-Метки

fun genus kenoticum genus majestaticum imago dei sola scriptura августин адиафора антиномизм антропология апологетика библия благовестие богословие богословие креста большой катехизис вальтер вера видео власть меча вознесение вторая заповедь герхард грех добрые дела душа евангелие единство церкви епископ закон и евангелие зассе исповедь история лютеранства катехизис койнония конфессиональное лютеранство краут крест крещение ленски либерализм литургия любовь лютер лютеранство молитва мормоны небеса обожение общение с богом оправдание ординация женщин освящение пипер пипкорн писание питерс плоть поклонение предопределение пресвитер призвание причастие причастники божеского естества пройз проповедь противление власти псалмы возмездия псалтирь разум реальное присутствие салеска светская власть свобода священство всех верующих слово и таинства служение таинства теозис толкование библии хемниц христианская жизнь церковная дисциплина церковное пение церковный год церковь честертон энтузиасты

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Мартын_Лютый

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.05.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 3764


Проповедь на II Воскресенье посла Троицы

Пятница, 11 Июня 2010 г. 00:56 + в цитатник

Второе воскресенье после Троицы

Божий призыв


С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих (Иак. 1:2-8).

Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим; и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него; но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение. Случилось, что когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие. Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лк. 9:51-62).


Благодать Вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа!

Братья и сестры, на прошлой неделе Церковь Христова вступила во вторую, т. н. «обычную» половину литургического года. «Обычной» она, конечно, называется только потому, что все главные праздники приходятся на первую половину. По существу же, «обычная» часть года столь же необыкновенна, сверхъестественна и чудесна, как и «праздничная», поскольку всякий раз, когда мы собираемся вместе во имя Христа, Он находится посреди нас, и всякий раз, когда мы совершаем Причастие согласно Его установлению, мы в самом реальном и буквальном смысле соприкасаемся с Его Телом и Кровью, преданным и пролитой за нас. Что может быть необыкновеннее?

Центром нашего внимания во второй половине литургического года по-прежнему остается Евангелие — весть о том, что Бог «так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Только если в первой половине мы делали основной акцент на том, что Господь сделал ДЛЯ нас, теперь мы будем больше размышлять о том, что Он продолжает каждый день делать В нас и ЧЕРЕЗ нас.

Иными словами, на протяжении ближайших 20 с лишним недель мы будем говорить о том, что лютеране называют Третьим Применением Закона. И потому все проповеди в этой части литургического года, по существу, будут толкованием на Десять Заповедей. (Вы ведь не думали, изучая их во время конфирмационных занятий, что они имеют для христиан только историческую ценность?)

В частности, сегодняшняя наша тема, «Божий призыв», имеет прямое отношение к Первой Заповеди, — и я позволю себе напомнить вам, как эта заповедь и ее объяснение звучат в Кратком Катехизисе:

Да не будет у тебя других богов, кроме Меня.

Что это значит? Мы должны превыше всего бояться, любить Бога и уповать на Него во всем.

Что еще можно назвать Божьим призывом, как не призыв «бояться, любить Бога и уповать на Него во всем?» Однако сегодняшние тексты из Евангелия и Апостола предлагают нам взглянуть на вопрос о Божьем призыве под несколько необычным углом — поразмышлять о том, как колебания и сомнения препятствуют нам откликнуться на этот призыв. И, соответственно, лейтмотивом того, о чем мы будем рассуждать сегодня, является следующее пояснение к Первой Заповеди, которое мы находим в Большом Катехизисе:

Таким образом, вы можете легко понять, чего и сколько требует эта заповедь, — а именно, чтобы сердце человека было целиком отдано Богу, и чтобы все упование было возложено только на Бога и ни на кого иного. Ибо вы можете легко понять, что «иметь Бога» не значит «ухватиться» за Него руками, положить Его в суму, словно деньги, или запереть Его в сундук, словно серебряные сосуды. Но объять Его значит ухватиться за Него и прильнуть к Нему всем своим сердцем. Однако прильнуть к Нему сердцем означает не что иное, как положиться на Него целиком и полностью. По этой причине Он желает отвратить нас от всего, что существует вне Его, и притянуть нас к Себе, потому что только Он является вечным благом (I:13-15).

Сегодняшний евангельский текст, как и многие другие евангельские тексты, о которых мы часто говорим и размышляем (например, история молодого богатого вельможи, Мк. 10:17-22), показывает, как легко люди находят предлоги и оправдания для того, чтобы следовать за Богом не в полную силу, или не сейчас, или не совсем так, как Господь того от нас хочет. Именно в этом и заключается величайшее искушение христианина: предлог всегда найдется, и наша греховная плоть, которую мы все еще на себе носим, с радостью за этот предлог ухватится, если мы хотя бы чуть-чуть потеряем бдительность, если узы молитвы, поста и веры, которые сдерживают похоти нашей плоти, хотя бы чуточку ослабнут.

Опаснее всего то, что предлоги, которые изобретает или находит наш изворотливый плотский ум, всегда выглядят очень убедительно и весомо. Взгляните на те предлоги, пользуясь которыми, герои сегодняшней евангельской истории отказывались встать и пойти за Христом — разве они не звучат разумно для любого нормального человека? Напротив — это призыв Христа идет вразрез со всем, что мы привыкли считать правильным и бесспорным. Чего стоят одни лишь Его слова: «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие», — которые вообще звучат оскорбительно и ужасно для нашего слуха и представляются нам едва ли не призывом к нарушению Четвертой Заповеди («Почитай отца твоего и мать твою…»).

Нынешние толкователи нередко пытаются придать этим словам приемлемое и безобидное звучание, но таким образом они отнимают у проповеди Христа одно важное и существенное качество — для всех людей и во все времена она была камнем преткновения и скалой соблазна, разрушая привычные человеческие стереотипы и убеждения. И в данном случае Господь действительно говорит людям ужасные, режущие наш слух слова. Но как здесь, так и в истории с молодым богатым вельможей слова Господа нельзя воспринимать как неизменный общий принцип («христианину нельзя иметь богатство» или «христианину нельзя хоронить неверующих родителей») — в Мф. 15:3-6 Сам Господь, напротив, осуждает тех, кто пренебрегает почитанием родителей, прикрываясь волей Божьей:

Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим (Мф. 15:3-6).

Причиной столь жестких слов Господа в сегодняшнем евангельском отрывке следует считать внутренние мотивы, которыми руководствовались Его собеседники, и которые Он, будучи божественным Сердцеведцем, прекрасно знал.

Мы не вправе впадать ни в одну, ни в другую крайность: ни пренебрегать исполнением заповеди, ссылаясь на данное Богу обещание, ни уклоняться от Божьего призыва, прячась за букву заповеди. Но как это сделать? Ответ заключается в одном слове: чистосердечие. Господь никогда не противоречит Сам Себе. Мы сами выдумываем противоречия, когда нам нужно оправдать свои поступки («Кто хочет, ищет способ. Кто не хочет — причину».). Если же мы от чистого сердца любим Бога и стремимся исполнять Его заповеди, никаких противоречий не возникает. В сущности, в упомянутых сегодня евангельских текстах Господь как раз и открывает людям глаза на их двоедушие:

Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лк. 9:62).

Беда в том, что каждый христианин по природе своей до конца жизни остается одновременно святым и грешником, пленником развращенной греховной плоти, которую нам приходится ежедневно умерщвлять, распиная на кресте Христа свои похоти и страсти. При этом плоть отнюдь не дремлет и готова воспользоваться любой нашей минутной слабостью. И потому каждого из нас постоянно подстерегает опасность впасть в одну из двух крайностей, упомянутых выше. Если бы мы были совершенны, мы не нуждались бы более в обличении Закона. Но поскольку мы все еще не избавлены от искушений мира и дьявола и греховной немощи плоти, Закон продолжает обличать в нас любые признаки лицемерия и двоедушия, дабы мы могли выкорчевать их, пока они еще не принесли горькие плоды неверия и греха.

Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: „до ревности любит дух, живущий в нас "? Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас (Иак. 4:4-10).

Секрет чистосердечия — в послушании и смирении перед Господом. Всякое основание для двоедушия исчезает, если мы служим только одному Господу, не разделяя верность Ему с верностью себе, или маммоне, или еще каким-то человеческим ценностям.

В приведенном тексте из Послания Иакова мы находим не только грозное предостережение двоедушным («До ревности любит Дух, живущий в нас»), но и милосердное утешение («Тем большую дает благодать»). До тех пор, пока в сердце нашем живет живая вера во Христа, пока мы всецело уповаем на благодать Его искупительной Жертвы, Господь не отвергает нас, даже когда по слабости человеческой мы проявляем двоедушие и следуем зову плоти, а не Божьему призыву. Как любящий Отец, Он поднимает нас из грязи, в которой мы в очередной раз извалялись, омывает нас чистой водой прощения и, если нужно, наказывает нас — порой весьма болезненно, — чтобы научить нас послушанию.

Но как сохранить в себе эту живую веру? Как избежать двоедушия и не поддаться на искушения мира? Здесь нет никаких хитростей и секретов. Писание просто и ясно говорит нам, что Господь даровал нам два средства, которые очищают нашу душу, напоминают нам о Том, Кому мы служим, и дают нам силы подвизаться против греха. Это Слово и Таинство.

Господи Боже, Отче небесный, открывший на волю Свою, мы молим Тебя: открой сердца наши, дабы мы познали, что без Тебя мы не можем ничего, и наша жизнь теряет свой смысл и назначение, как соль потерявшая силу. Помоги нам всецело доверять Тебе, дабы ничто здесь на земле не обладало нами, но чтобы мы проводили оставшееся время в страхе Божьем, любви и целомудрии через Иисуса Христа, возлюбленного Сына Твоего, Господа нашего. Аминь.

Рубрики:  Проповеди


Процитировано 1 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку