Мартин Лютер об Агнце Божьем |
«Пасхальный агнец Закона, по существу, представлял собой чудесную детскую игрушку, а также обряд, установленный для того, чтобы напоминать вам об истинном Агнце Божьем. Однако вы преувеличиваете его значение и полагаете, что закалание и жертвоприношение совершались, чтобы очистить вас от грехов. Не поддавайтесь этой иллюзии! Ваши агнцы никогда не смогут этого сделать. Это под силу только Сыну Божьему. Агнцы, о которых говорил Закон, должны были служить людям всего лишь игрушками, напоминанием об истинном пасхальном Агнце, которого должно было принести в жертву когда-то в будущем». Но они относились к его словам с презрением и полагали, что ягненка, заколотого на Пасху, достаточно. И потому Иоанн как бы сравнивает агнца Моисеева и Христа, истинного Агнца. Закону не было места после Христа. Иоанн хочет сказать: «Ваш агнец был взят от людей, как заповедал Моисей в Законе Божьем (Бытие 12:3-5). Но это Божий Агнец. Пасхальный агнец — это Агнец от Бога, а не ягненок, выбранный из овечьего стада. Агнец Закона был агнцем пастухов, или агнцем человеческим». Иоанн хочет сказать: «Вот истинный Агнец, забирающий грех людей. Вы пытались очиститься от греха с помощью других агнцев, которых приносили в жертву на праздник Пасхи, но у вас ничего не вышло. Но с этим Агнцем, рожденным от девы, у вас все получится. Это не природный ягненок или баран, о котором говорит Закон, но все же это Агнец». Ибо Бог предписал, что именно Агнца следовало принести в жертву и изжарить на кресте за наши грехи. Во всех остальных отношениях Он был человеком, подобным всем остальным людям; но Бог сделал Его Агнцем, которому должно было понести на Себе грехи всего мира.
Это необычайно свободная и утешительная проповедь о Христе, Спасителе нашем. Ни наши мысли, ни наши слова не могут в полной мере охватить этот предмет, но в жизни будущей к нашей вечной радости и вечному блаженству нам будет зачтен тот факт, что Сын Божий уничижил Себя таким образом и возложил на Себя мои грехи. Да, Он берет на Себя не только мои грехи, но и грехи всего мира — от Адама до последнего из смертных. Эти грехи Он принимает на Себя, и за них Он готов принять страдания и смерть, чтобы наши грехи были очищены, и мы обрели вечную жизнь и блаженство. Но кто способен должным образом осмыслить или изложить это? Весь мир со всей его святостью, нравственностью, силой и славой находится под господством греха и полностью дискредитирован в глазах Божьих. Всякий, кто желает спастись, должен знать, что все его грехи были возложены на спину этого Агнца! И потому Иоанн указывает своим ученикам на этого Агнца со словами: «Хотите знать, куда грехи всего мира помещены для их прощения? Тогда не возвращайтесь к Закону или Моисею и не обращайтесь к диаволу; там вы, без сомнения, найдете грехи, но лишь грехи, которые устрашают и осуждают вас. Но если вы действительно хотите найти место, где грехи всего мира изглаживаются и очищаются, тогда устремите свои взоры на крест. Господь возложил все наши грехи на этого Агнца. Как возглашает пророк Исаия: „Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу“ (53:6), — одни налево, другие направо. Один искал Бога так, другой иначе; люди искали Бога множеством способов».
И, как это всегда бывает, когда мы сбиваемся с пути и, к примеру, сворачиваем не туда на перекрестке, одно неверно решение ведет к сотням других. И потому одни ищут поддержки в правиле св. Франциска, другие — в ордене св. Бенедикта. И папа, и сарацин — каждый по своему разумению — изобрели собственные способы расплаты за грех. Однако написано: «Все сбились с пути». Но где же правильный путь, тот путь, который не позволяет уклониться в сторону? Чем дальше мы уходим от верной дороги, тем больше теряемся. Исаия указывает на этот правильный путь таким образом: «Бог возложил на Него все наши грехи и поразил Его за грехи народа; когда мы все сбились с пути, Бог возложил все наши грехи на Своего Агнца и ни на кого иного. Он повелел, чтобы Агнец понес на себе грехи всего мира».
И потому христианину должно просто прилепляться к этому стиху и не позволять, чтобы кто-либо лишил его этих слов. Ибо нет иного утешения, ни на небе, ни на земле, которое могло бы укрепить нас перед лицом всех нападок и искушений, и особенно в страдании смертном.
— Мартин Лютер. Из проповеди на Иоанна 1:29
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |