однако важнее всего то, что посредством «преемственного» рукоположения от человека к человеку якобы «передаются» некие «благодатные дары Святого Духа», благодаря которым в Церкви и продолжается истинное иерархическое священнослужение. Соответственно, для многих церквей (англиканской, католической, православной) апостольская сукцессия является обязательным признаком единства и истинности этих церквей.
 
Но только лишь формально непрерывной цепочки рукоположений мало — необходима «верность церковной иерархии апостольскому Преданию в учении, в священнодействии и в каноническом устроении Церкви. Только в этих условиях хиротония будет действительной и законной и может быть гарантией сохранения апостольского преемства» (Православная энциклопедия). Именно поэтому одна «преемственная» церковь может не признавать истинность и действенность рукоположений другой «преемственной» церкви, которая придерживается иного учения и иного канонического устройства.
 
Учение лютеранской церкви
 
Лютеране, желая сохранить единство кафолической Церкви, явно и однозначно выражали свою готовность подчиниться требованию Рима и сохранить «каноническую ординацию». В XIV артикуле Апологии Меланхтон писал:
 
…имеем величайшее желание поддерживать древние принципы обустройства Церкви и правление епископов… при условии, что епископы признают наше учение и принимают наших священников. Ибо мы знаем, что церковная дисциплина была установлена Отцами Церкви так, как это изложено в древних канонах, с добрыми и благотворными намерениями.
 
Но в этом же самом параграфе Меланхтон прямо и недвусмысленно оговаривает, что эти «древние принципы обустройства Церкви и правление епископов… были созданы человеческой властью». В Трактате о власти и первенстве папы он развивает этот тезис гораздо полнее, апеллируя, помимо прочего, к тому факту, что в ранней Церкви не существовало разделения между епископами и пресвитерами:
 
…власть [духовенства] по божественному праву является общей для всех, кто правит церквями, как бы они ни назывались — пасторами, старейшинами или епископами… Иероним учит, что различия между полномочиями епископа и пресвитера установлены человеческой властью. И это вытекает из самого существа дела, потому что власть одинакова, как он говорил выше. Но затем между епископами и пасторами вводится одно различие, а именно — рукоположение, ибо так было установлено, что один епископ должен был рукополагать служителей во многих церквях. Однако, поскольку по божественной власти положения епископа и пастора не различаются, то очевидно, что, если пастор в своей церкви рукополагает некоторых подходящих людей на служение, то такая ординация, согласно божественному закону, несомненно действенна и правильна. Поэтому, если установленные епископы преследуют Евангелие и отказываются рукополагать способных людей, каждая церковь имеет полное право рукополагать собственных служителей… И эта власть является даром, который действительно дан Церкви, и который никакой человеческой властью нельзя отнять у Церкви… (§§60-67).
 
Соответственно, наличие «апостольского преемства» и сохранение «канонического рукоположения» — это всего лишь вопрос доброй традиции и внутреннего порядка, никак не влияющий на истинность церкви или деноминации, поскольку «для истинного единства Церкви достаточно согласия относительно учения о Евангелии и отправлении Таинств. Нет нужды в том, чтобы человеческие традиции, то есть обряды или церемонии, учрежденные людьми, были везде одинаковыми» (Аугсбургское Исповедание VII).
 
В своем трактате «К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства» Мартин Лютер горячо отстаивал то же самое понимание законности рукоположений, называя римское учение о власти епископов «соломенной и бумажной препоной», «первой иерихонской стеной», которая должна рухнуть для очищения христианства:
 
Посвящение епископа равнозначно тому, как если бы он в месте, где собралось множество людей, избрал одного из толпы, в которой все обладают равной властью, и поручил бы ему осуществлять эту самую власть над другими… Если бы группа благочестивых христиан была захвачена в плен и заточена в пустыне и среди них не было бы священника, рукоположенного епископом, и если бы они единодушно избрали одного из своей среды, независимо от того, женат он или нет, и поручили бы ему крестить, служить мессу, отпускать грехи и проповедовать, то он был бы самым настоящим священником, как будто бы его рукоположили все епископы и папы… И столь великую милость, силу Крещения и принадлежности к христианству они посредством канонического права почти полностью исказили и утаили от нас. А ведь таким образом в старину христиане избирали из числа единоверцев своих епископов и священников, которые после этого утверждались другими епископами без той пышности, которая царит теперь.
 
Таким образом, единодушное мнение учителей Реформации, основанное на Писании и истории Церкви и зафиксированное в лютеранских вероисповедных книгах, отрицает необходимость и значимость какой-либо иной преемственности, кроме преемственности учения Христова, раз и навсегда преданного святым (Иуды 3).
 
Апостольское преемство в Финляндии
 
В финском лютеранстве апостольская сукцессия формально сохранялась, поскольку первые финские лютеранские епископы Микаэль Агрикола (1510-1557) и Павел Юстен (1516-1575) были хиротонисаны в Швеции. В XVI веке Финляндия входила в состав Швеции. В 1554 г. шведский король Густав Ваза (1496-1560) решил разделить Финляндское герцогство на две епархии: Туркускую и Выборгскую. Он пригласил Ботвида Сунессона, епископа диоцеза Стренгнес, чтобы поставить Микаэля Агриколу в епископы Турку, а Павла Юстена – в епископы Выборга (официально он именовался «ординарием»).
 
Однако в 1884 году, когда Финляндия уже входила в состав Российской империи, апостольская преемственность в финской церкви прервалась, поскольку одновременно скончались епископ Куопио Юкка Малмиваара, епископ Порвоо Йохан Йонсон (который практически единогласно был избран епископом, но даже не успел приступить к исполнению епископских обязанностей) и епископ Турку (архиепископ Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии) Эдвард Берменхейм. Таким образом, все три финских епархии лишились епископов, и некому было рукоположить новых.
 
Новым архиепископом Финляндии и епископом Турку был избран Торстен Туле Рэнволл. Следуя конфессиональному лютеранскому учению о власти Церкви, для его хиротонии решили не приглашать иноземных епископов, а позвали авторитетного богослова, профессора догматики и этики Хельсинкского университета, пастора Акселя Фредрика Гранфельта.
 
Тем не менее, пятьдесят лет спустя преемственность все же была восстановлена. В 1934 году поставление Алекси Лехтонена (1891-1951) в епископы Тампере совершил архиепископ Упсалы Эрлинг Эйдем. Экуменически настроенный Лехтонен ратовал за восстановление апостольской сукцессии в Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии, вёл активные переговоры с англиканами. В 1948 на очередной Ламбетской конференции (собрании англиканских епископов, регулярно проходивших в Ламбетском дворце, резиденции архиепископа Кентерберийского) англиканская церковь официально признала восстановление апостольского преемства в Финляндии.
 
В 1992 году в г. Порвоо была подписана уния («Декларация Порвоо») между англиканской церковью и рядом лютеранских церквей. В тексте этого документа есть подтверждение того, что, в Финляндии апостольское преемство восстановлено.
 
Заключение
 
Недавняя история финского скандинавского лютеранства показывает, что наличие апостольской сукцессии, будучи доброй человеческой традицией, само по себе не гарантирует истинности и здравости церкви. Мы воочию наблюдаем, как «преемственные» национальные церкви все дальше отходят от Писания, от истинного христианства.
 
Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии формально сохраняет апостольское преемство, поскольку хиротония здравствующего предстоятеля церкви Арри Кугаппи в 1995 году была совершена епископами из Финляндии и Швеции. И как ни радует мысль об этом сердца «высокоцерковных» лютеран, нельзя всё же без грусти думать о том, что один из этих епископов, Хенрик Свенунгссон, оказался последним мужчиной-епископом Стокгольма…
 
Помня об этом, нам необходимо не уповать слепо на человеческие установления и традиции, но трезвиться и бодрствовать, следуя увещеванию св. Павла, которое он в очень похожей ситуации адресовал христианам из язычников, ссылаясь на пример народа Израилева: «Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся» (Рим. 11:20).
 
— Дарья Шкурлятьева, пресс-служба ЕЛЦИ
 
При работе над статьей были  использованы материалы сайта www.evl2.fi
Рубрики:  Статьи
Метки:  

Аноним   обратиться по имени Среда, 11 Мая 2016 г. 22:39 (ссылка)
"Недавняя история финского скандинавского лютеранства показывает, что наличие апостольской сукцессии, будучи доброй человеческой традицией, само по себе не гарантирует истинности и здравости церкви. Мы воочию наблюдаем, как «преемственные» национальные церкви все дальше отходят от Писания, от истинного христианства". - однако, Церкви, исторически, действительно, сохранившие "апостольскую преемственность", а так же «верность церковной иерархии апостольскому Преданию в учении, в священнодействии и в каноническом устроении Церкви», оказываются более верными учению Писания, чем подавляющее большинство лютеранских церквей... Так может, существенно важно, сохранять, в т.ч. «верность церковной иерархии апостольскому Преданию в учении, в священнодействии и в каноническом устроении Церкви», ведь разница между католиками и православными, значительно меньше, чем между финляндской лют. церковью и, скажем, Синодом Миссури... (или ЕЛЦИР...)
Рудольф
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Аноним   обратиться по имени Четверг, 12 Мая 2016 г. 09:15 (ссылка)
Да, во всем нужна "золотая середина". Традиции должны помогать сохранению евангелической духовности. Но на практике, почему-то, получается противостояние мнимой "высокоцерковности" такой же мнимой "высокодуховности". На мой взгляд, избежать этого сейчас поможет хорошо прописанный литургический устав церкви где будут открыты все нюансы сукцессии, традиции и т.д. и обновленная хорошо проработанная литургия, Утвержденная Синодом. Это положит конец любому "духовному творчеству" и даст возможность многим пасторам уделять больше времени молитве и своим прямым обязанностям.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Аноним   обратиться по имени золотая середина Четверг, 12 Мая 2016 г. 20:23 (ссылка)

Ответ на комментарий

А кому это нужно в ЕЛЦИР, кроме нескольких энтузиастов? И потом, какую позицию будет отражать "литургический устав"? "Широкую/индифферентную"? В данном вопросе, в контексте ЕЛЦИР, явно не может быть "золотой середины", так как есть три-шесть "высоких" пастора и три-шесть "духовных", а остальное большинство, либо индифферентны, либо явно склонны к банальному пиетизму с уклоном в баптизм-пятидесятничество. При этом у каждой из вышеуказанных "компаний" есть свои велегласные проповедники. И все дружно твердят, что именно они верны учению Лютера-Писания. "Слово Божие и Лютера ученье не потерпят никогда крушенья", - кажется, как-то так? И в этом контексте, чтобы "положить конец любому "духовному творчеству", руководству ЕЛЦИР, придётся ввести жёсткую цензуру, с не менее жёсткой "лютеранской" идеологией, но и здесь три проблемы... Может ли в лют. церкви быть цензура... и какую позицию эта цензура будет поддерживать... и кто будет контролировать/отслеживать, а так же пресекать и наказывать (и как?) Так-что даже создание "лит.устава" только усложнит и без того непростую ситуацию в ЕЛЦИР.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Мартын_Лютый   обратиться по имени Пятница, 13 Мая 2016 г. 01:08 (ссылка)
Так может, существенно важно, сохранять, в т.ч. «верность церковной иерархии апостольскому Преданию в учении, в священнодействии и в каноническом устроении Церкви», ведь разница между католиками и православными, значительно меньше, чем между финляндской лют. церковью и, скажем, Синодом Миссури... (или ЕЛЦИР...)
Рудольф


Боюсь, что сам приведенный Вами пример свидетельствует против Вашего тезиса. Консервативный Синод Миссури не держится на сукцессию и прочие нелютеранские погремушки (там, собственно, и епископата-то нет), а как бы "преемственная" ЕЛЦФ все глубже скатывается в беспредел. И англиканам преемственность не сильно помогает...
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Суббота, 14 Мая 2016 г. 00:20 (ссылка)

Ответ на комментарий Мартын_Лютый

Смею предположить, не свидетельствует... Как на долго хватит консервативности Миссури Синод? "Социологический опрос показал, что приблизительно тысяча священнослужителей ЛЦМС поддерживает мнение о том, что Библия не возражает против рукоположения женщин" (wikipedia - статья: Лютеранская церковь — Миссурийский синод). Весьма любопытная статья-интервью: http://www.pravoslavie.ru/81503.html#comments_form. И, кажется, небезызвестный Ярослав Пеликан перешел в православие из ЛЦМС? И он был не последним... Католическая и Православные Церкви не скатываются в беспредел, оставаясь верными Писанию(опустим полемику о частностях). И вновь "все дружно твердят, что именно они верны учению Лютера-Писания", кто решает в ЕЛЦИР что есть "нелютеранские погремушки", а что, лютеранские? Или, пастор Дмитрий, Синод назначил Вас Великим инквизитором и Ваше слово ставит точку в любом богословском диспуте?
С уважением персонально к Вам, Рудольф.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Мартын_Лютый   обратиться по имени Суббота, 14 Мая 2016 г. 21:50 (ссылка)
Смею предположить, не свидетельствует... Как на долго хватит консервативности Миссури Синод?


Будем надеяться, надолго. Кстати, Ваш вопрос, ИМХО, актуален и для "преемственных" католиков.

Любые проблемы ЛЦМС никак не исключают того факта, что "преемственные" лютеранские объединения скатились ниже плинтуса раньше "непреемственных". Равно как тем же "преемственным" англиканам пресловутая АП не помешала уйти в либерализм. Да и внутри католической церкви (и, если верить Кураеву, православной) "голубое лобби" тоже присутствует. Утверждение, что АП способствует консерватизму, голословно. Гораздо вероятнее, что консервативным имиджем РПЦ и РКЦ обязаны другим факторам:

(1) более жесткой структуре руководства
(2) традиционализму (читай, идиосинкразии к переменам -- в РКЦ проблемы, насколько я понимаю, начались как раз после послаблений 2-го Ватикана)

Католическая и Православные Церкви не скатываются в беспредел, оставаясь верными Писанию(опустим полемику о частностях).


Вы очень любопытным образом выкидываете из понятия верности Писанию вопрос об оправдании верой и прочих моментах, обусловивших саму необходимость Реформации. Чего стоит верность Писанию в вопросе рукоположения женщин в сравнении с ошибочной сотериологией? Это называется "комара отцеживать, а верблюда не замечать".

И вновь "все дружно твердят, что именно они верны учению Лютера-Писания", кто решает в ЕЛЦИР что есть "нелютеранские погремушки", а что, лютеранские?


Герменевтику, Рудольф, еще никто не отменял. По любому вопросу в жизни всегда есть куча мнений, и одновременно истинными они быть не могут по определению. И люди как-то справляются с задачей установления истины, что бы там ни говорили по этому поводу постмодернисты.

К счастью для лютеран, у нас есть Книга Согласия 1580 года (не считая, ессно, Писания), которая согласно уставу ЕЛЦИ (раз уж Вы спросили) стоит выше решений церковных властей. И все, что ей противоречит, по определению является "нелютеранскими погремушками". Статья, которую Вы усердно комментируете, -- как раз об этом. Идея АП попросту не согласуется ни с КС, ни с трудами Лютера, составляющими ее историко-богословский контекст.

Вопрос "кто решает" действительно важен. И самое важное -- добиться, чтобы решал не каждый сам за себя. Иначе получим книгу Судей в чистом виде: "не было у них царя, поэтому каждый делал, что считал правильным". С предсказуемым результатом. В ЕЛЦИ в настоящий момент все решения такого уровня формулируются Богословской комиссией, визируются Синодальным советом и утверждаются Синодом.

Или, пастор Дмитрий, Синод назначил Вас Великим инквизитором и Ваше слово ставит точку в любом богословском диспуте?


Учитывая, что инквизиция нынче называется Конгрегацией доктрины веры, в рамках ЕЛЦИ ее функции выполняет Богословская комиссия, секретарем коей является Ваш покорный слуга. Так что, если угодно, можете называть меня "инквизитором", хотя председателем БК является предстоятель ЕЛЦИ. Однако порядок принятия богословских решений, утвержденный Синодом, я прописал выше. Мое мнение (до утверждения его Синодом, во всяком случае) -- это всего лишь мое мнение. Соответственно, ставить какие-то гипотетические "точки" в каком-то несуществующем "диспуте" (я бы не стал делать такие комплименты филокатолическим или филоправославным фантомам, не подкрепленным Писанием и Книгой Согласия, блуждающим в умах ряда прихожан и пасторов) я вовсе не собираюсь. Хотите диспута -- флаг в руки. Для начала хотелось бы увидеть четко сформулированную позицию, сопровождаемую аргументами по существу статьи, а не лирическими фантазиями на тему жизнеутверждающей роли АП, сама реальность которой пока еще не доказана.

Если уж Вы взялись апеллировать к Синоду, то на данный момент ни одно решение Синода АП не постулирует и не признает. Насколько мне известно. Если Вам известно больше, с радостью просвещусь.

С уважением персонально к Вам, Рудольф.


Аналогично, Дмитрий
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Воскресенье, 15 Мая 2016 г. 18:53 (ссылка)
А, простите, за беспокойство!
Как верно сказал св. Фома Аквинский:
"Господи, избавь меня от пагубной привычки, быть убежденным, что я должен что-то сказать на любую тему и по любому поводу".
И, не менее Протопресвитер Александр Шмеман:
"Давайте будем и дальше не соглашаться, но не будем судить. Что не подходит нам, может подойти потенциальным новообращенным другого типа. Я беру здесь образец поведение прихожан во время русского православного богослужения, где они сидят, другие лежат лицом вниз, некоторые стоят, или опускаются на колени, или ходят, и никто не обращает никакого внимания на то, что делают другие. Вот пример здравого смысла, хорошее воспитания и хорошего христианства. "Не вмешивайся в чужие дела" - хорошее правило как в религии, так и во всем другом".
Впрочем, желаю Вам стать добрым сыном Римско-Католической Церкви.
Или, по примеру, Я.Пеликана и нескольких Ваших бывших сослуживцев (ЕЛЦИР), - православным.
Рудольф
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Мартын_Лютый   обратиться по имени Воскресенье, 15 Мая 2016 г. 22:56 (ссылка)
Исходное сообщение Аноним
А, простите, за беспокойство!


Да что Вы, что Вы, не стоит...

Как верно сказал св. Фома Аквинский:
...
И, не менее Протопресвитер Александр Шмеман:
...
Впрочем, желаю...


Лучше бы Вы ограничились Аквинатом, право слово...
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Воскресенье, 14 Августа 2016 г. 17:25 (ссылка)
Мне кажется, что Лютер все-таки не был столь радикален в учении о священстве. В данной статье есть все что угодно, кроме ссылок на Писание, которыми подтверждалась бы неактуальность апостольского преемства рукоположений в Церкви Христовой.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
sergeydn82   обратиться по имени Пятница, 04 Ноября 2016 г. 00:56 (ссылка)
Об апостольской преемственности вдоволь написано в первом, втором веке, о том, что сохранение веры, может быть исключительно в епископских хиротониях, последовательно от апостолов, об этом говорят Игнатий Антиохийский и Ириней Лионский, но где Вы, а где они.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку